Дополнительная образовательная программа, кружок 2023-2024г.
методическая разработка (старшая группа)

Щербакова Наталья Николаевна

Кружок "Учим игре в шашки", срок реализации 2 года (дети 5-7 лет)

Правила игры для начинающих детей и советы по обучению взрослым.

Кружок "Мир фантазий", 5-6 лет (2023-2024г.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             

Ленинградский пр., д.4а, г. Северобайкальск, Республика Бурятия, 671700

тел/факс 8(30130) 2-09-41, URL: https://teremok-sadik.tvoysadik.ru,

E-mail: dsteremok_severobaykalsk@govrb.ru

Дополнительная образовательная программа

художественной направленности для детей дошкольного возраста

5 – 6 лет, 6-7 лет, кружок «Учим игре в шашки»

разработана с учётом Основной образовательной программы

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка – детский сад «Теремок»

срок реализации программы 2 г.,

 Разработчик

воспитатель:  

Щербакова Н.Н.

г.Северобайкальск

2023г.

Содержание

Стр.

1. Пояснительная записка

3

2. Цель

3

2.1. Задачи

3

3. Педагогическая целесообразность

4

4. Методика программы

4

5. Тематическое  планирование

5

6. Список литературы

7

1. Пояснительная записка

Актуальность. Необходимость разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс обоснована тем, что в нашей стране шашечная игра пользуется большой популярностью, правила просты и общедоступны. Игра в шашки – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Процесс обучения азам игр в шашки способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений. Учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в напряжённой борьбе. Ребенок может сам организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры поведения в игре, использует деловую, познавательную и личностную формы общения. Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать. Немаловажным является то, что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве: ребенок-сверстник – родитель – педагог. Необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. 

2. Цель кружковой работы:

раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки;

– организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки.

2.1. Задачи:

Образовательные:

– обучение технике игры в шашки;

– ознакомление детей с теорией шашечной игры.

Развивающие:

– активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;

– развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;

– обучение умению ориентироваться на плоскости.

Воспитательные:

– воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

– воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;

– выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.

Сроки реализации программы.

Срок реализации программы: 1 год

Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий) и проводятся 1раз в неделю по 30 минут, всего 6 занятий в месяц.

Список детей

1. Деркунова Маргарита

2. Берг Егор

3. Канджа Регина

4. Портнягина Мария

5. Сапунов Кирилл

6. Спицына Ульяна

7. Штанкевич Елизавета

8. Гаврилов Тимур

3. Педагогическая целесообразность.

Программа «Весёлые шашки» предполагает применение методики обучения игре в шашки на основе игровой мотивации дошкольников, разработанной в процессе авторского педагогического опыта. Во-первых, на занятие всегда приходит один и тот же герой – Пятачок, который готовит им сюрпризы, рассказывает сказки, загадывает загадки, обучает ребят игре. Во-вторых, несколько занятий посвящается знакомству с шашечной доской (показ, рассматривание, рисование доски, составление доски из карточек-линий, изучение горизонтальных и вертикальных полей шашечной доски). В-третьих, на мой взгляд, самое главное, обучение начинается с игры с использованием одной шашки (как можно пройти на дамочное поле и не встретиться с шашкой соперника?). Постепенно добавляется 1-2 шашки и предлагаются различные задания, знакомство с диаграммами. Таким образом, у детей развивается познавательная активность, образное и аналитическое мышление, пространственное воображение, расширяется кругозор. Играя, дети и взрослые познают окружающий мир, тренируют в нужном направлении детские эмоции и ряд других душевных качеств (умение сдерживаться, рассуждать при выборе нужного хода в сложившейся игровой ситуации).

Отличительные особенности данной программы.

Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

4. Методы используемые на занятиях:

Наглядный метод: стенды, наглядные пособия по выполнению упражнений, показ
педагогом правильности выполнения ходов.
2. Словесные методы: беседа, обсуждение.
3. Практические методы: тренировки.

Формы проведения занятий:

Коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По
особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения.
Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.

