Картотека игр и упражнений на развитие памяти, внимания, саморегуляции.
картотека (старшая группа)

Картотека игр и упражнений на развитие памяти, внимания, саморегуляции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений на развитие памяти, внимания, саморегуляции для детей 5-7 лет.

«Найди игрушку»

Цель: развитие устойчивости и объема внимания.

Оборудование: игрушки или предметы, заранее расставленные по комнате.

Описание. Педагог описывает какую-либо игрушку, находящуюся в комнате, не называя ее. Дети могут задавать уточняющие вопросы. Затем их просят найти предмет, о котором шла речь.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди игрушку». Будьте внимательны. Я буду описывать какой-нибудь предмет. Можно задавать мне уточняющие вопросы о внешнем виде предмета, о его местоположении, о его качествах, о его значении. Например, я говорю: «Этот предмет круглой формы, красного цвета, лежит на полочке». Петя задает вопрос: «Он большой или маленький?» Я отвечаю«Он маленький». Лена задает вопрос: «Его можно есть?» Я отвечаю«Он несъедобный, но им можно играть». Оля отвечает: «Мяч». Я говорю: «Правильно».

 «Раз, два, три- говори»

Цель: Формирование умения выделять несколько разных условий решения задачи и учитывать их при выполнении игровых действий.

Одни из этих условий требуют познавательной активности (узнать предмет на картинке и вспомнить, как он называется, т. е. мобилизовать свои знания и представления, а другие - волевых усилий (не называть предмет раньше времени).

Игровой материал:

Для игры нужны картинки, отражающие предметное окружение ребёнка. Это могут быть знакомые вещи, узнавание и называние все же требует некоторых усилий. Например:

1. Посуда (тарелка, чайник, чашка.)

2. Одежда (платье, костюм, шапка.).

3. Мебель (стол, стул, кровать.) и т. д.

Изображение предметов должно быть реалистичным, легко узнаваемым и привлекательным для детей. Такие картинки можно подобрать из различных видов лото. Желательно, чтобы картинки были в двух экземплярах. Кроме того, нужно иметь какой- либо материал для поощрения детей - кружочки, счётные палочки или звёздочки.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям поиграть с картинками: " Я буду показывать их по одной, а вы - называть. Только называть надо не сразу, а после моего сигнала. Сначала внимательно посмотрите, и вспомните, как это называется. Но ничего не говорите, пока я не скажу: " Раз, два, три, - говори! " Кто первый правильно назовёт картинку после моего сигнала, тот ее и получит.

«Чего не хватает»

Цель: увеличение концентрации, объема и распределения внимания и развитие памяти.

Оборудование: любые игрушки.

Ход. Игрушки выставляются перед детьми и привлекают внимание к каждой игрушки. Закрываются ширмой и убирается 1 или 2 игрушки. После чего ширма убирается и предлагается определить какая игрушка исчезла. Игру можно повторять несколько раз.

«Запомни рисунки»

Цель: развитие зрительной памяти.

Ход игры: ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти предметы в течение 2 минут. Затем картинки уберите, а ребенка попросите назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Эту игру можно организовать и с несколькими детьми. И в парах. Выигрывает тот из ребят, кто запомнил больше предметов.

«Кто за кем стоит»

Цель: упражнять в развитии объема и распределения внимания.

Ход: детям в количестве от 4 до 5 предлагается выстроится в шеренгу, другому предлагается быть водящим. Он запоминает детей кто за кем стоит и отвернуться, в это время дети меняются местами. Ведущий поворачивается и говорит, что изменилось. Игру можно повторять несколько раз, меняя ведущего.

«Снежный ком»

Цель: развитие слухового внимания, умение внимательно слушать сверстниковразвитие слуховой памяти.

Дети становятся в круг, ребенок берет мяч и называет свое имя, передает другому. Следующий в свою очередь берет мяч и называет свое имя и имя предыдущего и т. д. Игра проводится до тех пор, пока все дети не назовут свое имя.

«Что мы видим во дворе»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, пополнение словарного запаса

Посмотрите вместе с ребенком в окно. По очереди перечисляйте и детально описывайте то, что вы видите. Например: «Я вижу дерево. На нем зеленые листочки, значит, сейчас лето. Оно высокое и толстое, у него много веток».

Если ребенок затрудняется описать предмет, помогайте ему наводящими вопросами.

