Рабочая программа кружка "Юный корреспондент"
рабочая программа (старшая группа)

Виктория Анатольевна Фукс

Рабочая программа кружка "Юный корреспондент"

Скачать:


Предварительный просмотр:

И

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Юный корреспондент» - детская телестудия

(по бесплатной образовательной деятельности

в старшей группе).


rONeZPbtGps.jpg

Программу составили:

Воспитатели: Фукс В.А.

  1. Содержание

Паспорт программы

  1. Пояснительная записка
  • Направленность программы
  • Актуальность
  • Перечень нормативно-правовых актов
  • Обоснование форм методов технологий обучения
  • Цель и задачи программы
  • Отличительные особенности программы
  • Адресат программы воспитанники детей с 5- 6 лет
  • Условия реализации программы
  • Планируемые результаты, формы проведения мониторинга (диагностика), оценочные материалы
  • Материально-технические условия
  1. Содержание Программы
  2. Планируемые результаты
  3. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1. Учебный план

4.2. Календарный учебный график

4.3. Расписание занятий

4.4. Система контроля и результативности

4.5. Методическое обеспечение

4.6. Список литературы

Паспорт программы

  1. Пояснительная записка

Направленность программы: социально-педагогическая.

Программа направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей̆ дошкольников.

Актуальность программы:

Словом можно убить и оживить, ранить и излечить,

Посеять смятение и безнадежность – и одухотворить.

В.А. Сухомлинский

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие дошкольников.

Мы живем в век открытий и потрясений, в век телевидения и Интернета. Современная жизнь динамичная, сложная, быстроменяющаяся.  Необходимо помочь ребенку войти в современный мир, найти свое место в жизни, быть активным, успешным, коммуникабельным, целеустремленным, ориентированным на самообразование. Детская журналистика – это деятельность, способная сориентировать ребенка в современном мире, дать ему зачатки тех личностных качеств, которые необходимы современному человеку.  

Введение ФГОС дошкольного образования предусматривает создание условий развития ребенка, открывающих возможности для   егопозитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы итворческих  способностей  на  основе  сотрудничества  со      взрослыми исверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

У детей дошкольного возраста сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Потребность в общении, стремление участвовать в каком-то общем деле, автономность определяют развитие личности ребенка.

Как результат становления личности дети осваивают социальные позиции «Я в обществе» (приобщение себя к миру людей), «Я и общество» (усвоение основных векторов отношений между людьми и самоутверждение). Исходя из этого в детском саду, был создан кружок  «Издательское дело и журналистика- детская теле студия «Программа Маленькие корреспонденты» охватывает четыре образовательные области: речевое развитие;  социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие.

Мир ближайшего окружения старших дошкольников достаточно прочен и ясен, в сознании ребенка накоплен некоторый информационный багаж, который необходимо постоянно пополнять. Мы, взрослые, должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (в том числе причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру. Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей, – наличие у детей интереса к познавательной деятельности, т.е. познавательная мотивация.         

В настоящее время педагоги и специалисты дошкольных учреждений очень часто сталкиваются с проблемой неумения детьми вести диалог друг с другом и с взрослыми, не богатым словарным запасом детей, монотонностью и невыразительностью детской речи.  Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

Теоретическим фундаментом исследований в области развития речи дошкольников являются представления о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развития речевой деятельности можно передать в следующих положениях:

  • речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
  • язык и речь представляют собой своеобразный «узел», в который «сплетаются» различные линии психического развития – развития мышления, воображения, памяти, эмоции;
  • ориентировкой ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.

Основополагающим направлением программы является помощь дошкольнику в ощущении себя свободной полноценной личностью, равноправно с взрослыми включенной в систему коммуникации общения. Работа по  программе дает дошкольникам возможность развивать и повышать культуру речи, научиться общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нём.
Кружковая деятельность предполагает систему игровых упражнений и заданий на умение активно слушать и правильно перерабатывать информацию, развивать умение сотрудничать, конструировать текст (умение говорить самому).

