План по самообразованию «Развитие речи детей средней группы через малые фольклорные формы» 2022-2025 уч. г.
материал (средняя группа)

Тема «Развитие речи детей  средней группы через малые фольклорные формы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

№21 «Золотой ключик» г. Канска

План по самообразованию на 2022-2025 учебный год

Нарусон Натальи Павловны

Тема «Развитие речи детей  средней группы через малые фольклорные формы»

Актуальность

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» 

(В. А. Сухомлинский).

В настоящее время повышается интерес к нравственному воспитанию, как ученых, так и работников образования. Повышение интереса к опыту нравственного воспитания - следствие трех взаимосвязанных причин.

Во-первых, в образования существует много различных концепций воспитания современной молодежи и благодаря плюрализму позиций вырабатываются разнообразные подходы, как в самой педагогике, так и в образовательных системах. Причем такая эволюция совершается на основе накопленного педагогического опыта, потому что, именно воспитание дает почву для развития и укрепления многообразия, вариативности и качественного своеобразия всех ее элементов.

Во-вторых, смена социально-экономических ориентаций заставляет педагогов обратиться к базовым ценностям педагогики, для того чтобы осознать новые педагогические цели и задачи образования в условиях быстро меняющегося общества.

В-третьих, субъекты образовательных систем: педагоги, родители, дети, а так же общество в целом как потребитель результатов педагогической деятельности - начинают понимать необходимость более активного насыщения учебно-воспитательного процесса компонентами веками накопленного народного опыта воспитания. Стало ясно, что именно общечеловеческие нравственно - воспитательные ценности могут обеспечить новые социально - педагогические процессы.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Все прогрессивные педагоги мира, которые принадлежали к различным национальностям и различным культурам в содержание воспитания на первый план ставили гражданственность и человечность, гуманизм и нравственные принципы.

Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников.

Цель и задачи самообразования

Цель работы: повышение профессионального мастерства и компетентности; объединение усилий педагога и родителей по нравственному воспитанию детей с помощью произведений народного фольклора.

Задачи:

- ознакомиться с методическими новинками по теме;

- приобщить детей к русскому фольклору;

- организовать воспитательный процесс с учетом современных требований и использованием инновационных технологий;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- совершенствовать и повышать уровень профессионального мастерства.

Ожидаемые результаты для детей:

• повышение интереса к русскому народному творчеству;

• формирование представления о доброте, как важном нравственном качестве человека, через чтение произведений народного фольклора;

• стремление проявлять доброту в словах и поступках;

• формирование позитивной самооценки у детей;

• развитие творческих способностей, через изучение произведений народного фольклора;

• формирование бережного обращения с книгой;

• воспитание доброго и уважительного отношения к сверстникам и взрослым людям.

Ожидаемые результаты для воспитателя :

повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.

воспитание положительных взаимоотношений между детьми - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы;

повышение уровня знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными произведениями, мотивации к изучению народного фольклора.

Организация детской деятельности = Непосредственно образовательная деятельность + Совместная деятельность взрослого и детей + Самостоятельная деятельность детей.

Формы предоставления результатов

Оценка эффективности освоения курса программы проводится на основе:

  • данных планового мониторинга детей в ДОУ (сентябрь,май);
  • работы с родителями (консультаций, совместных занятий);
  • отчета по теме самообразования воспитателя-руководителя на итоговом педсовете;
  • коллективной работы воспитателя и детей (составленной книжки-малышки).

Срок реализации: 3 года (2022-2024 учебный год)

Анкета для родителей

Приобщение детей к истокам русской культуры

1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:

a) как жили наши предки? да нет

b) какими занимались ремёслами? да нет

в) какую утварь и мебель имели в доме? да нет

г) какую на Руси носили одежду? да нет

2. Знаете ли Вы русские праздники? да нет

3. Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов? да нет

4. Нужно ли соблюдать обряды, традиции? да нет

5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины? да нет

6. Надо ли знать народные сказки и былины? да нет

7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду? да нет

8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и бабушек? Знает ли об этом малыш? да нет

9. Какие народные игры Вам известны? да нет

10. Играете ли Вы в них с ребёнком? да нет

11. Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий? да нет

План работы на 2022-2023 год

Сроки

Содержание

Практическая работа

1.Сентябрь - октябрь

2. Ноябрь

3. Декабрь

4. Январь

5. Февраль

6. Март

7. Апрель

8. Май

1. Подбор и изучение методической литературы.