«Запомни рисунки»

Цель: развитие зрительной памяти.

Ход игры: ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти предметы в течение 2 минут. Затем картинки уберите, а ребенка попросите назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Эту игру можно организовать и с несколькими детьми. И в парах. Выигрывает тот из ребят, кто запомнил больше предметов.

«Посчитай буквы»

До того, как прочитать знакомую сказку или страницу из книжки, попросите ребёнка посчитать, сколько встретится слов, начинающихся на букву «к»«м» или «о». Для этого ребёнку придётся внимательно слушать историю и загибать пальцы.

«Моя правая рука»

Ребята садятся в круг, ведущий находится в центре. Он подходит к одному игроку и громко произносит слово «руки», после чего, оба соседа выбранного ребенка должны поднять по одной руке. Тот кто находится справа — левую, а тот кто слева — правую. Если играющий ошибается, становится ведущим.

«Манекен»

Выбираются два участника. Один становится «манекеном». Ему придумывают позу. Дают в руки или засовывают в карманы разные предметы. Второй участник держит глаза закрытыми (или, если есть возможность, находится в это время за дверью). Когда «манекен» готов, второму разрешают открыть глаза (или, соответственно, войти). Он смотрит в течение 30 секунд и снова закрывает глаза (либо выходит). Теперь «манекен» немного меняет позу, что-то берет в руку, снимает шейный платок или, наоборот, надевает кепку. Теперь задача того, кто не видел, назвать вслух все изменения.

«Делай как Я!»

Возьмите карандаш и простучите им какой – нибудь ритм. Попросите ребёнка так же карандашом повторить услышанное. Постепенно усложняйте ритм. Игра развивает не только внимание, но и моторику и слух.

«Длинный хвост»

Вы называете разных животных, предварительно договорившись с сыном или дочкой о том, что, если у названного зверя длинный хвост, ребёнок поднимает руку и машет ею, если хвостик короткий, рука опущена.

«Слушай слово»

Называйте ребёнку различные слова: «кошка»«рыбка»«стакан» и т. д.  Ребёнок должен подпрыгивать, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Далее, предложите, чтобы он вставал каждый раз, когда услышит название посуды. Усложните задачу, объединив первое и второе задания.

«Зачеркни цифры»

Заполните в произвольном порядке все ячейки на листе в клетку цифрами от 0 до 9. Попросите сына или дочь за 1-2 минуты зачеркнуть все 3, обвести в кружок все 5, поставить галочки на всех 9 и т д.

«Верю- не верю»

Взрослый произносит фразу. Если выражение верное, ребёнок хлопает, если нет – топает. Например: огурец бывает красный (топ – топ)

«Фигурное рисование»

Устройте с ребёнком соревнование. В течение 1 минуты рисуйте одновременно двумя руками: левой – кружки, правой – квадраты. У кого больше фигур, тот и победил.

 «Раскрась правильно».

Игровой материал и наглядные пособия: бумага, красный, синий и зеленый карандаши.

Описание: Нужно написать буквы и цифры крупным шрифтом, чередуя их друг с другом. Далее предложить вашему ребенку обвести все буквы красным карандашом, а все цифры – синим.

«Детектив»

Описание: Вы со своим ребенком (дети) встаёте лицом друг к другу и в течение 10 секунд внимательно изучаете внешность друг друга. После этого поворачиваетесь спиной друг другу и по очереди громко описываете внешность друг друга.

 «Повторяй за мной!»

Цель – увеличение объема внимания и памяти.
Игровой материал: счетные палочки.
  В эту игру можно играть как с одним, так и с несколькими детьми. Каждому ребенку выдается одинаковое количество счетных палочек. Все садятся в круг, и воспитатель начинает игру в роли ведущего. Выкладывает из счетных палочек произвольную композицию . Пусть дети смотрят и запоминают. Затем композиция закрывается листом бумаги, детям надо будет сложить из своих палочек такую же фигуру. Если все смогли повторить, роль ведущего переходит к следующему игроку.

Игровые упражнения

«Четыре стихии».

Можно сесть с ребёнком друг напротив друга. Если Вы называете слово «земля», ребёнок должен опустить руки вниз, а если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками. Так же в этой игре можно поменяться с ребёнком местами, чтобы он так же был ведущим.

«Раскрась правильно».

