Авторская программма
методическая разработка (средняя группа)

Шакирова Эндже Раилевна

Роль дидактической игры в познавательном развитии детей сОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_shakirova_1.docx566.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 53» НМР РТ

                     

Авторская программа по теме:

«Роль дидактической игры

в познавательном развитии детей с ОВЗ»

Программу  составила:

                                                                       воспитатель

                                                                                                  Шакирова Э.Р.

г. Нижнекамск, 2023 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

2.Теоретическая часть………………………………………………………………8

2.1.Дидактическая игра и ее значение……………………………………………..8

2.2.Виды дидактических игр……………………………………………………...11

2.3.Тематическое планирование дидактических игр в познавательном развитии детей с ОВЗ………………………………………………………………………..16

Заключение ……………………………………………………………………….21

Список использованной литературы…………………………………………….22

Приложение……………………………………………………………………….23

Введение

«Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности»

В.А.Сухомлинский

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности.

В науке и практике утвердилось положение о том, что дидактическая игра - эффективное средство обучения, но эффективным это средство становится в том случае, если используется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах». Кроме того, понятие «дидактическая игра» порой практикуется упрощенно. Многие формы организации отдельных фрагментов обучения называются дидактической игрой даже тогда, когда они таковой не являются.

В жизни ребенка игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Игра способствует  созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность в обучении избежать монотонности и скуки. 

В связи с особенностями развития дети с ограниченными возможностями здоровья в еще большей мере, чем нормально развивающиеся дети, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого, и дидактическая игра является одной из основных форм обучения, способом познания окружающего мира таких детей.

Проблема воспитания и обучение детей с ОВЗ является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

К сожалению, количество детей с проблемами в развитии постоянно увеличивается. Чем раньше происходит включение проблемных детей в систему коррекционно – развивающего обучения, тем эффективнее воздействие на ребенка и больше шансов на успешное преодоление ребёнком тех трудностей, с которыми он сталкивается, приходя в школу. От того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе и, в конечном счёте, социальная адаптация во взрослой жизни.

Само понятие «дети с ОВЗ» стало наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Дети с нарушениями в здоровье имеют значительные ограничения в жизнедеятельности, в способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, обучению, общению, что приводит их к социальной дезадаптации. Ограничение в жизнедеятельности создает барьеры для включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы.

Важнейшей задачей специального обучения детей с ОВЗ является развитие у них мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Несформированность этих операций и способов действий у детей с ОВЗ приводит к тому, что даже в дошкольном возрасте они оказываются привязанными к конкретной ситуации, в силу чего приобретаемые знания остаются разрозненными, часто ограничиваются непосредственным чувственным опытом. Такие знания не обеспечивают развития детей в полном объеме.

Лишь приведенные в единую логическую систему, они становятся основой умственного роста ребенка и средством активизации познавательной деятельности.

Неотъемлемой частью коррекционного обучения детей с ОВЗ является нормализация их деятельности, и в частности учебной, которая характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. Воспитанники данной категории не умеют планировать свои действия, контролировать их, не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто “перескакивают” с одного на другое, не завершив начатое. Наше дошкольное учреждение вот уже много лет открывает свои двери для детей с ограниченными возможностями здоровья. Перед педагогом, работающим, с детьми с ограниченными возможностями здоровья стоит важная задача – осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей.

Низкий уровень знаний служит доказательством малой продуктивности обучения детей данной группы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Но поиск эффективных средств обучения необходимо вести не только в связи с разработкой приемов и методов работы, адекватных особенностям развития таких детей. Само содержание обучения должно приобрести коррекционную направленность.

Таким образом, целый ряд особенностей детей с ОВЗ определяет общий подход к ребенку, специфику содержания и методов коррекционного обучения.

Значительное место в процессе обучения и воспитания занимают дидактические игры т.к. в игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок приобретает собственный действенный и чувственный опыт.

Игра, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, составляет основу занятий с ребенком, способствует активному формированию речи, активизации основных психических процессов, обучению методам взаимодействия в социуме. А.Н. Леонтьев подчеркивал важное значение игры для познавательного и личностного развития ребенка-дошкольника. Особенно важное значение, как инструмент развития и познания игра приобретает для детей с ОВЗ.

Как показывает практика, при поступлении в дошкольное учреждение у многих детей уровень развития игры очень невысокий: игровые действия ограничиваются простыми, привычными манипуляциями, интерес к предлагаемым играм неустойчивый. Зачастую дети не знают, что игрушка может быть многофункциональной. В связи с тем, что дети дошкольного возраста познают окружающий мир, в первую очередь через игру, основная задача педагога научить ребенка играть. Решение этой задачи осуществляется в процессе игровых занятий.