Работа с родителями: Индивидуальные беседы по темам: «Участие в жизни
ребѐнка» (раздать памятки как спорт влияет на развития ребѐнка), «влияние родительских установок на детей».

5. Тематическое планирование

Темы

Содержание разделов программы

1

Введение. Элементы стратегии шашечной игры. (Теория и практика)

О шашках. Значение общего плана игры в партии. Приемы выбора наиболее выгодного плана.

2

Шашечная терминология

Шашечная терминология. Использование в игре шашечной терминологии.

3

Тактика окружения.

Использование отсталых и изолированных шашек.

Тактика окружения (охвата) неприятельских сил.

Принципы правильного и последовательного окружения центральной позиции.

Окружение как защитительная тактика.

4

Практическое закрепление материала

Игровая практика

5

Цель и результат шашечной партии

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода.

6

Шашечная комбинация

Роль комбинации в шашечной игре. Цели комбинации. Идейное содержание комбинации. Понятие о финальном ударе. Логическая связь мотива, идеи и механизма комбинации. Способы нахождения и подготовки комбинации путем сочетания ее мотива, идеи и механизма.

Как изучать технику проведения комбинаций.

7

Игровая практика

Прикосновение к шашке, выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов.

8

Способы нахождения и подготовки шашечной комбинации

Роль комбинации в шашечной игре. Цели комбинации. Идейное содержание комбинации. Понятие о финальном ударе.

Логическая связь мотива, идеи и механизма комбинации. Способы нахождения и подготовки комбинации путем сочетания ее мотива, идеи и механизма.

Как изучать технику проведения комбинаций.

9

Способы защиты. Закрепление

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Прикосновение к шашке, выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов.

10

Практическое закрепление материала

Игровая практика

11

Анализ учебных партий, игровая практика.

Правила поведения при игре в шашки. Общие принципы разыгрывания партии

12

Общие принципы разыгрывания партии

Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашки. Анализ учебных партий, игровая практика.

13

Атака и защита

Что означает атака в шашечной партии. Выявление предпосылок для начала атаки. Когда начинать атаку.

Значение атаки в общем стратегическом плане партии. Активность в защите. Использование защитительных ресурсов при атаке.

Экономил сил - обязательное условие всякой защиты. Атака в партиях мастеров.

14

Особенности хода дамки

Упражнения на выполнение ходов «дамкой». Тренировочные упражнения.

15

Дамка против простых шашек

Умение использовать дамку против простых шашек.

16

Игровая практика

Соревнования.

Правила игры

ШАШКИ, вид спорта, настольная игра между двумя соперниками специальными круглыми фишками (которые тоже называются шашками) на доске, разделенной на клетки-поля, попеременно окрашенные в темные и светлые цвета. Цель игры – взять все шашки соперника или создать положение, при котором у оставшихся на доске чужих шашек не будет возможности для хода.

Существует немало (национальных) разновидностей шашечной игры, отличающихся друг от друга размерами (количеством клеток-полей) и – реже – формой доски, числом используемых фишек и их начальной расстановкой, правилами хода и взятия и пр. Наиболее распространены игры на 64 и 100 клетках.

Помимо очных соревнований по «классическим» шашкам, проводятся турниры по заочной игре (по переписке, по электронной почте, по телефону), по молниеносным и быстрым шашкам, по составлению и решению шашечных композиций.

Правила.

Общие положения. Доска, фигурыИграют в шашки на квадратной доске, разделенной на клетки двух контрастных цветов, чередующиеся друг с другом во всех направлениях. Доска во время игры располагается так, чтобы квадрат в ближайшем к игроку левом углу был черного (темного) цвета. У соперников имеется равное количество фишек: у одного – белые (светлые), у другого – черные (темные). Перед началом игры фишки расставляются в несколько рядов на противоположных горизонтальных линиях доски на темных полях (это называется первоначальная расстановка).

