Консультация для воспитателей "Ранняя диагностика семейного неблагополучия"
консультация

Аншукова Анна Андреевна

Конкультация для воспитателей "Ранняя диагностика семейного неблагополучия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

Консультация для воспитателей

«Ранняя диагностика неблагополучия –

залог успеха в работе с семьей»

составила:

социальный педагог

И.В. Пинигина

г. Надым ,           2022 г.

В современных кризисных условиях семья получила больше всего ударов. Безработица, повышение цен на продукты питания и коммунальные услуги повлекли в первую очередь изменения в семье. Экономические трудности сказались и на моральном климате общества, что активизировало процесс распада семей. Каждый третий ребенок сегодня воспитывается в неполной семье, растет число детей, рожденных вне брака, родители уклоняются от воспитания детей.

Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где ссоры и перебранки возникают по всякому поводу и без повода. Немало семей существуют только формально, в них супруги живут каждый сам по себе и воспитательный вклад отца настолько не заметен, что его можно не принимать во внимание.

Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной, а, по сути, она псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет участия, внимания, и взаимного уважения друг к другу. Можно предположить, что в такой семье неуютно всем, но особенно страдают дети с их хрупкой психикой, большой впечатлительностью.

В последнее время в нашей стране все больше семей, в которых родители озадачены проблемами карьеры, делания денег, где дети нежеланны или отодвинуты на одно из последних мест в иерархии ценностей папы и мамы, а эмоциональные связи между поколениями едва просматриваются. В таких семьях хорошо кормят, но мало ласкают, у родителей нет времени. В других семьях боязнь избаловать ребенка вытеснила ласку, дети воспитываются в неоправданной строгости.

Многие семьи нуждаются в коррекционно-профилактической работе по налаживанию внутрисемейных и детско-родительских отношений. Но чтобы оказать помощь таким семьям необходимо вовремя выявить скрытое неблагополучие или нарушение прав ребенка в семье.

Диагностика нарушений прав ребенка в семье условно делится на II этапа.

I этап: Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы.

Эффективным методом на I этапе является наблюдение за ребенком:

  • во        время режимных моментов;
  • при общении со сверстниками, родителями или другими взрослыми;
  • особенно ярко это проявляется в игре.

Эффективными являются наблюдения за детьми в сюжетно ролевой игре

«Семья», так как дошкольники        в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение.

Дети,         права        которых        нарушаются,         обычно        испытывают        те        или        иные сложности в период адаптации к условиям ДОУ:

  • Им трудно заниматься;
  • Они неорганизованны, агрессивны, неуравновешенны;
  •         У детей пониженный эмоциональный фон настроения, тревожность, легкая возбудимость, упрямство;
  •         Детям алкоголиков характерно чувство бессилия и отверженности, многие стараются приглушить чувства, как плохие, так и хорошие. Это помогает уберечься от нестерпимо болезненных эмоций, но в то же время лишает их возможности насладиться радостными, положительными эмоциями.

Есть общие особенности поведения детей, испытавших насилие:

Такие дети отличаются:

  • заторможенностью реакции;
  • пассивностью к болезненным процедурам;
  • послушанием и безразличным принятием всего происходящего;
  • повышенной чувствительностью к критике;
  • агрессивностью, лживостью, склонностью к воровству.

Также можно использовать проективные методики обследования детей.

Рисуночные тесты: (на тему «Моя семья», «Мое настроение»)

Содержательную информацию о психологическом климате        семьи педагог может получить из рисунков детей на темы:

  • «Моя семья»,
  • «Мой самый любимый человек»,
  • «Самый добрый человек» и т.д.

При анализе детских работ важно обратить внимание:

  • на цветовую гамму рисунков,
  • изображение состава семьи (полный, уменьшенный, увеличенный).
  • отметить расположение и последовательность рисования членов семьи,
  • особенности нарисованных фигур,
  • время рисования,
  • спонтанные реакции детей и т.д.

В рисунках детей, подвергшихся насилию, характерно:

  • использование темного фона, черной и коричневой краски,
  • отсутствие плавных линий при изображении себя, своих близких, друзей. (это выражает тревожность, агрессивность ребенка).

Показательными являются сказки, сочиненные детьми, особенно важно то, какую роль ребенок придумывает для себя. Не обязательно придумывать сказку полностью, можно предложить ребенку развить какой-либо сюжет.