         Основными принципами реализации программы являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к журналистике, к средствам массовой информации (СМИ), взаимосвязь с НОД по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, свободной, игровой деятельностью детей и др., сотрудничество взрослых и детей, педагогов и родителей.

Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование.  Играя в корреспондентов, мы многому учимся, потому что детское интервьюирование дает огромные возможности для активизации познавательной активности, речевого развития и социализации детей.

Маленьким журналистам  до всего есть дело. Играя, они могут побывать и в Антарктиде, и в джунглях Амазонки, полететь в космос. Так же они могут познакомиться с людьми различных профессий: врачами, пожарниками, строителями… Они рассказывают обо всех праздниках, события, которые происходят в стране, в детском садике. Одним словом, детским журналистам интересно все!

А если еще у маленьких журналистов есть свой собственный телевизионный канал, то это их еще больше объединяет и придает их деятельности значимость и делает ее более вариативной и свободной.

Настоящая программа является существенным дополнением в решении важнейших воспитательных и образовательных задач, предусматриваемых ФГОС ДО.  

Перечень нормативно-правовых актов

Программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от              09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Министерства образования и науки Российской Федерации (письмо от 18.11.2015 № 09-3242)

        Обоснование форм методов технологий обучения

В процессе деятельности используются следующие методы и приемы:

Основными формами конструктивной деятельности являются:

 образовательная (кружковая деятельность);

 индивидуальная;

 самостоятельная;

 досуговая (выставки, фестивали, праздники);

 сотворчество взрослых и детей (круглый стол, практикум, проекты)

Данные формы направлены на интеграцию образовательных областей и стимулируют развитие потенциального творчества и способности каждого ребенка, обеспечивающие его готовность к непрерывному образованию.

 творческие мастерские;

 совместные квесты;

 краткосрочные образовательные практики;

 создание и просмотр мультфильмов;

Нетрадиционные формы занятий:

 занятия-сомнения,

 занятия-консультации, бинарные занятия, занятия взаимообучения,

 занятия типа «Следствие ведут знатоки»,

 занятия-соревнования, занятия-КВН,

 занятия-аукционы, занятие на основе игровых коммуникативных или предметно-практических ситуаций, игровых обучающих ситуаций, т, сюжетно-игровые занятия, практикумы;

 элементы технологии «Дополненная реальность»

Эффективность реализации программы зависит от организации игровой деятельности, проводимой с применением следующих методов:

Словесные:

 Объяснительно-иллюстративный — предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.)

 Дискуссия;

 Инструктаж;

 Беседа;

 Групповые игры

Наглядные:

  Просмотр видео;

 Экскурсии;

 Просмотр студийных зачетных работ;

  Телеэфир;

Практические:

  Овладение навыками документальной режиссуры;

  Овладение навыками съемки;

  Овладение навыками актерского мастерства, сценической речи;

  Формирование журналистской этики  и эстетики;

Приемы организации работы с воспитанниками:

 наглядные (просмотр обучающих презентаций, рассматривание иллюстраций, схем, таблиц, фотоматериалов, дидактические игры, выставки, личный пример, др.);

 словесные (пословицы, загадки, чтение художественной литературы, вопросы, беседы, дискуссии, моделирование ситуаций, др.);

 практические (игровые ситуации, поисковая, исследовательская деятельность, опыты, обыгрывание построек, моделирование ситуаций, конкурсы, др.).

Цель и  задачи программы

Целью работы кружка является формирование связной диалогической  речи и коммуникативных навыков через игровую деятельность.

Как сказал А.С. Макаренко: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Эта цель реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: коммуникативной, игровой, познавательной, продуктивной, музыкально-художественной.

