Самообразование на тему: "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"
материал (подготовительная группа)
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. ПУШКИНО «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС №11»
«Дошкольное отделение АИСТЕНОК»
САМООБРАЗОВАНИЕ
НА ТЕМУ:
«Изучение
народных промыслов России
с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Чичендаева Юлия Васильевна
г. Пушкино
АКТУАЛЬНОСТЬ
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав программу воспитания и обучения «Радуга», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.
Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приёмы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.
Новизна и отличительная особенность в системе работы: использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества. Используются самодельные инструменты для рисования. Дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.
Темы НОД дают более целостное представление дошкольникам образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значения выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.
Знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
Цель:
Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования и развития основ художественной культуры ребенка
Задачи:
- Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
- Уметь использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;
- Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие, эстетические чувства;
- Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
- Способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, принадлежность узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);
- На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.
Направления работы:
1. Знакомство детей с образцами народных художественных промыслов.
2. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Индивидуальная работа по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:
- Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
- Определить возможные перспективные работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
- Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей. Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
Содержание работы: Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие, происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физкультминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей. В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Этапы работы: Весь образовательный процесс делится на два этапа:
I этап – Подготовительный.
Задачи:
- Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов.
- Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.
- Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.
- Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.
II этап – Практический.
Задачи:
- Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.
- Использовать при лепке различные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.
- Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
- Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.
- Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.
Для успешной реализации поставленных задач предполагается тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по декоративно-прикладному искусству, изготовление самодельных инструментов.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладушки, информационные стенды, показ открытых занятий, семинары-практикумы, мастер-классы, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей. В программе широко используются технические средства обучения: интерактивное оборудование, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, DVD, мультимедийное оборудование и др.
Ожидаемый результат:
Старшая группа 5 – 6 лет:
- Знакомятся с видами народного декоративно-прикладного искусства;
- Составляют узоры элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;
- Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;
- Лепят декоративные изделия используя способы: конструктивный, кругового налепа;
- Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования.
- Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.
Подготовительная группа 6 – 7 лет:
- Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;
- Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка;
- Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п.
- Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;
- Лепят из глины изделия, используя разнообразные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа.
- Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;
- Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.
Методы оценки результативности:
Количественный анализ:
- Статические данные: отслеживание результата (наблюдение, диагностика), практические материалы.
Качественный анализ:
- Формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.
Формой подведения итогов реализации являются: участие детей в развлечениях, праздниках, досугах, посвященных народным промыслам, детские выставки в детском саду и за его пределами, создание Большой книги «Ярмарка народных промыслов».
Перспективный план работы по декоративно-прикладному искусству
