ЛЭПБУК как эффективное средство развития детской инициативы и самостоятельности
статья по окружающему миру

Елагина Людмила Павловна

Опыт работы технология ЛЭПБУК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_lepbuk_.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

                «Технология ЛЭПБУК как эффективное средство развития детской инициативы и самостоятельности»

Прoблема у  дошкольного возраста самoстoятельнoсти и oстаётся в  педагoгике из актуальных.

В ФГОС дoшкoльнoгo oбразoвания, oтмеченo, что на дoшкoльнoгo  целесooбразнo  фoрмирoвать личнoсть не сoзерцающую  действительнoсть, а пoбуждающую к и самoстoятельнoсти.

Таким образом, для развития детской инициативы и самостоятельности у детей поставила задачи:

- разнообразить предметно-развивающую среду группы;

- стимулировать развитие поисково-исследовательской деятельности детей;

- учитывать индивидуальные особенности и интересы детей;

- создать условия положительного взаимодействия ребёнок – ребёнок, ребёнок – взрослый.

      Для решения данных задач одной из инновационных форм является  лэпбук.

Лэпбук (lapbook) - в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга), самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. А также это новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития. Представляет собой одну из разновидностей метода проекта.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно - развивающей среде:

- информативен;

- полифункционален;

- способствует развитию речи, творчества, воображения, исследовательской деятельности;

- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

- обладает дидактическими свойствами;

- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

- структура и содержание его доступны детям дошкольного возраста;

- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Создание  лэпбука содержит все этапы проекта:

         1 этап – выбор темы. Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. Например, можно сделать общий лэпбук на тему: «Зимушка - зима», «Береза символ России», «Космос», «Деревья осенью» и т.д. Когда определились с темой можно переходить к плану.

2 этап – план. Лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать. Чтобы составить план, мы используем модель трёх вопросов:

- Что ты знаешь о…?

- Что хотел бы узнать?

- Что сделать, чтобы узнать?

На этом этапе проходит изучение источников информации, осуществляется ее отбор и проведение исследований. Поэтому он занимает значительный отрезок времени, в зависимости от темы.

3 этап – макет. Данный этап самый увлекательный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые, начиная от самой простой - текста, до игр и заданий. И все это размещается на разных элементах: различные карманы, конвертики обычные, вращающиеся круги, полоса, сложенная в несколько раз и т.д.

Мы для этого используем доску выбора, где дети выбирают ту деятельность, для  которой будут собирать информацию.

4 этап. Самый кропотливый этап – создание шаблона – практическая работа. В соответствии с макетом (зарисовкой нашей) надо сделать шаблон папки в натуральную величину.

Все лэпбуки, которые пополнили пространственную предметно-развивающую среду группы, вызывают интерес детей: дети проявляют самостоятельность в их использовании, инициативу в организации деятельности с пособием, привлекая к сотрудничеству, сотворчеству сверстников. Кроме этого лэпбук помогает упрочить, углубить и систематизировать знания по теме.

             Результаты наблюдений, которые были проведены за детьми группы после организованной работы по созданию и использованию лэпбука в детской деятельности,  показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач.

             Можно сделать вывод, что использование лэпбука в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный вариант, инновационное и перспективное средство, которое позволяет интегрировать обучение детей, позволяет значительно повысить их самостоятельную активность, развить инициативу и творческое мышление, умение самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для новых открытий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к опыту- слайд-презентация Проект "«Первые шаги в журналистику», как средство развития детской инициативы и самостоятельности"

Цель данного проекта: развитие общения и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; активизация речи и речевого общения; развитие составляющих речевого общения...

Оптимизация форм организации работы с семьей, как средство поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности

Оптимизация форм организации  работы с семьей, как средство поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности...

Статья "Самостоятельная исследовательская практика как средство развития детской инициативы."

В соответствии с ФГОС ДО развитие детской инициативы и самостоятельности одно из приоритетных направлений дошкольного образования. ...

Презентация: "Развивающая предметно - пространственная среда - как средство развития детской инициативы и самостоятельности"

Развивающая предметно - пространственная среда -как средство развития детской инициативы и самостоятельности....

«ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Современный мир динамичен и меняется, общество нуждается в мобильных  гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных проявлять поисковую деятельность. Ребенок все больше времени пр...

Создание центра сюжетно-ролевой игры, как средства развития детской инициативы и самостоятельности

Приобщение родителей к созданию центра сюжетно-ролевой игры, как социальных партнёров, посредством изготовления чехлов, атрибутов, ширм. Среда организуется так, чтобы у ребёнка был самостоят...