Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию детей раннего возраста
картотека (младшая группа)

Якубова Евгения Александравна

Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положениии в пространстве, а также запахе, вкусе и других. У детей раннего возраста представления о цвете, форме, величине  и других свойствах предмета только начинают накапливаться. При этом правильные представления о предметах, о сенсорных эталонах (сложившихся представлениях об основных свойствах предметного мира: цвет, форма, величина предметов  и т.д.) легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами. Значит, необходимо целенаправленно формировать сенсорные эталоны.Эта задача решается с помощью использования дидактических игр и игровых упражнений, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете, величине. В настоящее время существует множество средств, которые позволяют знакомить детей с предметами и их свойствами, через фотографии, рисунки, дидактические игрушки(матрешки, пирамидки), через специально подобранный дидактический материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Картотека дидактических игр по сенсорному    

          воспитанию детей  раннего возраста

Игры для развития зрительного восприятия.

 «Собери цветок»

   Цель: закрепить знания основных цветов, совершенствовать навык находить

среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка; развивать мелкую моторику пальцев.

   Материал: цветы красного, синего, желтого, зеленого цветов с вырезанной

серединой и кружочками к ним.

   Ход игры: Дети, давайте соберѐм на этом столе красивые цветы. У вас рядом

лежат кружочки разного цвета. Нужно отыскать кружочек нужного цвета и

вставить в цветок. Когда каждый из вас соберѐт свой цветок, мы сделаем букет и

покажем его куколке. (Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета у них цветы,

серединка).

  «Найди пару»

Материал: разноцветные рукавички из ткани.

Цель: упражнять в умении находить рукавички одного цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.

    «Игры с пробками»

Материал: пробки разного цвета и размера.

Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, развитие логического мышления. Сознание эмоционально положительного настроения. Развитие восприятия : зрительного осязательного. Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

«Собери бусы»

Материал: деревянные бусы разного цвета.

Цели: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

«Открой коробочку»

Материал: разноцветные коробочки, внутри картинки соответствующего цвета.

Цель: упражнять в умении открывать и закрывать коробочку; развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.

Взрослый создаёт интерес к игре«Что в коробочке гремит? Давайте посмотрим!». Знакомит с формой, с цветом, величиной, с понятиями: одна, много.

«Укрась ёлочку шарами»

Материал: елочки из картона, круги разных цветов.

Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение.

Взрослый предлагает игровую ситуацию: «Ёлочка собралась на праздник. Поможем ей нарядиться. Украсим её шарами». Задаёт вопросы: «Какая это форма? Какого цвета этот кружочек?»

«Сложи пирамидку»

Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ребенок по просьбе воспитателя подбирает нужный цвет колечек. Выкладывая пирамидку, старается самостоятельно называть цвет колец.

«Собери карандаши в стаканы»

Материал: цветные карандаши, стаканчики 4-х цветов.

Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов.

На столе перед детьми раскладываются цветные карандаши. Воспитатель кладёт в каждый стакан по одному карандашу разного цвета,

проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу карандаш синего цвета, наберём много одинаковых карандашей». И так повторяется с карандашами всех основных цветов. Побуждая детей проговаривать цвет карандашей.

«На что похожа фигура?»

ЦельВоспитывать умение у детей группировать предметы по форме.

Игровой материал: Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.

Ход игры: Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т. д.).

Игры для развития слухового восприятия.

«Разноцветные шумелки»

Материал (бросовый, природный) : пластиковые бутылочки, наполненные цветными полиэтиленовыми гранулами, желудями (можно использовать для наполнения песок, крупу, горох, фасоль, макароны) .

Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма.

Усложнение: развивать восприятие цвета.

«Кто что услышит?»

Материал: ширма, колокольчик, барабан, бубен, дудочка и т. д.

Цель: развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов.

Игры для развития обонятельного восприятия

«Угадай на вкус»

Материал: нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т. д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек.

Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей : определить, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что ребенок ест.

«Чем пахнет?»

Материал: баночки, внутри которых марлевый мешочек с кусочками яблока, лимона, чеснока, зёрнами кофе и другими наполнителями.

Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей : упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе, развивать мелкую моторику.

Усложнение: упражнять в назывании цвета.

Взрослый создаё т игровую ситуацию: «На полянке выросли цветы. Давайте их рассмотрим и понюхаем! Чем они пахнут? Какого они цвета?»

 Игры для развития осязательного восприятия.

«Сюрприз»

Материал: сухой бассейн с крупой, (песком, пробками, мелкие игрушки, геометрические формы: круг, квадрат, треугольник.

Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза»познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник, развивать мелкую моторику.

1 вариант: сюрприз – игрушки

2 вариант: сюрприз – геометрические формы.

Взрослый говорит, что в бассейне что-то спрятано, и предлагает поискать. Когда ребёнок находит сюрприз, взрослый спрашивает«Что ты нашёл? Что это? Назови!»

«Пересыпалочки»

Материал: большой контейнер с крупой, ложка, банка или кастрюлька, кукла.

Цель: обогащать сенсорные ощущения детейупражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

Взрослый создаёт игровую ситуацию: «Кукла пришла с прогулки, она хочет есть! Давай сварим ей кашу! Насыпай крупу в кастрюльку (в баночку!»