Достижение цели обеспечивает решение следующих задач:

Обучающие:

  • Сформировать начальные знания детей в области журналистикикак неотъемлемой частью современной жизни;
  • Формирование  связной диалогической речи, коммуникативных навыков и развитие творческой личности через игровую деятельность, общение со сверстниками и взрослыми в условиях ДОУ
  • Учить брать интервью у своих сверстников и взрослых;
  •  Формировать умение создавать продукт деятельности на основе полученных представлений в процессе медиаобразования – создание детского канала, видиовыпусков «Детсадовских новостей»
  • Формировать  умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;
  • Познакомить с разными схемами ведения диалога в форме интервью;
  • Развивать навыки оформления полученных впечатлений в устной и письменной;
  • Совершенствовать  умение  использовать  средства  художественной выразительности (оформление картинками собственных статей)
  • выразительности (оформление картинками собственных статей).
  • (при помощи педагога) речи (развитие монологической речи).

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, любознательность, умение задавать корректные вопросы взрослым и сверстникам (ведение диалога);
  • Развивать  коммуникативность и успешное взаимодействие детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада;
  • Развивать умение целостно и уместно пользоваться интонацией мимикой, жестами при взятии интервью, ведении диалога или репортажа; корректно обращаться друг с другом, сотрудниками и гостями детского сада, родителями; использовать свои представления, творческие и интеллектуальные способности  в процессе медиаобразования;
  • Развивать  жизненно необходимые умения: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решения;
  • Расширять и активизировать словарный запас: «автор», «материал», «наблюдение», «событие», «полоса», «репортаж», «стать», «заметка»;
  • Развить произвольное внимание, память, наблюдательность, фантазию, инициативность, выдержку;
  • Развивать умение создать дружную и сплоченную атмосферу внутри коллектива.

Воспитательные:

  • Воспитывать общую культуру личности детей, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • Воспитывать уверенность и чувство собственного достоинства в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Вовлекать родителей обучающихся в систему творческих занятий по журналистике;
  • Воспитать эстетический вкус в творческой деятельности;
  • Воспитание ответственности за порученное дело.

Адресат Программы: дошкольники 5-6лет (подготовительная к школе группа)

Условия реализации Программы

Рабочая программа предназначена для детей 5 – 6 лет и рассчитана на 8 месяцев, 32 недели. Режим кружковой работы соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию.

В объединение принимаются дети по желанию, без предъявления специальных требований. Количество воспитанников в подгруппе - 12 человек.

Для детей шестого года жизни образовательная деятельность по кружковой работе составляет 2 академический часа неделю. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности составляет 30 минут соответственно. Выходные дни – суббота, воскресенье, нерабочие - праздничные дни. Объем программы - 32 академических часа.

Занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.

В случае необходимости занятия кружка можно проводить дистанционно.

Продолжительность программы: данная программа рассчитана на один год обучения, с учетом возрастных особенностей каждой группы.

Программа предполагает организацию совместной и самостоятельной деятельности.

Планируемые результаты

В результате проведенной работы к концу учебного года дети должны:

  • Знать особенности телевизионных жанров: заметки, отзыва, интервью, репортажа;
  • Азы журналистики и профессии журналиста;
  • Уметь распределить основные этапы проведения интервью;
  • Уметь собирать информацию, брать интервью у сверстников и взрослых (навык выстраивания диалога);
  • Уметь высказывать свои убеждения;
  •  Уметь размышлять на заданную тему;
  • Уметь анализировать отснятый материал,
  • Уметь работать в команде, доброжелательно относиться к окружающим
  • Ожидаемый результат
  • Уметь создавать  оригинальные  статьи  для  газеты
  • (навык монологической речи).
  • Уметь проявляют творческую активность.
  • Уметь презентовать газету детям, родителям и педагогам.
  • Уметь принимают участие в литературных конкурсах.
  • К реализации  программы работы  кружка будут привлечены родители детей,  что не
  • только  повысит  эффективность  образовательной  деятельности,  но  и  позволит
  • формировать конструктивные детско-родительские отношения

- Ребенок  проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: художественно –эстетической, речевой, познавательной, игровой, общении, познавательно-исследовательской деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

 ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

 ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

 ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области журналистской деятельности и  тех ее областей, которые охватывает данная конкретная журналистская деятельность ребенка; дошкольник способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Материально-техническое обеспечение программы

Технические средствадиктофон, микрофон, ноутбук, фотоаппарат, принтер, видеокамера,микшер, WEB камеры,прикладная компьютерная программа Movie maker

Расходные материалыкарандаши, краски, альбомы, клей, различные картинки для изготовления коллажей, ватман.

2.Содержание Программы

Занятия построены в соответствии с личностно – ориентированным подходом к воспитанию детей.

Поставленные задачи решаются в форме занятий с использованием различных методов, таких, как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, рассматриванием рисунков и фотографий, рассказы детей (описательные, из опыта и т.д.), беседы, обсуждения.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1. Организационный этап.

Создание эмоционального настроя в группе.

Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

2. Мотивационный этап.

Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

3. Практический этап.

Подача новой информации на основе имеющихся данных;

Задания на развитие творческих способностей, коммуникативных навыков.

Обработка полученных навыков на практике.

4. Рефлексивный этап.

На каждом этапе занятия ставятся конкретные задачи. Формирование навыков ведения диалога тесно связано с развитием психических процессов, таких, как восприятие, память, мышление, поэтому на занятиях большое внимание уделяется развитию этих процессов.

Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог. Они учатся планировать вести интервью и выделять смысловые звенья диалога, обучаются азам риторики, поведению человека перед камерой и объективом.

Занятия построены на коммуникативно–познавательной основе, что представляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно – логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность.

Содержание системы занятий опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма и направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим. Такие занятия не только помогают детям овладеть средствами коммуникабельности, но и убеждают их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. Эти игровые занятия помогают каждому его участнику быть услышанным и понятым сверстниками, педагогами и родителями.

Работа по программе кружка организуется с учетом условий развивающей среды, форм и методов обучения.

Параллельно с получением новых знаний, умений, навыков, ограниченных программой кружка, дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать газетные жанры, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном.

В итоговом результате у детей закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая. Через ознакомление с журналистикой дети подводятся к пониманию того, что журналистика – это целая наука!

1 этап, вводный (формированиегруппы, вводная диагностика).

В начале учебного года подбирается состав детей. На основе изучения литературных

способностей  (приложения  1  и  2),  наблюдения  за  детьми,  формируется  группа детей,

обладающих литературными способностями.  Основными характеристиками детей

являются:  умение развёрнуто и понятно высказывать свои мысли, составлять яркие,

интересные рассказыо каких-либо событиях; инициативность, стремление находить

контакты с окружающими;наличие познавательных интересов. Для таких детей работа в

кружке предполагает наибольшую реализацию своих возможностей. Для выявления

литературно одарённых детейиспользуются следующие методы:

1 этап вводный (формирование групп, вводная диагностика)

В начале учебного года подбирается состав детей. На основе изучения литературных способностей,   наблюдения  за  детьми,  формируется  группа детей обладающих литературными способностями. Основными характеристиками детей являются: умение развёрнуто и понятно высказывать свои мысли, составлять яркие, интересные рассказыо каких-либо событиях; инициативность, стремление находить контакты с окружающими;наличие познавательных интересов. Для таких детей работа в кружке предполагает наибольшую реализацию своих возможностей. Для выявления литературно одарённых детейиспользуются следующие методы:

Содержание программы

1 этап, вводный (формированиегруппы, вводная диагностика).

В начале учебного года подбирается состав детей. На основе изучения литературных

способностей  (приложения  1  и  2),  наблюдения  за  детьми,  формируется  группа детей,

обладающих литературными способностями.  Основными характеристиками детей

являются:  умение развёрнуто и понятно высказывать свои мысли, составлять яркие,

интересные рассказыо каких-либо событиях; инициативность, стремление находить

контакты с окружающими;наличие познавательных интересов. Для таких детей работа в

кружке предполагает наибольшую реализацию своих возможностей. Для выявления

литературно одарённых детейиспользуются следующие методы

- метод экспертных оценок («Карта одарённости»);

-  направленное  наблюдение  за  ребенком,  его  общением  совзрослыми  и  детьми,

выполнениемим различных видов деятельности;

- составление рассказа о нарисованной истории (тест «Нарисуй историю»),

- беседа с самим ребенком, выявляющая его интересы, а также желание заниматься в кружке.

2 этап  

2 этап, основной (реализация программы деятельности, издание газеты)

Количество условных часов

Формирование элементарных знаний о профессии журналиста и о газете

4

Формированиетворческой активности (создание макета собственной газеты, написание и редактирование статейи их художественное оформление)

7

Развитие навыков яркой, образной речи –основы литературной одарённости через использование тренинговых и игровых технологий

4

Развитие навыков презентации(коммуникативныенавыки)

7

Организация экскурсий, встреч(формирование навыков интервьюирования)

5

Подготовка к участию во Всероссийскомлитературном конкурсе(составление описательных рассказов)

1

Всего

28

кружке

3 этап заключительный (подведение итогов). Мониторинг развития (итоговая диагностика)

В ходе реализациипрограммы  кружка  будет  издано 7  выпусков  газеты.Тираж издания газеты равен числу членов кружка. Газета верстается на компьютере педагогом. Содержание газеты: статьи детей, оформленные рисунками и коллажами

Содержание учебного плана

Тема

Цель

Экскурсия в библиотеку

Знакомство детей с периодическими изданиями. Вызывание интереса к печатной продукции и профессии журналиста.

Кто и как делает газеты и журналы

Продолжение знакомства с периодическими изданиями. Ознакомление с профессией журналиста.

Беседа «Журналист – профессия творческая», игровое занятие «Мы – журналисты».

Ознакомление детей с профессией журналиста.

Что такое интервью

Научить детей правильно брать интервью. Ознакомление детей со схемами.

Этикет разговора.

У меня зазвонил телефон…

Чтение сказки К. Чуковского «Телефон».

Ознакомление детей с правилами общения по телефону.

Что такое заголовок.

Что можно узнать по заголовку.

Игра-эксперимент с микрофоном.

Ознакомление детей с понятием заголовок. Обучение детей умению пользоваться микрофоном.

Игровое занятие «Мы – юные журналисты».

Командировка в кабинеты детского сада.(Кабинет заведующей, методический кабинет). Интервью.

Продолжение знакомства с помещениями детского сада и с сотрудниками. Обучение правилам взятия интервью.

Выпуск номера газеты «Слово на ладошке». (Из жизни детского сада).

Обучение умению собирать и обобщать информацию за месяц, совместное редактирование статей, подбор фотографий, рисование рисунков к статьям.

Какие предметы делают работу журналиста удобной.

Работа с аудио - видео средствами (Магнитофон, колонка, микрофон, диктофон, фотоаппарат).

Игра-эксперимент с фотоаппаратом.

Продолжение знакомства детей с аудио-видео средствами, применяемыми в журналистике.

Изготовление фотоаппаратов для сюжетно-ролевой игры.

Обучение детей работе с бросовым материалом и бумагой.

Сюжетно-ролевая игра «Мы – журналисты».

Обучение детей в игровой форме брать интервью по алгоритму и отбирать материал.

Интервью-репортаж с детьми из других групп «Как ты встретил Новый год».

Закрепление на практике умения правильно брать интервью.

Оформление газеты «Зимние развлечения».

Продолжение обучения детей выбирать нужную информацию, оформлять её в газете.

Труд взрослых. Кто что делает.

Схема интервью о профессии.

Д/и «Кем быть?».

Ознакомление с трудом взрослых.

Закрепление умения брать интервью по схеме.

Игровое занятие «Мы – юные журналисты».

Командировка.

Интервью в медицинском кабинете и на кухне.

Обучение детей умению вступать в диалог, задать вопросы, используязаданные алгоритмы, поддерживатьдиалог, делать выводы, благодарить за беседу.

Командировка на праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества.

Интервью с гостями и детьми подготовительной группы

Обучение умению видеть главное, брать интервью, задавать вопросы.

Выпуск газеты «Слово на ладошке». По теме: «Будем в Армии служить».

Продолжение ознакомления детей умению выбирать нужную информацию, оформлять её в газете.

Интервью «Моя любимая мама»

Продолжение обучения детей брать интервью по заданной схеме.

Я и мои эмоции.

Этикет в журналистике. Д/и «Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем».

Рисование «Моё настроение»

Ознакомление детей с разнообразием эмоций, обучение правилам этикета. Развитие умения использовать невербальные средства общения, обсуждение для чего журналисту нужно уметь правильно использовать жесты и мимику.

Что такое творчество?

Творческие профессии (поэт, музыкант, художник, журналист, писатель).

Н.Носов «Незнайка – художник», «Незнайка – поэт»

Словотворчество.

Ознакомление детей с понятием – творчество. Обучение придумыванию рифмы.

День юмора и смеха.

Игры на развитие коммуникации.

Рисование на воздушных шариках.

Развитие коммуникативных навыков дошкольников.

Просмотр отрывков тележурнала «Ералаш».

Обыгрывание диалога.

Закрепление правил ведения диалога.

Кто такой юнкор.

Сюжетно-ролевая игра «Журналистское задание».

Ознакомление со значением слова – юнкор. Закрепление пройденного в течение года.

Выпуск итогового номера газеты.

Уточнение и обобщение знаний о выпуске газеты.

Презентация проекта кружка «Мы – юные журналисты»

Обобщение итогов о проделанной кружковой работе.

3.Формы проведения мониторинга (диагностика), оценочные материалы

Мониторинг образовательного процесса будет организован два раза в год (сентябрь, май) с использованием наблюдения за детской деятельностью.

Входной контроль в начале учебного года, направленный на оценивание первоначальных представлений о сформированности основ, интеллектуальных способностей и владения современными техническими модулями дошкольников проводится в форме опроса.

        Предусматриваются различные формы подведения итогов реализации программы:

подготовка рекламных буклетов, листовок о проделанной работе;

 отзывы родителей воспитанников на сайте образовательного учреждения;

 анкетирование педагогов и их родителей;

 выступления с проектами (программами) по теме проекта.

Входная диагностика проводится для воспитанников в течение двух недель с начала изучения образовательной программы

Цель: выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей воспитанников в начале цикла обучения.

Задачи:

 1. Прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе;

2. Выбор уровня сложности программы, темпы обучения;

3. Оценку дидактической и методической подготовленности.

Методы проведения:

 индивидуальная беседа;

 тестирование;

 анализ детских работ

Промежуточная диагностика проводится в конце первого полугодия дополнительной образовательной программы.

Цель: отслеживание динамики развития каждого воспитанника, коррекция образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции.

Задачи:

 1. Оценка правильности выбора технологии и методики;

 2. Корректировка организации и содержания образовательного процесса.

 Метод проведения:

праксиметрия

 Итоговая диагностика проводится в конце изучения образовательной программы.

Цель: подведение итогов освоения дополнительной образовательной программы.

Задачи:

1. Анализ результатов обучения;

2. Анализ действий педагогов.

Методы проведения итоговой диагностики:

 творческие задания;

 выставка работ.

Способы проверки результативности

 1. Педагогическое наблюдение.

2. Показатели мониторинга результатов обучения и развития воспитанников по основной образовательной программе дошкольного образования

Результаты мониторинга вносятся в таблицу:

Ф.И.

ребенка

Имеет представление о профессии

журналиста

Умеет брать интервью, задавать

разнообразные вопросы

Умеет составлять оригинальный рассказ, статью с использованием синонимов, 

антонимов, с

описанием необходимых для понимания деталей

Проявляет активность  и заинтересованное участие

в создании газет. Умеет достигать  общей цели, согласовывать свои действия с действиями других

Владеет навыком презентации газеты, в речи использует сложные предложения

Итого

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

Критерии оценки:

0 баллов - требуется пошаговый контроль и помощь педагога;

1 балл - требуется небольшая помощь, совет педагога;

2 балла - выполняет задание самостоятельно;

3 балла – с заданием справляется легко, готов оказать помощь в его выполнении сверстникам.

Оценка эффективности реализации программы

Критерии оценки

Начало года

Конец года

Количество детей

%

%

Низкий уровень 0-7 баллов

Средний уровень 8-12 баллов

Высокий уровень 13-15 баллов

4. Организационно – педагогические условия реализации Программы

4.1. Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество занятий

Всего

Теория

Практика

1

Введение (Техника безопасности)

1

1

2

  • Что такое интервью?

2

1

1

3

  • Этикет разговора

2

1

1

4

Кто и как делает газеты и журналы

2

1

1

5

Журналист – профессия творческая

3

1

2

6

Что такое заголовок?

3

1

2

7

Игровое занятие «Мы журналисты»

1

0

1

8

Какие предметы делают работу журналиста удобной

2

1

1

9

Изготовление фотоаппарата для сюжетно – ролевой игры

2

1

1

10

Сюжетно ролевая игра «Мы журналисты»

1

0

1

11

Интервью – репортажа с детьми из других групп «Как ты встретил Новый год?»

1

0

1

12

  • Оформление газеты «Зимнее развлечение»

1

0

1

13

  • Игровое занятие «Мы – юные журналисты». Командировка. Интервью в медицинском кабинете и на кухню. Интервью с гостями на празднике посвященном Дню Защитников Отечества. Интервью «Моя любимая мама»

5

1

4

14

  • Что такое творчество? Творческие профессии (поэт, музыкант, художник, журналист, писатель). Словотворчество

2

1

1

15

  • Просмотр тележурнала «Ералаш».
  • Обыгрывание диалога

2

1

1

16

  • Сюжетно  -ролевая игра «Журналистское задание»

2

1

1

17

  • Выпуск очередного номера газеты

1

0

1

18

  • Презентация проекта работы кружка

1

0

1

Всего

32

10

22

  1. Календарный учебный график

Месяц

Число

Время

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведения

1

Октябрь

07.10

15-30

НОД

1

Журналист – профессия творческая

Групповая комната

2

14.10

15-30

НОД

1

Презентация «Они работают

на ТВ»

Групповая комната

3

21.10

15-30

НОД

1

Орудия труда журналистов.

Групповая комната

4

28.10

15-30

НОД

1

Ток-шоу

«Я-телеведущий»

Групповая комната

6

Ноябрь

04.11

15-30

НОД

1

«Что

необходимо иметь

для выпуска печатного органа?»

Групповая комната

7

11.11

15-30

НОД

1

Беседа на тему «Кто такой юнкор»? Объекты внимания юнкора.

Групповая комната

8

18.11

15-30

НОД

1

Интервью (Сбор материала для оформления газеты, журнала)

Групповая комната

9

25.11

15-30

НОД

1

Оформление газеты или журнала. Творческая работа.

Групповая комната

10

Декабрь

02.12

15-30

НОД

1

О чём можно узнать по заголовку?Сюжетно-ролевая игра «Журналисты»

Групповая комната

11

09.12

15-30

НОД

1

Что такое текст?

Сюжетно-ролевая

игра «Журналисты»

Групповая комната

12

16.12

15-30

НОД

1

Интервью (Сбор материала для оформления газеты, журнала).

Групповая комната

13

23.12

15-30

НОД

1

Работа с аудио

И видео средствами: микрофон, камера.

Групповая комната

14

Январь

13.01

15-30

НОД

1

Презентация

«Так работает типография»

Групповая комната

15

20.01

15-30

НОД

1

Профессия -телеоператора,

диктора.

Групповая комната

16

27.01

15-30

НОД

1

Работа с аудио и видео

средствами

Групповая комната

17

Февраль

03.02

15-30

НОД

1

Интервью (Сбор материала для оформления газеты, журнала).

