Проект "Моя семья"
проект (старшая группа)

Евдокимова Надежда Михайловна

Информационно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dn_evdokimova.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Инжавинская СОШ»

Проект по духовно - нравственному воспитанию

старших дошкольников на тему

«Моя семья»  

Воспитатель

группы дошкольного образования

Евдокимова Н.М.

Инжавино 2023

Тип проекта:  информационно - творческий, групповой.

Длительность проекта: октябрь - апрель

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Возраст: дети 5-7 лет

Гипотеза: при объединении усилий воспитателей и родителей в духовно - нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста возможно укрепление института семьи, изменение отношения родителей к духовно-нравственному воспитанию как важному средству формирования личности ребенка.

Актуальность проекта

В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В молодых семьях вопросы духовно-нравственного воспитания зачастую не считаются важными и вызывают лишь недоумение. Образовательная организация имеет возможность взаимодействия как с родителями, так и с детьми. Воспитание положительного отношения к духовно - нравственным ценностям и желания поступать в соответствии с ними - это одна из задач ФГОС и ФОП  ДО .

Для реализации задач, поставленных в ФОП ДО проект по духовно-нравственному воспитанию является оптимальным инструментом.

Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности через приобщение к семейным традициям и ценностям.

Задачи проекта

  • Сформировать у детей и родителей интерес к своей семье, потребность к формированию семейных ценностей, сохранению семейных традиций и обычаев.
  • Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.      
  • Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в группе, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
  • Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома.
  • Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
  • Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
  • Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
  • Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
  • Развивать коммуникативные навыки детей.
  • Повысить педагогический потенциал родителей.
  • Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы.

Механизмы реализации проекта 

Проект реализуется в рамках ООП ДО и в соответствии с требованиями ФОП ДО. Мероприятия проводятся в системе совместной организованной деятельности в виде бесед, занятий познавательного цикла, чтением художественной литературы. Совместная деятельность с родителями.

Основные принципы проекта

Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Принцип доступности, который предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.

Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, в музеи для накопления чувственного опыта.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

- нравственный пример педагога

- социально-педагогическое партнёрство

- индивидуально-личностное развитие

Образовательные технологии, реализуемые в рамках проекта:

- здоровьесберегающие педагогические технологии ;

- технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

- технология проектной деятельности;

- технология исследовательской деятельности;

- информационно-коммуникативные (коммуникационные) технологии;

- игровые технологии.

Методы, используемые для реализации проекта: наглядный, словесный, практический.

Эффективные приемы воспитания:

- Личный пример воспитателя и родителей.

- Игра.

- Общение с персонажем.

- Чтение.

- Совместная трудовая и художественно-эстетическая деятельность: музыкальная, изобразительная, прикладная.

- Создание ситуаций выбора.

- Создание ситуаций отождествления.

- Похвала.

Формы реализации проекта:

1. Игровая деятельность: сюжетно – ролевые, дидактические, музыкальные, подвижные  игры, игры- драматизации.

2. Познавательно – исследовательская деятельность: проектная деятельность, исследовательская деятельность.

3. Художественно – творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование из бумаги, ручной труд.

4. Музыкальная: пение, игра на музыкальных инструментах, танцы.

5. Развитие речи: беседы с детьми, чтение и заучивание потешек, чтение и разъяснение пословиц и поговорок.

6. Двигательная деятельность: подвижные игры.

Формы и методы работы с родителями:

- родительские собрания на духовно-нравственные темы;

- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);

- анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

- индивидуальные консультации специалистов;

- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

- индивидуальная работа с детьми дома;

- совместные с родителями праздники.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

- Создание условий для осознания детьми своей значимости в совместной с педагогами и родителями деятельности.

- Сформированность у детей представления о родственных отношениях, своих родителях;  о семейных традициях, об особенностях семейных отношений.

- Понимание ребенком вечных ценностей: милосердия, отзывчивости, в стремлении его к добру и неприятию зла.

- Уважительное отношение к родителям и другим членам семьи.

- Установление доверительных детско-родительских отношений.

- Повышение уровня родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.

Оценка результатов:

Для оценки эффективности данного проекта провести наблюдение за поведением и общением детей, анкетирование родителей.

Этапы проекта

1. Организационно – подготовительный (октябрь)

Цель: определение основных направлений работы.

Задачи:

- изучение мнения родителей по теме проекта.

- первоначальная диагностика с целью выявления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ духовно – нравственного воспитания).

- разработать план работы по реализации проекта.

- подбор материала для разработки сценариев праздников, конспектов ОД, бесед, презентаций, рекомендаций для родителей и педагогов и др.

2. Основной (ноябрь-март)

Цель: создание условий и осуществления деятельности в рамках реализации проекта. Апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта.

Задачи:

- обеспечить программно-методическое сопровождение.

- разработать методические рекомендации для родителей по духовно - нравственному воспитанию в семье.

- пополнить предметно – пространственную среду.

Прогнозируемые результаты:

- сформирован пакет нормативно-правовых документов, рекомендаций.

- разработан комплексно-тематический план, дидактические игры, пособия, методический материал.

3. Заключительный (1 апрель)

Цель: Подведение итогов работы.

Задачи:

- заключительная диагностика с целью выявления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ духовно – нравственного воспитания;

- анкетирование родителей;

- анализ результатов реализации проекта и соотнесение их с заявленными целями и задачами;

- презентация проекта

- оформление и описание хода реализации и результатов проекта.

Прогнозируемые результаты: отчёт о реализации проекта.

Перспективный план  проекта «Моя семья»

Месяц

Тема

Организованная деятельность с детьми

Совместная деятельность педагогов и детей

Совместная деятельность

 с родителями

Взаимодействие педагогов с родителями

октябрь

Моя семья

1 . Познание

«Моя семья»    

2. Художественное творчество (Рисование)

«Наша дружная семья!»

 3.Занятие по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи «Расскажу вам о своей семье»

Беседа на тему: 

 «Что такое семья», «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи».

Чтение сказок

«Кукушка», «Гуси-лебеди» «Красная Шапочка», «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди».

Пальчиковая игра: «Моя семья» Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки - матери»,  «Встречаем гостей»                 Серия бесед по картинкам « Какая  у меня семья». Рассматривание картин: Т. Сорокина «Семья» Драматизация сказки: «Репка»

Стенгазета: «Дружная семья» Рассказы и рисунки детей: «Познакомьтесь с моей семьёй» Совместное творчество: «Герб моей семьи» Практическое задание:                      

Попросить маму и папу  рассказать о своих родителях          ( твоих бабушках и дедушках).

Анкетирование «Семейные ценности»

Консультация: «Главные условия воспитания детей в семье» Папка-передвижка: «Как создать семейный герб»

 

 

ноябрь

Члены моей семьи

1 . Познание

 «Что я знаю о себе», «Кто живёт со мной»

  2. Портреты детей из солёного теста: «Приятно познакомиться»

Беседа на тему: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди».  

Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?».  Чтение произведений: Я.Акима «Моя родня». В.Драгунского «Моя сестра Ксения».   Дидактическая игра: «Родство»             Просмотр мультфильмов:                «Разноцветная семейка».                 Рассказы детей о бабушках и дедушках.

Творческая речевая деятельность: «Письмо бабушке и дедушке» Игровая ситуация: «Мои братья и сёстры», «Каким я был,  каким я стану», «Мы - разные». Ручной труд: «Открытка для мамы на день матери», «Вот какие мы».

Практическое задание: Формирование фотоальбома своей семьи для группы. Фотовыставка «Любимое дело моей мамы»

Мини -  проект: «Сказка на ночь» Сочиняем  и записываем сказки вместе.

 

Папка-передвижка: «Обращение ребёнка к родителям», «История возникновения праздника «День матери» Буклеты: «Здравствуйте, дорогие мои»

декабрь

Ты и твое имя

1 . Познание

«Моё имя и фамилия»

Беседа на тему: «Что означает твоё имя?», « Откуда произошла моя фамилия?», «Моя родословная».

 Творческая речевая деятельность:

Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?» Просмотр мультипликационного фильма: «Морозко», «Двенадцать месяцев». Дидактические игры: «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию» Графическое упражнение: «Напечатай по образцу свою фамилию и имя»

Мини - проект:    «Генеалогическое древо моей семьи».