Ход, взятие, простые шашки и дамки. Начинают игру белые. Соперники по очереди делают ходы, передвигая ту или иную свою фишку по диагонали на незанятое темное поле. По ходу игры можно побить, или взять (т.е. снять с доски) оказавшуюся по соседству фишку соперника, «перепрыгивая» на свободное поле прямо за ней (возможны ситуации, когда один из игроков может взять сразу несколько шашек соперника, последовательно перескакивая через них).

Достигнув последней горизонтали на противоположной стороне доски, простая шашка превращается в дамку, что в некоторых вариантах игры (например, в русских шашках) дает ей преимущества перед обычными фишками в характере передвижения по доске и взятии. (В зависимости от наличия/отсутствия подобного преимущества у дамок некоторые классификации подразделяют все шашечные игры на две большие группы: соответственно, «длинные» и «короткие» шашки). Игрок может провести в дамки неограниченное число шашек.

Определение победителя. Выигрывает партию тот, кто сумеет побить все шашки противника или лишит оставшиеся на доске чужие фишки возможности сделать ход («запрет» их). Если никому из соперников не удается добиться этого (на доске – ничейная ситуация), объявляется ничья. Результат игры может определиться и «досрочно» – в случае, если один из соперников сдается, не доводя партию до конца, или оба они согласны на ничью. Кроме того, спортсмену засчитывается поражение при просрочке времени, отведенного на партию, а также при определенных технических нарушениях или нарушениях дисциплины, допущенных им в ходе игры (соревнований). Ничья может быть также объявлена в ситуации, когда после определенного количества ходов материальное соотношение сил на доске не меняется (число допустимых в этом случае ходов определяется количеством и качеством находящихся на доске фигур), 3 и более раз повторяется одна и та же игровая ситуация (при этом очередной ход каждый раз будет за одной и той же стороной), в окончании «три дамки (владеющие длинной диагональю) против одной» не могут уничтожить ее в течение 15 ходов, и т.д.

(При современном уровне развития теории шашечной игры единоборство мастеров часто заканчиваются ничейным исходом. Во избежание чрезмерного числа ничьих организаторы соревнований иногда проводят их в отличном от классического формате. Так например, национальные и мировые чемпионаты по американским шашкам чекерс подразделяются на два вида: с партиями, играемыми по обычным правилам, и с дебютом установленного образца, когда первые три хода в партии определены заранее.)


6. Список литературы

1. Барский Ю.П., Городецкий В.Б. Сеня, Храбрик и шашки. Правила шашек. Книга для детей младшего школьного возраста. – М.: Владос, 2018.

2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение, 2017

3. М. Бодров, В.М. Высоцкий. Центральная партия. - М.: Владос, 2019.

4. И.М. Бодров, В.М. Высоцкий. Курс шашечных окончаний. Часть 1. Две на две.-

М.: Владос, 2021

5. А.А. Косенко. Избранные партии И. А. Тимковского и современная теория.-

М.: Владос, 2021,

6. Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8\август 2021

7. Интернет сайт для любителей шашек http://www.kombinashki.ru/roditelyam.php



Предварительный просмотр:

Шашки: правила игры для начинающих детей и советы по обучению взрослым

Шашки – одна из наиболее широко известных настольных игр, а детские психологи настаивают, что обучить ребенка основным правилам стоит еще в раннем детстве.

https://o-krohe.ru/images/article/thumb/660-0/2018/09/shashki-pravila-igry-dlya-nachinayushchih-detej-i-sovety-po-obucheniyu-vzroslym-1.jpg

Зачем это нужно детям?

В возрасте пяти лет средний ребенок начинает видеть взаимосвязь между своими действиями и последующим развитием ситуации, поэтому именно на этом этапе он впервые оказывается способным выстроить некую стратегию. Специалисты по детскому развитию уверяют, что эту новую способность следует развивать как можно скорее, а одним из лучших способов это сделать является обучение малыша правилам игры в шашки.

Игровой процесс в этом случае заставляет думать, ведь выиграть может только довольно умный и внимательный человек. При этом игровая соревновательная составляющая заставляет ребенка возвращаться к задаче снова и снова, чтобы все-таки добиться успеха. Конечно, против серьезного соперника маленький новичок будет постоянно проигрывать, что не слишком интересно, но ведь соперников можно найти и среди одногодков – тогда шансы на успех будут выше.

