Семинар - практикум «Криотерапия или увлекательные игры со льдом»
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум «Криотерапия или
увлекательные игры со льдом»
Цель: ознакомление педагогов с нетрадиционной методикой развития мелкой моторики ребенка – «криотерапией».
Участники: воспитатели методического объединения.
Ход.
1.Вводная часть
- Сегодня мы познакомим вас с одним из нетрадиционных методов развития мелкой моторики, который используем в своей работе - криотерапия.
Криотерапия (от латинского «крио» - холод и «терапия» – лечение, воздействие). Криотерапия или контрастная терапия – одна из современных нетрадиционных методик, заключающаяся в использовании игр со льдом.
Эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс развития речи.
Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, рассказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом эффекте.
Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в формочках для печенья или коррекс (ячеистая коробочка, в которую расфасовывают конфетЫ).
2. Практическая часть
- И нам бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванной методикой.
Криотерапия проводится в три этапа.
1 этап – криоконтраст (попеременное воздействие холода и тепла)
(педагогам предлагается взять льдинки с тарелки)
- У каждого из вас в руках льдинка, перекладываем из руки в руку в течение 5-10 секунд (над тарелкой). Как вы понимаете, с детьми мы это время просто отсчитывать не можем, поэтому мы одновременно воспроизводим какой-либо стихотворный текст. Например: «Льдинку сильно мы сжимаю и ладошку поменяю» и т. д. Льдинки можно положить в тарелку, салфеткой вытереть руки.
- Теперь нам нужно наши руки разогреть. Дети делают это на пластиковых бутылках с горячей водой или в тазу с теплой водой. Важно, чтобы емкость была такой формы и размера, чтобы кисть ребенка погрузилась полностью. Такая процедура повторяется три раза
2 этап – пальчиковая гимнастика.
- После трехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т. к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника.
Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.
(Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты)
Засиделись в избушке братцы.
(Отвести вбок мизинец строго в плоскости ладони и задержать
его в этой позиции на 2-3 секунды)
Захотел меньшой прогуляться
(Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию)
Да скучно ему гулять одному.
(Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды)
Зовет он братца вдвоем прогуляться.
(Мизинец и безымянный чуть покачиваются,
затем возвращаются в исходную позицию)
Да скучно им гулять двоим.
(Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды)
Зовут братца втроем прогуляться.
(Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками)
Грустно старшим сидеть в избе.
(Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляетс.)
Зовут они братцев домой к себе.
(При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно)
3 этап – развитие тактильной чувствительности – массаж рук с помощью шишек, шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур.
Криотерапия предполагает простые манипуляции с ледяными кубиками с постепенным увеличением времени воздействия от 10 до 60 секунд. Чтобы детей заинтересовать, а также, чтобы работая со льдом, осуществлялась обучающая функция, подобрали игры и разделили их по степени продолжительности.
Игра «Достань игрушку»
Лед высыпают в большую миску вместе с мелкими игрушками. Ребенок погружает руки в миску, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там игрушки в течении 5-10 секунд. Затем вытирают и разогревают руки (криоконтраст проводят 3 раза)
Игра «Разложи по цвету»
На подготовленные картинки дети раскладывают кусочки льда по цветам. (10-15 секунд). Во время игры можно закреплять знания цветов. Попробуйте поработать левой рукой.
Игра «Рисуем льдинками»
Очень интересным и необычным для детей занятием является рисование цветными льдинками. Чтобы сделать цветной лед можно использовать пищевые красители, обычные краски и даже мелки (покрошите их в порошок и смешайте с водой). Для рисования нужно выбирать плотную бумагу, чтобы она не раскисала. Лед начинает таять и оставлять следы, у вас получится ледовая картина, а можно предложить детям простые по форме предметы для раскрашивания ледяными льдинками.
3. Заключительная часть.
Таким образом, игры со льдом вызывают у детей радостное настроение, дают много эмоционально ярких впечатлений. У детей улучшаются движения кистей рук и, как следствие, стимулируется речь. Метод криотерапии способствует развитию интеллектуальной сферы детей, а также происходит оздоровление организма. Будем рады, если данную методику вы будете использовать в своей работе, и возьмете ее в свою педагогическую копилку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей «Криотерапия или увлекательные игры со льдом»
Существует большое количество традиционных методов развития мелкой моторики. Эти методы развития мелкой моторики подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе, используются на пра...
Конкурсная работа "Криотерапия или увлекательные игры со льдом"
Здоровьесберегающие технологии....
"Криотерапия или увлекательные игры со льдом"
консультация для родителей...
МАСТЕР – КЛАСС «Криотерапия или увлекательные игры со льдом»
Сегодня недостаточно тех мероприятий, которые мы проводим обычно: физминутки, игры и пальчиковые гимнастики. Необходимы новые формы и методы работы. Предлагаемые мною в мастер – классе здоровьес...
Мастер класс "Криотерапия или увлекательные игры со льдом"
Криотерапия в ДОУ...
Мастер - класс для воспитателей на тему "Криотерапия, или увлекательные игры со льдом".
Криотерапия (от латинского «крио» - холод и «терапия» – лечение, воздействие).Криотерапия или контрастная терапия – одна из современны...
Криотерапия или увлекательные игры со льдом
Консультация для родителей...