По моему опыту, формирование игровой деятельности у детей с ОВЗ требует проведения специально организованных занятий и лишь затем, переносится в свободную деятельность. О.П. Гаврилушкина в своих исследованиях отмечает, что ребенок с ОВЗ способен познавать окружающий мир: он «не может делать это теми способами, которыми так естественно пользуются его нормально развивающиеся сверстники… к такому ребенку надо подходить индивидуально, учитывать его интересы, предпочтения, особенности характера, уровень умственного и речевого развития, степень обучаемости».

В целях более полного развития детей с ОВЗ мною была разработана программа использования дидактических игр для познавательного  развития детей младшего дошкольного возраста. Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений. Главная его ценность в том, что он демонстрирует,   как можно использовать возможности дидактической игры.

Цель программы - создание необходимых условий познавательного развития детей с ОВЗ  младшего дошкольного возраста путем включения в работу с детьми дидактических игр, соответствующих возрастным особенностям детей, предполагающих запоминание материала и привлекательных для детей.

Для достижения цели были поставлены задачи:

- провести диагностику  уровня развития детей  младшего дошкольного возраста в процессе игры.

- подобрать  и апробировать комплекс дидактических игр познавательного развития

- выявить динамику развития у детей младшего дошкольного возраста после проведения дидактических игр;

- обработать и проанализировать полученные данные по развитию детей младшего дошкольного возраста.

При разработке системы дидактических игр учитывалось следующее:

1) соответствие возрастным особенностям детей,

2) должны предполагать запоминание зрительного материала,

3) привлекательность для детей.

Дидактические игры для познавательного развития подбирались с учетом следующих принципов:

1) учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

2) систематичность, последовательность;

3) деятельностный принцип;

4) активность и самостоятельность ребенка

2.Теоретическая часть

2.1. Дидактическая игра и её значение

Игра имеет особое, важное, значение в жизни детей дошкольного возраста. С.А. Шацкий, высоко оценивая значение игры, писал: «Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

У философов своя точка зрения на игру, они утверждают: «Игра - это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей, в этом смысле она есть особое педагогическое творение».

Данная проблема широко рассматривается в работе В.А.Сухомлинского «О воспитании». В этой книге он знакомит нас со своими мыслями о воспитании детей в семье и школе, в том числе автор пишет об использовании игры: «...Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Продолжая работу В. А.Сухомлинского, в своей работе «Психология игры» Д.Б. Эльконин пишет, что игра влияет на развитие психических процессов: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. В игре возникает новая психологическая форма мотивов».

Д.Б. Эльконин даёт такое определение игры: «Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».

Продолжая работу Д. Б. Эльконина, Ш. А. Амонашвили в своей книге «В школу - с шести лет» описывает опыт обучения шестилетних детей в школах, а также рассматривает проблему использования игры на уроках: «Дидактическая игра, если не делать из неё самоцель, может выполнить свою исключительную роль, усиления сложного процесса учения, ускорения развития», что и определяет актуальность нашей работы.

А.А. Столяр отмечает, что игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театрализованные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами - это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры-забавы.

Место игры в процессе обучения оценивается по-разному. В последние годы разработана идея простейшей логической подготовки дошкольников, введение их в область логико-математических представлений (свойства, операции с множествами) на основе использования специальной серии «обучающих» игр. Б.П. Никитин отмечает, что обучающие игры ценны тем, что они актуализируют скрытые интеллектуальные возможности детей, различают их. Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе, в том числе особое место данные игры занимают на занятиях математики в детском саду.

Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся.

Дидактическая игра - специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, такое определение дается в Педагогическом энциклопедическом словаре.

Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей.

Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение, углубление представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.

Дидактическая игра, как показывает ее название, — один из методов обучения детей, их умственного развития. Необходимость игрового метода обучения определяется особенностями дошкольного возраста. Для приобретения и закрепления знаний, умений и навыков, ребенку требуются многократные повторения, упражнения. В силу образности мышления ребенка, его эмоциональности и еще слабой способности к произвольному вниманию упражнения дают лучший результат, если они облекаются в занимательную форму, связываются с активной деятельностью.

Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Познание окружающего мира дошкольниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. К.Д. Ушинский отмечал, что «дитя мыслит образами, звуками, красками». Это утверждение подчеркивает закономерность, которая лежит в основе развития детей дошкольного возраста.

Значение дидактических игр заключается в следующем:

- В дидактических играх уточняются, закрепляются и расширяются представления об окружающем.

В дидактических играх дети получают и новые знания, преимущественно о свойствах предметов: правильное название цвета, геометрической формы, пространственных отношений.

- В каждой дидактической игре развиваются мышление и речь; формируется умственная деятельность: выполнение игровой задачи требует от ребенка сосредоточенности, умения управлять своим вниманием, восприятиями, рассуждать, сравнивать, делать некоторые обобщения, выводы; во всякой дидактической игре от детей требуется словесное выражение своих мыслей. Все это делает эту игру важным средством подготовки ребенка к школьному обучению.