с использованием нетрадиционных техник
(старшая группа)
№ п/п | Тема | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Оборудование |
Сентябрь | ||||
1. | «Путешествие по народным промыслам (презентация). Знакомство с народным искусством». | Расширять представление о многообразие изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Познакомить с разнообразными народными промыслами России. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства | Презентация, иллюстрации и изделия декоративно-прикладного искусства. | |
Октябрь | ||||
1. | Дымковская игрушка. Рассказ об истории промысла. Роспись элементов | Рисование тычком, ватными палочками, пальчикам и. | Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования. | Выставка дымковских игрушек: фигурки людей, разные животные и птицы. Силуэтное моделирование «Дымковские барышни». Таблицы с элементами росписи. Листы белой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, «тычки». |
2. | Лепка «Уточка – Марфуточка» | Продолжать знакомить с дымковской игрушкой; Показать особенность лепки дымковской игрушки; Учить добиваться точности в передаче формы; | Альбом с последовательностью лепки дымковской уточки. Глина, стеки. | |
3. | Наряд для барыни | Учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими; | У воспитателя 2-3 дымковские игрушки, таблицы с элементами дымковской росписи, краска гуашь, фломастеры, мягкие кисточки, «тычки» | |
Хвост индюка | Рисование тычком, ватными палочками, пальчикам и | Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования. | ||
Ноябрь | ||||
1. | Золотая Хохлома. Рассказ об истории промысла. | Ватные палочки, «тычки». | Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. | Выставка хохломских изделий. Иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства. |
2. | Хохломские узоры. Прорисовка элементов хохломской росписи. | Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства. | Бумажные силуэты хохломской посуды, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки». | |
3. | Эскиз росписи деревянных лопаточек. | На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность. Торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству. | Бумажные силуэты ложечек цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки», цветной клей. | |
4. | ||||
Декабрь | ||||
1. | Филимоновские свистульки. Рассказ об истории промысла. | Ватные палочки, перышко. | Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушки. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. | Выставка филимоновских игрушек, иллюстрации с изображением филимоновских игрушек. Силуэтное моделирование «Филимоновские свистульки» Видеофильм. |
2. | Рисование «Филимоновские узоры. | Ватные палочки, перышко | Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. | Таблицы с элементами филимоновской росписи. Листы желтой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, ватные палочки. |
3. | Лепка «Филимо-новский петушок | Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить лепить фигурку из целого куска глины, передавая особенности петушок» формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе. | Филимоновский петушок – игрушки и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой. | |
4. | Роспись «Филимоновский петушок» | Закреплять представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках. | Филимоновский петушок иллюстрации, окрашенные игрушки вылепленные детьми, таблицы с элементами филимоновской росписи, краска темперная, мягкие кисти, баночки с водой, салфетки. | |
Январь | ||||
1. | Сине-белое чудо Гжели. Рассказ о промысле. | Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи. | Выставка гжельских изделий. Иллюстрации с изображением гжельских изделий декоративно-прикладного искусства. Видеофильм. | |
2. | Роспись «Гжельские узоры» | Продолжать знакомить с элементами гжельской росписи, использовать разнообразные элементы в росписи. Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность. | Трафареты посуды, таблицы с элементами гжельской росписи, краска гуашь, кисти. Выставка гжельских изделий. Иллюстрации с изображением гжельских изделий декоративно-прикладного искусства и сувениры. | |
3. | Лепка «Гжельский колокольчик» | Развивать у детей замысел. Учить детей лепить пластическим способом из целого куска. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Учить лепить колокольчик и использовать условные приемы, сглаживание мест соединения; | Гжельские изделия и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой | |
4. | Роспись «Гжельский барашек» | Закреплять умение украшать глиняные изделия гжельскими узорами. Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму. Воспитывать интерес к народному творчеству. | Альбом с гжельскими элементами росписи | |
Февраль | ||||
1. | Веселый Городец. Рассказ об истории промысла. | Рисование пальчикам и, «тычком» | Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину. Учить прорисовывать элементы городецкой росписи используя технику рисования пальчиками. | Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративноприкладного искусства. Видеофильм |
