Рабочая программа доп.образования ИЗО- деятельность
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №219 города Челябинска»
Дополнительная образовательная программа
«Раскрасим мир вместе»
для детей от 3 до 7 лет
на 2020-2021 учебный год
Срок реализации программы: 4 года
Автор-составитель:
Колбина Наталья Александровна
педагог дополнительного образования
Рецензенты:
Челябинск, 2020
Содержание рабочей программы
I. Целевой раздел……………………………………………………………..……4
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………4
1.2 Цели и задачи программы……………………………………………………….7
1.3Возрастные особенности детей ………………………………………………..10
1.4 Прогнозируемые результаты………………………………………….13
II.Содержательный раздел…………..17
2.1Перспективно-календарный план……………………………………………17
2.2 Регламентирование образовательной деятельности по программе «Раскрасим мир вместе»………………………………………………………..
2.3.Педагогическая диагностика……………………………………………………….
III. Учебно-методическое обеспечение реализации программы
3.1Материально-техническое обеспечение рабочей программы………………….
3.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников…………..
Список используемой литературы……………………………………………….
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Уставом и нормативными документами МБДОУ «Детский сад №219 г. Челябинска»;
- Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №219 г. Челябинска»;
- С учѐтом комплексной образовательной программой ДО «Мир открытий» под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой;
Актуальность. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Педагогическая целесообразность. Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно, развивают речь.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных технологий. Все занятия в программе носят творческий характер. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой разработке, развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изобразительных техник.
Интеграция с другими образовательными областями. При организации образовательного процесса, в контексте современных государственных требований, на базе нашего дошкольного учреждения выяснилось, что методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана во всех образовательных направлениях. Направление «Художественно – эстетического развития» наиболее эффективно интегрируется со следующими образовательными областями:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Принцип интеграции, объединяющий различные образовательные области, разные виды деятельности, приемы и методы в единую систему, реализуется на основе комплексно-тематического планирования.
Вид программы: модифицированная программа.
Участники. Дети в возрасте 3-7 лет, посещающие детский сад, входят в состав группы не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Продолжительность реализации программы. Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на четыре года. Она охватывает: вторую младшую группу – дети от 3 до 4 лет, среднюю группу – от 4 до 5 лет, старшую группу – от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет.
Методические рекомендации. Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: вторая младшая группа -10-15 минут; средняя группа - 15-20 минут; старшая группа - 20 - 25 минут; подготовительная к школе группа – 25-30 минут. Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае для средней, старшей и подготовительной групп. Начало занятий для второй младшей группы – с января по май.
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 3-7 лет средствами нетрадиционного рисования.
Основные задачи программы:
Развивающие:
- развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию,
- наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление,
- сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности
Образовательные:
- Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием
- различных материалов.
- Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы,
- произведений классического искусства,
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений
- окружающей деятельности.
- Формировать умение оценивать созданные изображения.
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать
- внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
- Развивать творческие способности детей.
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Основные принципы рабочей программы:
1.Принцип поэтапности
2. Принцип динамичности
3. Принцип сравнений
4. Принцип выбора
Методы, используемые при организации занятий с детьми:
- тычок жесткой полусухой кистью,
- рисование пальчиками,
- рисование ладошкой, оттиск пробкой,
- оттиск печатками из картофеля,
- обрывание бумаги, скатывание бумаги,
- оттиск предметами,
- восковые мелки + + акварель, печать по трафарету,
- набрызг, отпечатки листьев,
- ниткография
- рисование мыльными пузырями
- рисование с помощью соли
Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:
- репродуктивная;
- коммуникативная;
- позновательно-исследовательская;
- игровая;
- трудовая;
- двигательная.
Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно –эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
- договариваться о совместной работе, ее содержании;
- планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
В поисках новых методов, технологий и содержания мной были изучены парциальные программы по художественно-творческому развитию дошкольников: «Цветные ладошки» (автор - Лыкова И.А.), программа по рисованию, лепке, аппликации с детьми 4-7 лет (автор –Г.С. Швайко), программа по художественному творчеству детей 5-7 лет – «Радость творчества» (автор О.А. Соломенникова), программа «Изобразительная деятельность в детском саду» (автор – Комарова Т.С.).
Рабочая программа разработана с учѐтом возрастных психологических особенностей детей 3-7 лет.
1.3 Возрастные особенности детей
Каждый возрастной период дает ребенку новые возможности деятельности, несет с собой новые психические изменения. Разрабатывая тематическое содержание занятий необходимо учитывать психологические особенности возраста и реальный уровень развития группы.
