Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования.
статья

Потапова Татьяна Александровна

К.Д. Ушинский об образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ushinskiy.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические идеи К. Д. Ушинского

 в современной системе образования.

В настоящее время в условиях реформирования системы образования вновь на первый план выходят вопросы воспитания подрастающего поколения. Всё чаще мы обращаемся к прошлому, изучая опыт русской педагогической науки. Одним из ярчайших представителей  отечественной научной педагогики является Константин Дмитриевич Ушинский. Он был первым педагогом в России, который оформил педагогику как науку и систематизировал накопленные научно-педагогические знания. Ушинский понимал, что каждая наука базируется на определенном научном и философском фундаменте, и поэтому говорил, что педагогика требует единства идей. Он связал воедино свои знания, опыт, взгляды и научные пристрастия, и на этой основе выстроил целостное педагогическое учение.

Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи К.Д. Ушинского отражены в книгах для чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868—1869) и других педагогических работах. В статье «О народности в общественном воспитании» (1857) Ушинский писал: «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника». Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. К.Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к Родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой. Ушинский пишет, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое и не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь».

К.Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог - систематически изучать детей в процессе воспитания и учитывать психологические особенности детей. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его во всех отношениях… Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями». Историческая заслуга К.Д. Ушинского заключается в том, что он на уровне научных достижений того времени изложил психологические основы дидактики - теории обучения. Ушинский дал указания, как правильно развивать в процессе обучения путем упражнения активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память. Ушинский психологически обосновал важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения.

Представляя воспитание, как часть искусства, Ушинский убежден, что в сложном процессе неизбежно должны соединятся как теория, так и практика. «И всякое искусство, оно требует долговременной специальной теоретической и практической подготовки…Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным — даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически». В педагогике нельзя основываться только на собственном опыте, даже если он был удачен. Теории обязательно должна сопутствовать практика.

Труд важнейший фактор жизни, основа воспитания. По мнению великого педагога, «ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета». «Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека», — считает Константин Дмитриевич.

Ушинский определял воспитание, как сознательный процесс создания гармоничной личности. Гуманность к ученику должна быть основой воспитания. Воспитание — это убеждение личным примером, а не слепое повиновение. «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания», - говорил Ушинский.

Воспитание нравственности является одним из ключевых  принципов дидактической системы Ушинского. По мнению Ушинского,  нравственное воспитание, должно развивать в ребенке трудолюбие и дисциплинированность, гуманность и правдивость,   чувство ответственности и чувство собственного достоинства, а также  скромность. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость и чувство долга.

К.Д.Ушинский считал основным свойством детей дошкольного возраста жажду к самостоятельной деятельности и познанию окружающего мира. Общение детей с природой помогает развивать их умственные способности. Наблюдение и изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, а также эстетическому воспитанию. Эстетическое воспитание Ушинский ставил в прямую связь с нравственным воспитанием детей дошкольного возраста. «Украшайте, - говорил Ушинский, - комнату ребенка красивыми вещами, но только красота которых доступна ему».

Огромное воспитательно-образовательное значение Ушинский придавал играм детей. Он создал оригинальную теорию детской игры, обосновав ее научно-психологическими данными. Игровая деятельность основывается, по его мнению, на усиленной работе детского воображения и на стремлении детей к проявлению самостоятельной активности в приобретении знаний, в упражнении своих сил.

Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов являются психологической основой детской игры. «В игре ребенок живет, и следы этой жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов… В игре же дитя - уже зреющий человек - пробует силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». Не малое воспитательное значение имеют игрушки как материал для детской игры. «Лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом».

Таким образом, мы видим, что педагогические идеи К.Д. Ушинского актуальны и в современном мире. Они пользуются повышенным интересом и продолжают переосмысливаться. Константин Дмитриевич Ушинский единогласно признается великим, гениальным педагогом, идеями и опытом которого и по сей день широко пользуются во всех областях воспитания и обучения. Труды К.Д. Ушинского являются подлинной педагогической энциклопедией, которая не утратила своей актуальности и в наши дни.

  1. Детский мир и хрестоматия (1861) – Ушинский К.Д.
  2. Кондукторова Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования / Н. В. Кондукторова // Образование и воспитание. – 2016. – № 5 (10). – С. 3-6.
  3. Константин Ушинский – биография писателя и произведения. [Электронный ресурс].
  4. Учение К.Д. Ушинского о воспитании. [Электронный ресурс].
  5. Ушинский. Под ред. Лебедева П.А. М., 1998.
  6. Днепров Э.Д. Ушинский и современность. М. 2008.
  7. История педагогики / Под. Ред. Н.А. Константинова, Е.Н. Медынского, М.Ф. Шабаевой. - Москва: Просвещение,1982 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место педагогических идей античных философов в современной системе образования

Очевидно, что период Античности для педагогики очень важен, впрочем, как и для многих других наук. Ведь этот период – это один из самых интересных, и даже загадочных периодов в человеческой исто...

Распространение опыта по теме "Лэпбук как элемент развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования.

В связи с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО к развивающей предметно – пространственной среде в ДОУ, каждый педагог ищет новые подходы к её оформлению. Одним из таких подходов стало создание л...

Мастер - класс "Шашечный дебют" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования "Дошкольное образование XXI века: инициативы, диалог, сотрудничество",

Шашки по праву признаны одной из самых интеллектуальных игр. И я считаю, что учить детей играть в шашки в дошкольном возрасте и нужно и полезно!Ребёнок, обучающийся  этой игре, становиться  ...

Публичное выступление на тему «Дополнительное образование как средство развития личности в современной системе образования».

Публичное выступление на тему «Дополнительное образование как средство развития личности в современной системе образования»....

Инклюзивное образование- обратная сторона медали. Дети с ограниченными возможностями здоровья в современной системе образования.

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Категории детей с нарушениями в развитии: 1) дети с нарушениями с...

VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»

VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»https://bur...

Педагогические идеи Константина Дмитриевича Ушинского в современной системе образования

Статья "Педагогические идеи К.Д. Ушинскогов современной системе...