«Озорные ладошки»

Материалкартонные ладошки с гладкой и шероховатой поверхностью (из наждачной бумаги) разного цвета.

Цель: упражнять в различении характера поверхности «ладошек», в различении цвета.

Взрослый предлагает погладить ладошки, упражняет в различении гладкой и шероховатой поверхности.

«Тонет, не тонет»

Материал: ёмкости с водой, шарики стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические.

Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

Взрослый вместе с ребёнком бросает в воду шарики из разных материалов или другие игрушки. Упражняет в понимании слов«тонет»«не тонет»«плавает».

Усложнение: для игры можно взять тёплую и холодную воду, упражнять в различении этого качества воды.

«Тактильная коробка»

Материал: сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой. Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т. д. Также в ней находятся небольшие предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т. д.

Цель: все предметы, находящиеся в коробке, дети исследуют руками. Это помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир.

«Теплый – холодный»

Материал: необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые или пластмассовые ( например: утята и рыбки, бегемотики и пингвины, кораблики и дельфины, небольшие мячики-красные и синие, красные и желтые, зеленые и белые и т. п.).

Цель: закрепление понятий «теплый»«холодный».

Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую – холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их опускаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой

Игры для развития мелкой моторики

«Застёжки»

Материал: застёжки с пуговками, кнопками, «липучкой» : в виде предметов одежды.

Цель: упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

«Закрути ленточку»

Материалсенсорный тренажёр «Ленточки» : ленты длинные и короткие, широкие и узкие, четырёх основных цветов.

Цельпознакомить с понятиями«длинная –короткая»«широкая- узкая» (ленточка, закреплять умение различать и называть четыре основных цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

Взрослый показывает, как надо пальчиками взять палочку и крутить её, знакомит с цветом ленточек и другими качествами (длина, ширина, когда движения освоены, можно предложить задание«Давай закрутим ленточки! Кто быстрее?»

«Поиграем с прищепками»

Материал: разноцветные прищепки, плоские геометрические фигуры.

Цель: Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Взрослый заинтересовывает ребёнка: сделаем солнышко, тучку, ежика и др.

«Собери урожай»

Прикрепите к занавеске красные и желтые прищепки и скажите малышу, что ягодки созрели. Предложите ему собрать все ягодки.

«Солнышко»

Вырежьте из желтого картона круг, и пусть малыш прикрепляет к нему по краям желтые прищепки.

«Цветок»

Если вырезать круг поменьше (чем у солнышка, то получится цветок с лепестками из прищепок.

«Ежик»

Вырежьте из серого картона силуэт ёжика. А малышу надо будет нацепить ему на спинку прищепки.

«Тучка»

Вырежьте из голубого картона силуэт тучки. Внизу силуэта нужно прикреплять дождевые капли - синие прищепки.

«Новогодняя елочка»

Заготовьте из зеленого картона ёлочку. Предложите малышу украсить елочку разноцветными игрушками (прищепками).

«Травка»

Вырежьте длинную полоску земли из черного или зеленого картона. Сверху горизонтально расположенной полоски нужно прикреплять зеленые травинки (прищепки).

«Репка»

Вырежьте из желтого картона силуэт репки и покажите малышу, как прикрепить к нему ботву из зеленых прищепок. Точно таким же образом можно сделать ботву к морковке.

«Хвосты»

Прищепки могут выступать в роли хвостов. Достаточно вырезать различные силуэты: рыбки, птички, петушка, собачки, кошки и т. д.

«Человечки»

На плотной бумаге нарисуйте, а затем и вырежьте силуэты девочек и мальчиков (без рук и без ног, но в платьицах и рубашечках). Вместо ног и рук малышу нужно подставлять прищепки.

.

«Ушки»

Прищепки могут играть роль ушек - например, у зайца. Нарисуйте и вырежьте силуэт зайца (без ушей). А затем предложите ребенку догадаться, чего не хватает у зайчика и доделать его.

большая рука, а у тебя маленькая».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРУШЕК В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

ознакомление детей не только с цветом, формой и величиной дидактических игрушек, но и с другими их свойствами...

Картотека "Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего возраста".

КартотекаДидактические игры по сенсорному воспитаниюдетей раннего возраста....

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С (1,5-2 ЛЕТ) СЕНСОРНАЯ ЮБКА« Матрешка»

Программные задачи: Образовательные:1этап- учить детей различать предметы по величине (большой – маленький);2этап- учить детей различать основные цвета (желтый, красный, синий, зеленый);- з...

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию в раннем возрасте

В данном материале представлены игры на развитие представлений о форме, цвете и величине предметов для детей младшего возраста. Материал может быть использован в индивидуальной работе с детьми в детск...

Картотека дидактических игр для сенсорного воспитания детей раннего возраста

Картотека игр на развитие сенсорики для детей младшего дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию детей раннего возраста

14. Д/И «Цветные колпачки»  Цели:  учить выполнять последовательные действия (складывание и раскладывание колпачков); развивать мелкую моторику и усидчивость.Ход игры:...