Рабочая программа доп.образования ИЗО- деятельность
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)

Колбина Наталья Александровна

программа изо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_progr_izo_avtosohranennyy.docx50.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №219 города Челябинска»

Дополнительная образовательная программа

«Раскрасим мир вместе»

для детей от 3 до 7 лет

на 2020-2021 учебный год

Срок реализации программы: 4 года

Автор-составитель:

Колбина Наталья Александровна

педагог дополнительного образования

Рецензенты:

Челябинск, 2020

Содержание рабочей программы

I. Целевой  раздел……………………………………………………………..……4

1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………4

1.2 Цели и задачи программы……………………………………………………….7

1.3Возрастные особенности детей ………………………………………………..10

1.4 Прогнозируемые результаты………………………………………….13

II.Содержательный раздел…………..17

 2.1Перспективно-календарный план……………………………………………17

 2.2 Регламентирование образовательной деятельности по программе «Раскрасим мир вместе»………………………………………………………..

 2.3.Педагогическая диагностика……………………………………………………….

III. Учебно-методическое обеспечение реализации программы

3.1Материально-техническое обеспечение рабочей программы………………….

3.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников…………..

Список используемой литературы……………………………………………….

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
        Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка.  Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Постановление Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Уставом и нормативными документами МБДОУ «Детский сад №219 г. Челябинска»;

- Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №219 г. Челябинска»;

- С учѐтом комплексной образовательной программой ДО «Мир открытий» под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой;

 Актуальность. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Педагогическая целесообразность. Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно, развивают речь.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных  изобразительных технологий. Все занятия в программе носят творческий характер. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой разработке, развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изобразительных техник.

Интеграция с другими образовательными областями. При организации образовательного процесса, в контексте современных государственных требований, на базе нашего дошкольного учреждения выяснилось, что методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана во всех образовательных направлениях. Направление «Художественно – эстетического развития» наиболее эффективно интегрируется со следующими образовательными областями:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие.

Принцип интеграции, объединяющий различные образовательные области, разные виды деятельности, приемы и методы в единую систему, реализуется на основе комплексно-тематического планирования.

Вид программы: модифицированная программа.

Участники. Дети в возрасте 3-7 лет, посещающие детский сад, входят в состав группы не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Продолжительность реализации программы. Программа составлена по возрастным группам и  рассчитана на четыре года. Она охватывает: вторую младшую группу – дети от 3 до 4 лет, среднюю группу – от 4 до 5 лет, старшую группу – от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет.      

Методические рекомендации. Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: вторая младшая группа -10-15 минут; средняя группа - 15-20 минут; старшая группа - 20 - 25 минут; подготовительная к школе группа – 25-30 минут. Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае для средней, старшей и подготовительной групп. Начало занятий для второй младшей группы – с января по май.

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 3-7 лет средствами нетрадиционного рисования.

Основные задачи программы:

Развивающие:

  • развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию,
  • наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность
  • развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление,
  • сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
  • формировать эстетическое отношение к окружающей действительности

Образовательные:

  • Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием
  • различных материалов.
  • Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
  • Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы,
  • произведений классического искусства,
  • Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений
  • окружающей деятельности.
  • Формировать умение оценивать созданные изображения.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать
  • внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
  • Развивать творческие способности детей.
  •  Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
  •  Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Основные принципы рабочей программы:

1.Принцип поэтапности

2. Принцип динамичности

3. Принцип сравнений

4. Принцип выбора

Методы, используемые при организации занятий с детьми:

  • тычок жесткой полусухой кистью,
  • рисование пальчиками,
  • рисование ладошкой, оттиск пробкой,
  • оттиск печатками из картофеля,
  • обрывание бумаги, скатывание бумаги,
  • оттиск предметами,
  • восковые мелки + + акварель, печать по трафарету,
  • набрызг, отпечатки листьев,
  • ниткография
  • рисование мыльными пузырями
  • рисование с помощью соли

        Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

  • репродуктивная;
  • коммуникативная;
  • позновательно-исследовательская;
  • игровая;
  •  трудовая;
  • двигательная.

Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно –эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

  • работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
  • договариваться о совместной работе, ее содержании;
  • планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
  • радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

 Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

В поисках новых методов, технологий и содержания мной были изучены парциальные программы по художественно-творческому развитию дошкольников: «Цветные ладошки» (автор - Лыкова И.А.), программа по рисованию, лепке, аппликации с детьми 4-7 лет (автор –Г.С. Швайко), программа по художественному творчеству детей 5-7 лет – «Радость творчества» (автор О.А. Соломенникова), программа «Изобразительная деятельность в детском саду» (автор – Комарова Т.С.).