Игровой материал и наглядные пособия: бумага, красный, синий и зеленый карандаши.

Описание: написать буквы и цифры крупным шрифтом, чередуя их друг с другом. Предложить ребенку обвести все буквы красным карандашом, а все цифры – синим.

«Что изменилось?»

Игровой материал и наглядные пособия: от 3 до 7 игрушек. Описание: воспитатель ставит перед детьми игрушки, дает сигнал, чтобы они закрыли глаза, и убирает одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

 «Рыба, птица, зверь».

В этой игре участвуют несколько человек. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь». Тот на ком остановится считалка, должен быстро назвать, в данном случае зверя. При чем названия не должны повторяться. Если ответ правильный ведущий продолжает игру. Если ответ неверный или названия повторяется (задержка ответа, то ребенок выбывает из пары, оставляя свой ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

«Я покажу, а ты отгадай».

Для этого упражнения нам понадобятся игрушки.

Предложите ребенку поочередно изображать какие-нибудь действия, по которым можно узнать одну из игрушек. Например, если Вы загадали медвежонка, то нужно пройти по комнате, изображая косолапую походку медведя, показать, как зверь спит и «сосет» лапу. И так далее с остальными игрушками, ребёнок должен угадать, что вы загадали.

«Будь внимателен к словам»

Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они получают картинки с изображениями дома, машины, собаки, цветка. Воспитатель читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенок должен встать и быстро пересесть на стул напротив. Выигрывают дети, которые ни разу не пропустили свое слово.

«Художник»

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого он будет рисовать, потом отворачивается и дает словесный портрет. Играют по очереди.

«Будь внимателен»

Ребята сидят в кругу. Ведущий показывает какие-либо движения, а ребята должны делать наоборот. Если ведущий, сложит ладони в кулак - дети должны разжать ладони. Кто ошибается, становится ведущим.

«Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

Описание. Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных локтевых суставах. Кто ошибается — считается проигравшим».

«Расставь точки».

Цель: развивать зрительную память и внимание.

Ход игры: покажите ребенку в течение 2-3 секунд картинку, на которой в квадрате нарисованы точки. Затем закройте этот квадрат листом бумаги.

Задание: предложите ребенку расставить точки в пустом квадрате так же, как они расставлены в первом.

 «Слушаем и рисуем»

Цель: развитие слуховой памяти и внимания.

Задание: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.

Матрешек будем рисовать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех больше первая матрешка:

Зеленый сарафан, кокошник.

За ней сестра - вторая,

В жёлтом платье выступает.

Третья меньше второй:

Сарафанчик голубой.

У четвертой матрешки

Рост поменьше немножко,

Сарафанчик синий,

Яркий и красивый.

Пятая матрешка -

В красненькой одежке.

Всех запомнить постарайся,

За рисунок принимайся!

По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.


«Ладошки»

Цель: развитие устойчивого внимания.
Игровой материал: нет.
  Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнении на развитие произвольного внимания дошкольников

Перед родителями и педагогами стоит очень важная задача: с помощью игровых упражнении помочь дошкольнику стать внимательным, т.к.именно в старшем дошкольном возрасте формируется произвольное внимание,...

Мастер-класс для воспитателей "Игры и игровые упражнения для развития памяти, внимания, усидчивости".

Материал по играм и игровым упражнениям для развития внимания, памяти и усидчивости для детей дошкольного подготови возрастательного возраста....

Картотека игр и упражнений по развитию памяти у дошкольников

Данная методическая разработка будет полезна для работы педагогам работающими в группах комбинированной направленности...

Картотека игр и упражнений для развития памяти у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ

Игры и упражнения способствующие развитию памяти у детей дошкольного возрастаю....

Игры и упражнения на развитие памяти, внимания, умения действовать по правилам

В эти игры можно поиграть с ребенком в любое свободное время дома, на прогулке, по дороге в детский сад и обратно, в поездке, сидя в очереди, н/р, в поликлинику, и пр....

Картотека игр и упражнений для развития памяти.

Интересные игры и упражнения для развития памяти вашего ребенка....

Картотека «Игры и упражнения на развитие контроля и саморегуляции у дошкольников»

Картотека «Игры и упражнения на развитие контроля и саморегуляции у дошкольников»Методы контроля и самоконтроля играют ключевую роль в развитии детей дошкольного возраста, позволяя формиро...