Консультация "Особенности построения РППС старшей группы в ДОУ"
консультация (старшая группа)

Кишко Екатерина Валерьевна

Консультация на тему "Особенности построения РППС старшей группы в ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №3 «Аленушка»

Консультация для педагогов на тему: «Особенности построения ППРС в старшей группе»

Подготовил воспитатель: Кишко Е.В.

Черноморское, 2023г.

Описание условий, созданных в группе, предусматривающих личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности, к сохранению и укреплению психического и физического здоровья дошкольника.

   Одно из важнейших условий воспитательно-образовательного процесса является правильная организация предметно -  развивающей среды согласно требованиям СаНПиН. В старшей группе созданы оптимальные материально-технические условия для разностороннего   развития   дошкольников. Предметно-развивающая   среда   организуется   в соответствии   с   ФОП   дошкольного   образования, куда   включены   основные   компоненты, необходимые для физического, художественно-эстетического, познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития каждого воспитанника, организации индивидуальной деятельности.

   Предметно-развивающая   среда старшей группы эстетически оформлена, она непрерывно изменяется, развивается. Всё оборудование, игрушки, книги, игры в группах расположены удобно и доступны для детей. Игровые уголки располагаются таким образом, что дети имеют возможность свободно заниматься различными видами деятельности, не мешая друг другу. Разные символы каждого уголка помогают детям легко ориентироваться в группе.  

   Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Имеются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

     Имеются материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.  Для развития творческого замысла в игре девочкам имеются необходимые предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки, зонтики и т. п.; для мальчиков - детали военной формы, предметы вооружения рыцарей, разнообразные технические игрушки. В группе имеется большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

    Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы.

    При организации предметной среды в групповом помещении учитываются закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы. Учитывается ведущая роль игровой деятельности.

Перечень примерных структурных компонентов развивающей предметно-пространственной среды

СТАРШИЙ  ДОШКОЛЬНЫЙ  ВОЗРАСТ

              РППС группы содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная для детей. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. РППС обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию рабочей программы. Пространство группы организованно в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям, что обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное   благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя игры, чередовать их в течение дня, а воспитателям дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

            Транспортируемость пространства группы предполагает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих РППС группы.

           Вариативность РППС группы даёт детям возможность свободного выбора деятельности. Оснащение уголков РППС меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. В качестве таких уголков развития в группе выступают:

  • уголок для ролевых игр;
  • книжный уголок;
  • зона для настольно-печатных игр;
  • уголок природы (наблюдений за природой);
  • спортивный уголок;
  • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);
  • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.

РППС группы доступна для воспитанников, дети имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Постоянно соблюдается исправность и сохранность всех материалов и оборудования.

При организации РППС группы соблюдаются требования безопасности, что предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

В группе созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки). Пособия, игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. В группе организуется рациональный двигательный режим путем чередования разнообразной активной деятельности и отдыха.

            Развивающая среда соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает все направления развития детей.

Образные игрушки

Условные и реалистичные по художественному образу сюжетные игрушки (куклы; игрушки, изображающие животных разных континентов, насекомых, рыб и других обитателей морей); тематические наборы для режиссерских игр («Гараж», «Ферма», «В деревне» и т.п.)

Предметы домашнего обихода

Соразмерная куклам разнообразная мебель, посуда, одежда, но в меньших количествах.

Техника и транспорт

Разные виды машинок и транспорта (наземного, воздушного, водного), среднего размера и соразмерные руке ребенка

Атрибутика ролевая

Количество конкретной атрибутики уменьшается, предлагаются многофункциональные атрибуты (ткани, шарфики, платочки, головные уборы, ленточки, самые разные аксессуары, поделочные материалы и т.п.)  

Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности

Виды театрализованных игрушек, набор масок и т.п.

Маркеры пространства

Крупно габаритные напольные конструкторы (пластик).

Бросовые и поделочные материалы, предметы-заместители

Ткани, пробки, небольшие пластиковые пузырьки, природный материал, палочки, шнуры, проволока, разнообразные поделочные материалы

Развивающая среда для познавательно-исследовательской деятельности

Дидактические игрушки и пособия

Игрушки на совершенствование сенсорике (тактильные ощущения, размер, вес и пр.; на разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и пр.), Настольно-печатные игры, мозаики, лото, паззлы (до 55 деталей), головоломки.

Конструкторы

Разнообразные строительные наборы (крупные и мелкие), крупногабаритные средообразующие пластмассовые конструкторы.

Библиотека

Хорошо иллюстрированные книжки разных жанров, детские энциклопедии.

Развивающая среда для обеспечения физической активности и укрепления здоровья                    

Спортивное оборудование

Оборудования для подвижных и спортивных игр: обручи, кегли, скакалки, мячи.

Оздоровительное оборудование

Оборудование для воздушных и водных процедур, массажный коврик.

Оборудование участка

Пространство и оборудование для сюжетных и подвижных игр, живой и неживой природой, для физической активности, в т.ч. спортивная площадка, имеющая оборудование для лазания, метания, прыжков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по обогащению РППС старших групп ДОУ по ДНВ

Рекомендации для педагогов ДОУ. осуществляющих ДНВ дошкольников...

РППС средняя группа (2013г.) и РППС старшей группы,мини-музей "Чудеса со всего света" (лето-осень).2017г.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействииСуть принципа создать условия установления контакта между взрослым и ребенком, дать возможность детям и воспитателям  общаться «глаза в глаза...

РППС старшая группа, мини музей - "Новый год"

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой [37, 116]. Среда развития ребенка - это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых прот...

РППС Старшая группа

quot;Новый год у ворот"...

презентация РППС старшей группы №5 "Солнышко"

Развивающая предметно-пространственная среда группы детского сада.Подготовила воспитатель: Красноперова Н.С.Ярославль 2021....

РППС старшая группа "Солнышко"

РППС в старшей группе...