Рабочая программа разработана с учѐтом возрастных психологических особенностей детей 3-7 лет.

1.3 Возрастные особенности детей

Каждый возрастной период дает ребенку новые возможности деятельности, несет с собой новые психические изменения. Разрабатывая тематическое содержание занятий необходимо учитывать психологические особенности возраста и реальный уровень развития группы.

 Вторая младшая группа (3-4 года)

 У детей четвертого года жизни совершенствуются и развиваются восприятие, мышление, память; постепенно формируются представления о форме предметов, величине, основных цветах. К трем годам дети накопили уже большой опыт познания явлений и предметов.

 В этом возрасте у детей появляется интерес к изобразительной деятельности. Сначала детям интересен сам процесс рисования, лепки, но постепенно малыша начинает интересовать качество созданного им образа. Он стремиться, как можно натуральнее изобразить предмет, а после занятия полюбоваться на свою работу, рассказать, какой цвет он выбрал и почему, что может делать этот предмет, какой у него получился рисунок.

Все большую роль в деятельности начинает играть воображение. Но образы воображения у младшего дошкольника еще неустойчивы и фрагментарны.

 Средняя группа (4-5 лет)

 В этом возрасте представления детей о предмете во многом отличаются от самого предмета и сохраняют не все его свойства, а лишь отдельные его стороны. Полученные от восприятия представления не остаются незамеченными, а постоянно меняются и преобразуются. Происходит процесс обобщения представлений. Поэтому дети воспроизводят в рисунке не то, что видели, а то, что представили, вообразили сами. В этом возрасте наиболее ярко проявляется способность к цветоощущению, однако отношение к цвету, как и свойству, присущему данному предмету, неустойчиво.

 Движение руки к 4 годам уже в значительной степени сформированы, хотя еще недостаточно скоординированы. Действия детей, как правило, неуверенные, скованные, неточные. Поэтому на начальных этапах обучения дети всецело поглощены процессом нанесения линий, пятен, а зрительный контроль за направлением движения часто отступает на второй план или сведен до минимума. Сосредоточив внимание на проведении линии ребенок забывает о форме, которую он должен передать.

 Старшая группа (5-6 лет)

 В старшем дошкольном возрасте восприятие ребенка приобретает целенаправленный характер. Восприятие в основном основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может воспринимать цвет, размер, форму. Ребенок 5-6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы.

Но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над изображением.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.

 Воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

Расширились представления детей о цвете. К 5-6 годам локальный цвет некоторых предметов усваивается детьми как обязательный признак. Однако еще сохраняется тенденция к выбору цвета независимо от реальной окраски изображаемого.

Движения рук становятся более свободными, уверенными, улучшилась координация движений.

 Подготовительная группа (6-7 лет)

 У детей седьмого года жизни развиваются более сложные формы познавательной активности. Они уже овладели такими важными мыслительными процессами: как анализ, выделение основных свойств и признаков предметов и объектов (формы, строения, величины, пропорции, цвета, ритма и др.). Дети способны сравнивать, выделять сходства и различия, общего и характерного, специфического.

 Восприятие становиться целенаправленным, дети приобретают возможность более глубоко и разносторонне познавать окружающий мир и отражать его в своем творчестве.

 В этом возрасте у детей уже появляется умение планировать работу, ребенок начинает отбирать детали, характерные для данного образа. Дети уже способны к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания, и средств выполнения изображения. Они уже в состоянии решить, что будет изображать на заданную тему, с чего начать, как расположить изображаемый предмет.

 Одновременно с повышением качества психических процессов старших дошкольников происходит ускорение темпов развития сложных двигательных навыков.

У детей подготовительной группы все еще сохраняется двойственное  отношение к использованию цвета в изображении: цвет, как передача окраски изображаемого и цвет, как украшение.

1.4. Прогнозируемые результаты

Первый год обучения (3-4 года)

  • проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно – прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы;
  • радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам;
  • знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой;
  • знать и называть народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка);
  • изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжета;
  • подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам;
  • правильно пользоваться карандашами, восковыми мелками, кистью и красками;
  • использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+ акварель.

