Проект "Домики разных животных"
проект (средняя группа)

Ульянова Мария Павловна

Проект средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в средней группе

«Какие домики у разных животных»

Актуальность

Природа с ее необычным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с ней дает ребенку более яркие впечатления, чем книги, картинки и рассказы взрослых. Познание предметов, явлений природы, понимание связи между ними, гармоническое сосуществование с природой и психологическая готовность беречь ее ценности, ответственное отношение к природному окружению – это основа экологического образования и воспитания детей.

Информация о проекте

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный (3 летних месяца)

Участники: воспитатели, дети средней группы, родители.

Количество детей – участников проекта

9 детей средней группы.

Проблема

Необходимость развития устойчивого познавательного интереса детей при знакомстве с  разнообразием образа жизни и среды обитания  животных, птиц, насекомых.

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель

Создание условий для развития познавательно-исследовательских способностей детей в процессе знакомства с многообразием жилищ животных, птиц, насекомых и рыб.

Задачи по интегрируемым областям

«Познавательное развитие»

Формировать у детей элементарные представления о разнообразии жилищ зверей, домашних животных, насекомых, птиц (нора, берлога, конюшня, хлев, муравейник, улей, гнездо, дупло, аквариум), их устройстве.

Формировать реалистическое представление о жизни зверей, домашних животных, насекомых, птиц, в естественной среде обитания.

Развивать умение узнавать жилища животных по характерным признакам (внешний вид, устройство, среда размещения);

 «Социально-коммуникативное развитие»

Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками в исследовательской деятельности природоведческого характера.

Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, формировать готовность к совместной игровой деятельности со сверстниками.

Заинтересовать родителей проблемой приобщения ребенка к познавательно-исследовательской деятельности.

Укреплять, расширять и разнообразить взаимодействия детского сада и семьи.

 «Речевое развитие»

Знакомить детей с видео, музыкальной, книжной культурой, детской литературой о жилищах зверей, домашних животных, насекомых, птиц, рыб, учить воспринимать на слух тексты различных жанров детской литературы.

Обогащать активный словарь детей существительными, обозначающими названия жилищ зверей, домашних животных, насекомых, птиц (нора, берлога, хатка, конура, конюшня, хлев, муравейник, улей, гнездо, дупло), и прилагательными, обозначающими признаки и свойства объекта, обобщающими существительными.

 «Художественно-эстетическое развитие»

Способствовать реализации простейшей самостоятельной изобразительной и музыкальной деятельности детей.

Формировать интерес к оформлению книг энциклопедического содержания о насекомых, учить подробно рассматривать иллюстраций и фотографии.

Развить предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного, музыкального и изобразительного искусства о мире живой природы, отображенного в рисунках, фотографиях.

«Физическое развитие»

Способствовать правильному формированию двигательной системы организма, развитию координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Виды детской деятельности

Познавательно-исследовательская, чтение (восприятие), коммуникативная, продуктивная, игровая, художественно-эстетическая.

План работы по подготовке проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Сбор, накопление материала.
  3. Включение в проект занятий, игр и других видов детской деятельности.
  4. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
  5. Фотоотчет проекта, создание итогового продукта – энциклопедии «Домики разных животных».

Ход проекта:

Этапы проекта

Содержание деятельности

Практические материалы

I. Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности

  • Чтение сказки  С.Михалкова «Три поросенка».
  • Слушание песни «Всем на свете нужен дом» слова: Сеф Р., музыка Ефремов И.

  • Начало коллекционирования книг о жилищах зверей, домашних животных, насекомых, птиц, рыб  в книжном уголке.

II. Выбор идей, поиск путей решения проблемы

  • Продемонстрировать детям способы оформления тематического уголка, варианты размещения поделок, рисунков, иллюстраций и макетов  жилищ зверей, домашних животных, насекомых, птиц, рыб.
  • Вовлечение родителей в устройство тематического уголка природы с макетами жилищ.
  • Размещение материалов, иллюстраций, макетов жилищ зверей, домашних животных, насекомых, птиц, рыб в группе и на участке нашей группы.

