Технология Духовно-нравственное воспитание
методическая разработка

Опыт работы по технологии духовно- нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18 с углубленным изучением отдельных предметов»

Технология

Духовно- нравственное воспитание

(«Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»)

 

Выполнила воспитатель 1 квалификационной категории

Баталина Т.Ф.

г. Сергиев Посад

 

  1. Пояснительная записка.

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека.

Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе  накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д.

 Согласно системному подходу воспитание есть непрерывный процесс развития социокультурного опыта индивидуума, группы, общества

Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей), а также той системой ценностей, которая лежит в его основе.

Ведущую роль в становлении личности ребёнка – дошкольника играет семья. Именно в семье, благодаря ощущению «живой человеческой среды» (В. Зеньковский)  и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых, ребёнок приобретает первый социокультурной опыт.

При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоционально- практического взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками в  наиболее значимых для него развитых вида деятельности.    

Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создание единого контекста воспитания и развития, общения на основе общности цели, содержаниея и педагогических технологий.

Эту задачу позволяют решить программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования

  1. Актуальность

Последние годы отмечается проблема снижение педагогической компетентности родителей по воспитанию детей основ нравственных ценностей – фундамент будущей личности. Сложившиеся положение является отражением перемен произошедших в обществе общественном сознании, в девяностые годы после развала Союза дошкольное воспитание – период активного познания мира и человеческих отношений, накопления нравственного опыта, они формирования личности. Этот возраст нельзя пропустить для становления представление о добре и зле о нравственных эталонных поведение и взаимоотношения. Что же мы наблюдаем в большинстве случаев:

– Родители смещает акценты в развитии детей в сторону ранее интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствует о том, что возраст от рождения до восьми лет наиболее благоприятен для формирования сенсорная, социальной и нравственной формы;

– Произошла утрата семейной функции, передачи детям значимых культурных жизненных ценностей, крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей – говорит о недостаточной компетентности семье в вопросах нравственного становления воспитание личности ребёнка.  Поэтому внедрение программы истоки и воспитания на социокультурном опыте является важной и актуальной в наше современное время.

  1. Цели и задачи

Цель: привнесение в отечественное образование духовно-нравственной основы, способствующей выходу на целостное развитие личности.

Задачи:

1. Приобщение всех участников образовательных отношений (дети, родители (законные представители), педагоги) к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;

  1. Организация взаимодействия детей и взрослых, развитие единого контекста воспитания в семье и дошкольной организации, формирование активной педагогической позиции родителей;
  2. Развитие         социального         партнёрства         всех         участников образовательных отношений;
  3. Создание условий для развития познавательной сферы ребёнка, где лейтмотивом выступает формирование бережного и созидательного отношения к окружающему миру;
  4. Формирование социальной  активности  детей  дошкольного возраста,

        способности получать значимые социокультурные результаты;

  1. Создание условий для первичной социализации ребёнка в окружающем мире; -         Обеспечение преемственности в работе дошкольной организации и школы.

1.3. Виды работы:

Совместная образовательная деятельность проходит через все виды детской деятельности:
-Игровая
-Коммуникативная
-Восприятие художественной литературы
-Самообслуживание и элементы бытового труда
-Конструирование из различных материалов
-Изобразительная
-Музыкальная
-Двигательная
    Существенной особенностью является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении совместной образовательной деятельности. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.

1.4. Формы работы:

Особое место отводится активным формам обучения:
-Работа в паре
-Работа в микрогруппе
-Ресурсный круг

В ресурсном круге каждый ребенок получает реальную возможность высказаться. Дети учатся, не перебивая, слушать друг друга, соблюдать очередность выполнения действий, приобретают опыт взаимопонимания и взаимопомощи.

Успешное выполнение действий позволяет каждому ребенку узнать себя и своих товарищей. Результатом самооценки и взаимооценки становится устойчивое позитивное отношение к себе и ровесникам.

Использование на занятиях такой активной формы обучения, как работа в паре, предполагает необходимость прийти к единому мнению, договориться, вместе представить результат, позволяет избежать конкуренции и подготовить ребенка к участию в коллективной деятельности.

Ресурсный круг и работа в паре играют важную роль в эмоциональном развитии детей. Возможность в ходе обсуждения задания обменяться мнениями и получить признание сверстника снижает состояние тревоги, способствует формированию положительной самооценки.

На занятиях дети получают  представление о главных ценностях жизни.

Очень важно, что духовно-нравственные ценности развиваются не только у ребенка, но и у воспитателя. Ребенок и воспитатель находятся в совместном процессе духовного созидания.

Важно, что в системе Истоков продумана преемственность духовно-нравственного и социокультурного развития. Программа начинается с дошкольного образования для детей 3-7 лет как пропедевтика Истоков начальной школы.

