План по самообразованию педагога: "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя группа)

План по самообразованию педагога: "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста" (средняя группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад № 55 общеразвивающего вида Калининского района Санкт – Петербурга

(ГБДОУ детский сад №55 Калининского района Санкт-Петербурга)

ПЛАН

по самообразованию педагога

Майкова Вера Михайловна 

(Ф.И.О. педагога)

                                                               

Тема: Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста

средняя группа

(возрастная группа)

Формы работы с:

детьми

педагогами

родителями

самообразование

развивающая среда

сентябрь

1.Беседа с детьми: «Дымковская игрушка»

2 Чтение, разучивание с детьми потешек, р.н. сказок.

4.Рассматривание иллюстраций к р.н. сказкам, потешкам, песенкам.

5.Рисование: «Узор на полоске» Цель: Познакомить детей с законом симметрии и особенностями построения орнамента в прямоугольной форме.

1.Взаимодействие с музыкальным руководителем: пение русских народных песен, распевок.
 2.Взаимодействие с инструктором по физической культуре: разучивание русских народных подвижных игр.

(в течение года)

Консультация «Народные промыслы»

Изучение методической литературой:

1.Рисование с детьми дошкольного возраста. Под ред. Р.Г.Казаковой, Тв.Центр Москва, 2005 г.

 2.Воспитание сенсорной культуры ребенка. Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер Москва, «Просвещение», 1988г.

 3.Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Г.С.Комарова, М., «Просвещение»1991г.

4.Развивайте у дошкольников творчество. Т.Г.Казакова. М., «Просвещение»1985г.

5. Красна изба…Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2000г.

.Организация в группе уголка декоративного искусства

Демонстрационный материал:

  • Искусство – детям «Дымковская игрушка», изд. Мозаика Синтез
  • Народное творчество. Методическое пособие для педагогов и родителей. Св.Вохринцева. Планета земля.

Настольные игры:

  1. Лото «Цвета и краски»
  2. «Подбери узор»
  3. «Цвета и форма»
  4. «Бусы»

Уголок декоративного искусства:

Матрешки

Дымковские игрушки

Краски, кисти, карандаши, мелки, трафареты, бумага.

октябрь

.

1.Рассматривание панно «Самовар» Знакомить детей с р.н.колоритом. Чтение потешек.

2.Рисование:

«Украшение фартука»

Учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента.

3. Рисование: «Нарядная матрешка».

Знакомить детей со способами рисования узора, используя ватные палочки, тычки.

Консультация для родителей.

«Матрёшка – детская развивающая игрушка».

Изучение методической литературой:

1.Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. З.А.Богатеева, Москва, «Просвещение», 1986г.

2.Детям о народных промыслах России. Издательство «Паритет», СПб, сост. О.Н.Алексеева, 2017г.

Уголок декоративного искусства:

Матрешки

Дымковские игрушки

Детские работы: рисунки, поделки

Панно «Самовар»

Литература для детей:

«Самовар» р.н.потешки, худ. С.Пынин.

«В музее игрушек» Изд. «Малыш», Москва,1987г.

Настольные игры:

«Какого цвета?» Игротека для дошкольника

«Укрась бабочку»

Краски, кисти, карандаши, мелки, трафареты, бумага, ватные палочки, «тычки».

ноябрь

1.Экспериментирование: Глина ее качества и свойства

2.Лепка:

«Дымковская уточка»

Учить детей лепить уточку.

3.Украшение плоскостной уточки дымковским узором.

4.Роспись глиняной уточки.

Просвещение родителей «Дымка – декоративно – прикладное искусство»

Изучение методической литературы:

1.Ветлугина Н.А.  Эстетическое воспитание в детском саду. -  Москва «Просвещение», 1995.

2.Князева О.Л., Маханева М.Д.  Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Детство-пресс, 2004.

3.Бударина О.Н.  Знакомство детей с русским народным творчеством. – Москва «Детство», 2003.

Настольные игры:

«Подбери узор»

«Навстречу радуге» - лото

«Занимательная палитра»

Краски, кисти, карандаши, мелки, трафареты, бумага, ватные палочки, «тычки».

Раскраски, шаблоны.

Литература для детей:

«Карусель» Т.Маврина, изд. «Малыш», 1970г.

Картотека стихов на тему: «Художественные материалы для изобразительной деятельности»

декабрь

1.Экспериментирование: «Разноцветные шарики» (смешивание красок) Продолжать знакомить детей со свойствами красок.

2.Рисование: Новогодний шарик (элементы дымковской росписи)

Консультация для родителей на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

Участие во всероссийском семинаре «Эмоциональное благополучие в профессиональной деятельности»

Демонстрационный материал:

Таблица по смешиванию красок

Дем.материал по математике:

Матрешки (плоскостные), курочки(«дымка»)

Иллюстрации к р.н.сказкам Ю.А.Васнецова, Е.М.Рачева.

