Чудеса из пластилина
рабочая программа (младшая группа)

Бережнова Светлана Николаевна

План кружковой работы по лепке "Чудеса из пластилина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kruzhkovoy_raboty_chudesa_iz_plastilina.docx40.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 комбинированного вида города Искитим.

ПЛАН  КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ЛЕПКЕ

Художественный кружок

(В 2 группе раннего развития)

«Чудеса из пластилина»

                 Воспитатель: Бережнова Светлана Николаевна

2019 - 2020 гг.

Содержание :

Пояснительная записка....................................................................... 3 стр.

Условия организации учебного процесса .........................................6 стр.

Предполагаемый результат .................................................................8 стр.

Календарно-тематическое планирование ..........................................9 стр.

Список используемой литературы......................................................20стр.

Пояснительная записка

        Формирование предпосылок к изобразительной деятельности начинается с первых лет жизни. Познавая окружающий мир предметов, ребёнок, учится точно и расчленёно их воспринимать, действовать ими, узнаёт о разнообразии их свойств и отношений  о цвете, форме, величине.

        Ребёнок третьего года жизни рисует, лепит без всякого замысла. Начертив линии или скатав в ладонях комок глины  или  пластилина, он внезапно находит сходство с предметами и явлениями. При этом ребёнок проявляет речевую активность , он называет предмет, который у него получился . восклицает. Жестикулирует.

        Во время лепки у детей развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста являются тесто и пластилин. Для занятий следует использовать мягкое теплое тесто и мягкий пластилин хорошего качества.

        Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей, поэтому направление моей работы -художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста. Для этого я организовала кружок «Чудеса из пластилина».

        Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Занятие лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: психического и эмоционального  развития, развивается сенсорика и мелкая моторика рук.

        В процессе манипуляций с материалом для лепки идет естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребенка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика - движения рук совершенствуется под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на все развитие ребенка в целом. Кроме того решается большая часть мыслительных задач - рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

        В процессе лепке ребенок разминает пальцами  тесто или пластилин регулирует силу нажатия, координирует работу обеих рук одновременно. Данная работа способствует подготовке руки к письму, укрепляя мелкие мышцы руки, учит регулировать нажим при письме, красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.

        В процессе лепке развиваются все психические процессы:

  1. Восприятие - процесс приема и  переработки человеком различной информации, поступающие в мозг через органы чувств. Ребенок отражает объект в целом, выделяет его части, соотносит пропорции изображения, учится условно передавать с помощью символов реальные объекты и формы, обобщает, анализирует, сравнивает;
  2. Память - ребенок воспроизводит запечатленные и сохраненные представления и образы окружающего мира, обращается к художественному слову, описывая или обыгрывая скульптуры;
  3. Внимание - состояние психологической концентрации, сосредоточенность на каком - либо объекте. Ребенок учится концентрироваться на выполнении работы долгое время;
  4. Мышление - ребенок учится анализировать качество выполнения поделки, устранять имеющиеся ошибки, планировать свою деятельность.

Влияние лепки на развитие эмоциональной сферы

Эмоциональное душевное обогащение ребенка осуществляется посредством знакомства с произведениями искусства разных жанров, что позволяет обогатить впечатления ребенка, его воображение (способность представляет отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им).

        В лепке передает вои впечатления об окружающем мире, свои эмоции, переживания, впечатления, свое отношение к миру. Учится передавать выразительность изображаемых образов, овладевает способами творческих действий, которые в дальнейшем помогут ему самостоятельно организовать свою деятельность.

Рассматривая свойства предмета (форму, строение, цвет, величину, расположение в пространстве), у детей развивает чувство цвета, формы, ритма, являющиеся компонентами эстетического чувства. Эстетическое восприятие, прежде всего, следует направлять на предмет в целом - красоту цвета, стройность формы, пропорциональность частей и т.д. Затем обращаем внимание детей на отдельные свойства, которые необходимо будет передать в работе. В конце рассматривания и анализа предмета вновь возвращаемся к целостному восприятию.

Влияние лепки на социализацию ребенка

Ребенок связан с окружающими его людьми взаимными правилами и обязанностями:

  • «Для себя» - подчинение правилам, самоутверждение в коллективе сверстников, презентация себя и своих возможностей;
  • «Для других» - выполнение обязанностей, объединение общим делом, заданием, распределение ролей и зоны ответственности, умение слушать других, доказывать свою точку зрения.

        Во время  лепки у детей формируется такие личностные качества, как инициативность, пытливость, самостоятельность, целенаправленность, сосредоточенность. Проявляется произвольность поведения - способность действовать по собственной инициативе, сознательно подчинять свои действия правилу; ориентироваться на заданную систему требований; внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу; доводить дело до конца.

        Детская лепка имеет еще и общественную направленность (отражение явлений  общественной жизни посильное участие в общественной жизни). Ребенок изготавливает поделку не только для себя, но и для окружающих его людей. В процессе совместной деятельности дети могут готовить выставки  своих поделок.

        Лепка является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия ребенка раннего возраста.

        Цель: создание условий для развития творческих способностей детей раннего возраста, их эстетическое развитие.

        Задачи:

  • Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
  • воспитывать желание своими руками создавать красивые поделки из теста и пластилина, использовать их в игровой и театральной деятельности, в качестве подарка или для украшения группы;
  • развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас;
  • учить простейшим приемам лепки, формировать умение составлять простые композиции;
  • учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе лепки;
  • развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении;
  • формировать положительно - эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Условия организации учебно-воспитательного процесса

Работа по формированию лепки проводиться в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставиться определенные задачи.

Подготовительный этап:

  • Освоить прием отщипывания  маленького кусочка пластилина и скатывания шарика в ладонях
  • Освоить прием расплющивания пальчиком, придавливание ладонью, 
  • Освоить прием размазывания пластилина по поверхности пальчиком или ладонью
  • Освоить прием раскатывания скалкой тесто или пластилин
  • Освоить прием вдавливания различных предметов в тесто или пластилин.
  • Освоить прием раскатывания колбаски
  • Освоить прием разрезания (деления) стеком
  • Освоить прием соединения деталей между собой.

Основной этап:

  • Научиться работать на ограниченном пространстве
  • Научиться не выходить за контур рисунка
  • Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
  • Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
  • Научиться доводить дело до конца
  • Научиться аккуратно, выполнять свои работы
  • Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
  • Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
  • Научиться действовать по образцу воспитателя
  • Научиться действовать по образцу воспитателя
  • Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

Заключительный этап

  • Самостоятельно решать творческие задачи;
  • Самостоятельно выбирать рисунок для работы
  • Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Количество часов, отведенных на освоение материала.

- Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 10-15 минут;

- Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

- «Художественная литература», где используются произведения познавательной направленности.

- «Развития речи», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.

- «Продуктивные» занятия, где осуществлялась закрепление образов.

- «Познавательные» занятия, где осуществляется закрепление образов и

понятия о живой и не живой природе.

- «Музыкальные» занятия.

        Предполагаемый результат:

  • Повысить интерес  к творческой деятельности
  • повыситься уровень развития мелкой моторики рук детей раннего возраста;
  • увеличиться активный словарь детей, повыситься качество произношение звуков;
  • дети раннего возраста смогут самостоятельно применять приемы лепки при изготовлении поделок из пластилина и теста;
  • будут усвоены основные приемы работы с пластилином и тестом;
  • будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовление поделок из пластилина и теста;
  • появиться желание создавать поделки своими руками;
  • дети раннего возраста будут проявлять аккуратность при работе с пластилином и тестом;
  • Уметь последовательно выполнять работу и доводить начатое до конца;
  • дети раннего возраста  научаться радоваться полученному результату.

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема занятия

Задачи

Оборудование

Октябрь

Что такое пластилин (тесто)?

Познакомить детей с пластилином  (тестом); научить разминать  пластилин (тесто) пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином ( тестом); развивать мелкую моторику. Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания

Пластилин ,(тесто) подкладные доски для моделирования,   влажные салфетки.

«Шлеп - шлеп»

Продолжить знакомить детей с пластилином (тестом), его свойствами;

 учить шлепать ладонями обеих рук по  пластилину (тесту);

формировать интерес к работе с пластилином ( тестом); развивать мелкую моторику. Показ приёма лепки: раздавливание.

Пластилин (тесто), доска для моделирования  или поднос,   влажные салфетки.

Колбаска для Дружка

Продолжить знакомить детей с пластилином (тестом), его свойствами;

 учить шлепать ладонями обеих рук по  пластилину (тесту);

формировать интерес к работе с пластилином ( тестом); развивать мелкую моторику. Показ приёма лепки: раскатывания жгутика.

Пластилин (тесто), скалки, доска для моделирования,  пластмассовая или резиновая собака, влажные салфетки.

Кто здесь бегал?

Продолжать изучение с детьми свойств пластилиновых материалов; закреплять ранее усвоенный прием лепки - раскатывание; учить детей делать отпечатки на пластилине (тесте), используя игрунки; формировать интерес к работе с пластичными материалами; развивать мелкую моторику.

Пластилин (тесто), скалки, доска для моделирования, небольшие пластмассовые игрушки, которые могут оставлять «следы», влажные салфетки.

Ноябрь

Иголочки для ежика

Учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них кружочки; учить детей надавливающими движениями указательного пальца размазывать пластилин на картоне; располагать пластилиновые шарики на равномерном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику рук.

Листы картона светлого цвета формата А5 с изображением контура ежика по количеству детей, пластилин серого или черного цвета в брусках, а также скатанный в шарики (диаметром около 7 мм)10-15 шт. на каждого ребенка, игрушечный ежик.

Зернышки для курочки

Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; учить детей надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе; располагать пластилиновые шарики на равномерном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику рук.

Листы картона зеленого цвета формата А5; желтый или коричневый пластилин, скатанный в маленькие шарики (диаметр около 5 мм) 10-15 шт. на каждого ребенка; игрушка пластмассовая или резиновая курочка; влажные салфетки.

Покатился колобок...

 Учить разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук. Показ приемов лепки:

Раскатывание, сплющивание. Учить облеплять контейнер от киндер-сюрприз пластилином, делать ему глазки из гречки, создавая образ колобка.

Пластилин, крупа, контейнер от киндер-сюрприз, доска для лепки пластилином, влажные салфетки.

Солнышко

Учить детей смешивать пластилин разных цветов; закреплять усвоенные навыки работы с пластичными материалами - скатывание, расплющивание, размазывание; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику рук.

Пластилин, соленое тесто, или масса для лепки2-х цветов желтого и красного; листы картона голубого цвета формата А5, влажные свлфетки.

Декабрь

Снег идет...

Продолжать учить детей надавливать указательным пальцем на шарик,

прикрепляя его к основе; располагать шарики на равном расстоянии друг

от друга; формировать интерес к работе с пластичным материалом; развивать мелкую моторику. Показ приема лепки: надавливание.

Листы   картона

формата А5 Черного, серого  или синего цвета по количеству   детей;

шарики из теста

(диаметром около 7 мм) по 15-20 штук на ребенка; влажные салфетки.

Зимняя сказка  (коллективная работа)

Закреплять усвоенные навыки работы с пластичными материалами- раскатывания столбика; упражнять в умении аккуратно выкладывать в форме дерева; вызывать желание создавать коллективную работу.

Картон голубого цвета формата А3 с аппликацией деревьев, пластилин разного цвета, формы для выдавливания елки, дерева, мишки, зайца, лисы, скалки, доски для моделирования, влажные салфетки.

Наряжаем елку!

Учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики (диаметром 7 мм); учить детей надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе; учить детей размазывать пластилин на основе; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Приемы лепки: ощипывание, скатывания шариков, надавливание, размазывание пластилиновых шариков в разных направлениях.

Листы картона формата А5 (цвет по желанию ребенка) по количеству детей; пластилин в брусках и скатанный в шарики.

Январь

Снеговик

Учить детей действовать по поэтапному показу- скатывать из пластилина шарики и соединять их друг с другом в определенном порядке; закреплять знания о величине, о пространственном расположении предметов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику рук.

По 3 кусочка пластилина( 2 маленьких, 1 побольше) по количеству детей; носы-«морковки» оранжевого цвета, глазки -«угольки» - черного цвета, для снеговика; крышки от бутылок «шапки»; доски для моделирования; влажные салфетки.

Неваляшка

Учить детей выполнять задание по показу поэтапно - скатывать из пластилина шарики и соединять их друг с другом в определенном порядке; закреплять знания о величине, о пространственном расположении предметов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику рук.

Кусочки пластилина красного или оранжевого цвета - 2 маленьких кусочка (руки неваляшки), один большой кусок (туловище неваляшки) и один поменьше (голова неваляшки); глазки, нос и рот для неваляшки подготовить заранее; доска для моделирования; влажные салфетки.

Витаминки

Учить детей скатывать из пластилина шарики небольшого размера; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику рук. Приемы лепки: скатывание шариков (диаметром около 1 см)

Пластилин желтого цвета, прозрачная пластмассовая баночка с широким горлышком, кукла, влажные салфетки.

Февраль

Пластилиновая мозаика

Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к плоской поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Прием лепки: Ощипывание.

Тесто или пластилин разных цветов; картон формата А5; игра «Мозаика» (классическая); влажные салфетки.

Пластилиновый барельеф

Продолжать изучение с детьми свойства пластичных материалов; закреплять ранее усвоенный прием лепки - раскатывание; учить  детей делать «пластилиновые барельефы», используя специальные формы; формировать интерес к работе с пластичными материалами; развивать мелкую моторику.

Цветное тесто, масса для лепки или пластилин; доски для моделирования; специальные формы печати из набора для лепки; влажные салфетки.

Мухомор

Учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них кружочки (диаметром 5-7 мм); учить детей надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик. прикрепляя его к основе; равномерно располагать пластилиновые шарики в нужном месте картинки; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Листы картона формата А5 белого цвета с заготовками (рисунок или аппликация  «Мухомор») по количеству детей; пластилин белого цвета - в брусках и скатанный в шарики нужного размера; игрушка или рисунок с изображением мухомора; влажные салфетки.

Март

Лучики для солнышка

Учить детей вдавливать детали в пластилин в определенном порядке, создавая изображение; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику рук.

Картон голубого цвета, в центре которого расположен пластилиновый круг желтого цвета; макароны спагетти (толстые), влажные салфетки.

Веточка мимозы для мамы.

Учить детей скатывать из пластилина шарики небольшого размера; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику рук.

Картон формата А5, пластилин желтого и зеленого цвета, доска для моделирования, влажные салфетки.

Божья коровка

Учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики (диаметром 5-7 мм); учить детей надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик в нужном месте основы, соблюдать симметричность рисунка; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Листы картона формата А5 белого цвета с заготовками (рисунок или аппликация «Божья коровка») по количеству детей; пластилин черного цвета; игрушка божья коровка или ее изображение; влажные салфетки.

Апрель

Рыбки

Закреплять навыки скатывания и размазывания; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Приемы лепки: скатывание шариков, надавливание, размазывание.

Картон голубого или синего цвета; пластилин разных цветов; образец; влажные салфетки

Сушки

Учить детей действовать по показу- раскатывать из пластилина колбаски и соединять концы пластилиновой колбаски между собой прижимая их; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Приемы лепки: раскатывание пластилиновых колбасок длинной около 10 см; соединять концы колбаски (прием придавливания).