Регулярно играя в шашки, такой дошкольник приобретает, как минимум способность сосредоточиться на решении какой-то задачи (что большинству детей несвойственно) и усидчивость. Эти качества очень полезны для обучения в школе – ребенок с большой долей вероятности будет делать определенные успехи сразу же. Более того, для победы необходимо уметь продумывать стратегию на несколько ходов вперед, что пригодится на любом этапе жизни. В шашках малыш учится еще и тому, что нужно самостоятельно принимать решения, а некоторые из них могут оказаться ошибочными – тогда нужно уметь принимать последствия собственной ошибки.

Принадлежности для игры

Набор, привычный для нашей страны, выглядит довольно просто. Игровой доской (и заодно, как правило, коробкой для всей игры) является деревянное или пластиковое поле, складываемое пополам в виде чемоданчика, хотя оно может быть

https://o-krohe.ru/images/article/cropped/315-236/2018/09/shashki-pravila-igry-dlya-nachinayushchih-detej-i-sovety-po-obucheniyu-vzroslym-6.jpg

изображено даже на картоне. Такое поле является полной аналогией шахматного – оно разделено на восемь рядов по длине и ширине, клетки раскрашены в белый и черный через одну. В качестве игральных фишек выступают шашки – одинаковые фигурки, которых в наборе должно быть по 12 штук черного и белого цветов.

Важным условием является возможность устойчивого положения шашки в перевернутом виде, причем визуально разница между правильно установленной шашкой и перевернутой должна быть очевидной.

Правила для начинающих

Именно шашки рекомендуют в качестве первой интеллектуальной игры потому, что здесь нет никаких сложных для понимания правил. В целом запомнить их несложно, хотя для пятилетнего ребенка это может быть определенной проблемой – если так и случилось, не поленитесь найти в интернете специальные стишки, при помощи которых дети могут быстрее запомнить основные правила.

Следует заметить, что люди, ранее никогда серьезно не увлекавшиеся шашками, могут только думать, что знают все правила, тогда как некоторые пункты для них оказываются сюрпризом. 

Рассмотрим все принципы игры:

  • шашки в начале игры выставляются в три ряда со своей стороны доски, занимая только черные клетки, причем ходить они тоже могут исключительно по черному, то есть только по диагонали;
  • шашки всегда ходят только вперед, конец хода должен быть на ближайшей свободной клетке;
  • в домашних условиях об этом правиле часто забывают, но игрок не имеет права передумать – даже простое прикосновение к фигурке означает, что теперь он должен походить именно ею;
  • соперники ходят по очереди;
  • для победы нужно поочередно убить все шашки противника – для этого надо, чтобы вражеская фигурка стояла прямо перед вашей, а сразу за ней было пустое поле;
  • назад нельзя ходить, а вот убивать шашки противника можно в любом направлении;
  • более того, ходят фигурки только на одну клетку вперед, тогда как убить можно сразу несколько вражеских шашек за один ход, если они располагаются через одну – в процессе можно даже изменять направление движения;
  • еще одно правило, которое часто игнорируется: если соперник подставился под удар, игрок не имеет права отказаться его бить;
  • шашка, достигшая противоположного края доски, превращается в «дамку» – такая фигурка уже не имеет никаких ограничений по направлению движения или даже длине хода, хотя все равно ограничена только черными диагоналями;

убить «дамку» может любая обычная шашка;

  • в некоторых случаях возможна ничья, если в игре осталось слишком мало фигур, а противники примерно равны (иначе игра может чрезмерно затянуться), или же, если уцелевшие фигуры соперников заблокировали друг друга таким образом, что доступных ходов не осталось.