1.5. Этапы применения технологии:

1 этап: Изучение педагогического опыта в области духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях. Формирование сотрудничества с родителями в вопросах духовно-нравственного воспитания (консультации, индивидуальные беседы, информационные стенды, практические занятия). Информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность ДОУ.

2 этап: Создание условий для реализации возможностей непрерывного познания в области духовно-нравственного воспитания (беседы, чтение художественной литературы, русские народные игры, изодеятельность, наблюдения, пение, хороводы, заучивание потешек, закличек, поговорок, тренинги; активные формы обучения (ресурсный круг, работа в паре). Организация совместной деятельности и семьи; информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность дошкольного учреждения; педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

3 этап: Мониторинг результатов и формирование перспектив дальнейшего развития системы духовно-нравственного

1.5. Структура технологии:

Технология базируется на четырех возрастных группах:

- младшая (3-4 года);

- средняя (4-5 лет);

- старшая (5-6 лет);

- подготовительная (6-7 лет).

В младшей группе главными целями воспитательной программы являются:

        - Развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение;

        - Развитие доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости;

        - Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному).

        С целью духовно-нравственного развития детей 3-4 лет разработана серия книг: «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга». Книги выстроены в логике осваиваемых категорий курса.

        В средней группе целями воспитательной программы являются:

        - Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека;

        - Развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии;

        - Развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к родителям и другим близким людям;

        - Развитие навыков делового, познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми.

        Для детей этого возраста разработаны книги для развития «Дружная семья», «Сказочный лес», «Добрая забота», «Любимая сказка».

        В старшей целями воспитательной программы являются:

        - Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость);

        - Дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

        - Развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей;

        - Создание условий для формирования правильной самооценки. Для этого возраста разработаны книги для духовно-нравственного развития детей: «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово».

        В подготовительной группе целями воспитательной программы являются:

        - Первоначальное освоение детьми отечественных традиций Слова, Образа, Дела, Праздника;

        - Дальнейшее развитие умений и навыков деятельностного, познавательного и личностного общения со сверстниками в ходе активных занятий (умение понять сверстника, встать на его точку зрения, поделиться своими знаниями, участвовать в общем деле);

        - Создание условий для успешной адаптации ребенка в школе. Для этого возраста разработана и вышла в свет серия книг для духовно-нравственного развития детей: «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции».

        В течение учебного месяца предусмотрено проведение для каждой возрастной группы одного итогового занятия по программе (9 занятий на учебный год). Итоговые занятия направлены на освоение духовно-нравственных категорий и ценностей, развитие социокультурного опыта, формирование коммуникативных и управленческих навыков у всех участников образовательного процесса.

1.6. Результат работы:

Результатами реализации технологии являются:

- первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей;

- развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.);

- развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов);

- развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);

- развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);

- создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.

Список  литературы:

  1. И.А. Кузьмин А.В. Камкин программа Духовно- нравственного воспитания «Социокультурные Истоки»
  2. Рекомендации по применению «Социокультурные истоки» в ФГОС дошкольного образования.Издательский дом Истоки, 2015
  3. Истоковедение. Тома 5. Социокультурный системный подход к истокам в образовании.Программа духовно-нравственного развития детей в дошкольном образовании.Издательский дом Истоки, 2014
  4. Истоковедение. Том 11. Духовнонравственное воспитание дошкольников в контексте истоковедения.Методические рекомендации и комментарии к книгам для развития детей 3-7 лет. Издательский дом Истоки, 2015
  5. И.А. Кузьмин. Дневник формирования основ духовно-нравственного развития ребёнка - дошкольника. Дневник является составной частью комплекта «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». издательский дом Истоки, 2016. Издательский дом Истоки, 2017
  6. Истоковедение. Том 15. Духовнонравственное воспитание дошкольников в контексте истоковедения.Методические рекомендации проведения мониторинга детей дошкольного возраста. Издательский дом Истоки, 2015
  7. И.А. Кузьмин. Семейные традиции Книга 5 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет). Издательский дом Истоки, 2015, 2016
  8. Комплект из 17 книг для развития детей дошкольного возраста 3- 7 лет.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы по теме: «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Выступление из опыта работы по теме: «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания дошкольников»...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

Некоторые аспекты технологии духовно-нравственного воспитания детей с РАС

Духовно-нравственное воспитание как  интеллектуальное и духовное обогащение ребенка; формирование представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме; возрождение русск...

Технология Духовно-нравственное воспитание

Духовно- нравственное воспитание...

Технология Духовно- нравственное воспитание

Опыт работы по технологии духовно- нравственном воспитании детей дошкольного возраста....