Средней величины куски пластилина светло-коричневого или другого подходящего цвета; сушки; кукла; тарелка; влажные салфетки.

Улитки

Учить детей действовать по показу и словесной инструкции - раскатывать из пластилина колбаски, сворачивать колбаску в спираль, оттягивать пластилин в нужных местах (тело улитки, рожки); формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Приемы лепки: раскатывание длинных пластилиновых колбасок и сворачивание колбаски в спираль («домик» улитки); оттягивание пластилина в нужных местах (тело, рожки)

Кусочки пластилина разного цвета; готовая поделка - улитка; лист картона формата А5 зеленого цвета по количеству детей; влажные салфетки.

Май

Бананы

Учить детей раскатывать из пластилина колбаски; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. приемы лепки: раскатывание пластилиновых колбасок (длинной около 7 см, диаметр 2см), сгибание пластилиновых колбасок

Куски пластилина средней величины желтого цвета; пластмассовая тарелочка; настоящий банан или муляж; маленькая игрушечная обезьянка, влажные салфетки.

Гусеница на яблоке

Закреплять усвоенные навыки работы с пластичными материалами - раскатывание при помощи скалки, придавливание; освоение новых приемов плоскостной лепки - выдавливание фигурок при помощи разнообразных форм (пластиковые трубочки среднего диаметра), расположение фигурок на плоскости с целью создания сюжетного изображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторики. приемы лепки: раскатывать скалкой, выдавливание, создание сюжета.

Пластилин , тесто или масса для лепки зеленого цвета; скалки; доски для моделирования и стеки по количеству детей; основы для поделок - большие круги матового картона красного цвета с зеленым листиком (изображение яблока); трубочки для выдавливания кругов среднего диаметра (2-3 см); готовая поделка; влажные салфетки.

Одуванчик.

Учить детей вдавливать детали в пластилин; создание объемной поделки; формировать интерес к работе с пластичными материалами; развивать мелкую моторику.

Прием лепки: вдавливание предметов в пластичную основу в определенном порядке.

Шарики из пластилина желтого цвета; спагетти (длина3-3,5 см); длинные палочки для стеблей (коктельные трубочки); цветок одуванчик или его изображение; влажные салфетки.

Список используемой литературы:

  1. Лепка с детьми раннего возраста 1-3 года. Е.А. Янушко. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей.- Издательство «ВЛАДОС»  2019г.- 215 с.
  2. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 2 мл. группа.- М.: «Карапуз», 2010.- 144 с. вкл, переиздание доработанное и дополненное.
  3. Аппликации из пластилина/ - Изд. 7-е, испр.- Ростов на Дону: Феникс, 2014.- 87с., Ил.- ( Город мастеров)
  4. «Библиотека воспитателя» , . Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- Издательство «Мозаика- Синтез», 2013.- 53 с., Ил.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружковой работы "Чудеса из пластилина"

Данный перспективный план разработан для детей второй младщей группы.План рассчитан на один год.Использована литература: Г.Н. Давыдова "Пластилинография для малышей", "Пластилинография", "Детский диза...

Статья "Чудеса из пластилина"

Я работаю в детском саду и в свободное от занятий время мы с ребятами очень любим рисовать пластилином. Пластилинография или рисование пластилином - это относительно новый вид детского творчества и ра...

программа кружка "Чудеса из пластилина" (пластилинография)

Я разработала свой  кружок «Чудеса из пластилина» и  хочу познакомить  детей старшей группы  с нетрадиционной техникой работы изобразительной деятельности – пласт...

Чудеса из пластилина

Виды пластилинографии...

Проект "Чудеса из пластилина"

Проект "Чудеса из пластилина"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Чудеса из пластилина»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  художественно-эстетической направленности  «Чудеса из пластилина»...