Вторая младшая группа (3-4 года)
У детей четвертого года жизни совершенствуются и развиваются восприятие, мышление, память; постепенно формируются представления о форме предметов, величине, основных цветах. К трем годам дети накопили уже большой опыт познания явлений и предметов.
В этом возрасте у детей появляется интерес к изобразительной деятельности. Сначала детям интересен сам процесс рисования, лепки, но постепенно малыша начинает интересовать качество созданного им образа. Он стремиться, как можно натуральнее изобразить предмет, а после занятия полюбоваться на свою работу, рассказать, какой цвет он выбрал и почему, что может делать этот предмет, какой у него получился рисунок.
Все большую роль в деятельности начинает играть воображение. Но образы воображения у младшего дошкольника еще неустойчивы и фрагментарны.
Средняя группа (4-5 лет)
В этом возрасте представления детей о предмете во многом отличаются от самого предмета и сохраняют не все его свойства, а лишь отдельные его стороны. Полученные от восприятия представления не остаются незамеченными, а постоянно меняются и преобразуются. Происходит процесс обобщения представлений. Поэтому дети воспроизводят в рисунке не то, что видели, а то, что представили, вообразили сами. В этом возрасте наиболее ярко проявляется способность к цветоощущению, однако отношение к цвету, как и свойству, присущему данному предмету, неустойчиво.
Движение руки к 4 годам уже в значительной степени сформированы, хотя еще недостаточно скоординированы. Действия детей, как правило, неуверенные, скованные, неточные. Поэтому на начальных этапах обучения дети всецело поглощены процессом нанесения линий, пятен, а зрительный контроль за направлением движения часто отступает на второй план или сведен до минимума. Сосредоточив внимание на проведении линии ребенок забывает о форме, которую он должен передать.
Старшая группа (5-6 лет)
В старшем дошкольном возрасте восприятие ребенка приобретает целенаправленный характер. Восприятие в основном основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может воспринимать цвет, размер, форму. Ребенок 5-6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы.
Но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над изображением.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.
Воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.
Расширились представления детей о цвете. К 5-6 годам локальный цвет некоторых предметов усваивается детьми как обязательный признак. Однако еще сохраняется тенденция к выбору цвета независимо от реальной окраски изображаемого.
Движения рук становятся более свободными, уверенными, улучшилась координация движений.
Подготовительная группа (6-7 лет)
У детей седьмого года жизни развиваются более сложные формы познавательной активности. Они уже овладели такими важными мыслительными процессами: как анализ, выделение основных свойств и признаков предметов и объектов (формы, строения, величины, пропорции, цвета, ритма и др.). Дети способны сравнивать, выделять сходства и различия, общего и характерного, специфического.
Восприятие становиться целенаправленным, дети приобретают возможность более глубоко и разносторонне познавать окружающий мир и отражать его в своем творчестве.
В этом возрасте у детей уже появляется умение планировать работу, ребенок начинает отбирать детали, характерные для данного образа. Дети уже способны к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания, и средств выполнения изображения. Они уже в состоянии решить, что будет изображать на заданную тему, с чего начать, как расположить изображаемый предмет.
Одновременно с повышением качества психических процессов старших дошкольников происходит ускорение темпов развития сложных двигательных навыков.
У детей подготовительной группы все еще сохраняется двойственное отношение к использованию цвета в изображении: цвет, как передача окраски изображаемого и цвет, как украшение.
1.4. Прогнозируемые результаты
Первый год обучения (3-4 года)
- проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно – прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы;
- радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам;
- знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой;
- знать и называть народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка);
- изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжета;
- подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам;
- правильно пользоваться карандашами, восковыми мелками, кистью и красками;
- использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+ акварель.
Второй год обучения (4-5 лет)
- изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.;
- передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета;
- украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи;
- использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки + акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочки;
- рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию.
Третий год обучения (5-6 лет)
- уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство).
- создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения;
- использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы;
- использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов; выполнять узоры по мотивам народного декоративно – прикладного искусства;
- знать особенности изобразительных материалов;
- выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция);
- использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки + акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочкой, граттаж (черно- белый, цветной), монотипия;
- рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию;
- проявлять фантазию и творческое мышление дорисовывая предложенные пятна, линии, точки;
- различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционного изобразительного искусства;
- различать основные виды ИЗО;
- знать имена и работы наиболее известных художников.