- Дидактические игры служат средством нравственного воспитания.

Таким образом, многообразный сенсорный опыт дошкольники получают в процессе обучения элементарной математике. Они сталкиваются с многообразными проявлениями свойств предметов: цветом, формой, величиной, количеством, пространственным расположением предметов.

Целесообразность дидактических игр на занятиях определяется тем, что восприятие и действие с ними способствует овладению детьми знаниями, ради которых и используются эти игры и средства наглядности.

2.Виды дидактических игр

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. Она широко охватывает всю личность ребёнка: умственно – эмоциональную, двигательную, волевую сферу. Игра способствует всестороннему развитию, развивает восприятие, внимание, память, наблюдательность, помогает развитию чёткой и выразительной речи, способствует активизации познавательной деятельности.  При решении разнообразных задач у детей развиваются основные процессы мышления: сравнение, анализ, умозаключение.

Дидактические игры делятся: а) с игрушками и предметами; б) настольно-печатные;в) словесные.

Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Для детей 4-5 лет используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, строителей и др. Используя дидактические игры с подобным содержанием, удается вызвать интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игр с помощью отобранных игрушек.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) применяется при проведении таких дидактических игр, как "Чьи это детки?", "От какого дерева лист?", "Собери букет из осенних листьев", и др. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в играх "Пекарня" и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях "Путешествие в страну сказок", о нормах поведения "Что такое хорошо и что такое плохо?"

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре "Что растет в саду (лесу, городе)?" дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра "Что было потом?": дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета.

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре "Отгадай какую картинку спрятали" дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую их них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знания о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Описание, рассказ о картине с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение и творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картине, прибегает к имитации движений, или подражанию движениям животного, его голосу. Например, в игре.( "Отгадай кто это?" ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, петуха, и др.) Такое задание дается детям в младшей группе.

В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают кто нарисован на картине, что делают там люди, например пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом и др.

В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма

Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе, а это особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

      Игра, как сложное и интересное явление, привлекает внимание всех воспитанников. Игра – это самовыражение ребенка, способ его совершенствования. Игра повышает интерес воспитанников к учебным занятиям, стимулирует познавательную активность. В процессе игры активно работают его воображение, память, мышление, усиливаются его эмоции.

      Таким образом, игра выступает как важное средство обучения, воспитания и разностороннего развития детей с ОВЗ.

2.3. Тематическое планирование дидактических игр

в познавательном развитии детей с ОВЗ

Описание целей и хода игр в приложении №1.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Создание предметно-развивающей среды для развития детей.

Диагностика детей.

Октябрь

Игра "Корзина"

Занятие по познавательному развитию «В гости к бабушке»

Задачи:

1.  Закрепить название некоторых фруктов и овощей, учить выделять их характерные свойства: цвет, форму, размер путем зрительного и осязательного обследования;

2.Закрепить умение группировать объекты по цвету.

(Приложение №8)

Игра "Строители"

Занятие по познавательному развитию «Поможем ежихе».

Задачи:    Учить строить постройку по условию и образцу.

-    Закрепить умение строить заборчик из кирпичиков.

-    Развивать память, мышление, отзывчивость, желание оказать помощь.

-    Развивать мелкую мускулатуру рук.

Игра «Что нам осень принесла».

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому, познавательному развитию  (лепка) «Созрели яблочки в саду»

Задачи: развивать умение замечать изменения в природе .

Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.

Развивать память,  образное восприятие.

Игра «Что похоже на солнышко?»

Конспект занятия по ( художественно-эстетическому развитию «В гости к солнышку»

Задачи: 

 Закрепить умение детей отделять от большого куска пластилина небольшие комочки и раскатывать их между ладонями прямыми движениями обеих рук.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

 Развивать память, мелкую моторику.

Ноябрь

Игра «Деревья и их плоды»

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Путешествие в лес»

Задачи:–   закрепить представления детей о лесе и его обитателях, учить выделять и называть их характерные особенности.

  – развивать потребность осваивать окружающий мир через изучение природы родного края:

  –развивать память, внимание.

Игра «Кто в лесу

живет»

Занятие по познавательно-речевому развитие«Дикие звери. (По сказке «Теремок)»

Задачи: формирование первичных представлений о животном мире.

Знакомство с обобщающим понятием «дикие звери,  знакомство с книжной культурой, русским народным фольклором, развитие произвольной памяти детей.

Игра «Где спрятана игрушка?» 

Комплексное занятие по развитию речи и "Где ночует солнышко"

Задачи:

Развивать диалогическую речь ребенка. Способствовать воспитанию сочувствия, интереса к игровым персонажам, желания вместе с ними преодолевать трудности, находить выход.

Развивать внимание, память детей.

Игра «Когда это бывает?»

