Выступление на педагогическим совете
статья

Яхина Гузелия  Гусмановна

Аукцион педагогических идей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл auktsion_pedagogicheskih_idey.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

    Согласовано: ________                                                                Утверждаю

Старший воспитатель                                                                   Заведующий МАДОУ                  

МАДОУ Детский сад №18                                                           Детский сад №18

МР Учалинский район РБ                                                            МР Учалинский район РБ                                                                

_________ А. С. Гайфуллина                                                            __________Л.Р.Сафина                                                                  

«___»  _______  2023г.                                                                    «____» ________2023г.                                                                          

                                                                                         

                               

                                        Аукцион идей на тему:

Эффективность использования дидактических игр в развитии монологической и дидактической речи детей

                                                   

 Воспитатель:

ЯхинаГ.Г.

 

Учалы-2023год.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка, возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи.

Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка, а своевременное развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира.

Речевое развитие включает владение речью, как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Игра -- основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения.

Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.  

  Дидактическая игра (от греч. didaktikos – поучительный) – «специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями»

Как форма обучения детей дидактическая игра содержит два начала: непосредственно образовательная деятельность (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети играя, учатся.

А.К. Бондаренко указывает, что в дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: 1) игры с предметами (игрушками), 2) настольно-печатные и 3) словесные игры [2].

Игры с предметами – это такие игры, в которых используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. Игры с предметами дают возможность решать различные образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению (парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы). Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Словесные дидактические игры построены на словах и действиях играющих. В них дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи и высказывают свое мнение: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия и т.д. Обязательное условие проведения этих игр – наличие речи (монологической, диалогической).

Дидактические игры развивают речь детей 3-4 лет по всем направлениям: обогащают и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение и умение выражать свои мысли, развивают фонематический слух, связную речь.

Дидактические игры необходимо использовать целенаправленно и систематически. В своей педагогической работе с детьми младшего дошкольного возраста мы используем  комплекс таких игр, в состав которого включены:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

1. Дидактическая игра по развитию речи «Найди пару»

2. Дидактическая игра по развитию речи «Кто, где спрятался»

3. Дидактическая игра по развитию речи «Чья мордочка?»

4. Дидактическая игра по развитию речи «Подбери по цвету»

5. Дидактическая игра по развитию речи «Чья мордочка?»

6. Дидактическая игра по развитию речи «Кто, чем питается?»

7. Дидактическая игра по развитию речи «Детеныши и их мамы»

8. Дидактическая игра по развитию речи «Времена года»

9. Дидактическая игра по развитию речи «Мама. Папа. Малыш»

10. Дидактическая игра по развитию речи «Варим компот», «Варим суп»

11. Дидактическая игра речевое лото-действия

12. Дидактическая игра по развитию речи «Угадай сказку»

13. Дидактическая игра по развитию речи «Угадай какая сказка»

14. Дидактическая игра по развитию речи «Кто пропал»?

15. Дидактическая игра «Времена года»

16. Дидактическая игра «Профессии»

КАРТОТЕКИ

1. Картотека подвижных и хороводных игр

2. Картотека дыхательной гимнастики

3. Картотека пальчиковой гимнастики

4. Картотека гимнастики для глаз

5. Картотека утреннего ритуала

6. Картотека артикуляционной гимнастики

7. Картотека чистоговорок

8. Картотека пословиц

9. Картотека физкультминуток

10. Картотека сюжетно-ролевых игр

11. Картотека опытов и экспериментов

12. Картотека утренних бесед

13. Картотека игр по развитию речи

14. Картотека мирилок

15. Картотека загадок

16. Картотека считалок

17. Картотека потешек

18. Мнемотаблица скороговорок

19. Картотека по чтению художественной литературы

20. Картотека стихов

Игры на расширение словарного запаса детей («Что это такое», «Угадай по описанию», «Чьи это детки?», «На птичьем дворе», «Кто больше увидит и назовет» и др.). Главная дидактическая задача этих игр –  пополнение словарного запаса ребенка словами, обозначающими предметы (имена существительные), их признаки (имена прилагательные) и действия (глаголы). Игровые действия детей различны: правильно назвать предметы,  диких и домашних животных и их детенышей, которые воспитатель показывает на картинках или описывает словами.

Звуковая культура речи – это составная часть общей культуры речи. В нее входят звуковое оформление слов и фраз: правильное произношение звуков, слов, громкость, темп, скорость, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Игры на развитие звуковой культуры речи («Петушок», «Угадай, что звучит», «Отгадай и назови», «Кто топает», «Поезд» и др.). Основная дидактическая задача этих игр – формирование правильного звукопроизношения, отчетливого произнесение звуков, слов, фраз, хорошего темпа и громкости речи. Игровые действия детей – угадывание имитация звуков, которые издают животные, предметы.

Фонематический слух – способность различать, выделять и воспроизводить различные звуки речи. Игры на развитие фонематического слуха («Узнай по голосу», «Кто как кричит», «Полянка», «Шумовые баночки», «Чудесный паровозик», «Громко – тихо», «Медленно – быстро» и др.). Главная дидактическая задача этих игр – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, воспитывать слуховое внимание, развивать интонационную выразительность. Игровые действия детей – определить на слух наличие того или иного звука в слове, правильно воспроизвести его в своей речи, менять силу голоса, имитировать звуки предметов, животных (звукоподражание).

Игры на развитие грамматического строя речи («Назови предметы», «Какого это цвета», «Кто что делает», «Кто пришел и кто ушел», «Один – много». «Договори предложение» и др.). Основная дидактическая задача таких игр – обучение правильному согласованию существительных и прилагательных в роде и числе, употреблению глаголов, правильным способам словообразования.

Игровые действия – образовать нужную грамматическую форму слова при назывании предметов, их свойств, действий по картинкам или предметам (игрушкам), которые показывает воспитатель. Отбор картинок, предметов и игрушек, нужно производить таким образом, чтобы ребенок мог по ним составить разные словосочетания (чтобы были разные типы окончаний (единственного и множественного числа; согласование существительных с прилагательными разного рода (мужского, женского и среднего, единственного и множественного числа); употребление предлогов (что на, около, под, перед елкой?). Воспитателю рекомендуется выделяет голосом окончания существительных и прилагательных, чтобы дети могли установить связь между типами окончаний существительных и прилагательных в разных падежах, родах и числах.

Игры на развитие связной речи («Ответь на вопрос», «Лото», «Что делает мишка (зайчик, собачка и т.п.)», «Купание куклы», «Маша обедает», «У кого кто?», «Теремок», «Подарки» и др.). Основная дидактическая задача этих игр – упражнять детей в правильном согласовании слов, словообразовании, составлении простых и сложных предложений, интонационной выразительности повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Игровые действия детей – составить предложения, назвать предмет (животное, человека), рассказать об основных его признаках, назвать действия, которые он совершает, ответить на вопросы, задать вопросы

Таким образом, использование дидактических игр для речевого развития младших дошкольников – это целенаправленный и систематический процесс, который включает руководство играми, что требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. При проведении дидактических игр на развитие речи младших дошкольников воспитателю рекомендуется задавать вопросы по ходу игры: о правилах игры, об игровых действиях, материалах, исправлять ошибки в речи детей, давать образцы правильного произношения слов и предложений.

 

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете в 2017 году. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ".

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ"....

Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...

Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".

Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...