январь

1.Лепка

«Птички»

2.Дымковская народная игрушка» Продолжать

знакомить детей с игрушками народных промыслов:

 Дымковская барышня.

3. Рисование

«Украшение платочка»

(Декоративное рисование по мотивам дымковской игрушки) Знакомить детей с росписью дымковской игрушки (барышни), учить выделять элементы узора (прямые , пересекающиеся линии, точки и мазки). Для изображения использовать тычки, ватные палочки.

Привлечение родителей к изготовлению материалов для дидактических настольных игр.

Участие в вебинаре на тему: «Приобщение детей к традициям народной культуры в контексте современного образования»

Создание картотеки дидактических игр по мотивам народного творчества.

Подготовка материалов для дидактических настольных игр.

Мнемотаблица «Дымковская игрушка»

Картотека стихов: «Народные промыслы»

февраль

1.Лепка по замыслу.

2.Раскраски «Дымковская роспись»

3.Роспись предмета элементами дымковского узора, вылепленного по замыслу»  

4.Коллажирование «Дымковская игрушка».

5.Начало составления тематического альбома (коллекции) с работами детей по росписи и лепке народных игрушек.

Консультация для педагогов:  «Народное искусство как начало изучения своей страны»

Привлечение родителей к изготовлению счетного материала по ФЭМП.

Участие: Всероссийский семинар «Искусство и наука на службе педагогики»

Подготовка материалов для дидактических настольных игр.

Разработка мини проекта

«Народные промыслы России. Дымка. Филимоновская игрушка»

Счетный материал по ФЭМП (матрешки)

март

1.Познакомить детей с филимоновскими игрушками (птицами ,животными). Вызвать положительное эмоциональное отношение к ним. Учить выделять отличительные особенности этих игрушек: красивая , плавная форма; яркие нарядные полоски.

2.Роспись тарелочки элементами Филимоновского узора.

3.Лепка

«Барашек»

(по образу Филимоновской игрушки)

4.Роспись барашка (филимоновская роспись)

 5.Декоративное рисование

«Укрась свои игрушки» (плоскостные изображения)

Продолжать знакомить с дымковскими игрушками, учить отмечать их характерные особенности, выделять элементы узора : круги, кольца, точки, полосы.

Размещение на портале  мини   проекта:

«Народные промыслы России. Дымка. Филимоновская игрушка»

Просвещение родителей «Филимоновская игрушка»

Ознакомление с образовательной программой для детских садов «Ребенок 21 века. Воспитание культурой. Русская народная культура».

Филимоновские игрушки, раскраски, трафареты

Мнемотаблица «Филимоновская игрушка»

Иллюстрации к р.н.сказкам Ю.А.Васнецова, Е.М.Рачева.

апрель

1.Рисование

 «Сказочный домик – теремок» Совершенствовать приемы украшения. Развивать самостоятельность, творчество.

2.Лепка

«Козленочек» Закреплять приемы лепки:

3.Рисование : «Козлик»
Цель: Учить детей расписывать узорами игрушку-силуэт по народным (дымковским) мотивам.

Привлечение родителей к изготовлению декоративных предметов с элементами дымковской, филимоновской росписи (вазочка,картина и др.)

В кукольный уголок изготовление декоративных предметов с элементами дымковской, филимоновской росписи (вазочка,картина)

май

1.Рисование

по замыслу (Народная игрушка)

2.Рассматривание тематического альбома (коллекции) с работами детей по росписи и лепке народных игрушек.

Выставка творческих работ

Выставка детских работ по теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитателя по самообразованию. Тема: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»

Годовой план работы воспитателя  по самообразованию по теме "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Представлены цель, задачи...

Представление педагогического опыта САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"

В материале отражена подробная работа воспитателя по самообразованию на тему "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Работа предст...

Тема самообразования:«Изучение дымковского народного промысла России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»

Тема самообразования  воспитателя подготовительной к школе группы Кузьминых С.И.: «Изучение дымковского народного промысла России с целью развития художественных способностей детей дошкольно...

САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»

САМООБРАЗОВАНИЕНА ТЕМУ:«Изучениенародных промыслов Россиис целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста» АКТУАЛЬНОСТЬ«Самым высоким видом искусства,самы...

Консультации для родителей «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»

Консультации для родителей«Изучениенародных промыслов Россиис целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»Знакомство детей с бытом и традициями русского народа им...

"Изучение народных промыслов России с целью повышения творческих способностей детей дошкольного возраста"

Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как полноправных граждан России. И этому вопросу сейчас вновь уделяе...