Второй год обучения (4-5 лет)

  • изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.;
  • передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета;
  • украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи;
  • использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки + акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочки;
  • рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию.

Третий год обучения (5-6 лет)

  • уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство).
  • создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения;
  • использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы;
  • использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов; выполнять узоры по мотивам народного декоративно – прикладного искусства;
  • знать особенности изобразительных материалов;
  • выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция);
  • использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки + акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочкой, граттаж (черно- белый, цветной), монотипия;
  • рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию;
  • проявлять фантазию и творческое мышление дорисовывая предложенные пятна, линии, точки;
  • различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционного изобразительного искусства;
  • различать основные виды ИЗО;
  • знать имена и работы наиболее известных художников.

Четвертый год обучения (6-7 лет)

  • различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное и народное искусство;
  • создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений;
  • использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения;
  • называть основные выразительные средства произведений искусства;
  • выполнять узоры по мотивам народного декоративно – прикладного искусства;
  • знать особенности изобразительных материалов;
  • выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция);
  • использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки + акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочкой, граттаж (черно-белый, цветной), монотипия;
  • рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию;
  • проявлять фантазию и творческое мышление дорисовывая предложенные пятна, линии, точки;
  • различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционнного изобразительного искусства;
  • различать основные виды ИЗО;
  • знать имена и работы наиболее известных художников;
  • знать основные архитектурные достопримечательности Челябинска. Уметь передать особенности архитектурных строений;
  • уметь передавать особенности человеческого тела взрослого человека и ребенка;
  • уметь передавать движение предметов и живых существ.

Подведение итогов реализации образовательной программы:

  • Выставки, вернисажи;
  • Участие в конкурсах разного уровня;
  • Помощь в украшении помещений детского сада.

II.Содержательный раздел

2.1. Перспективно-календарный план

Перспективно – календарный план строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, с учѐтом принципов целостности и интеграции содержания дошкольного образования.

Перспективный план основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса и обеспечивает осуществление образовательного процесса в основных организационных моделях, включающих:

- совместную деятельность взрослого и детей,

- самостоятельную деятельность детей;

- взаимодействие с родителями воспитанников.  Помимо систематических занятий, проводятся выставки, участие в городских конкурсах и конкурсах внутри детского сада.

Календарно-тематический план для детей 3-7 лет

Месяц

Неделя

Тема

Сентябрь

1

«День знаний»

2

«Моя страна»

3

«Урожай»

4

«Краски осени»

Октябрь

1

«Живой мир» (птицы+насекомые)

2

«Я - человек»

3

«Народная культура и традиции»

4

«Наш быт»

Ноябрь

1

«День народного единства»

2

«Транспорт»

3

«Здоровей – ка»

4

«Кто как готовится к зиме»

Декабрь

1

«Здравствуй зимушка – зима»

2

«Город мастеров»

3

«Новогодний калейдоскоп»

4

«Новогодний калейдоскоп»

Январь

1

«Рождественские каникулы»

2

«Рождественские каникулы»

3

«В гостях у сказки»

4

«Этикет»

Февраль

1

«Моя семья»

2

«Азбука безопасности»

3

«Наши защитники»

4

«Маленькие исследователи»

Март

1

«Женский день»

2

«Миром правит доброта»

3

«Быть здоровыми хотим»

4

«Весна шагает по планете»

Апрель

1

«День смеха», «Цирк», «Театр» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)

2

«Встречаем птиц»

3

«Космос», «Приведем в порядок планету»

4

«Волшебница вода»

Май

1

«Праздник весны и труда»

2

«День победы»

3

«Мир природы»

4

«До свидания, детский сад. Здравствуй, школа», «Вот мы какие стали большие» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)

2.2Регламентирование образовательной деятельности по программе «Раскрасим мир вместе»

Возрастная группа

Время начала и окончания дополнительного занятия, день недели

Вторая младшая

16.00-16.15, Вторник

Средняя

16.00-16.20, Четверг

Старшая

16.35-17.00, Четверг

Подготовительная

16.30-17.00, Вторник

2.3Педагогическая диагностика

Данная диагностика используется исключительно для решения следующих  образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

См. приложение 1.

III. Учебно-методическое обеспечение реализации программы

3.1Материально- техническое обеспечение реализации программы

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в ДОО служит организация предметно-развивающей среды.  Помещение для занятий: изо-кабинет.