III. Реализация идеи

«Где дом у насекомых?»

  • Чтение Бианки  «Паучок-пилот», «Приключения Муравьишки».
  • Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Где домики у насекомых».
  • Провести познавательно-исследовательскую деятельность «Улей – домик для пчелы»; «Как паук паутину смастерил».
  • Провести игры:

- развивающие «Загадки и отгадки», «Каждому   насекомому – свой дом».

- настольные игры  «Чей домик?»;

- подвижные  игры с элементами театрализации «Медведь и пчёлы» «Пчелы и ласточка»

  • Художественно-продуктивная деятельность:

- оформление выставки детских раскрасок «Насекомые и их домики»

«Где дом у зверей?»

  • Чтение произведений  В.Бианки  «Как лиса барсука из дома выжила», «Мышонок Пик»
  • Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «У кого какой домик».
  • Провести беседу  «Берлога – зимний дом для медведя»; «Как белка домик смастерила».
  • Провести игры:

- развивающие «Загадки и отгадки», «Каждому   зверю – свой дом», «Назови  правильно», «У кого какой домик в лесу?»;

- настольные игры «Чей домик?»

- пальчиковая игра «Есть у каждого свой дом»

- подвижные  игры с элементами театрализации «Хитрая лиса»,  «У медведя во бору».

«Жилище домашних животных»

  • Чтение «Три поросенка».
  • Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «где живут домашние животные».
  • Провести беседу  «Зачем собаке конура?».
  • Провести игры:

- развивающие «Загадки и отгадки»;

- настольные игры «Чей домик?»;

- подвижные «Лиса в курятнике».

  • Художественно-продуктивная деятельность:

- создание макета «Домик для Тузика», «Домики домашних животных.

«Где дом у птиц?»

  • Чтение глав из книги В.Бианки  «У кого дом лучше всех».
  • Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Где домики у птиц?».
  • Провести познавательную деятельность «Как устроен скворечник?»; «Из чего гнездо свито?».
  • Провести игры:
  • - развивающие «Загадки и отгадки»
  • - настольные игры «Чей домик?»;
  • - подвижная  игра «Кошка и птички» (Приложение № 1).
  • Художественно-продуктивная деятельность:
  • - рисунок «Скворечник – домик для скворца»;
  • - заучивание наизусть стихотворения  Е. Тараховской «Мы построили скворечню».
  • Презентация «Чей домик».

  • Шапочки-маски  для подвижной игры «Медведь и пчёлы».

  • Рисунки в раскрасках «Насекомые и их домики».

  • Макет «Паутинка для паучка».

  • Иллюстративный материал.

  • Презентация «У кого какие домики».

  • Тематическое оформление групповой комнаты и размещение макета «Домик для собачки Тузика»,  «Домики домашних животных.

  • Иллюстративный материал.
  • Презентация «Загадки. У кого какой домик?».

  • Настольные игры по теме.

  • Презентация «Чей домик?».

  • Шапочки-маски и элементы костюмов для подвижной игры «Кошка и птички».

IV. Презентация проекта

25. Оформление книги «Какие домики у разных животных?» (Приложение №2).

22. Книга «Какие домики у разных животных?»

Ожидаемые результаты проектной деятельности

У детей проявляется ярко выраженный интерес к объектам природы и их жилищам.

Дети умеют различать и называть жилища зверей, домашних животных, птиц, насекомых.

Формируется стремление к исследованию объектов природы в естественной и специально оборудованной среде обитания.

Проявляется устойчивый интерес к тематически многообразным произведениям по теме, рассматриванию иллюстраций и фотографий.

Родители грамотно и творчески относятся к вопросам правильного поведения детей в природе и приобщению их к экологической грамотности.