2. | Роспись элементов городецкой росписи. | Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора. Учить рисовать городецкие цветы – купавки и ромашки голубого и розового цвета. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета. | Бумажные полоски 20*30 см., таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки». | |
3. | Эскиз на деревянной доске с городецким орнаментом | Учить рисовать птицу, с использованием отличительных особенностей росписи городца. | Таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, трафареты «ромашки», «купавки», поролон | |
4. | Декоративное рисование на гипсовой доске «Городецкие узоры – сколько радости для глаз» | Рисование пальчикам и, оттиск поролоном. | Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному; самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи. | Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства. |
Март | ||||
1. | Русская матрешка. | Познакомить детей самой популярной народной деревянной игрушкой - русской матрёшкой. Вызвать у детей интерес к образу. Воспитывать интерес к народному творчеству. | Выставка русской матрешки, иллюстрации с ее изображением. Таблицы с элементами росписи семеновской матрешки. Силуэтное моделирование «Матрешки», краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки». | |
2. | Роспись матрёшки «Все они матрёшеньки, все они милашеньки...» | Ватные палочки, «тычки». | Продолжать знакомство с матрешкой. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к народному творчеству. Закрепить знания детей о матрёшке. Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров. Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную творческую атмосферу. | Игрушки матрешки и иллюстрации с изображением матрешек. Деревянные матрёшки, салфетки, баночки с водой. |
3. | Русская матрешка. (коллективная работа) | Метод обрывной аппликации | Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость | Кусочки фетра, клей. |
4. | Павло-Посадские платки и шали. Рассказ о промысле. | Познакомить детей с новым промыслом – Павлово-Посадских шалях. Рассказать о средствах выразительности декоративного украшения шалей. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи. | Выставка Павлово-Посадских платков и шалей. Видеофильм «Плат узорный». Бумага зеленого, черного, вишневого цветов размером 50*50 см, краска гуашь, мягкие кисти, салфетки. | |
Апрель | ||||
1. | Каргопольские легенды. Рассказ об истории промысла | Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками. | Познакомить с каргопольской игрушкой. Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Дать представления об особенностях каргопольской росписи. Учить рисовать элементы росписи. | Выставка каргопольских игрушек, иллюстрации с изображением каргопольских игрушек. Силуэтное моделирование «Каргопольские игрушки» Видеофильм. Таблицы с элементами росписи. Листы белой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, ватные палочки. |
2. | Лепка Каргопольской игрушки «Кошка» «Собака» | Развивать у детей замысел. Учить детей лепить пластическим способом из целого куска. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Закреплять умение плотно скреплять части. Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу). | Каргопольские игрушки и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой. | |
3. | Роспись изделий «Мишка» | Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму. Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т.д. и украшать им вылепленное изделие. Воспитывать интерес к народному творчеству. | Каргопольские игрушки иллюстрации; покрашенные игрушки вылепленные детьми, таблицы с элементами росписи, краска темперная, мягкие кисти, баночки с водой, салфетки. | |
4. | Знакомство с богородской резной деревянной игрушкой. | Познакомить детей с новым промыслом – богородскими резными игрушками. Познакомить с особенностями их изготовления, своеобразием композиции. | Выставка богородских резных игрушек. Альбомы с иллюстрациями игрушек. | |
Май | ||||
1. | Русский народный костюм. | Расширять знания детей о народных промыслах. | Выставка национальной одежды, фотографии и альбомы украшения одежды орнаментом. | |
2. | Рисование. Украшение одежды. | Развивать умение строить художественный замысел. Совершенствовать изобразительные навыки и умения рисования орнаментов, используя при работе нетрадиционную технику рисования штампами и печатками. Развивать воображение, творчество, самостоятельность. | Трафареты одежды, штампы и печатки из картофеля, пробок, ластика. | |
3. | Подготовка к ярмарке. | Формировать интерес детей к организации праздника «Путешествие по народным промыслам», разучивание стихов, песни, танца. | Дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами: «Составь хохломской узор», «Городецкие узоры», «Распиши платок», «Собери гжельскую розу», «Собери матрешек», «Найди домик матрешки», домино «Игрушки». Видеоролики с записью русских народных промыслов. | |
4. | Итоговая ярмарка Путешествие по народным промыслам. | Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. | Чтение стихов, исполнение песен, танец. |
Перспективный план работы по декоративно-прикладному искусству
с использованием нетрадиционных техник
(подготовительная группа)
№ п/п | Тема | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Оборудование |