Групповая комната

18

10.02

15-30

НОД

1

Репортаж об интересном событии в группе

Групповая комната

19

17.02

15-30

НОД

1

Рисование «Портрет журналиста»

Групповая комната

20

24.02

15-30

НОД

1

Оформление газеты или журнала. Творческая работа.

Групповая комната

21

Март

03.03

15-30

НОД

1

«Берем интервью»

Групповая комната

22

10.03

15-30

НОД

1

Репортаж об интересном событии.

Групповая комната

23

17.03

15-30

НОД

1

«Прием телефонных звонков от телезрителей»

Групповая комната

24

24.03

15-30

НОД

1

Оформление газеты или журнала. Творческая работа.

Групповая комната

25

Апрель

07.04

15-30

НОД

1

Работа с аудиосредствами: диктофон

Групповая комната

26

14.04

15-30

НОД

1

Рассказывание по фотографии об

интересном

событии всаду

Групповая комната

27

21.04

15-30

НОД

1

Поиграем в рифму. Сюжетно-ролевая игра «Юные телеведущие»

Групповая комната

28

28.04.

15-30

НОД

1

«Берем интервью

друг у друга.

Групповая комната

29

25.04

15-30

НОД

1

Репортаж об интересном событии.

Групповая комната

30

Май

05.05

15-30

НОД

1

Итоговое интервью»

Групповая комната

31

12.05

15-30

НОД

1

«Я и другие»

Групповая комната

32

19.05

15-30

НОД

1

Оформление итоговой газеты или журнала. Творческая работа Просмотр

итогового

Выпуска «Хорошие новости»

Групповая комната

4.3. Расписание занятий

Вторник, четверг   15.30 – 16.00

4.4. Система контроля результативности Программы

При реализации программы проводится входной, текущий, и итоговый контроль за усвоением пройденного материала обучающимися. Входной контроль проводится при зачислении ребёнка на обучение по программе с целью определения наличия специальных знаний и компетенций в соответствующей образовательной области для установления уровня сложности освоения программы. Входной контроль проводится в форме наблюдения и беседы. Текущий контроль проводится на каждом занятии с целью выявления правильности применения теоретических знаний и практических умений. Текущий контроль может быть реализован посредством следующих форм: наблюдение, индивидуальные беседы, творческие работы, творческие задания, творческие задачи, проблемные задачи, практические работы и т. д. Комплексное применение различных форм позволяет своевременно оценить, насколько освоен обучающимися изучаемый материал, и при необходимости скорректировать дальнейшую реализацию программы. Итоговый контроль проводится в форме соревнования.

4.5. Методическое обеспечение Программы

Реализация программы предполагает использование групповой, подгрупповой, индивидуальной форме занятий. При этом акцент делается на разнообразные приемы активизации познавательной, исследовательской, рефлексии собственных процедур, осуществляемых в образовательной деятельности. Подача материала строится, прежде всего, на эвристической основе, мобилизующей внимание, поддерживающей высокую степень мотивации в успешном освоении программы. Большое внимание отводится практическому методу обучения. Кроме традиционных методов в совместной деятельности с детьми запланировано и активно применяются творческие методы, участие в конкурсах и соревнованиях. Зрителями являются дети, педагоги и родители. Обеспечение проекта предусматривает наличие следующих методических видов продукции:

 электронные учебные пособия;

 видеоролики;

 интервью с родителями и педагогами;

 информационные материалы, посвященные данной программе.

 По результатам работ будет создаваться фото - материалы, которые можно будет использовать не только в качестве отчетности о проделанной работе, но и как обучающий материал для следующих групп воспитанников.

4.6. Список литературы

  1. Ф. Г. Даскалова. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. — М., 1989.
  2. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
  3. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 1993. 
  4. Колесова Т.И. Детская журналистика в дошкольном образовательном учреждении // http://festival.1september.ru/articles/562799/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...