Выводы:

В нашей группе ежедневно проводится «Утренний круг».  В ходе проведения нашего сбора, Фогель Лёва выразил мысль о том, что у его собаки нет домика, где бы она могла жить. Дети очень обеспокоились этим фактом, спросив у воспитателя: «Где может жить собака?» Развернулась беседа, о том где может жить собака, а также кошка и другие животные. А также Пузеева Лена, проявила интерес в вопросе о том, где живут насекомые и птицы. Поддержав заинтересованность детей этой темой, в группе было решено реализовать проект на тему «Домики разных животных».

На первом этапе реализации проекта, была собрана информация по теме, определены виды деятельности, участники, сроки выполнения. А также определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности, участие родителей и педагогов.

На втором этапе были выбраны идеи, поиска путей решения проблемы проекта.

Третий этап – реализация проекта.

Реализация проекта проходила 3 летних месяца. В этот период были задействованы многие виды деятельности детей, родителей и педагогов. Получилась очень плодотворная работа.

Были получены следующие результаты:

У детей проявлялся ярко выраженный интерес к объектам природы и их жилищам.

Дети научились различать и называть жилища зверей, домашних животных, птиц, насекомых.

Сформировалось стремление к исследованию объектов природы в естественной среде обитания.

Развивалась способность детей творчески использовать прочитанное (образ, сюжет, отдельные строчки) в различных видах продуктивно-художественной деятельности.

Проявляется устойчивый интерес к тематически многообразным произведениям по теме, рассматриванию иллюстраций и фотографий.

Расширялся активный словарь детей существительными, обозначающими названия жилищ зверей, домашних животных, насекомых, птиц.

Развивалась двигательная система организма, координация движений, крупная и мелкая моторика.

Сформировалась заинтересованность родителей проблемой приобщения ребенка к познавательно-исследовательской деятельности.

Родители грамотно и творчески относились к вопросам правильного поведения детей в природе и приобщению их к экологической грамотности.

Продолжаем укреплять взаимодействия детского сада и семьи.

Литература

Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты.: - М.: Сфера, 2005.

Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет. – Воронеж: Учитель, 2007.

Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.  М.: Вако, 2018.

Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. - М.: Аркти, 2014.

Загадки о насекомых

На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята -
Вся жизнь их связана с трудом.
                                    (Муравьи)

Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки
Наш зелёненький …

                              (Кузнечик)

А вот малюсенький малыш,

На плечах – соломинка.

Его в очках не разглядишь,

А он сильнее слоника.

                                          (Муравей)

На ромашку у ворот

Опустился самолёт.        

Золотистые глаза,

Кто же это?              

                              (Стрекоза)

С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу, гужу,
Мед в улей вожу
                     (Пчела)

Расту червяком,

Питаюсь листком,

Потом засыпаю,

Себя обмотаю.

Не ем, не гляжу,

Неподвижно лежу.

Весной оживаю,

Свой дом покидаю,

На лугу порхаю.

                          (Бабочка)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел.
                           (Бабочка)

Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я – ж - ж – не ж - железный,

 я ж - же – …

                                        (жук)


Потешки

- Жук, жук, где твой дом?
- Под березовым листом.
Ехал Филя-коновал,
Мой домик растоптал.

- Пчелка-пчелка,
Золотая холка,
Полети на лужок,
Принеси в улей медок.

Считалка

Жил за печкою сверчок,
Каблучками чек да чек,
Но сломался каблучок –
И за печкою молчок

«Трудолюбивая пчелка»

(по методике расскажи стихи руками)

Пчёлка трудится весь день

И работать ей не лень.


От цветка летит к цветку,
Клеит на брюшко пыльцу,

Хоботком нектар сосёт —

За день много соберёт.

Унесёт нектар  тот в улей

И назад вернётся пулей.

В сотах утрамбует мёд,

Скоро ведь зима придёт.

Будет пчёлкам чем питаться

Летом надо им стараться.

Дети руками обрисовывают перед собой круг.

Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.
Ритмично взмахивают руками-крылышками.
Совершают круговые движения ладонью по животу.

Одну руку вытягивают вперёд, затем — вниз, наклоняются.

 Раскрывают перед собой все пальцы.

Обрисовывают в воздухе треугольник.

Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.

Топают ногами.

 Ёжатся.

 Имитируют движения ложкой.

Имитируют накладывание мёда в соты.

                                                                     
Стихи про домики насекомых

Паучок

Днём всё реже

Солнце светит,

Молчит сверчок.

-Собирать

Пора мне сети,-

Тихо шепчет паучок.

-А чего тебе

Бояться,-

Пропищал

Комарик вдруг,

-Подожди-ка

Собираться,

Ты наловишь

Белых мух.

                         (В. Нестеренко)

                 

   У мышки в норке

А у мышки в норке
Сухари да корки,
Семечек немного
И орех лесной.
Возле норки мышку
Поджидает кошка.
А у мышки в норке
Выход запасной!

                (Н. Павлинов)      

Насекомые

Насекомые весной

Вьются и порхают –

На полянке на лесной –
Всё благоухает!

Ног у насекомых шесть,
Голова есть, крылья.
И не прочь пыльцу поесть
(Но не путать с 
пылью!)

Пчёлке, бабочке, шмелю
Нужен сок цветочный.
Ест коровка божья тлю
С зелени, с листочков.

Шмель гудит, оса звенит,
Стрекоза летает…
В ульях мёд в такие дни
Соты заполняет.

                  ***

Муравей нашел былинку

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет…

Он сгибается под ношей,

Он ползет уже с трудом.

Но зато какой хороший

Муравьи возводят дом.

                        (З. Александрова)

Стихи и загадки про домики птиц

Возвращаются певцы

Возвращаются певцы,

Наши старые жильцы.

От невидимых лучей

Побежал с горы ручей,

И подснежник маленький

Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы -

Наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

И малиновка, и дрозд

Занялись устройством гнёзд.

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

                             Г. Ладонщиков

          Гнездо

Без рук, без топорёнка

Построена избёнка.

Колыбель для деточек

Из травы и веточек.

Сухие листочки

На сучках-сучочках.

В них лежат яички -

Выведутся птички.

      Яйцо и птенец

Белое, круглое,

Долго спокойно лежало,

Потом затрещало, закричало -

И неживое живым стало.

Домик круглый, домик белый,

Домик был сначала целый,

А как треснул наконец,

Так и выскочил жилец.

.      

Кукушка

Кто эта птица?

Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

         Ласточка

Гнездо под крышей

Ловко строит,

Птенцов своих постоянно выводит,

Перед дождём очень низко летает,

Эту птичку,

Каждый ребёнок знает,

За ней мы любим наблюдать,

Эту птичку ... (ласточкой) звать.

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

У обрыва, там, где кручи,

Быстрокрылых птичек тучи,

Норы снизу до верхушки ...

               (ласточки-береговушки)

         Скворец

На шесте весёлый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поёт отец -

Он и лётчик, и певец.

На шесте - дворец,

Во дворце - певец.

Мы построили скворечню

Мы построили скворечню -

Дом весёлого скворца,

Мы повесили скворечню

Возле самого крыльца.

Всё семейство вчетвером

Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки -

Чёрненькие пёрышки.

Кормит матушка скворчат,

Целый день птенцы кричат:

- Мы хотим добавку -

Муху и козявку!

                     Е. Тараховская

           

             Ласточка

Пригревает жарко солнце,

На дворе журчат ручьи,

А у нашего оконца

Стайка ласточек кричит.

Подлетели… Тише, тише…

С криком вьются у крыльца.

Это ласточки под крышей

Строят гнёздышки птенцам.

Скоро пёстрые яички

Будут в гнёздышках лежать.

Согревать их станут птички,

Малых деток поджидать.

                   

       

Загадки про скворечник

В стене отверстие одно

Дверь заменяет и окно.

У избушки есть балкон.

Только без перилец он.

Поселились в ней жильцы –

Несравненные певцы.

                     

Крепкий деревянный дом

С круглым маленьким окном.

Он стоит на длинной ножке,

Чтобы не залезли кошки.

Между веток новый дом,

Нету двери в доме том,

Только круглое окошко,

Не пролезет даже кошка.