Сентябрь | ||||
1. | «Путешествие по народным промыслам (презентация). Знакомство с народным искусством». | Расширять представление о многообразие изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Познакомить с разнообразными народными промыслами России. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства | Презентация, иллюстрации и изделия декоративно-прикладного искусства. | |
Октябрь | ||||
1. | Дымковская игрушка. Рассказ об истории промысла. | Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками. | Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования. | Выставка дымковских игрушек: фигурки людей, разные животные и птицы. Силуэтное моделирование. Таблицы с элементами росписи. Листы белой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, «тычки». |
2. | Лепка «Дымковская лошадка». | Обобщить и расширить знания детей о дымковской игрушке. Учить отражать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского индюка; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: тело с шеей и головой лепить из одного куска глины, хвост и ноги из отдельных кусков, мелкие детали - гребень, - лепить налепами; учить для декоративного украшения использовать стеку. | Дымковские игрушки и иллюстрации с изображением игрушек. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой. | |
3. | Роспись «Дымковской лошадки» | Учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими; | У воспитателя 2-3 дымковские игрушки, таблицы с элементами дымковской росписи, краска гуашь, фломастеры, мягкие кисточки, «тычки». | |
Ноябрь | ||||
1. | Золотая Хохлома. Рассказ об истории промысла. | Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. | Выставка хохломских изделий. Иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства. | |
2. | Хохломские узоры. | Закреплять знания о хохломском промысле. Развивать эстетический вкус, самостоятельность, любовь к декоративно – прикладному искусству. | Бумажные трафареты хохломских изделий. Альбомы с элементами хохломской росписи | |
3. | Хохломские узоры. Прорисовка эскиза хохломской росписи. | Ватные палочки, «тычки». | Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства. | Деревянные ложки, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки». |
4. | Роспись деревянных ложек хохломскими узорами. | На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность. Торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству. | Деревянные заготовки ложек, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки», цветной клей. | |
Декабрь | ||||
1. | Чудо филимоновских свистулек | Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушки. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. | Выставка филимоновских игрушек, иллюстрации с изображением филимоновских игрушек. Силуэтное моделирование. «Филимоновские свистульки» Видеофильм. | |
2. | Лепка «Филимоновский петушок». | Обобщить знакомство детей о фолимоновских игрушках; формировать умение сделать выразительными; использовать в лепке пластический способ из целого куска глины, развивать уважение и интерес к народному творчеству. | Филимоновские игрушки и иллюстрации с изображением игрушек. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой. | |
3. | Роспись «Филимоновский петушок» | Закрепить знания детей о цветовой гамме филимоновскои росписи, особенности узора. Закрепить умение узнавать и отличать филимоновские игрушки от других по форме изделия, узору и сочетанию цветов; самостоятельно украшать свою филимоновскую красавицу. Развивать цветовое восприятие, творческую активность. | Таблицы с элементами филимонвской росписи, игрушки побеленные, темперные краски, перышко. | |
4. | Изготовление тряпичных кукол – оберегов. | Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол. | Кусочки ткани, нитки, разнообразные куклы – обереги. | |
Январь | ||||
1. | Сине-белое чудо Гжели. Рассказ о промысле. | Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи. | Выставка гжельских изделий. Иллюстрации с изображением гжельских изделий декоративно-прикладного искусства. Видеофильм. | |
2. | Роспись «Расцветай Гжель васильковая» | Ватные палочки, «тычки» | Учить рисованию гжельской розы, использованию двойного мазка. Закрепить умение детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего), рассматривать глиняные формы после побелки, использовать приёмы кистевой росписи. | Побеленные детские трафареты изделия, таблицы с элементами гжельской росписи, краска темперная, кисти, ватные палочки, «тычки» |
3. | Лепка «Гжельского колокольчика» | Развивать у детей замысел. Учить детей лепить пластическим способом из целого куска. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Учить лепить колокольчик и использовать условные приемы, сглаживание мест соединения; | Гжельские изделия и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой | |
4. | Роспись «Гжельского барашка» | Закреплять умение украшать глиняные изделия гжельскими узорами. Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму. Воспитывать интерес к народному творчеству. Альбом с гжельскими элементами росписи. | Альбом с элементами гжельской росписи | |
Февраль | ||||