Термины и временные рамки партии

https://o-krohe.ru/images/article/thumb/660-0/2018/09/shashki-pravila-igry-dlya-nachinayushchih-detej-i-sovety-po-obucheniyu-vzroslym-3.jpg

https://o-krohe.ru/images/article/cropped/315-236/2018/09/shashki-pravila-igry-dlya-nachinayushchih-detej-i-sovety-po-obucheniyu-vzroslym-14.jpghttps://o-krohe.ru/images/article/cropped/315-236/2018/09/shashki-pravila-igry-dlya-nachinayushchih-detej-i-sovety-po-obucheniyu-vzroslym-15.jpgЕсли хочется, чтобы ребенок не просто иногда играл в свободное время, а занимался шашками относительно серьезно, стоит сразу приучать его к использованию хотя бы основных терминов. Если с простой шашкой все понятно, то бортовая – это та фигурка, которая находится по правому или левому краю поля, а проходная – та, что после следующего хода превратится в «дамку».

«Дамка», как мы уже говорили – это та фигурка, что дошла до противоположного от игрока конца доски, а сам восьмой ряд, превращающий шашку в «дамку», называется дамочным полем. Продуманная комбинация ходов, результатом которой станет превращение простой шашки в «дамку», называется вполне логично – прорыв.

Если фигурка, походив, никого не бьет, это называется тихим ходом, но нужно стремиться делать ударные ходы – когда фигурка побила соперника. Ход, при котором собственная простая шашка целенаправленно подставляется под удар противника, называется поддачей. Разменом именуют ход (точнее, по одному ходу от каждого из https://o-krohe.ru/images/article/thumb/660-0/2018/09/shashki-pravila-igry-dlya-nachinayushchih-detej-i-sovety-po-obucheniyu-vzroslym-4.jpgсоперников), в результате которого у обоих теряется одинаковое количество фигурок.

Если простые шашки одного игрока заблокированы шашками другого так, что не могут ни ходить, ни бить соперника, это называется запиранием. Когда подобная ситуация произошла с участием уже «дамок», которые, стоя в противоположных концах диагоналей, не позволяют аналогичной фигуре соперника выйти из своего угла без поддачи, положение на доске называют «столбняком». Наконец, положение шашек через одну со свободными полями принято именовать решетом.

Советы обучающим непрофессионалам

Научить играть с нуля ребенка не так просто – придется рассказывать ему абсолютно все, даже то, что взрослые привыкли считать очевидным. Проблема кроется еще и в том, что малыш должен все это запомнить сразу, а это и тяжело, и не всегда интересно. Поэтому не спешите вывалить сразу всю информацию – для первого раза хватит и просто расставить шашки на доске. Если можете, всегда добавляйте немного фантазии – пусть вместо безликих шашек на поле сражаются рыцари.

Объясняйте каждый ход, ваша задача сейчас – не выиграть, а закрепить правила. Громить новичка, или подтрунивать над ним сейчас неуместно, но и поддаваться, полностью проигрывая партию, не стоит – умственному развитию это не поможет, а вот поражение стало бы отличным стимулом для самосовершенствования. Впрочем, иногда немного поддаться для выравнивания сил полезно, ведь никто не захочет постоянно проигрывать без малейшей надежды на успех.

Обращайте внимание малыша на то, что продумывать желательно не только ближайший ход, но и целую комбинацию наперед. Будьте готовы, что дошкольник не сразу освоит игру – он будет ошибаться, но нужно не ругать его в такие моменты, а объяснять, что к чему. А вот за удачные действия нужно хвалить каждый раз.

Помните, что для ума ребенка такая игра поначалу довольно утомительна, поэтому даже в интересной партии делайте перерывы на отдых.



Предварительный просмотр:

                                                             

Ленинградский пр., д.4а, г. Северобайкальск, Республика Бурятия, 671700

тел/факс 8(30130) 2-09-41, URL: https://teremok-sadik.tvoysadik.ru,

E-mail: dsteremok_severobaykalsk@govrb.ru

Дополнительная образовательная программа

художественной направленности для детей дошкольного возраста

5 – 6 лет, кружок «Мир фантазий»

разработана с учётом Основной образовательной программы

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка – детский сад «Теремок»

срок реализации программы 2023 – 2024 г.

 Разработчик

воспитатель:  

Щербакова Н.Н.

г.Северобайкальск

2023г.