На шесте веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец –

Он и летчик, и певец.

Чей на дереве домишко?

Строил я и мой братишка.

Дверь - кружок, нет окна.

В доме пусто, тишина...

Аист

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

Этой белокрылой птице

В зоопарке не сидится.

Чтобы люди улыбались,

К ним летит со свёртком ...

Развивающие игры и упражнения

                                                                Медведь и пчёлы

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям о трудолюбивых пчёлках, собирающих с цветков сладкий сок, который потом превращается в мёд, и про медведя, который любит отнимать его у маленьких пчёлок. После этого воспитатель предлагает детям поиграть.

В ясный, солнечный денёк,                                   Вылетает одна пчела.

Весело порхая,

Собирает мёд

Пчёлка полевая.

У пчелы полно забот:

Над цветком пчела кружит,

Добывать ей надо мёд,

Про дела свои жужжит –

Жу-жу-жу-жу.

Друг за другом полетели -                                      «Пчёлки» летают.

                                              ж-ж-ж,  

Дружно песенку запели –

                                             ж-ж-ж:  

- Я устали не знаю – ж-ж-ж,

Среди цветков летаю – ж-ж-ж,    

И мёд там собираю – ж-ж-ж.

- Осторожно, пчёлки!                                           Воспитатель предупреждает.

Здесь медведь за ёлкой.

В улей улетайте

И свой мёд спасайте.                                           Пчёлки улетают.

Подвижная игра «Кошка и птички»

Дети

Кошка

Прилетели птички,            (Летают по кругу)

Птички - невелички!

Разлетелись птички,           (Врассыпную)

Птички невелички!

Когда кошку увидали –

Быстро в домик улетали!  (Приседают, прячутся в «домик»)

Мяу!                                    (Ищет птичек без «домика»)

Игра «Загадки и отгадки»

На шесте весёлый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поёт отец -

Он и лётчик, и певец.

                    (Скворечник и скворец)

В этом домике жильцы

Все умелые пловцы.

Это что за дом такой

До краев налит водой?

                      (Аквариум с рыбками)

Что за чудо-городок –

Ярких домиков рядок.

В каждом домике народ

Лето все готовит мед.

                        (Улей и пчелы)

У крылатых мастеров

Не бывает топоров

Без гвоздей и молотков

Понастроили домов.

                           (Птицы и гнездо)

Под сосной, в лесу гостом,

Из хвоинок строит дом.

Он работник настоящий,

Очень-очень работящий.

                           (Муравейник и муравьи)

Я, друзья, подземный житель

Землекоп я и строитель,

Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю,

А потом построю дом

И живу спокойно в нём.

                          (Крот и нора)

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой.

                        (Аквариум)

Кто такой весенним днем

Сплёл рукавичку над окном,

Вывел в ней новых жильцов -

Маленьких таких птенцов?

                          (Ласточка и гнездо)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр " Такие разные животные"

Картотека игр" Такие разные животные"...

Конспект занятия в средней группе «Пчелки» по развитию речи на тему: «Такие разные животные»

Цели:Ø продолжать учить описывать животных;Ø употреблять притяжательную форму существительных;Ø анализировать литературное произведение;Ø развивать мышление, внимание, память.Содержательные компоненты...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. «Такие разные животные».

Кнспект НОД по ознакмлению с окружающим миром. "Такие разные живаотные" в средней группе. Закреплление знаний о животных холодных и жаркиих стран....

познавательное занятие "Кто как видит" для детей старшего дошкольного возраста. С помощью разнообразных опытов дети узнают, как видят разные животные.

Конспект занятия Тема «Кто как видит»Область развития «Познание» Задачи:1.Через  экспериментирование познакомить детей с тем, как видят разные животные.2.Развивать по...

Обобщающее занятие по экологии "Такие разные животные"

активизировать знания детей о животном мире...

Презентация проекта "Такие разные животные"

Презентация проекта о животных Севера и животных жарких стран "Такие разные животные"...