Условия развития детского творчества
статья (средняя группа)

Стыдова Ольга Николаевна

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления и многое, многое другое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Условия развития детского творчества»

Воспитатель высшей категории Стыдова Ольга Николаевна.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Курманаевский детский сад №1 "Теремок" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников" с. Курманаевка Курманаевского района Оренбургской области

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления и многое, многое другое.

Уникальная особенность игры состоит в том, что такие довольно сложные отношения, как концентрированное взаимное внимание, открытое выражение эмоций (в том числе и негативных), проигрывание разнообразных фантазий и способов отношений к ним – здесь не только допустимы, но и составляют саму ее суть. Все происходит естественно – ведь это “всего лишь” игра.

Наблюдая за детьми, я заметила, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в рисовании неплохой – они работали разными материалами, осваивали различные приемы и способы рисования. Но вместе с тем наблюдалась и такая картина – а вдруг не получится, а как провести именно такую линию? И, главное, в работах детей не было фантазии и творчества. Они все повторяли за мной, не могли самостоятельно приступить к работе – боясь, что нарисуют что-то не так, неправильно, ждали моих указаний. Вот здесь пришла на помощь игра, где ребенок расслабляется, сам фантазирует, дорисовывает, творит.

Для того, чтобы ребенок научился рисовать, он должен овладеть главными формообразующими движениями (изображение различных линий, округлых форм и так далее). Этот процесс требует от детей упражнений в определенной системе.

В современной методике обучения ИЗО определены те предметы, изображение которых способствует овладению нужными формообразующими движениями. Например – для того, чтобы научиться наносить штрихи – рисуют дождик, а для того, чтобы научиться изображать округлые формы – клубочки ниток, баранки. Как известно, сами дети интереса к такому учебному содержанию не проявляют. Они стремятся отразить в рисунке только те предметы, которые произвели на них сильное впечатление. А процесс изображения, эмоционально не затрагивающих объектов и явлений, т.е. клубочек, дождик и так далее,  лишен для детей смысла, поэтому они и действуют без старания и интереса. Я решила подойти к этому вопросу с другой стороны. Ведь, как бы то ни было, нам следует научить детей держать в руках кисть и карандаш. Я начала с элементарного – с линии. На листе бумаги рисую цветок. Лучше, если он будет не схематичными, а действительно красивым. Над цветком облако или туча. Необходимо уговорить тучку полить цветочек – только уговорить не словами, а с помощью карандаша. Показываю ребенку, как это делается – рисую пару штрихов сама. Когда малыш закончит рисовать - цветок его благодарит за помощь и говорит “если бы не ты, я обязательно завял бы без воды. Спасибо тебе!”.

Вместо цветка можно нарисовать машинку или медвежонка, которые хотят попить или умыться. Вот и получится своеобразная игра с линией и как радуется малыш, когда его благодарит цветок или медвежонок.

Следующие игровые приемы дают возможность детям преодолеть неуверенность в себе, страх перед изображением. Во время этой работы нет детей, которых настигла бы неудача. У всех прекрасный результат! Это игры с гуашью, акварелью – в процессе которых дети узнают и свойства красок; что акварель прозрачна и легко смешивается – получается новый тон. А гуашь ложится толстым слоем.

   Очень оживленно проходят игры – путешествия. Мы ездим, ходим, летаем в гости к Краскам на Цветную полянку. Во время путешествий,  мы играем в дидактические игры, такие как “Найди по цвету…”, “Раз, два, три, четыре, пять – мы идет цвет искать” .  Королева Кисточка и другие персонажи рассказывают нам художественные сказки, истории. Например, про непослушный красный шар, который в конце превратился в божью коровку, про девочку, большое солнце и маленькие солнышки, про елки синие и желтые. Такие истории помогают детям освоить сюжетное рисование, так как  в процессе рассказа и поэтапного рисования создается сюжет, правда пока один на всех. Не забываем мы о пальчиковых играх, которые развивают моторику рук наших малышей, а они их очень любят.

Художественная деятельность ребенка станет более успешной, если мы, взрослые будем оценивать ее положительно, не сравнивать с другими работами и не говорить получился рисунок или нет, а отличать индивидуальную манеру выполнения.

Видя увлечённость детей, родители стали проявлять интерес к нашей деятельности. И теперь наши родители знают, что нужно делать, какие условия создавать, чтобы ребёнок проявлял инициативу, не боялся высказывать своё мнение, знал, что его всегда поймут. Ведь это так несложно.

Итак:

Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство.

У ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах, красках и бумаге.

Сюжет рисунка не должен подвергаться критике.

Рисунки, отобранные самим ребенком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте попросить прокомментировать их.

Следует предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить и говорить с ним обо всем, что он любит рисовать.

Стараюсь донести до родителей ту мысль, что через изобразительную деятельность ребенок самовыражается  как личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия развития детского изобразительного творчества

Роль детского изобразительного творчества в становлении личности....

"Проблема и условия развития детского художественного творчества"

В данной статье поднимаются вопросы художественно-эстетического воспитания детей, правильного развития творческих способностей дошкольников....

Родительский уголок группы. Консультация для родителей. «Особые условия развития детского художественного творчества»

Родительский уголок группы.Консультация для родителей «Особые условия развития детского художественного творчества»...

«Очень умелые ручки». Проект с детьми младшего дошкольного возраста по созданию оптимальных условий для развития детского творчества.

Цель: создание условий для гармоничного развития ребенка, его способностей к творческому самовыражению через выполнения работ из бумаги....

«Очень умелые ручки». Проект с детьми младшего дошкольного возраста по созданию оптимальных условий для развития детского творчества.

Реализация из опыта работы  «Очень умелые ручки». Проект с детьми младшего дошкольного возраста по созданию оптимальных условий для развития детского творчества....

Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в дошкольном возрасте

Исследования психологов и данные педагогической науки дают основания утверждать, что эффективность воспитательного взаимодействия, развития личности ребенка, проявлением им активности, самостоятельнос...

Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в дошкольном возрасте

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты взаимодействия воспитателя и ребенка в детском саду....