Публичное выступление на тему «Дополнительное образование как средство развития личности в современной системе образования».
материал

Вяткина Анастасия Васильевна

Публичное выступление на тему «Дополнительное образование как средство развития личности в современной системе образования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_vystuplenie.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительное образование детей является одной из важнейших составляющих образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

К тому же, дополнительное образование, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, позволяет решать ряд других социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков. На основе дополнительного образования детей решаются проблемы обеспечения качественного образования по выбору, социально-экономические проблемы детей и семьи, оздоровления российского общества в целом.

Целевые ориентиры в области современной педагогики дополнительного образования определяются процессами модернизации, суть которых изложена в стратегических федеральных документах. Одним из них для системы дополнительного образования является подпрограмма «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» проекта государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы». В этом документе определены приоритетные задачи развития сферы дополнительного образования детей, которыми названы повышение доступности услуг и обеспечение их соответствия изменяющимся потребностям населения.

Цель дополнительного образования - внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.

На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Дополнительное образование даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

При организации деятельности дополнительного образования детей детский сад учитывает:

• интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;

• необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

• понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

• необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

• нормы нагрузки на ребенка.

Дополнительное образования осуществляется во внеурочной деятельности в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.

Дети занимаются 2 или 1 раз в неделю во вторую половину дня.

Формой дополнительного образования в ДОУ является кружок.

Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами:

• Уставом ДОУ;

• Образовательной программой ДОУ;

• Положением о кружке;

• Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат);

• Планом работы кружка на год;

• Списком детей;

• Расписанием деятельности;

• Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты).

Дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением развития нашего дошкольного учреждения. Нами накоплен определенный положительный опыт его организации, ведется системный мониторинг.

Поподробнее  я хотела бы остановиться на работе кружка, который веду я. В период с 2018г я являюсь руководителем кружка «Русичи».

«Русичи» - это кружок по ознакомлению обучающихся с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированный на нравственно-патриотическое  и  художественно–эстетическое воспитание дошкольников. В основу данной  работы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Кружок «Русичи» является специализированной формой эстетического воспитания обучающихся дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение дошкольников к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие их творческих способностей, знакомство с историей народного творчества. Он имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей обучающихся. В плане  даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению дошкольников декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными блоками по каждому виду народных промыслов (Гжель, Дымка, Хохлома, Городец). Занятия расположены от простого к сложному. План рассчитан на обучающихся с 5 до 7 лет.

У ребят не всегда есть возможность соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества. С  этой   целью был разработан план по приобщению детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

На занятиях кружка помогаю дошкольникам освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Отличительная особенность данной Программы состоит в том, что обучающиеся работают по ней в течение двух лет, занятия по художественному творчеству дают возможность глубже познакомиться с народными промыслами.

С целью повышения интереса дошкольников к культурным традициям

русского народа я стараюсь использовать русский народный фольклор во всех его проявлениях; знакомить с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского народа; приобщать детей к истокам русской праздничной и традиционной культуры. А для того, чтобы подкрепить теоретические знания практикой, мы с удовольствием устраиваем в нашем детском саду масленичные гуляния, колядки.

В этом направлении ведется тесная работа с музыкальным руководителем. Параллельно с занятиями в кружке «Русичи» она готовит детей к игре на русских народных инструментах. Все дети группы потихоньку овладевают  техникой игры на деревянных ложках, трещотках, бубенцах. Умения игры детей на народных музыкальных инструментах были мы демонстрируем на утренниках («День Матери», «8 Марта»), посиделках, концерте для малышей ДОУ.

В результате посещения кружка «Русичи», к концу первого года обучения у детей сформировались прочные знания о быте и труде русского народа, жизни крестьян, В ходе работы кружка у детей формируется необходимый минимум исторических знаний.

Такая обширная работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников дает свои результаты. Воспитанники, посещающие

занятия кружка, активно принимают участие во всероссийских и Международных конкурсах, где занимают призовые места.

Цели и задачи реализации программы

Целью данной программы является: ознакомление с  жизнью   и  бытом   русского  народа   и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

•        Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;

•        Освоение историко – культурного наследия Росси через  памятные даты   народного  календаря;

•        Знакомство  с обычаями  и  традициями  обрядовых  праздников;

•        Приобщение к эстетической культуре;

•        Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;

•        Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

•        Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;

•        Обогащать словарный запас детей.

Выбор форм организации и содержания деятельности обучающихся

•        Беседы;

•        Занятия на основе метода интеграции;

•        Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

•        Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в городе;

•        Экскурсии;

•        Дидактические игры;

•        Экспериментирование с различными художественными материалами;

•        Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

•        Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

•        Использование народных игр, в  том   числе хороводов.

Принципы и подходы к реализации программы

В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение).

Направления:

1. Знакомство   с  жизнью  и   бытом  русского народа.

2. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.

3. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Планируемые результаты освоения программы

•        Формирование  устойчивого  интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;

•        Наличие  у  детей  представлений о народных промыслах   и умения  различать изделия разных народных промыслов;

•        Приобретение   детьми  практических умений по работе различными изобразительными материалами;

•        Развитие   творческих  способностей детей,   и  формирование  уважения к историческому  наследию.

В заключении своего выступления хотелось бы добавить, что организация дополнительных образовательных услуг, в дошкольном образовательных учреждении (ДОУ) - неотъемлемый компонент, социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. Почему так важно, чтобы учебно-воспитательный процесс объединял основное и дополнительное образование? Потому что отличительная черта дополнительного образования - компенсаторная (или психотерапевтическая). Именно в этой сфере для личности создаётся ситуация успеха, появляется возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда развиваются в традиционном учебно-воспитательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Кардмейкинг, как средство развития творческих способностей в системе дошкольного образования в современных условиях”.

Одним из методов, позволяющих разнообразить изобразительную деятельность, дать толчок развитию как творческому потенциалу, так и развитию личности ребёнка в целом, является использование нетрадиционно...

Выступление на тему: «Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников»

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.Известно, что дети любят играть, их не ...

Выступление на тему:"Сочинительство, как эффективное средство развития связной речи дошкольников"

"Сочинительство, как эффективное средство развития связной речи у дошкольников"...

Публикация на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития личности ребёнка"

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциона...

Публичное выступление по теме: «Проектная деятельность как средство формирования познавательного интереса старших дошкольников»

Как формировать у ребенка познавательный интерес. Наблюдая за своими воспитанниками, я заметила, что у них есть потребность в исследовательской деятельности. Я решила создать в группе для н...