2. Чтение народных сказок. Пение частушек. Отгадывание детьми загадок о зиме, пение песен о зиме. Работа в режимных моментах.

3. Утренник к Новому году.

4. Театрализованная постановка.

5. Хороводы, подвижные игры.

6. Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

7. Знакомство с закличками, потешками о солнце.

8. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на педсовете.

1. Подбор материала для работы с детьми по теме в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в индивидуальной деятельности.

2. Выступление на мероприятиях: «Праздник осени»«День Матери».

3. Новый год

4. Инсценирование русской народной сказки «Репка».

5. Развлечение «Широкая Масленица».

6. Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

7. Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!».

8. Выступление на педсовете.

План работы на 2023-2024 год

1.Сентябрь - октябрь

2. Ноябрь

3. Декабрь

4. Январь

5. Февраль

6. Март

7. Апрель

8. Май

1. Подбор и изучение методической литературы.

2. Работа с детьми

3. Чтение народных сказок. Пение частушек.

4. Театрализованная постановка.

5. Хороводы, подвижные игры.

6. Знакомство с закличками, потешками о солнце.

7. Совместное творчество детей и родителей

8. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на педсовете.

1. Подбор материала для работы с детьми по теме в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в индивидуальной деятельности.

2.Выступление на мероприятиях: «Праздник осени»«День Матери».

3. Отгадывание детьми загадок о зиме, пение песен о зиме. Работа в режимных моментах.

4. Инсценирование русской народной сказки «Репка».

5. Развлечение «Широкая Масленица».

6. Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!».

7. Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку».

8. Выступление на педсовете.

План работы на 2024-2025 год

1. Составление картотеки колыбельных песен, потешек для детей.

2. Работа с детьми

3. Изучение считалок для развития координации слова и движения.

4. Изучение песен о зиме.

5. Чтение русских народных сказок.

6. Стихотворения и загадки о весне, погодных явлениях.

7. Совместное творчество детей и родителей.

8. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на педсовете

1. Работа в режимных моментах, в игровой деятельности.

2.Выступление на мероприятиях: «Праздник осени»«День Матери».

3. Утренник к Новому году.

4 Использование считалок в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

5. Дидактическая игра «Угадай сказку», раскраски по русским сказкам.

6. Утренник к 8 Марта, праздник - Масленница.

7. Семейный конкурс «Мой любимый сказочный герой».

8. Выступление на педсовете.

Список использованной литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) ДО.

2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры : Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Лукин В. «Загадки. Скороговорки», М., Acт - пресс, 2000г.

6. Павлова Л. «Фольклор для маленьких» Д. В. № 4, 1990г,

7. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

8. Стрельцова Л. «Фольклорные потешки прибаутки», Д. В. № 5, 1999г.

Интернет – источники:

1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/09/18/kartoteka-russkih-narodnyh-igr

2. https://kladraz.ru/dlja-samyh-malenkih/poteshki-dlja-detei

https://aababy.ru/zagadki/populyarnye

3. https://aababy.ru/zagadki/populyarnye


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи через малые фольклорные формы.

Встатье описывается опыт работы по теме "Развитие речи через малые фольклорные формы....

Развитие речи через малые фольклорные формы.

Встатье описывается опыт работы по теме "Развитие речи через малые фольклорные формы....

Конспект итогового мероприятия во второй младшей группе «Знакомство с народной культурой через малые фольклорные формы»

Конспект итогового мероприятия во второй младшей группе «Знакомство с народной культурой через малые фольклорные формы»...

Формирование связной речи дошкольников через малые фольклорные формы

Дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка.Устное народное творчество ...

Формирование связной речи дошкольников через малые фольклорные формы в группе

Народный фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему ...

План по самообразованию Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом

План по самообразованию Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом...