Дидактическая игра – основная форма обучения
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Патронникова Жанна Анатольевна

Значение дидактических игр для речевого развития детей на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra3.odt9.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактическая игра – основная форма обучения»

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия.Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной  деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного  материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по обучению родному языку.

В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, потому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности, поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п.

В играх – занятиях педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывает содержание игр, методические приемы их проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учетом требований программы, воспитатель через игры- занятия сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и др.)

Особенность дидактических игр-занятий состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала Все игры-занятия осуществляются под непосредственным руководством взрослого.

Словесные дидактические игры

Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание ,  умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Дети учатся воспринимать произведения народного творчества: потешки, прибаутки, сказки. Выразительность речи, приобретенная в ходе этих игр, переносится и в самостоятельную сюжетную игру.

Игровые действия в словесных дидактических играх (имитация движений, поиск того, кто позвал, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и   того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов.

Учитывая рекомендации физиологов (М.М. Кольцова и др.) о необходимости тренировки пальцев рук в целях развития речевых зон мозга, следует проводить с детьми соответствующие игры, например народную игру «Пальчики».

В речевом восприятии маленьких детей большую роль играют потешки, песенки. Они создают ту речевую среду, которая благоприятствует освоению родного языка. Дети чувствуют рифму, ритм. Систематически читая малышам народные потешки, сказки, мы закладываем основу для воспитания любви к художественному слову.

В работе с детьми используются и произведения советских авторов, например «Игрушки» А. Барто. Стихи привлекают своей динамичностью, содержанием, их легко иллюстрировать игрушками.

Воспитатель добивается, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли предметы, учит их по громкости определять, например, кому принадлежит голос-взрослому животному или его детенышу.

В дидактический игре обязательно наличие и единство всех ее компонентов: дидактических и игровых задач, игрового действия и правил.

В младшей группе воспитатель в совместных дидактических играх учит выполнять определенные действия и правила: по сигналу одновременно или поочередно начинать и прекращать действие (так, в игре «Чей домик?» малыши по очереди подают голоса обитателей домиков).

Познавательный опыт детей, приобретенный в процессе дидактических игр, оказывает существенное влияние на обогащение их знаний о свойствах и назначении предметов, на расширение представлений об окружающем мире. В дидактических словесных играх дети приобретают очень ценный в педагогическом отношении опыт драматизации, эмоционального сопереживания и переживания.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как форма обучения детей

Теоритические основы использования дидактических игр. Классификация игр....

«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» (из опыта работы)

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое ...

Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста - их своевременное умственное и речевое развитие. В преддошкольном детстве умственное воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общени...

дидактические игры, как форма обучения детей раннего возраста

Дидакстические игры: функции, виды и применения...