 Занятие по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Когда это бывает»

Задачи: Закрепление у детей умений называть время своего рождения (лето, зима) и свой возраст.

Развитие у детей умений выделять характерные признаки времён года.

Воспитание добрых, тёплых взаимоотношений между детьми.

Декабрь

Игра "Забавные зверюшки"

Интегрированное занятие по познавательному, речевому, физическому развитию «Зимняя прогулка»

Задачи: формировать у детей первые связные представления о зиме; учить различать и называть таких животных, как заяц, медведь, лиса, белка;

упражнять в выполнении имитационных движений в сопровождении стихотворного текста, развивать память детей, моторику рук;

способствовать активизации речи;

Игра «Волшебный мешочек».

Комплексное  занятие по познавательному и речевому развитию «Волшебный мешочек Незнайки»

Задачи: учить детей различать и называть качества предметов – твердый – мягкий, плотная – воздушная, легкий – тяжелый. Продолжать учить строить предложения, отвечать на вопросы.

Развивать память, логическое мышление, навыки ориентировки в пространстве.

Игра «Распутай путаницу»

Комплексное занятие по познавательному, речевому развитию «Чаепитие»

Задачи:

1. познакомить детей с церемонией чаепития.

2. Закрепить представления о свойствах воды (цвет, прозрачность, вкус, запах)

3. Расширить словарный запас детей глаголами (заварить, растворился, насыпали, залили).

4. развивать память, внимание, воображение.

Игра «Что изменилось?»

Интегрированное занятие по физическому, речевому, социально-коммуникативному  развитию «Гость с Луны»

Задачи: Развитие двигательной активности, словарного запаса, памяти  и мелкой моторики детей.

Формирование коммуникативных навыков детей.

 Воспитывать внимание к окружающим.

 Развивать память, воображение.

Январь

Игра «Назвать дерево»

Комплексное занятие по познавательному, речевому и  художественно-эстетическому развитию «В гости к Ёжику»

Задачи: учить детей образовывать и употреблять в речи, форму множественного числа существительного в родительном падеже (ёж – ежата).
Развивать умение замечать сезонные изменения в природе.
Развивать память,  слуховое внимание, мелкую моторику рук.

Игра «Что это?»

Занятие по художественно-эстетическому развитию (лепке)  «Подарок зайчику»

Задачи:

Стимулировать речевую активность.

Способствовать получению положительных эмоций в процессе овладения основным приемам лепки, совершенствуя зрительно-двигательную координацию.

Развивать у детей образное восприятие, память.

Игра «Найди предмет такой же формы»

Занятие по познавательному развитию «Здравствуй, Мишка»

Задачи:

Закреплять знания детей о геометрических фигурах : круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник. Продолжить работу по формированию умения соотносить форму изображенного предмета с геометрической фигурой (эталоном).

Развивать восприятие, воображение, , память, речь (говорить простыми предложениями).

Игра «Как зовут членов семьи».

Комплексное занятие по социально-коммуникативному развитию «Мама — самый близкий и любимый человек!»

Задачи:

Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, называть членов семьи.

Продолжать учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне.

Развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику рук.

Февраль

Игра «Какого цветка не стало».

Комплексное занятие по познавательному, художественно-эстетическому развитию «Цветы».

Задачи:

дать детям первоначальные знания о садовых цветах, их строении, условиях роста и уходе.
Упражнять в умении располагать предметы в пространстве (край, середина, в углу, в ряд, по кругу).
Упражнять в рисовании пальчиками.
Развивать  память, мышление, моторику.

Игра «Поварята»

Занятие по познавательному развитию «Кто нас кормит»

Задачи:  дать представления детям о профессии повара, предметах, необходимых для работы;

 закрепить умение узнавать и называть овощи и фрукты, развивать  память,  наблюдательность; развитие мелкой мускулатуры рук;

 активизация словаря.

Игра «Выложи орнамент»

Интегрированное занятие по познавательному и социально-коммуникативному развитию

«Путешествие с Колобком»

Задачи :

• Уделять внимание нравственному воспитанию, оказанию помощи.

• Уделять внимание сенсорному воспитанию.

• Развивать внимание, память, мышление, фантазию.

Игра «Ухаживаем за цветами».

Занятие по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну цветов».

Задачи: Научить детей ухаживать за комнатными растениями.

-Дать первоначальное

представление о влиянии человека и условий природы  на  жизнь растения. 

Развивать  связную речь, умение рассуждать ,делать выводы.
-развивать память, мышление, воображение.

Март

Игра «Какой птицы не стало».

Занятие по познавательному развитию «Птицы»

Задачи:

– познакомить с птицами, живущими во дворе (голубь, ворона, синица, галка),

•развивать внимание, память, мышление, фантазию

Игра «Во саду ли, в огороде?»

Комплексное занятие «На подмогу – в огород!»

Задачи: продолжать формировать представления об овощах и фруктах. Развивать связную самостоятельную речь.

Активизировать словарь детей.

Закрепить умение детей лепить предметы круглой и овальной формы;

-Развитие у детей речевого внимания и памяти.

Игра «Волшебные узоры»

Занятие по познавательному развитию: «Волшебные листочки»

Задачи:

1. Закреплять числа от 1 до 5, закреплять знания о частях суток, о цветах, развивать навык группирования фигур по цвету и форме.
2. Развивать память, творческие способности детей.

Игра «Запоминаем вместе»
Занятие по физической культуре «Воробышки радуются солнышку»

Задачи:

1. упражнять детей в сохранении равновесия при ходьбе по ограниченной поверхности с перешагиванием через предметы;

2. посредством проговаривания действий приучать детей к согласованным действиям, умению имитировать повадки птиц;

3. развивать память, внимание, ловкость, быстроту реакции;

Апрель

Игра «Назвать птицу».

Занятие по познавательному развитию «Мы ждём птичек в гости»

Задачи:

Продолжить знакомство детей с  птицами, расширять представление об особенностях  их внешнего вида.

Познакомить с домиком для птиц - скворечником, закрепить понятие «один» и «много», геометрические формы – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Развивать память, мышление, образное восприятие.

Игра «Узнаете по описанию».

Комплексное занятие по познавательному развитию "Там и тут, там и тут одуванчики цветут"

Задачи: Учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части;

формировать у детей представления об одуванчике.

Развивать память и внимание. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Игра «Чей предмет?»

Занятие по физическому развитию «В гостях у кукол»

Задачи:- обучение ходьбе с перешагиванием через предметы;

- закрепление умения прыгать на двух ногах на месте с поворотом вокруг себя;

- развитие памяти, равновесия, чёткости движений.

Игра «Краски»

Занятие по познавательному и речевому развитию «Петушок и краски».

Задачи:

1.Продолжать развивать у детей умение согласовывать свой действия с движениями других.

2. Формировать умение детей обследовать и сравнивать  предметы по основным свойствам.

3.Закреплять умение детей использовать правильное сочетание прилагательных и существительных.

4. Развивать память, мышление, воображение.

Май

Повторение и закрепление пройденного материала.

Диагностика детей.

Работа с родителями.

Консультация  для родителей

«Роль дидактической игры в семье и детском саду»

(Приложение №2).

октябрь

Родительское собрание в младшей группе «Развиваемся, играя» (Приложение №3)

ноябрь

Буклет «Дидактическая игра в жизни ребенка»

январь

Проект «Умные игры»

(приложение № 4)

февраль

Заключение

Данную программу можно использовать в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего  дошкольного возраста, во время организованной образовательной деятельности и на индивидуальных занятиях.

 Основная форма моей работы - индивидуальные занятия, так как они  позволяют, максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого ребенка. Привести в движения механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике дошкольника. В.А.Сухомлинский отметил «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

В процессе обучения игре детей с ОВЗ педагог – активный участник и основной помощник. Именно педагог формулирует смысл игры, распределяет роли, планирует ее ход и возможные вариации сюжета. Важно акцентировать внимание детей на передаче взаимоотношений между персонажами игры, воспитывать у детей позитивные чувства и доброжелательные отношения. Таким образом, дидактическая игра выступает как важное средство обучения, воспитания и разностороннего развития детей с ОВЗ.

Список использованной литературы

      Перечень программ и технологий

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия».
  2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.Под редакцией Шапковой.
  3. Афонькина Ю., Урунтаева Г. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1992. - №1 – С. 12-22.
  4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1991.
  5. Венгер Л. А. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».
  6. Волина В. Учимся играя. Москва «Новая школа» 1994г.
  7. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 280 с
  8. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС.
  9. Панова Е. Н. «Дидактические игры и занятия в детском саду», - Воронеж, 2007 г. – 78 с.
  10. Стародубцева И. В. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников». – М: АРКТИ, 2008 г, - 68 с.
  11. Л.Ф. Тихомирова «Развитие познавательной способности детей».

Приложение №1.

Описание целей и содержания дидактических игр.

Название игры

Цель игры и краткое описание хода игры.

"Корзина"

Цель: развивать речь и память детей

Взрослый показывает ребенку корзину (можно коробку, мешочек, сумочку и др.) и предлагает рассмотреть и назвать все предметы, которые там находятся. Предметы достают по одному и обязательно называют их. Количество предметов должно быть не менее 3-х и не более 10. После того, как все предметы были выложены, взрослый предлагает их запомнить и снова сложить в корзину. После этого ребенку предлагается вспомнить как можно больше предметов.

"Строители"

Цель:учить детей производить элементарные действия со строительным материалом, развивать память детей.