Сочинительство - очень продуктивный творческий процесс, захватывающий личность ребенка, помогающий не только диагностировать, но и вести коррекционную работу по преодолению стрессовых ситуаций.

Для того чтобы понять, кто из взрослых в семье пользуется наибольшим (или

наименьшим)         авторитетом        у        ребенка,         педагог        может        воспользоваться

проективными методиками.

Например, можно предложить детям разрешить следующие ситуации:

  1. У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял(а) с собой на представление?
  2. Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться. Кто это?
  3. Ты стоишь из конструктора дом. У тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?
  4. Ты потерял(а) что-то        очень дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
  5. У тебя болит зуб, и ты должен идти к зубному врачу. С кем ты пойдешь к врачу?

На первом же этапе диагностики следует выяснить условия проживания семьи. Диагностика –        это        сбор информации о семье, выявление круга        проблем. Для этого необходимо провести посещение семьи по месту жительства:

  • необходимо познакомиться со всеми членами семьи, проживающими в квартире;
  •         посмотреть комнату (или специально оборудованное для ребенка место в общей комнате), обязательно отметить все положительное, что вам удалось увидеть (порядок в доме, грамотный подбор игрушек и литературы и т.д.);
  • выяснить, какие трудности испытывают родители в воспитании ребенка;
  • сформулировать проблему и проговорить её.

Факторы риска:

  • психологические исследования показали, что нарушение прав ребенка или насилие чаще совершается в семьях, живущих в тесноте. Излишняя скученность порождает большую нервозность у всех членов семьи.
  • к факторам риска так же относятся низкие доходы семьи;
  • невысокий образовательный статус родителей;
  • неполные семьи и многодетность.

II этап: Выявление родителей, нарушающих права детей,

(то есть применяющих физическое или психическое насилие, либо не исполняющих свои родительские обязанности должным образом)

Также на этом этапе следует провести диагностику особенностей семейного воспитания и отношений между родителями в тех семьях, где нарушаются права детей.

Изучению внутрисемейных отношений способствуют:

  • посещения семьи;
  • беседы с родителями и детьми;
  • наблюдение за их общением во время утреннего прихода в детский сад и ухода домой.

В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание:

  • на содержание обращений, вопросов родителей к детям;
  • их форму (мягкая, жесткая);
  • употребление уменьшительно – ласкательных или грубых слов;
  • реакции родителей на просьбы, рассказы, детей, их шалости, капризы.

Следует также оценить:

  • эмоциональную        окраску        общения:         силу        голоса        родителей,         его        тон (спокойный, резкий, ироничный и др.);
  • мимику,         контакт        глаз,         телесные        контакты        –        касания,         ласковые поглаживания или жесткие толчки;
  • особое внимание следует обратить на реакцию детей (их настроение, содержание обращений и др.)

Однако следует помнить, что нельзя делать выводы по одному        показателю. Только        комплексное        изучение        семьи        поможет        увидеть        реальную        картину

происходящего.

Литература:

  1. «Защита прав и достоинства маленького ребенка», Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина, Л.Г. Голубева и др. – Москва .: Просвещение. 2003 г.

  1. «Социальное        самочувствие        семьи»,        Е.        Арнаутова,        журнал

«Дошкольное воспитание», № 6 / 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика скрытого неблагополучия в семье дошкольника.

Консультация для воспитателей по диагностике скрытого неблагополучия в семье....

Карта оценки риска семейного неблагополучия дошкольника.

Карта предназначена для воспитателей детских садов. Можно использовать для оценки ситуации в семье....

Профилактика семейного неблагополучия.

В рамках профилактики семейного неблагополучия организована работа по раннему его  вывлению ,по определению причин сложившегося положения на основе межведомственного взаимодействия субъектов проф...

Система работы по выявлению и профилактике раннего семейного неблагополучия

В данной работе представлена система работы по выявлению и профилактике раннего семейного неблагополучия....

Консультация "Работа по ранней профилактике семейного неблагополучия в условиях ДОУ"

ldquo;Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной...

Цикл консультаций для родителей по профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия «ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ»

Задумайтесь, часто ли в вашей семье звучат ласковые слова по отношению друг к другу и к детям?Задайте себе вопрос: сколько раз в течении дня вы обратились к ребенку или кому-то из членов семьи с выраж...

Консультация для воспитателей "Ранняя диагностика семейного неблагополучия"

Консультация для воспитателей "Ранняя диагностика семейного неблагополучия"...