Папка-передвижка:

«Роль фамилии в жизни

человека» Буклеты: «Основные заповеди «здоровой семьи»

январь

Дом в котором мы живём

1 . Познание

«Мой дом»

2 . Художественное творчество                  (Аппликация): «Дом моей мечты»

Беседа: «Рождественские подарки для моих родных», « Как я помогаю дома».

 Строительная  игра: «Мебель для дома»

Сюжетно- ролевые игры: «Наш дом», «Строители»

Игра- драматизация: «Три поросёнка».

 

Творческая речевая деятельность: «Рождество в нашем доме»

Заучивание пословиц о родном ломе: «Дом без хозяина- сиротинка». Рассматривание иллюстраций: «Семья дома» Обсуждение ситуаций:  «Моя комната», «Мой игровой уголок», «Чтобы в доме стало веселей».

Конкурс:

 «Рождественская открытка» (Ручной труд с родителями)

Выставка рисунков: «Комната моей мечты»

Досуг «Рождественские посиделки»

Консультация:

 «Права и обязанности в семье

февраль

Мой папа

1.  Коммуникация

«Путешествие на воздушном шаре»

2. Художественное творчеств о (Рисование)

«Мой папа защитник» 

Беседа: «Папа в доме и дом исправен», «Где служил мой папа», «Папа гордость моя»

Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой

Чтение художественной литературы: Т. Бокова « Папа», Т. Шорыгина «Дедушка»,; стихи к празднику .               Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы»

 Сюжетно-ролевые игры:  «Моряки».

Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома

Рассказ:

«Где служил мой папа, дедушка»

Семейный досуг: « Папа, мама, я - спортивная семья».

Советы педагога:

«Растим мужчину»

Буклеты:

«О роли отца в семье»

март

Моя мама

1. Коммуникация

«Как я помогаю маме»

2. Художественное творчество(Рисование)

«Портрет моей мамы»

Беседа на тему:

«Моя мама лучше всех»

Просмотр мультфильма:

«Мама для мамонтёнка»

Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине», «Вот какая мама»

Настольный театр:

«Волк и семеро козлят»

Сюжетно-ролевые игры:  «Дочки – матери»

Настольно- печатные игры:                       «Профессия моей мамы»

Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта

Беседа

«Когда родительская любовь

 заходит

 слишком далеко»

апрель

Профессии моих родителей

1. Составление рассказа

«Кем работают наши мамы и папы»

2. Художественное творчество (Рисование)

«Кем работают наши родители»

Беседа на тему:

«Мои родители – строители, врачи, учителя, и т.д.»

Чтение произведений

С.Баруздина «Мамина работа», В Маяковский «Кем быть?», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла»

Сюжетно-ролевые игры:  «Водитель», «Поликлиника»

Дидактические игры «Что лишнее?», «Кому, что нужно?»

Встреча с близкими людьми: Рассказ родителей о своей работе. 

Выставка совместных творческих работ «Профессии спасателей»

Папка-передвижка:

«Наши помощники»

май

Семейные традиции и обычаи

1 . Познание

«Чем занимаются в вашей семье»,     « Традиции и обычаи моей семьи»

2Выставка рисунков

«Праздник в нашей семье»

Беседа на тему: «Как вы понимаете слово « традиции», «Мир семейных увлечений», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке».

Рассматривание репродукции:            З. Серебряковой « За завтраком»

Сюжетно- ролевая игра: « Встречаем гостей»

Книга семейных рецептов

Презентация проекта-

 «Моя семья»

Анкетирование родителей

Список литературы

1.  Далинина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2014. N 1. - С. 41 - 49.

2. Киселёва Л. П. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М: ТЦ Сфера, 2003

  3. Комарова, Н.В. Перспективное планирование работы по воспитанию культуры поведения у детей / Н.В. Комарова // Воспитатель ДОУ. – 2013. - №2. – С. 88-94.

  4.  Комратова Н. Г, Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитатние детей. – М: Сфера, 2007

 5.Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2008.-128с.

6.Султанова Н.Н., Цилько Н.А. Духовно-нравственное воспитание дошкольника. // Дошкольное воспитание. - 2014. - №5. - с.7-15.

Интернет – ресурсы:

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/01/25/proekt-po-nravstvenno-patrioticheskomu-vospitaniyu-v - Образовательная социальная сеть

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/11/23/proekt - Образовательная социальная сеть

 http://www.ivalex.vistcom.ru/ - Сайт работников дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....