    Материал: для игры понадобятся кубики, кирпичики, детали конструктора или любые другие предметы разного цвета, но одинакового размера и формы, из которых можно было бы построить башню. Количество деталей в постройке увеличивается с возрастом от 3-х до 5-7 штук.

   Ход игры.

Взрослый предлагает играть в стройку и выстроить башню. Он показывает, как надо это сделать. Когда башня готова, взрослый предлагает запомнить, в какой последовательности клались детали снизу вверх (например: синий, желтый, синий, красный). После башня разбирается, и ребенок должен по памяти выстроить новую башню.

«Что нам осень принесла».

Цель: закреплять с детьми признаки осени и ее дары; развивать память, мышление, речь.

Материал: разноцветные листочки, овощи, фрукты, картина «Осень».

Ход игры

Воспитатель выставляет перед детьми картину «Осень», просит назвать время года, вспомнить, какие дары принесла осень людям. Для подсказки на столе разложены овощи, фрукты, разноцветные листочки.

«Что похоже на солнышко?»

Цель: закреплять знания детей о солнце, его форме, цвете, развивать зрительную память, логическое мышление.

Материал: солнышко, предметные картинки.

Ход игры

На коврике лежат предметные картинки. Воспитатель предлагает детям взять только одну картинку, которая похожа на солнце (например: яблоко, мяч, вишня, апельсин).

Дети по очереди показывают свои карточки и объясняют, почему они взяли именно эту картинку. (Например: «У меня мяч, потому что он круглый как солнышко».)

"Забавные зверюшки"

Цель: развить внимание, зрительную память, ловкость. Взрослый предлагает поиграть в разных зверей, хорошо знакомых ребенку (зайчика, кошечку, мишку и т.д.). При этом ребенку показываются от 3 до 5-тидвижений, изображающих поведение этих животных (умывается, прыгает, прячется, сердиться и прочее). После того, как ребенок запомнил все движения, взрослый только называет их, а ребенок вспоминает и самостоятельно показывает. Например: зайчик прячется, а теперь он прыгает, а теперь нашел и грызет морковку. Усложнением в этой игре будет увеличение движений показанных вновь и изображение в одной игре сразу нескольких животных.

«Кто в лесу живет».

Цель: закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь.

Материал: наборы игрушек: «Дикие животные» и «Домашние животные».

Ход игры

Воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, которые живут в лесу.

«Где спрятана игрушка?» 

.

Цель: Развивать зрительную память и внимание ребенка.

Материал: для организации игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.

Ход игры.

 В один из ящичков следует положить какую-нибудь маленькую игрушку (шарик, ластик и др.). Затем шкафчик на некоторое время убирают. После этого ребенка просят достать спрятанную игрушку. Игру можно усложнить: убрать ящики на более длительное время; спрятать 2, а потом 3 игрушки;заменять игрушки

«Когда это бывает?»

Цель: учить детей называть времени года по их признакам; развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.

Ход игры

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времени года на картинках и выставляют их на мольберт.

Снег на полях,

Лед на реках

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

Сошли снега, шумит вода,

Земля уже цветами полна.

Растет травка молодая,

Все мертвое оживает,

Когда это бывает? (Весной)

Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает? (Летом)

Голые поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

«Деревья и их плоды».

Цель: учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Материал: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, клен) картинки (шишка, рябина, каштан, кленовая крылатка).

Ход игры

Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их плоды.

«Волшебный мешочек».

Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание.

Материал: «волшебный мешочек», овощи.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.

«Распутай путаницу»

Цель: учить детей свободно пользоваться предметами по назначению, развивать память.

Материал: игрушки, по-разному оформленные, которые можно сгруппировать, (куклы, зверушки, автомобили, пирамидки, мячи и т. д.).

Ход игры.

Все игрушки расставляются на столе в определенном порядке. Ребенок отворачивается, а ведущий меняет расположение игрушек. Ребенок должен заметить путаницу, вспомнить, как было раньше, и восстановить прежний порядок.

«Что изменилось?»

Цель: учить детей замечать в пейзажах изменения; развивать зрительную память, внимание; воспитывать усидчивость.

Материал: весенний пейзаж, птичка, солнышко, цветок, животное.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть весенний пейзаж. Затем дети закрывают глаза, воспитатель в это время что-то меняет что-то в весеннем пейзаже (добавляет птичку, убирает солнышко, добавляет цветок и т.д.).

Дети открывают глаза и называют, что изменилось.

«Назвать птицу».

Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.

Материал: картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).

Ход игры

Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет.

«Что это?»

Цель: закреплять умение детей находить названные овощи или фрукты, развивать внимание, память.

Материал: муляжи овощей и фруктов.

Ход игры

На столе перед детьми на тарелочках лежат овощи и фрукты, воспитатель поочередно вызывает детей и просит найти тот или иной овощ или фрукт. Ребенок находит его. Дети знаками показывают, согласны ли они с выбором или нет.