1 | Веселый Городец. Рассказ об истории промысла. | Рисование пальчиками, «тычком» | Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину. Учить прорисовывать элементы городецкой росписи используя технику рисования пальчиками. | Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства. Видеофильм |
2. | Роспись элементов городецкой росписи. | Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора. Учить рисовать городецкие цветы – купавки и ромашки голубого и розового цвета. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета. | Бумажные полоски 20*30 см., таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки». | |
3. | Эскиз на деревянной доске с городецким орнаментом («Городецкая Лошадка») | Учить рисовать лошадку, с использованием отличительных особенностей росписи городца. | таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, трафареты «ромашки», «купавки», поролон | |
4. | Декоративное рисование на деревянной доске «Городецкие узоры – сколько радости для глаз» | Рисование пальчиками, оттиск поролоном. | Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному; самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи. | Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства. |
Март | ||||
1. | Знакомство с разнообразием русской матрешки. | Продолжать знакомство детей с русской матрешкой. Показать разнообразие видов данной игрушки. | Выставка матрешек из разных городов России. Иллюстрации и детские книги с изображением матрешек. | |
2. | Рисование «Очень любим мы, Матрешки, разноцветные одежки» | Печатки, «тычки» | Продолжать знакомство детей с русской матрешкой. Показать характерные особенности полхов-майданских, загорских и семеновских матрешек. Формировать технические умения и навыки кистевой росписи. Учить использовать в росписи матрешки печатку-тычок. Формировать эстетический вкус. | Матрешки из разных городов России. Иллюстрации с изображением матрешек. Таблицы с элементами и цветовым решением матрешек (полхов-майданских, загорских и семеновских), трафареты и силуэтное моделирование «Русские матрешки», краска гуашь, кисти, печатки, «тычки». |
3. | Знакомство с вологодскими кружевами. | Ватные палочки, «тычок» | Познакомить с народным промыслом «кружевоплетение». Воспитывать уважение к мастерам. Дать представление о содержании и особенностях узора (симметрии, ритме). Воспитывать интерес к искусству кружевоплетения, вызвать эмоциональный отклик, желание самому творить, учиться составлять узор на полосе. | Кружевные изделия вологодских мастериц; репродукция картины В. Тропинина «Кружевница». Видеофильм «Вологодские кружева», Сказка «Семь Катерин». Таблица с элементами кружев. Бумага черного цвета размером 20*30 см., краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки». |
4. | Рисование «Кружева, как белые ромашки распустили лепестки свои» | Черно-белый граттаж. | Продолжать знакомить детей с народным промыслом «кружевоплетение»; показать красоту кружевных изделий вологодских мастериц.. Учить украшать узором изделия из трафаретов. Учить сочетать плотные части узора с легкой воздушной сеткой. Использовать в работе нетрадиционную технику рисования – черно-белый граттаж. | Таблица с элементами кружевоплетения. Силуэты одежды черного цвета, палочки для техники граттажа, салфетки. |
Апрель | ||||
1. | Каргопольские легенды. Рассказ об истории промысла. | Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками. | Познакомить с каргопольской игрушкой. Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Дать представления об особенностях каргопольской росписи. Учить рисовать элементы росписи. | Выставка каргопольских игрушек, иллюстрации с изображением каргопольских игрушек. Силуэтное моделирование «Каргопольские игрушки» Видеофильм. Таблицы с элементами росписи. Листы белой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, ватные палочки. |
2. | Лепка Каргопольской игрушки «Мишка» Роспись | Развивать у детей замысел. Учить детей лепить пластическим способом из целого куска. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Закреплять умение плотно скреплять части. Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу). | Каргопольские игрушки и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой | |
3. | Искусство Жостова. Рассказ о промысле. | Познакомить детей с народным промыслом Жостова. Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Формировать эстетическое отношение средствами народного декоративно-прикладного искусства. Учить выполнять элементы жостовской росписи и составлять несложные композиции. | Выставка изделий жостова. Видеофильм «Жостовская красота». | |
4. | Прорисовка элементов жостовской росписи на трафаретах | Продолжать знакомить детей с народным промыслом Жостова. Дать знания об особенностях жостовской росписи: элементах узора, колорите, композиции. | Бумажные трафареты разной формы черного, красного, желтого, синего цветов; краска гуашь, мягкие кисти, вода | |
Май | ||||
1. | Создание эскиза на деревянном подносе жостовской росписью | Учить составлять и прорисовывать композицию на своём изделии. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе над эскизом. | Деревянные подносики, карандаши, ластик. | |
