РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРУШЕК В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
статья (младшая группа) по теме

ознакомление детей не только с цветом, формой и величиной дидактических игрушек, но и с другими их свойствами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_didakticheskikh_igrushet_.docx5.89 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ

ДИДАКТИЧЕСКИХ

ИГРУШЕК В

СЕНСОРНОМ 
ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Трудно переоценить значение занятий с дидактическими игрушками. Они направлены на ознакомление не только с цветом, формой и величиной, но и другими их свойствами.

На занятиях с дидактическими игрушками не ставиться задача, выделить предметы в качестве эталонов по цвету, форме, величине, как на занятиях с дидактическим материалом. И это понятно, потому что на занятиях с дидактическими игрушками дети действуют с предметами относительно сложной формы, различной окраски и даже расцветки, например с матрешками.

Дети учатся производить действия с предметами, требующих относительно сложных ручных умений. Они овладевают практическими способами действий, в процессе выполнения познают физические свойства предметов, их положение в пространстве, так например, эмоционально - чувственной, ориентировочной основе малыш познает такие свойства предметов, как их масс (вес), количество (один, много). Дети осваивают физические свойства предметов в зависимости от их формы: например, круглые предметы прокатываются, не круглые - остаются на месте. Практически дети осваивают возможности производить действия с предметами в зависимости от их величины (в большой предмет вложить маленький, а не наоборот; нанизывать можно только игрушки, имеющие сквозное отверстие и т.п.). Вместе с тем на занятиях с дидактическими игрушками дети познают зависимости между целым и частью, например, две части разобранной матрешки можно собрать, ориентируясь на величину и положение их в пространстве.

Собрать пирамидку из последовательно уменьшающихся колец малыш сможет, если начнет понимать соотношение предметов по величине (поменьше, побольше). Всему этому дети учатся в процессе игры с дидактическими игрушками. На данных занятиях решается

задача развития мелкой мускулатуры пальцев рук, т.к. этим определяются действия с игрушками

В предметных играх малышей с матрешками, пирамидками, грибками, кольцами, шариками, втулками, кубиками ставится цель: обратить внимание ребенка на их свойства, а затем выполнить определенное задание на подбор, соотнесение, группировку предметов по сходству и различию и т.п.

Следовательно, занятия с дидактическими игрушками способствуют развитию ориентировки в свойствах предметов, целенаправленного восприятия. Они не только обогащают чувственный опыт ребенка, но и учат мыслить. В процессе практических действий, таких как соединение предметов, разъединение, проталкивание, нанизывание и т.п., у ребенка развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения. Они соответствуют наглядно - действенному мышлению, характерному для раннего периода детства.

Занятия с дидактическими игрушками развивают познавательную активность детей. Ребенок осваивает прямые и обратные действия, открывая и закрывая коробку или собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку и т.п. Он практически познает свойства предметов (большой - маленький, твердый - мягкий), их количество, форму и другие качества предметов.

Практический результат действий с дидактической игрушкой и оценка его взрослым совершенствует его эмоционально - волевую сферу, способствует целенаправленности и осознанности его предметной деятельности.

Обучение маленького ребенка с помощью дидактических игрушек гораздо эффективнее т.к. оно протекает в игровой форме, поддерживается интересом малыша к занимательным свойствам игрушки.

Рекомендуют для занятий 5 видов игрушек, отличающихся автодидактическими свойствами.

  1. Игрушки для нанизывания на стержень: кольца, втулки, шары, кубы, полусферы и пр., имеющие сквозное отверстие. Упражнения с данными видами игрушек способствуют развитию моторики пальцев, координации рук, особенно при осуществлении противоположных операций: нанизывание и снятие предметов. Выполнение заданий осуществляется в двух плоскостях: горизонтальной и вертикальной.
  2. Объемные геометрические фигуры (шары, кубы, призмы, параллелограммы) предназначены для целенаправленного манипулирования, группировки и соотнесения их по цвету, величине или форме.
  3. Геометрические игрушки - вкладыши: разноцветные кубики, конусы, цилиндры, полусферы предназначены для сортировки и подбора их по цвету, форме, величине, а также составления одноцветных и разноцветных башенок. Данный вид игрушек дает возможность развить ребенка пространственную ориентировку, познакомить его с физическими свойствами полых предметов (меньшие по объему вкладываются в большие). Это свойство предметов можно определить не только зрительно, но и на слух.
  4. Нарядные сборно - разборные игрушки (матрешки, бочата, яйца) способствуют формированию пространственной ориентировке, умению собирать предмет из однотипных частей; подобранные по цвету и величине, они используются также для закрепления навыка группировки однородных предметов или же соотнесения по одному или нескольким свойствам.
  5. Небольшие сюжетные игрушки: куколки, машинки, елочки, грибочки, овощи и фрукты, а также предметы, подобранные по определенным признакам: коробочки, катушки, вазочки, природный материал (шишки, желуди, листья), группируемые по цвету, величине, форме.

В раннем детстве задания с использованием дидактических игрушек выполняются методом проб и ошибок.

Итак, дидактические игрушки имеют особое значение для психического развития ребенка раннего возраста, т.к. действия с предметами являются в этот возрастной период наиболее доступной формой приобретения знаний об окружающем мире. В практических действиях при одномоментном охвате взором всех частей, их цветового соотношения, а так же величинных характеристик, количественной выраженности, ребенок познает основополагающие связи и отношения предметов окружающего мира. Это значит, что сенсорные и другие представления приходят к ребенку практическим путем и носят не временный, не проходящий характер.

Подбирая игрушки необходимо учитывать, насколько они разнообразны   по  запасу  игровых  свойств,   чтобы  содержание деятельности детей с ними было насыщенным и создавались интеллектуальные стимулы таких действий.

Важно, чтобы игрушки были не только однотипными, они должны отличаться  величиной,   цветом,   формой,   количеством  деталей, фактурой, звуковыми свойствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль дидактических игр и игрушек в развитии детей раннего возраста».

Дидактическая игрушка в жизни ребенка появляется с первых дней его жизни, когда родители покупают ему погремушки и подвески на кроватку, и остается с ребенком на протяжении всего его раннего и дошколь...

Презентация "Роль дидактических игр в развитии детей раннего возраста."

Презентация  "Роль дидактических игр в развитии детей раннего возраста."...

Консультация для родителей «Использование дидактических игрушек в деятельности детей раннего возраста»

Консультация для родителей «Использование дидактических игрушек в деятельности детей раннего возраста»...

Роль дидактических игр для адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Роль дидактических игр для адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада...

19.12.23 Использование дидактических игрушек в деятельности детей раннего возраста

Использование дидактических игрушек в деятельности детей раннего возраста...


 

Комментарии

Сальникова Екатерина Александровна

Очень интересный материал на столь важную тему, как значение дидактической игрушки в предметной деятельности, особенно учитывая сенситивный возраст ребенка.