Содержание

Стр.

1.Пояснительная записка

3

2.Цель кружка

3

3.Задачи кружка

3

4.Направление работы программы

4

5.Ожидаемый результат

4

7. Форма образовательной деятельности

4

8.Содержательный и организационный раздел

4

9. Календарно-тематическое планирование кружка

5

10.Заключение

9

11. Список литературы

10


Пояснительная записка

Актуальность проведения более глубокой направленности по овладению детьми старшего дошкольного возраста нетрадиционной художественной техники рисования пластилинография, обусловлено с введением ФГОС ДО, где заложена задача, которая  направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развитием способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим с собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Каждый, кто занимается воспитанием детей, знает, что одинаковых детей не бывает. Особенно детская индивидуальность проявляется в творческой деятельности. Особое значение для развития способностей  к изобразительной деятельности  имеет формирование, прежде всего восприятия предметов и явлений окружающего мира. Многие исследователи такие как: Б.Г.Ананьев, Т.В. Лаврентьева, Э.Г.Пилюгина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др. убедительно доказывают, что детское восприятие индивидуально. Все особенности тесно связаны, прежде всего, с индивидуальным сенсорным опытом детей.

Собственный опыт работы  по обучению детей старшего дошкольного возраста (5-6 года) рисовать пластилином показал, что такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций и позволяет развивать детское восприятие и изобразительное творчество. Старшая группа детского сада – идеальная возрастная категория для групповых занятий пластилинографией.

Пластилинография – нетрадиционная художественная техника. Основной материал здесь – конечно пластилин, руки ребенка, цветной картон, фантазия и хорошее настроение. Таким образом, старшие дошкольники в мягкой и уютной атмосфере совместного творчества получают важные знания и навыки, опыт настоящего творчества, который в дальнейшем будут использовать как в школе, так и в любой области труда. 

Дополнительная образовательная  программа «Мир фантазий»   разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО, будет полезна родителям, которые всерьёз заинтересованы развитием и образованием своих детей. Программа построена с учетом авторской технологией Г.Н. Давыдовой, учитывает возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Цели и задачи реализации Программы

Цель программы -  развитие  изобразительного  творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

- учить детей передавать образ предметов, явлений окружающего мира, формировать эстетическое отношение к ним.

-учить детей работать с пластилином: правильно раскатывать колбаски и шарики, сплющивать из шариков блинчики, сцеплять изображения между собой, закреплять на картонной основе.

Воспитывающие:

 -воспитывать самостоятельность, трудолюбие, взаимодействие в детском коллективе, сотворчеству.

Развивающие:

- развивать в детях чувство композиции, чувство цвета.

- развивать мелкую моторику рук, глазомер, координацию движений, речь, логическое мышление, творческие способности.

Принципы и подходы к формированию Программы

- Принцип амплификации детского развития;

- Принцип активности субъекта в процессе развития;

-Принцип развивающего образования;

- Принцип зоны ближайшего развития.

Планируемые ожидаемые образовательные результаты

Представленные в программе подходы позволяют наметить к концу года следующие результаты у детей:

-  развитие саморегуляции;

- развитие навыков и умений трудовой деятельности (самообслуживание);

-развитие инициативности;

- развитие познавательной активности;

-развитие творческого воображения;

-  развитие навыкам продуктивной коммуникации со взрослыми и сверстниками;

- развитие координации движений рук, ловкости;

- развитие мелкой моторики;

- развитие творческих способностей, художественному вкусу.

Форма образовательной деятельности  при подведении итогов

- выставка детских работ;

-личный сайт педагога Каратаева Г.В. – Презентация кружка «Мы рисуем пластилином»;

-буклет для родителей и педагогов «Пластилинография для ребят»;

-консультация для родителей: «Развитие у старших дошкольников художественных способностей»;

-проектная деятельность;

- участие детей во всероссийских конкурсах;

- распространение педагогического опыта на педагогическом сайте «Урок РФ» об этом виде изобразительного искусства.     

Содержательный  и организационный раздел

Занятия проводятся с группой детей  в количестве 24 человек.

 Структура занятий:

1. Беседа.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Изготовление картины.

4.Анализ работы.

Методы: Наглядный, практический, словесный.

Оборудование: фартук, доска, нож (стека), материал (пластилин),

картон, сухая тряпочка.

Продолжительность программы   Срок реализации – «Мир фантазий»1 год.

Форма организации: групповая и индивидуальная.

Форма занятий: творческая.

Занятия проводятся во второй половине дня 2 раза в неделю по 30 минут подгруппами по 10 человек.или группой.  Вторник и четверг – 15.50 -16.15ч.

Календарно - тематический план кружка «Мир фантазий»

Месяц / Неделя

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1 неделя

Волшебная бумага

Мозаичная аппликация: «Гусеница»

Познакомить детей со свойствами бумаги: мнется, рвется, складывается и т.д;

Показать, что можно сделать из бумаги (аппликации, оригами, цветы и пр.). Вспомнить, что мы делали при помощи бумаги, побеседовать на тему для чего еще нам нужна бумага. Развивать творческое воображение и фантазию;

Рассказать детям о технике безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

Познакомить детей с новой техникой: мозаичная аппликация. Учить детей разрезать полоску бумаги на квадраты. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умения аккуратно наклеивать детали.

2 неделя

«В лес за грибами»

Продолжать развивать образное восприятие; эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством в технике «пластилинографии» изображение. Закрепить умение расплющивать шарики. Воспитывать самостоятельность.

3 неделя

«Яблоки поспели»

Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема.

-Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе.

Октябрь

1 неделя

«Кругом цветные зонтики раскрылись под дождем»

Учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета.

Развивать мелкую моторику, творчество и фантазию, работать в заданном пространстве, не заходя за контур. Продолжать учить приему размазывания. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

2 неделя

«Подарки осени»

Закреплять знания о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени. Продолжать знакомить с натюрмортом. Учить оформлять композицию из разных объектов, объединенных единым содержанием. Закреплять умения в работе с пластилином на плоскости.

Учить приему «вливания одного цвета в другой». Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.  

3 неделя

«Животные»- рисование ладошкой

Развивать фантазию и творчество, создавать образы животных. Обобщить знания о диких и домашних животных.

Ноябрь

1 неделя

«Береза»

Научить изображать дерево, подбирать самостоятельно

цвета, закрепить приемы работы в технике пластилинографии

(придавливать, примазывать), разглаживать границы, соединяя

части, развивать мелкую моторику рук.

2 неделя

«Дымковская игрушка - лошадка»

Продолжать знакомить с дымковской игрушкой как видом народного прикладного искусства. Воспитывать самостоятельность. Развивать цветовосприятие. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

3 неделя

«Натюрморт»

Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.

Декабрь

1 неделя

Здравствуй, зимушка – зима»- обрывная аппликация

Закреплять умения аккуратно разрывать бумагу на кусочки.

Создавать зимний пейзаж.

2 неделя

«Снегири на веточках»

Расширить представления о зимующих птицах.

Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности посредством пластилинографии.

 Научить изображать снегирей,  

 передавать особенности

внешнего облика (строение туловища, форму головы,

крыльев, хвоста, характерную окраску). Закрепить приемы скатывания, расплющивания,

примазывания, деление на части с помощью стеки.

Развивать творческие способности, воображение, мелкую моторику.

3 неделя

«Мастерская деда мороза»

Учить изображать елочные игрушки, закреплять известные приемы лепки – раскатывание, сплющивание,

размазывание, соединение частей.

Учить дополнять работу бисером, природным материалом (крупа, манка).

Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Развивать творческие способности, мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Январь

1 неделя

«Валентинки» - рисование ватными палочками, пальчиками.

Учить вырезать по контуру, совершенствовать навыки рисования пальчиками и ватными палочками. Развивать фантазию, умение составлять узор.

2 неделя

«Зимняя ночь»

Уточнить знания детей о понятии «пейзаж».

Учить создавать лепную картину с выпуклыми изображениями.