 «Найди предмет такой же формы»

Цель: научить ребенка выделять по форме конкретные предметы из окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

Материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), предметы круглой формы (мячи, шарики, пуговицы), квадратной формы (кубики, платок, карточки), треугольной формы (строительный материал, флажок, книжка), овальной формы (яйцо, огурец).

Ход игры.

Разложить на две кучки геометрические фигуры и предметы. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть предметы. Затем показываем ребенку фигуру (хорошо, если ребенок ее назовет) и просим его найти предмет такой же формы. Если он ошибается, предложите ребенку обвести пальцем вначале фигуру, а затем предмет.

«Как зовут членов семьи».

Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Ход игры

Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

«Какого цветка не стало».

Цель: учить детей называть цветы «уголка природы» (традесканция, фиалка, амазонская лилия, бегония) развивать зрительную память, воспитывать желание заботиться о растениях.

Материал: цветы «уголка природы».

Ход игры

Воспитатель выставляет на стол растения из «уголка природы», дети называют их. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и прячет одно растение.

Дети открывают глаза, они должны отгадать: какой цветка не стало, назвать его.

«Узнаете по описанию».

Цель: учить детей узнавать деревья и кусты по описанию; развивать внимательность, память.

Ход игры

Воспитатель описывает деревья, кусты, а дети должны угадать дерево или куст. Например: высокое, стройное; все его веточки направлены со стволом вверх; летом с него летит пух и т.д.

«Выложи орнамент»

Цель: научить ребенка выделять пространственное рас положение геометрических фигур, воспроизводить в точности такое же расположение при выкладывании орнамента.

Материал: 5 вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур по 5 (всего 25 штук), карточки с орнаментом.

Ход игры.

«Посмотри, какие орнаменты перед нами. Подумай и назови фигуры, которые ты здесь видишь. А теперь постарайся из вырезанных геометрических фигур выложить та кой же орнамент».

«Ухаживаем за цветами»

Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы»; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях.

Материал: лейка; тряпка; палка для рыхления; пульверизатор и ненужные для ухода вещи (игрушка, камень, книга и т.д.).

Ход игры

На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и называют, что ими делают.

«Какой птицы не стало».

Цель: продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимательность воспитывать исполнительность.

Материал: карточки с изображением птиц, наборное полотно.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям посмотреть на наборное полотно, назвать всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети должны угадать: кого спрятал воспитатель.

«Во саду ли, в огороде?»

Цель: вспомнить название овощей и фруктов. Учить группировать овощи и фрукты.

Оборудование:Фланелеграф или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.

Ход: Воспитатель объясняет, что яблоки, груши и апельсины – вкусные, сладкие. Это – фрукты. Фрукты растут на дереве. Картофель, капуста, лук -не сладкие, но очень полезные. Это – овощи. Овощи растут на грядке. Затем предлагает ребенку фрукты поместить на дереве, а овощи на грядке. Малыш выполняет задание, а воспитатель активизирует его речь с помощью вопросов: «Что это? (яблоко). Яблоко – это фрукт. Повтори. Где растут фрукты? (на дереве)» и т.п.

«Волшебные узоры»

Цель: развивать пространственное представление у детей. 

Материал: рисунки с различными фигура ми. Палочки или спички.

Ход игры.

«Рассмотрите фигуры на рисунке 14. Попробуйте их вы полнить из палочек по памяти» Если ребенок затрудняется, можно выкладывать по образцу.

«Запоминаем вместе»

Цель: развивать слуховую память.

Ход игры.

Можно рекомендовать занятия с группой ребят. 
Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первых два слова и называет свое и т.д. Это упражнение можно повторять неоднократно, увеличивая количество слов для запоминания.

«Назвать дерево».

Цель: учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе.

Материал: деревья на уличной площадке.

Ход игры

Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева.

Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три - к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе.

Игра продолжается, пока дети не устанут.

«Поварята»

Цель:развивать память детей, вспомнить название овощей и фруктов, учить группировать овощи и фрукты

Оборудование:Фланелеграф или магнитная доска с изображением банки из-под компота и кастрюли, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.

Ход: Воспитатель показывает детям овощи и фрукты. Они вместе рассматривают их, вспоминают качества овощей и фруктов. Затем воспитатель рассказывает детям, что из фруктов можно приготовить вкусные варенье или компот, а из овощей варят вкусный суп и предлагает приготовить эти блюда. Для этого нужно фрукты поместить в банку, а овощи – в кастрюлю. Малыш выполняет задание, а воспитатель активизирует его речь с помощью вопросов: «Что это? (яблоко). Яблоко – это фрукт. Повтори. Из фруктов готовят компот и варенье. Куда ты положишь фрукт? (в банку)» и т.п.

«Чей предмет?»

Цель игры: развитие памяти детей, быстроты, ловкости.