Технические средства: СD и аудио материалы.

Оборудование и материалы: мольберт, наборы цветных карандашей, гуашь, акварель, восковые мелки, трубочки для коктейля, штампы разного размера и формы, нитки, зубные щетки, одноразовые вилки, соль, манка, ватные палочки, кисти беличьи, щетинистые, баночки для воды, салфетки, бумага разного формата.

3.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Реализация дополнительной образовательной программы предусматривает взаимодействие ДОО с родителями (законными представителями) воспитанников в целях обеспечения следующих психолого-педагогических условий:

  • поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
  • взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семей.

Основополагающая идея: построение взаимодействия с семьями воспитанников на основе гуманитарно-личностного подхода, согласно которому признается право родителей (законных представителей) на уважение и понимание; на участие в жизни ДОО; на удовлетворение потребительских запросов в сфере оказания образовательных услуг (дополнительного образования воспитанников).

Основные формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОО:

Форма взаимодействия

Характеристика

1. Изучение мнения родительской общественности

Организованные собрания (встречи-знакомства); личный прием (в часы, отведенные для консультирования).

2. Информирование родителей (законных представителей) о ходе образовательной деятельности; взаимоинформирование родительской общественности и педагогов

Индивидуальные и групповые консультации; родительские собрания (с приглашением педагогов-руководителей занятий по дополнительному образованию воспитанников); оформление информационных стендов, буклетов, информирование посредством сайта ДОО в Интернете

3. Поддержка, образование родителей (законных представителей)

Организация методических мероприятий мероприятий для родителей (законных представителей): формирование и поддержка положительной самооценки детей, уверенности в собственных возможностях и способностях; использование в обучении детей адекватных возрасту и индивидуальным особенностям форм и методов работы с детьми; построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности ребенка и учитывая социальную ситуацию его развития; поддержка взрослыми инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности и др.

Совместная деятельность

Привлечение семей к организации досуговой деятельности худосжественно-эстетической направленности; участие в конкурсах и выставках с семейными рботами

Список используемой литературы

1. Лыкова И.А. «Цветные ладошки» // М., 2006

2. Г.С. Швайко. Программа по рисованию, лепке, аппликации с детьми 4-7 лет//М., 2008

3. Соломенникова О.А. Программа по художественному творчеству детей 5-7 лет – «Радость творчества»// М., 2008

4. Комарова Т.С. Программа «Изобразительная деятельность в детском саду»// М.. 2016

5.Каратаева Н.А., Крежевских О.В.Конструирование рабочей программы воспитателя : научно-практический дискус// Детский сад : теория и практика, 2015. Сыктывкар, 2015

6.Сажина С.Д. Интеграционный подход как основа проектирования дошкольного образования.// М., 2005

7. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ: метод. Рекомендации. //М., 2006

8. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.

9. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.                                   Часть 1. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

10. Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей” – М.: Просвещение, 2014 г.

11. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

12. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.

13. Основная образовательная программа дошкольного образования «МБДОУ ДС № 219 г.Челябинска»

Электронные ресурсы

1.Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015№ 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». http:www/consultant.ru  

2.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО». http:www/consultant.ru  

3.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н (с изм. От 25.12.2014) «Об утверждении Профессионального стандарта «Педагог (педагогмческая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»». http:www/consultant.ru  

4. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http:www/consultant.ru  

5. Постановление Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». http:www/consultant.ru  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа коррекционного образования по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы ко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по воспитательно- образовательной деятельности для детей смешанной группы раннего возраста (от 1 до 2лет) и (от 2 до 3 лет ) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования от «Рождения до школы» по

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпо воспитательно- образовательной деятельностидля детей смешанной группы раннего возраста (от 1 до 2лет) и (от 2 до 3 лет )составлена на основе примерной общеобразовательной про...

Рабочая программа по воспитательно- образовательной деятельности для детей 3-4лет(2-я младшая группа) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования от «Рождения до школы» под редакции Вераксы Н.Е.,Гербовой В.В., Ком

Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуально...

Рабочая программа дошкольного образования общеразвивающей направленности на 2022-2023 учебный год старшая разновозрастная группа от 5 до 7 лет составлена на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»

Рабочая программадошкольного образования общеразвивающей направленностина 2022-2023 учебный годстаршая разновозрастная группа от 5 до 7 лет составлена на основе образовательной программы дошкольн...