Побуждать вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом, продолжать учить

дополнять работу рисунком с помощью палочки или стеки.

Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Развивать мелкую моторику, творческие способности, фантазию.

3 неделя

«Жираф»

Познакомить детей с животным Африки - жирафом. Развивать мелкую моторику рук. Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме. Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное.

Февраль

1 неделя

«Панда»

Продолжать знакомить с бамбуковым медведем. Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме. Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное.

2 неделя

Оригами из кругов:

«Пиратский корабль»

Продолжать учить детей складывать круг пополам, и ¼. Научить формировать композицию , дополняя деталями. Развивать глазомер и мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

3 неделя

«Павлин»

Познакомить детей с произведением П.Ершова «Конек-Горбунок». Обратить внимание на диковинную птицу. Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.

Март

1 неделя

Цветик- семицветик»

- пластилинография

Познакомить с сказкой Катаева «Цветик-семицветик». Учить создавать из пластилина цветок. Повторить основные цвета.

2 неделя

«Подснежники для мамы»

Закреплять умение детей выполнять поделку в технике пластилинографии. Развивать умение любоваться подарком для мамы. Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.

3 неделя

«Красивый коврик»

Формировать у детей умение создавать декоративные композиции по собственному замыслу. Развивать чувство цвета.

Апрель

1 неделя

Оригами из квадрата

Учить детей конструировать, сгибая лист бумаги квадратной формы по диагонали, учить сгибать треугольник по схеме, воспитывать у детей внимание и терпение.

2 неделя

«Мышонок»

Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией. Способствовать развитию творческого воображения. Развивать эстетическое чувство.

3 неделя

«Собачка»

Продолжать учить детей сгибать лист квадратной формы по горизонтальной и по вертикальной осям (базовая форма «Книжка».Закрепить умение складывать квадрат в треугольник, сгибать получившийся треугольник в разных направлениях. Развивать стремление к самостоятельным действиям, к доведению начатого дела до конца, преодолевать возникающие трудности.

Май

1 неделя

«На лугу»

Учить продумывать рисунок на заданную тему, используя технику – «рисование жгутами», для выразительности работы использовать стеку.

Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. Развивать творческие способности, внимание, воображение, мелкую моторику.

Продолжать учить работать на заданном пространстве.

2 неделя

«Золотая рыбка» (по сказке А. С. Пушкина)

Формировать элементарное восприятие художественного слова в искусстве. Продолжать закреплять навыки работы с пластилином на плоскости, создавая изображение в полу объёме. Добиваться выразительности и необычности исполнения сказочного образа посредством включения в его оформление элементов бросового материала (блесков, бусинок). Развивать аккуратность в работе с пластилином.

3 неделя

«Цветущая ветка»

Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. Изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина. Создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющие умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание.

Заключение

Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, пластилином или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

В заключении хочется сказать, что творческая работа,  направленная на создание поделок из природного материала, не просто забава и приятное развлечение на прогулке. Это настоящее мастерство искусству. Как неповторима природа, так и неповторимо и то, что из нее создано.  Дошкольники с большим интересом и желанием мастерят необычные вещицы – сувениры, подарки, украшения. Ну а взрослые, вместе с детьми снова и снова окунаются в свои детские впечатления. Самое важное в искусстве создания поделок из природного материала – это умение видеть в природной форме какой-либо образ.

Список используемой литературы

1. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство

«Скрипторий 2013г», 2018.

2. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2013», 2017 г.

3. Мастерилка «Волшебный пластилин». Пособие для занятий с детьми. А.В. Белошистова., О.Г. Жукова, АРКТИ 2017 год.

4. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2018.

5.Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2017.

6. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие. ˗ М.: Карапуз-Дидактика, 2017.

7. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников ˗ М.: Издательство АСТ, 2022.

http://irinaryabikina.umi.ru/uslugi/kruzhok/

http:/stranamasterov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) (кружок «Умка») разработана с учётом Основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - д/с "Теремок"

Дополнительная образовательная программадля детей дошкольного возраста (с 6-7 лет)(кружок «Умка»)разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального автономного дошкольно...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...