2. | Роспись деревянных подносов Жостовской росписью. | Рисование пальчиками. Закрепить умение составлять узор на круге, овале, квадрате, прямоугольнике, заполняя середину и края -кайму. Составлять букеты из крупных и мелких цветов, наносить мазки. Передавая оттенки, самостоятельно составлять узор на выбранной форме (круг, овал и т.д.). Использовать нетрадиционную технику рисования – пальчиками. | Подносы из папье-маше черного, красного, желтого, синего цветов. Таблицы с элементами росписи. Темперные краски, кисти, вода. | |
3. | Подготовка к ярмарке | Формировать интерес детей к организации праздника «Путешествие по народным промыслам», разучивание стихов, песни, танца. | Дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами: «Составь хохломской узор», «Городецкие узоры», «Распиши платок», «Собери гжельскую розу», «Собери матрешек», «Найди домик матрешки», домино «Игрушки». Видеоролики с записью русских народных промыслов. | |
4. | Итоговая ярмарка Путешествие по народным промыслам | Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. | Чтение стихов, исполнение песен, танец. |
Диагностические критерии оценки знаний и детских работ по декоративно-прикладному искусству:
Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;
Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи;
Умеет самостоятельно провести анализ изделия; Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов);
Выделяет элементы узора и составляет из них композицию;
Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи;
Использует декоративные элементы в работе. Использует декоративные элементы в работе;
Использует несколько нетрадиционных техник;
- Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность;
- Оригинальность.
Диагностические критерии технических навыков и умений оценки детских работ по декоративно-прикладному искусству:
Способность рисования по замыслу;
Умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче: выбор изобразительного материала, умение смешивать краски на палитре для получения разных цветов и оттенков;
Отсутствие изобразительных штампов;
Уровень воображения, фантазии;
Использование в работе разных способов лепки.
В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов так же сопровождала художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, частушек, песен.
Игры на развитие умелости рук (мелкой моторики) особенно важны в изобразительной деятельности. Они позволяют совершенствовать навыки и умения в работе с изоматериалами, развивают действия руки при рисовании:
• навыки держания и свободного владения кистью при выполнении элементов орнамента;
• навыки ритмичного повторения однородных движений.
Игры на обогащение сенсорного опытапомогли преодолеть стереотип доминирующего цвета, в работе с палитрой по смешиванию цветов, научиливидеть многообразие оттенков в окружающем. Игры на форму способствовали развитию чувственного опыта при осязательном обследовании формы, закрепляли навыки выразительной передачи образа, научили детей искать необычность форм в природе, проводить аналогию с реальными предметами, воспроизводить предмет, отмечая его характерные особенности. Проводила с детьми такие игры, как: «Магазин игрушек», «Узнай по силуэту», «Составь узор из частей»,«Найди лишний орнамент», «Дорисуй нужный элемент», «Назови правильно», «Угадай какая роспись», «Составь хохломской узор», «Городецкие узоры», «Распиши платок», «Распиши гжельскую розу», «Собери матрёшку», «Назови правильно», «Домино»и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитателя по самообразованию. Тема: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»
Годовой план работы воспитателя по самообразованию по теме "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Представлены цель, задачи...
Представление педагогического опыта САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"
В материале отражена подробная работа воспитателя по самообразованию на тему "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Работа предст...
Тема самообразования:«Изучение дымковского народного промысла России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»
Тема самообразования воспитателя подготовительной к школе группы Кузьминых С.И.: «Изучение дымковского народного промысла России с целью развития художественных способностей детей дошкольно...
САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»
САМООБРАЗОВАНИЕНА ТЕМУ:«Изучениенародных промыслов Россиис целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста» АКТУАЛЬНОСТЬ«Самым высоким видом искусства,самы...
Консультации для родителей «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»
Консультации для родителей«Изучениенародных промыслов Россиис целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»Знакомство детей с бытом и традициями русского народа им...
"Изучение народных промыслов России с целью повышения творческих способностей детей дошкольного возраста"
Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как полноправных граждан России. И этому вопросу сейчас вновь уделяе...
План по самообразованию педагога: "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"
План по самообразованию педагога: "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста" (средняя группа)...