"Приобщение детей к истоками русской народной культуры"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

 Грохова Галина Ивановна

 Перспективное планирование по приобщению детей к истоками русской народной культуры в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovitelnaya_gruppa.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план для детей подготовительной группы:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Цель: Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа.

Задачи:

- Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и труду людей;

- Развивать музыкальные способности, коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав;

- Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками.

Сентябрь

Тема занятия:

  1. «Осень-сноп последний косим».

Задачи: Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение пословиц, заклички «Восенушка - осень». Активизировать познавательный интерес детей.

  1. «Русский платок»

Задачи: Познакомить детей с деталью женской одежды-платком. Дать представление об истории возникновения платка. Учить детей использовать платок как современный аксессуар одежды.

  1.  «Хлеб всему голова»

Задачи: Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами (по иллюстрациям), и их использование. Обогащать словарный запас детей.

  1. «В гости к нам пришла матрешка»

Задачи: Рассказ о матрешке, об истории создания этой игрушки, способах ее изготовления. Активизировать познавательный интерес к творчеству своего народа.

Октябрь

Тема занятия:

  1. « Золотая хохлома»

Задачи: Рассказ о традициях хохломской росписи (завиток, травка, кудрина). Активизировать познавательный интерес детей к декоративно- прикладному искусству своего народа.

  1. «Октябрь грязник-ни колеса, ни полоза не любит»

Задачи: Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове. Дать начальные знания о празднике.

  1. «Народная игрушка»

Задачи: Формировать целостное представление о народной игрушке. Формировать представление о традициях народного искусства.

  1. «Посиделки»

Задачи: Познакомить детей с русскими «посиделками», с народной вышивкой (традицией труда рукодельниц) на посиделках. Разучить с детьми русскую народную игру «Ворота».

Ноябрь

Тема занятия:

  1. «Русский национальный костюм».

Задачи: Познакомить детей с элементами русского народного костюма (кокошник, сарафан, фартук, рубаха) предметами быта. Разучивание хоровода «На горе- то калина», дать знания о хороводе.

  1. «Осенины».

Задачи: Праздник народных игр и хороводов, расширять кругозор детей. Закрепить знания детей потешками, закличками об осени. Народная игра «Карусель».

  1. «Тряпичная кукла».

Задачи: Познакомить детей с тряпичной куклой, способами ее изготовления. Побуждать детей к инсценированию потешек с использованием игровой куклы.

  1. «Маша и медведь»

Задачи: Знакомство со сказкой «Маша и медведь». Учить детей передавать содержание сказки. Исполнение русских народных песен, частушек.

Декабрь

Тема занятия:

  1. «Зима-не лето, - в шубу одето».

Задачи: Беседа о характерных особенностях зимы, закрепить знания детей. Исполнение русской народной песенки «Как на тоненький ледок». Вырабатывать певческое дыхание.

  1. «Пришел мороз - береги ухо и нос».

Задачи: Знакомство со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок». Учить детей передавать содержание сказки.

  1. «Снегурочка-внучка Деда Мороза».

Задачи: Знакомство со сказкой «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (в грамзаписи). Закрепить знания русских народных сказок, эмоционально передавая их содержание.

  1. «Ай, да валенки».

Задачи: Познакомить детей с зимней обувью (валенками) их предназначение, обогащать словарный запас детей.

Январь

Тема занятия:

  1.  «Пришла Коляда накануне Рождества».

Задачи: Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях, пение колядок. Формировать знания детей о традициях и обычаях русского народа. Развивать выразительность речи при рассказывании колядок.

  1. «Гжель прекрасная».

Задачи: Знакомство с гжельским художественным промыслом, самостоятельное рисование детьми гжельских узоров. Воспитывать интерес к изделиям декоративно-прикладному искусству.

  1. «Живет в народе песня»

Задачи: Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранешенько». Учить передавать веселый характер песни.

  1. «Русская гармонь»

Задачи: Познакомить детей с русским народным музыкальным инструментом - гармошкой. Послушать звучание гармошки.

Февраль

Тема занятия:

  1. «Русская балалайка»

Задачи: Познакомить детей с русским народным музыкальном инструментом –балалайкой. Послушать звучание балалайки, развивать мелкую моторику. Музыкально дидактическая игра «На чем играю?»

  1. «Знакомство с русским народным танцем»

Задачи: Познакомить детей с историей русских народных танцев. Учить выполнять танцевальные движения одновременно, ритмично.

  1. «Дудочка»

Задачи: Знакомство с русским народным музыкальным инструментом-дудочкой. Рассказывание сказки «Серебряное блюдечко и наливное яблочко». Проведение русской народной игры «Пастух и стадо». Активизировать познавательный интерес детей.        

  1. «Масленица»

Задачи:         Рассказ детям о Масленице. Пение песен        , частушек. Разучивание песни «Блины». Воспитывать уважение к русскому народу, традициям.

Март

Тема занятия:

  1. «Сердце матери лучше солнца греет»

Задачи:         Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. Воспитывать у детей заботливое отношение к матери.

        

  1. «Грач на горе-весна на дворе»

Задачи:         Беседа о русских обычаях встречи весны-встрече птиц. Пение закличек о весне. Закрепить в играх, хороводах знакомые танцевальные движения.

  1. «Дело мастера боится»

Задачи: Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве.

  1. «На героя и слава бежит»

Задачи: Рассказ о русских богатырях. Закрепить знания детей о легендах, обогащать словарный запас детей.

Апрель

Тема занятия:

  1. «Шутку шутить - людей насмешить».

Задачи: Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Чтение сказки «Путаница». Учить детей передавать содержание сказки.

  1. «Пасха»

Задачи: Дать представления о празднике «Вербное воскресенье и Пасха». Разучить пасхальные игры, развивать игровые взаимодействия детей.

  1. «Дымковская роспись»

Задачи: Познакомить детей с дымковской росписью. Воспитывать интерес к изделиям декоративно-прикладному искусству.

  1. «Апрель - ленивого не любит, проворного голубит».

Задачи: Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян. Развивать самостоятельность, инициативу.

           Май

Тема занятия:

  1. «Литературная викторина»

Задачи: Литературная викторина. Игра-драматизация. Учить детей исполнять простейшие роли.

  1. «Край родной навек любимый»

Задачи: Русские народные подвижные игры на открытом воздухе. Воспитание характера воли, нравственных чувств, физического развития.

  1. «Весна красна цветами»

Задачи: Повторение закличек, песенок, пословиц о весне, отгадывание загадок. Чтение сказки «Под кустом», закрепить знания русских народных сказок, эмоционально передавать их содержание.

  1. «Прощание с избой»

Задачи: Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...