Четвертый год обучения (6-7 лет)
- различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное и народное искусство;
- создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений;
- использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения;
- называть основные выразительные средства произведений искусства;
- выполнять узоры по мотивам народного декоративно – прикладного искусства;
- знать особенности изобразительных материалов;
- выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция);
- использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки + акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочкой, граттаж (черно-белый, цветной), монотипия;
- рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию;
- проявлять фантазию и творческое мышление дорисовывая предложенные пятна, линии, точки;
- различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционнного изобразительного искусства;
- различать основные виды ИЗО;
- знать имена и работы наиболее известных художников;
- знать основные архитектурные достопримечательности Челябинска. Уметь передать особенности архитектурных строений;
- уметь передавать особенности человеческого тела взрослого человека и ребенка;
- уметь передавать движение предметов и живых существ.
Подведение итогов реализации образовательной программы:
- Выставки, вернисажи;
- Участие в конкурсах разного уровня;
- Помощь в украшении помещений детского сада.
II.Содержательный раздел
2.1. Перспективно-календарный план
Перспективно – календарный план строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, с учѐтом принципов целостности и интеграции содержания дошкольного образования.
Перспективный план основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса и обеспечивает осуществление образовательного процесса в основных организационных моделях, включающих:
- совместную деятельность взрослого и детей,
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с родителями воспитанников. Помимо систематических занятий, проводятся выставки, участие в городских конкурсах и конкурсах внутри детского сада.
Календарно-тематический план для детей 3-7 лет
Месяц | Неделя | Тема | |
Сентябрь | 1 | «День знаний» | |
2 | «Моя страна» | ||
3 | «Урожай» | ||
4 | «Краски осени» | ||
Октябрь | 1 | «Живой мир» (птицы+насекомые) | |
2 | «Я - человек» | ||
3 | «Народная культура и традиции» | ||
4 | «Наш быт» | ||
Ноябрь | 1 | «День народного единства» | |
2 | «Транспорт» | ||
3 | «Здоровей – ка» | ||
4 | «Кто как готовится к зиме» | ||
Декабрь | 1 | «Здравствуй зимушка – зима» | |
2 | «Город мастеров» | ||
3 | «Новогодний калейдоскоп» | ||
4 | «Новогодний калейдоскоп» | ||
Январь | 1 | «Рождественские каникулы» | |
2 | «Рождественские каникулы» | ||
3 | «В гостях у сказки» | ||
4 | «Этикет» | ||
Февраль | 1 | «Моя семья» | |
2 | «Азбука безопасности» | ||
3 | «Наши защитники» | ||
4 | «Маленькие исследователи» | ||
Март | 1 | «Женский день» | |
2 | «Миром правит доброта» | ||
3 | «Быть здоровыми хотим» | ||
4 | «Весна шагает по планете» | ||
Апрель | 1 | «День смеха», «Цирк», «Театр» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) | |
2 | «Встречаем птиц» | ||
3 | «Космос», «Приведем в порядок планету» | ||
4 | «Волшебница вода» | ||
Май | 1 | «Праздник весны и труда» | |
2 | «День победы» | ||
3 | «Мир природы» | ||
4 | «До свидания, детский сад. Здравствуй, школа», «Вот мы какие стали большие» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) |
2.2Регламентирование образовательной деятельности по программе «Раскрасим мир вместе»
Возрастная группа | Время начала и окончания дополнительного занятия, день недели |
Вторая младшая | 16.00-16.15, Вторник |
Средняя | 16.00-16.20, Четверг |
Старшая | 16.35-17.00, Четверг |
Подготовительная | 16.30-17.00, Вторник |
2.3Педагогическая диагностика
Данная диагностика используется исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
См. приложение 1.
III. Учебно-методическое обеспечение реализации программы
3.1Материально- техническое обеспечение реализации программы
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в ДОО служит организация предметно-развивающей среды. Помещение для занятий: изо-кабинет.
Технические средства: СD и аудио материалы.
Оборудование и материалы: мольберт, наборы цветных карандашей, гуашь, акварель, восковые мелки, трубочки для коктейля, штампы разного размера и формы, нитки, зубные щетки, одноразовые вилки, соль, манка, ватные палочки, кисти беличьи, щетинистые, баночки для воды, салфетки, бумага разного формата.
3.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Реализация дополнительной образовательной программы предусматривает взаимодействие ДОО с родителями (законными представителями) воспитанников в целях обеспечения следующих психолого-педагогических условий:
- поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
- взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семей.