Для проведения этой игры всех участников разбивают на две команды. Каждая команда выбирает по водящему. Игра заключается в том, что на глазах у водящего члены его команды кладут на стол по одному предмету. Водящий смотрит и старается запомнить, кто какой предмет положил. Оцениваются ответы водящих. В роли водящих должен выступить каждый

 «Краски»

Цель игры: закрепить названия цветов, развивать память.

Ход игры.

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучит: Тук, тук!

Кто там?

Покупатель.

Зачем пришел?

За краской.

За какой?

За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке».

Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

Приложение № 2

Консультация для родителей:

«Роль дидактической игры в семье и детском саду»

        Великий педагог Антон Семенович Макаренко говорил:

 «Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет». 

Каждый из вас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – это машина времени: она дает ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через несколько лет.

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.

 «Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».

 В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

 а) с игрушками и предметами;

 б) настолько-печатные;

 в) словесные.

  Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

  Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

 Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

 Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

 Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

 Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

 Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

 Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

 Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

Дети всех возрастных групп играют в куклы. Такие игры, как «Угощение куклы», «Купание куклы», «Прогулка с куклой», «Укладывание куклы спать» и другие, используются в основном для закрепления, уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи, и меньше всего обращается внимание на использование этих игр с воспитательной целью. Кукла — любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Это формирует у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной. Если взрослые будут прививать в процессе игр эти качества,— ребенок не бросит куклу на пол, не будет таскать ее за ногу. Сформированные положительные моральные качества будут постепенно переноситься на взаимоотношения самих детей.

  Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).

 Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Приложение № 3

Буклет «Дидактическая игра в жизни ребенка»

 Использование дидактических игр в жизни детей»

Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей.

Требования к дидактической игре:

  • Дидактическая игра должна давать упражнения полезные для умственного развития.
  • Должна быть увлекательной задача, решение которой требует умственного усилия, преодоления трудностей.
  • Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их удовлетворение.

Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач.

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.

Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе.

Приложение № 4.

Проект «Умные игры»

(краткосрочный)

Тип: практико – ориентированный

Проблема:

-  У детей и родителей нет интереса к дидактическим настольным играм.

Обоснование проблемы:

1.   Неумение и нежелание детей младшей группы играть в настольно - дидактические игры, соблюдать правила и ход обучающих игр.

2.   Недостаточность знаний родителей о структуре дидактических игр, способах подачи их детям.

Цель:

- Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические настольные игры, развивающие память, внимание ребенка.

Задачи:

1.   Научить детей играть в дидактические настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие.

2.   Познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.

Выполнение проекта:

В начале и в конце проекта воспитателями  было проведено диагностическое наблюдение«Использования дидактических настольных игр детьми в самостоятельной деятельности».

Решение поставленных задач с детьми:

• Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.

• Введение дидактических игр и решение обучающих задач (в частности, развитие памяти детей) при помощи разных форм реализации игрового действия.

•  Проблемные ситуации для закрепления правил игры.

•  Поощрение (за самостоятельную организацию игры, соблюдение правил,) - как приём активизации интереса к играм.

Решение поставленных задач с родителями:

-Выставка групповых настольно - дидактических игр с учётом возрастных, обучающих задач и оформления.

-Организация посещения группы  для родителей «Играя - учимся, играя - познаём!», где можно увидеть в какие настольно - дидактические игры играют дети в группе.

- Наглядная информация «Дидактическая игра как средство умственного развитияребёнка!».

- Консультация - практикум «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и еёроль в развитии детей!» с домашним заданием для родителей» (Цель задания:заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру  «Выложи орнамент»).

- Соглашение с родителями по пополнению группы развивающими играми.

Результат:

- Дети в конце проекта стали чаще использовать для игр настольно – дидактические игры и с большим интересом и успехом играть в них.

- Родителей познакомились со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям. Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях, что понятно из отзывов родителей.

- Итог консультации- практикума - принесение родителями в группу новых «Умных»игр, активное использование развивающих игр дома.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи).

Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи). Е.Н. Колесник....

Индивидуальная программма учителя-логопеда

В рабочей программе раскрыты основные направления работы учителя-логопеда в средней группе (цели, задачи, содержание)...

рабочая программма

Рабочая программа для воспитателей по физической культуре в ДОУ...

Рабочая программма учителя - логопеда по формированию произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР и НВОНР ( по ФГОС) на 2016-2017 учебный год.

Планирование индивидуальной работы. Перспективное планирование работы с детьми, страдающими фонетико-фонематическим недопразвитием....

Адаптированная программма для работы с дошкольниками

Помощь педагога-психолога контенгенту дошкольного учреждения....

Программма "Здоровичок"

Творческм коллективом разработана и реализается программа "Здоровичок"...

Рабочая программма для средней группы

Рабочая программа для подготовительной группы составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вер...