Рабочая программа кружка "Пластилинография"
рабочая программа (средняя группа)

Архипова Юлия Владимировна

Перспективное тематическое планирование кружка "Пластилинография" на год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhipova_programma.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

 УТВЕРЖДАЮ:                                          

Заведующая МБДОУ

 «Детский сад «Снежинка»

_____________ Зорина Е.В.

                                                                                                                                          Приказ № 50  от 30.08.2021 г.

Программа дополнительного образования «Пластилинография»

для  воспитанников 4-5 лет

Подготовил воспитатель:

Архипова Ю.В.

г. Гагарин

2022-2023г.г.

Актуальность

Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, был разработан кружок художественной направленности «Пластилинография».

С раннего возраста детей знакомят с пластилином: ребёнок учится раскатывать его в руках, размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать, формируя примитивные фигуры и соединяя их между собой. Такой податливый материал, как пластилин, является идеальным инструментом для маленького творца.

У ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

        Содержание занятий кружка «Пластилинография» составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения, которое проводится один раз в неделю, во вторую половину дня на коллективных занятиях (по подгруппам), продолжительностью 20 минут.

Цель работы кружка: развитие мелкой моторики рук детей и творческих способностей.

Задачи:

Обучающие:

-продолжать знакомить с основными приемами, учиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его;

-обучать технологии изготовления различных изделий из пластилина.

Развивающие:

- освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца; развивать у детей интерес к художественной деятельности, к процессу и результатам работы;

-способствовать повышению речевой активности детей; 

-способствовать развитию сотрудничества детей при выполнении коллективных сюжетных и декоративных композиций, поощрять их стремление использовать разные материалы и техники;

-развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию, осязание и тактильно-двигательного восприятия, зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги.

Воспитательные:

-воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;

-воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус;

-воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

Перспективное календарно-тематическое планирование занятий 4-5 лет

п/п

Тема

Техника

Задачи

Материалы

Сентябрь

1

«Созрели яблочки в саду» (коллективная работа)

Пластилинография

1. Учить передавать посредствам пластилинографии изображение яблока: отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, расплющивать шарики на всей поверхности силуэта яблока.

2. Развивать эстетическое восприятие природы.

Ватман с силуэтом дерева, шаблон яблока; пластилин красного, желтого или зеленого цветов; стека.

2

«Осенние листья»

Пластилинография

1. Закреплять приемы надавливания и размазывания, учить смешивать различные цвета.

2. Поддерживать желание доводить начатое дело до конца, развивать мелкую моторику.

3. Воспитывать навыки аккуратности.

Плотный картон голубого цвета для основы рамер А4, шаблон кленового листочка,; пластилин красного, желтого, оранжевого цветов; стека.

Октябрь

1

«Радужное настроение»

Пластилинография

Правильно подбирать цвета и оттенки.

1. Учить раскатывать пластилин в ладошках, придавая нужную форму, аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая  детали; правильно подбирать цвета и оттенки.

2. Развивать способности к сюжетосложению и композиции.

3. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность

Плотный картон белого цвета с силуэтом радуги, размер А4; пластилин разных цветов; стека;

2

«Весёлый ёжик в лесу»

Пластилинография

1. Закрепить представления детей о диких животных, особенностях их внешнего облика.  Учить детей достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта.

2.Развивать эстетическое восприятие; мелкую моторику.

Осенние листья, игрушка Ёжик, картон жёлтого цвета размером А4 с контур ёжика, пластилин; стека; картинки с изображением ёжика.

Ноябрь

1

«Подарок для Хрюши»

Пластилинография

1. Закрепить представления детей о домашних животных, особенностях их внешнего облика. Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина (мягкий, податливый, способен принимать любую форму). Учить детей достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта.

2. Развивать мелкую моторику.

3. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Вызвать у детей желание делать приятное, дарить подарки.

Пластилин розового цвета; стека; картон яркого цвета 1\2; бисер; бантики.

Декабрь

1

«Откуда ёлочка пришла»

Пластилинография

1. Расширить представления детей об истории новогоднего праздника. Закреплять умения детей использовать в работе нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографию. Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.

2. Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации)

Плотный картон голубого цвета с силуэтом ёлочки, стека; размер А4; пластилин зелёного цвета..

Январь

1

«Снеговик»

Пластилинография

1. Закрепить способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости путём раскатывания, сплющивания.

2. Развивать интерес к экспериментированию через включение в оформление работы «бросового» материала для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.

Картон голубого (синего) цвета с силуэтом снеговика; размер А4, набор пластилина; белая яичная скорлупа; стека; игрушка снеговик.

2

« Дикие животные зимой» (коллективная работа)

Пластилинография

1. Закрепить представления детей о жизни  диких животных зимой, особенностях их внешнего облика.

 2. Учить детей достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта.

Пейзаж зимнего леса; шаблоны животных на выбор детям, картинка сороки, пластилин,  стека;

Февраль

1

«Танк»

Пластилинография

1. Учить детей лепить плоскостное изображение танка, используя усвоенные ранее приёмы лепки (скатывание, расплющивание, сглаживание границ соединений). Учить передавать форму, характерные детали танка.

2. Развивать мелкую моторику.

3. Воспитывать любовь к своей родине.

Картон голубого цвета с силуэтом танка; размер А4, пластилин зелёного цвета; стека; игрушка танк.

Март

1

«Воздушные шары для праздника»

Пластилинография

1. Учить детей раскатывать ладонями шарики разного размера, цвета; затем расплющивать придавливающими движениями, располагая на горизонтальной поверхности.

2. Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие.

Картон жёлтого цвета с силуэтом шарика; размер А4; набор пластилина; стека; игрушка воздушный шарик.

Апрель

1

«Ветка цветущей яблони»

Пластилинография

1. Учить детей изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином — раскатывание, сплющивание, сглаживание.

2. Развивать мелкую моторику рук, эстетическое восприятие.

3. Воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.

Картон розового цвета для основы; размер А4; пластилин; стека; иллюстрации цветущих деревьев.

Май

1

«Божья коровка на ромашке»

Пластилинография

1. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе; закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема – пластилинографии, формировать обобщенные способы работы посредством пластилина.

2. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

Картон зелёного цвета с силуэтом ромашки; размер А4; пластилин белого и жёлтого цвета; стека; наклейка «божья коровка».

Литература

1.Гаврина С. Е., Кутявина Н. П. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать - Ярославль: Академия развития, 1997.

2.Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. М.: Гном, 2005.

3.Горичева В.С. Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.

4.Грибовская, А. А. Народное искусство и детское творчество [Текст]: методическое пособие для воспитателей / А. А. Грибовская. - М.: Просвещение, 2004.

5.Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство

«Скрипторий 2003г», 2008.

6.Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает [Текст] / О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева. - М.: Просвещение, 1991.

7. Лыкова Ирина. Серия Мастерилка. Издательство: Мир книги. 2008.

8. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. - М.: Аст; СПб: Сова, 2006.

9.Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук, Издательство Махаон. 2010.

10.Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.

11.Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: Эксмо, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...