Основополагающая идея: построение взаимодействия с семьями воспитанников на основе гуманитарно-личностного подхода, согласно которому признается право родителей (законных представителей) на уважение и понимание; на участие в жизни ДОО; на удовлетворение потребительских запросов в сфере оказания образовательных услуг (дополнительного образования воспитанников).
Основные формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОО:
Форма взаимодействия | Характеристика |
1. Изучение мнения родительской общественности | Организованные собрания (встречи-знакомства); личный прием (в часы, отведенные для консультирования). |
2. Информирование родителей (законных представителей) о ходе образовательной деятельности; взаимоинформирование родительской общественности и педагогов | Индивидуальные и групповые консультации; родительские собрания (с приглашением педагогов-руководителей занятий по дополнительному образованию воспитанников); оформление информационных стендов, буклетов, информирование посредством сайта ДОО в Интернете |
3. Поддержка, образование родителей (законных представителей) | Организация методических мероприятий мероприятий для родителей (законных представителей): формирование и поддержка положительной самооценки детей, уверенности в собственных возможностях и способностях; использование в обучении детей адекватных возрасту и индивидуальным особенностям форм и методов работы с детьми; построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности ребенка и учитывая социальную ситуацию его развития; поддержка взрослыми инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности и др. |
Совместная деятельность | Привлечение семей к организации досуговой деятельности худосжественно-эстетической направленности; участие в конкурсах и выставках с семейными рботами |
Список используемой литературы
1. Лыкова И.А. «Цветные ладошки» // М., 2006
2. Г.С. Швайко. Программа по рисованию, лепке, аппликации с детьми 4-7 лет//М., 2008
3. Соломенникова О.А. Программа по художественному творчеству детей 5-7 лет – «Радость творчества»// М., 2008
4. Комарова Т.С. Программа «Изобразительная деятельность в детском саду»// М.. 2016
5.Каратаева Н.А., Крежевских О.В.Конструирование рабочей программы воспитателя : научно-практический дискус// Детский сад : теория и практика, 2015. Сыктывкар, 2015
6.Сажина С.Д. Интеграционный подход как основа проектирования дошкольного образования.// М., 2005
7. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ: метод. Рекомендации. //М., 2006
8. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
9. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
10. Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей” – М.: Просвещение, 2014 г.
11. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
12. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
13. Основная образовательная программа дошкольного образования «МБДОУ ДС № 219 г.Челябинска»
Электронные ресурсы
1.Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015№ 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». http:www/consultant.ru
2.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО». http:www/consultant.ru
3.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н (с изм. От 25.12.2014) «Об утверждении Профессионального стандарта «Педагог (педагогмческая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»». http:www/consultant.ru
4. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http:www/consultant.ru
5. Постановление Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». http:www/consultant.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/14/picture-672553-1607957438.jpg)
Авторская рабочая программа дополнительного образования по музыкально-ритмической деятельности. Рецензия и Свидетельство. Рецензент и эксперт – Н.Н.Калацкая к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и образования Казанског
“Сюжетные танцы и этюды – средство развития танцевальноготворчества у детей старшего дошкольного возраста “Срок реализации: 1 год...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/13/picture-45687-1494664367.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/21/picture-257813-1369123266.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования
Рабочая программа коррекционного образования по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы ко...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/18/picture-219933-1363572653.jpg)
Рабочая программа по воспитательно-образовательной деятельности для детей 1-3 лет (Смешанная раннего возраста) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования от «Рождения до школы» под. редакции Вераксы Н.Е., Гербово
Рабочая программа разработанная для детей от1 до 3 лет в соответствии с ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/22/picture-1365970-1637596265.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по воспитательно- образовательной деятельности для детей смешанной группы раннего возраста (от 1 до 2лет) и (от 2 до 3 лет ) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования от «Рождения до школы» по
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо воспитательно- образовательной деятельностидля детей смешанной группы раннего возраста (от 1 до 2лет) и (от 2 до 3 лет )составлена на основе примерной общеобразовательной про...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/22/picture-1365970-1637596265.jpg)
Рабочая программа по воспитательно- образовательной деятельности для детей 3-4лет(2-я младшая группа) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования от «Рождения до школы» под редакции Вераксы Н.Е.,Гербовой В.В., Ком
Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуально...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/22/picture-1128176-1584875880.jpg)
Рабочая программа дошкольного образования общеразвивающей направленности на 2022-2023 учебный год старшая разновозрастная группа от 5 до 7 лет составлена на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
Рабочая программадошкольного образования общеразвивающей направленностина 2022-2023 учебный годстаршая разновозрастная группа от 5 до 7 лет составлена на основе образовательной программы дошкольн...