«Дидактическая игра как форма обучения»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Актуальность данной темы заключается в том, что в дошкольном возрасте  игра является ведущим видом деятельности, которая служит основным способом познания мира.

Цель : развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста  процессе дидактической игры.

 Задачи:

Создание предметно-развивающей среды для развития познавательной активности;

Закрепление полученных знаний и навыков в  процессе игры;

Развивать у детей мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

Развивается способность к воображению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakicheskaya_igra.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 «Родничок»

Сообщение

Из опыта работы по реализации ФГОС ДО, образовательная область

«Познавательное развитие» по теме «Дидактическая игра как форма обучения»

Абдурагимова С.Б., воспитатель

г. Радужный, 2023 г

На сегодняшний день реализация ФГОС ДО в области познавательного развития может осуществляться воспитателями при помощи взаимодействия с детьми через совершенно различные формы. Несмотря на то, что в этой области педагогики произошёл большой прорыв за последние годы, одной из самых популярных и эффективных на мой взгляд остаётся дидактическая игра, которая позволяет решать многие образовательные задачи практически незаметно для самих воспитанников.

Актуальность данной темы заключается в том, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, которая служит основным способом познания мира.

Цель : развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста процессе дидактической игры.

Задачи:

Создание предметно-развивающей среды для развития познавательной активности;

Закрепление полученных знаний и навыков в процессе игры;

Развивать у детей мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

Развивается способность к воображению.

Дидактические игры, воздействуя на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулируют их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.

(Слайд 2) Учёными – педагогами давно доказано, что игра – это ведущий вид детской деятельности. Через игру ребёнку проще всего осваивает новые знания, умения и навыки. Конечно, чтобы грамотно организовать дидактическую игру, педагогу необходимо чётко знать образовательную задачу, которая отражена во ФГОС ДО, прибавить к этому немного собственной фантазии и изобретательности, чтобы замаскировать образовательную задачу под игровую, и с энтузиазмом преподнести это дошкольникам.

(Слайд 3) В процессе игры дети очень заинтересованно, с повышенной мотивацией решают игровые, и в тоже время образовательные задачи, так как очень хотя достигнуть успеха в игре, победить в ней. Именно поэтому дошкольники так внимательно слушают и запоминают правила игры, не отвлекаются и полностью сосредоточены на процессе. На практике я убедилась, что знания, полученные детьми в игре, более крепкие, осознанные. Дети запоминают информацию в игре легко, могут её воспроизвести.

(Слайд 4) В данном сообщении хотелось бы поделиться личным педагогическим опытом по теме. Я работаю с детьми раннего дошкольного возраста. Дети 2-3 года жизни отличаются своей впечатлительностью, интересом и любознательностью. Самые простые дидактические игры часто пробуждают в них бурные положительно эмоции, что положительно сказывается на образовательном процессе.

(Слайд 5) Например, я часто использую в образовательной деятельности игры с вязаными изделиями. Самые любимые вязаные игрушки – разноцветные цветочки, которые помогают ребятам закрепить знание цветов. Дети распределяют цветочки по разноцветным корзинкам (красные в красную, синие в синюю, жёлтые). Дети с восторгом выполняют это задание, помогают цветочку обрести своё место в цветной корзине. Тут дети не просто закрепляют знания цветов, они ещё и развивают свои сенсорные способности. Трогая необычные на ощупь вязаные цветы, подушечки их пальцев получают необычный сенсорный опыт.

(Слайд 6) Ребята 2-3 лет обожают игры на знакомство с окружающим миром. Например, большой популярностью у детей пользуется игра на закрепление знаний о том, как называются особи животных разного пола и их детёныши. Детки крепят в домик картинки животных, принадлежащих одной семье. Например: мама корова, папа бык и маленький телёнок. Каждый раз я использую новые игровые ситуации для данной дидактической игры. Например, животные пошли пастись на луг и забыли, кто в каком домике живёт. Деи помогают животным вернуться в своё жильё в полном составе.

(Слайд 7) Важным для детей 2-3 лет является усвоение знаний о среде обитания животных. Для этого в нашей группе тоже есть дидактическая игра «Кто где живёт?», в которой дети распределяют животных, помещая их в воздушную среду, на землю и в воду. Так же ребята с удовольствием находят животных по их тени. Такие дидактические игры помогают ребятам лучше усвоить знания об окружающей среде.

(Слайд 8) Знакомство со строением растений так же проходит с помощью дидактических игр. Хочу поделиться одной из удачных разработок, которую я сделала своими руками, и которая очень нравится детям «Вершки и корешки». Я распечатала и заламинировала картинки с изображением различных овощей. Отрезала у них хвостики. Ребятам необходимо сделать вершки овощей при помощи прищепок. В процессе игры ребята закрепляют знание строения растений.

(Слайд 9) Закрепление знания цветов также осуществляется через дидактическую игр «Цветная гусеница». Дети помогают гусенице найти свои звенья, которые должны соответствовать цвету головы. Здесь снова работает сенсорное восприятие, так как идёт работа с цветом и с фактурным конструктором. Ребята с большим рвением находят новые детали для гусеницы, погружаясь с энтузиазмом в процесс. Иногда мы даже устраиваем соревнование, кто быстрее соберёт гусеницу.

(Слайд 10) Интересует детей и такое дидактическое пособие «Кто что ест?», которое мы тоже сделали своими руками. Малыши находят и прикрепляют нужный продукт, которое ест определённое животное. Такая игра формирует у детей понимание о пищевом поведении определённых животных. Расширяют границы детей, их поверхностные знания о живой природе. Постоянно работая с этим пособием, дети запоминают и внешний облик животного, узнаёт интересные факты о них, которыми я сопровождаю игру. Например, я рассказываю детям о том, что часто белки находят крепкие запасы орехов и семян, закапывают их, чтобы сделать запасы. Проходит время, белки забывают о своих тайниках, и из семени прорастают новые деревья и растения. Таким образом, белки являются своеобразными лесниками, которые делают новые посадки деревьев.

(Слайд 11) Кроме того, ребята любят играть с дидактической игрой «Разрезные картинки». В процессе игры ребята развивают логическое мышление, собирают из фрагментов целое изображение. Для расширения кругозора детей я рассказываю про животных с изображений интересные факты. Например, улитка не может жить без панциря. Панцирь – это не только домик улитки, это её защита от внешних опасностей.

(Слайд 12) В конце хотелось бы подвести итог и сказать, что дидактические игры формируют у детей мотивацию высокого уровня для усвоения знаний в образовательной области «Познавательное развитие». Они благоприятно воздействуют на детей, повышая уровень эффективности образовательной деятельности.

Список использованных ресурсов:

  1. Барчан, Т. А. Воздушные шарики. Дидактические игры от 2 до 5 лет. - М.: Карапуз, 2017.
  2. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
  3. Лыкова, И. А. Дидактические игры и занятия от 1 до 7 лет - Карапуз, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как форма обучения детей

Теоритические основы использования дидактических игр. Классификация игр....

«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» (из опыта работы)

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое ...

Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста - их своевременное умственное и речевое развитие. В преддошкольном детстве умственное воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общени...

дидактические игры, как форма обучения детей раннего возраста

Дидакстические игры: функции, виды и применения...

Дидактическая игра – основная форма обучения

Значение дидактических игр для речевого развития детей на занятиях....