Ранняя профориентация дошкольников
статья

Великжанина Юлия Александровна

Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов ФГОС ДО. Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации и формирования положительного отношения к труду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannyaya_proforientatsiya.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОФЕССИЯМИ ВЗРОСЛЫХ

Великжанина Ю.А., Мокрова Е.В.

МБДОУ № 28, г. Канск

Доминантной идеей образования последнего десятилетия является идея формирования успешной личности, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жизни. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов ФГОС ДО. Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации и формирования положительного отношения к труду.

Таким образом, обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде.

В последнее время в словаре детей чаще присутствуют такие «модные» профессии как бизнесмен, менеджер, юрист, промоутер. Но о них они знают весьма поверхностно. Поэтому Цель нашей работы: формирование базовых знаний о профессиях, их ценности и профессионального самоопределения дошкольников. 

 Исходя, из цели работы нами были поставлены следующие задачи:

- сформировать понятие о профессиональной деятельности взрослых; учить отображать представления о профессиях в игровой деятельности;

расширять представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости; 

- расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

- сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- систематически вести просветительскую работу среди родителей о профориентации детей дошкольного возраста.

 Выстраивая систему работы по данной теме, были определены основные направления деятельности:

  1. Внесение изменений в комплексное календарно-тематическое планирование, где практически в каждой тематической неделе мы постарались отразить темы, посвященные различным профессиям. Например, такие тематические недели как: «Все профессии нужны, все профессии важны» дает общие представления о многообразии профессий; «Неделя здоровья» направлена не только на ознакомление дошкольников с ЗОЖ, но и с профессией врача; «Неделя безопасности» формирует представления о профессии «полицейского», о внешнем облике, предназначении и др.

2. Создание профориентационной развивающей предметно-пространственной среды.

3. Работа с родителями.

4. Взаимосвязь с педагогами.

Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей,  а также в процессе совместной деятельности с семьёй.

Каждый раз, изучая новую профессию с дошкольниками, используется следующий алгоритм: 1. «Профессия» (название и как называется человек данной профессии), 2. «Место работы» (здание, место), 3. «материал для труда» (с чем работает), 4. «Форменная одежда» (во что одевается, 5.  «орудия труда» (чем работает человек), 6. «Трудовые действия» (что делает человек), 7.  «результат труда» (что получилось), 8. «Личностные качества» (какими качествами обладает), 9. Польза труда (кому это нужно).

Для того чтобы работа по ранней профориентации воспитанников была эффективной, совместно с родителями была создана соответствующая профориентационная  развивающая предметно-пространственная среда: библиотека с подборкой книг о профессиях; подобраны и изготовлены дидактические, настольно-печатные игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал. Центр ряженья был дополнен костюмами для сюжетно-ролевых игр: «Банкир», «Пожарный», «Строитель» и др.. Так же в группе есть зоны, удобные для развертывания различных игровых сюжетов «Магазин», «Больница», «Гараж», «Строители», «Банк», «Кафе», которые дают детям возможность для проигрывания определенных трудовых действий в смоделированной профессиональной обстановке с использованием специальной атрибутики.

Полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий. Как правило, на такие встречи приглашаем родителей воспитанников. Так как, родители являются «живым» профориентационным примером.

Помимо экскурсий внутри детского сада, для детей организовываются виртуальные и выездные экскурсии. Например, в рамках тематической недели «Ай, да, не зевай, урожай собирай!» была проведена виртуальная экскурсия на завод по переработке яблок и изготовлению сока. Полученные знания дошкольники применили на практике, сами стали сотрудниками завода и согласно технологическим картам приготовили сок. Выездные экскурсии проходят в социально значимых местах города: пожарная часть, краеведческий музей, бассейн.  Во время экскурсий обязательно обращаем внимание детей на самого работающего человека, его отношение к выполняемой работе. Такое наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно влияет на поведение детей, их отношение к людям и вещам.

В работе с дошкольниками  по профориентации очень важны межгрупповые игры, так как дети начинают общаться друг с другом, делятся своими мечтами, рассказывают, почему выбрали для себя ту или иную роль в игре, то есть получают коммуникативные навыки (учатся работать в коллективе и слушать других участников игры). Одной из групповых  игр в  нашем ДОУ в которой  участвуют дети двух групп - старшей и подготовительной,  является экономическая игра «Открытие торгового центра «Рублик Копейкин»».  

В ходе игры одна группа детей выступает в роли покупателей и потребителей услуг, а другая группа детей совместно с педагогами – организует открытие самого торгового центра - продумывают какие отделы и с какой продукцией будут работать, т.е. дети пробуют себя в роли маленьких бизнесменов.  

Распределение ролей в данной игре между детьми происходит через сюжетную игру «Центр занятости», где дошкольники проходят собеседование, рассказывают о понравившейся им профессии, приводят аргументы и получают трудовые книжки. В роли работодателя выступает педагог и ребенок. Трудоустроиться дошкольники могут на такие должности как:  охранник, корреспондент, аниматор детского центра, кондитер, кассир в банке, промоутер. 

С целью создания новых возможностей для ранней профориентации и освоения дошкольниками современных допрофессиональных компетенций педагоги и дети  нашего детского сада приняли участие в I городском  детском чемпионате «KidSkills» в рамках сетевого взаимодействия  дошкольных образовательных организаций города. В ходе подготовки к чемпионату дошкольники познакомились с новыми профессиями, которые представили в таких компетенциях, как «Банковское дело», «Кондитерское дело», «Дизайнер интерьера».

Таким образом, «погружение» дошкольников в реальные и практические ситуации, способствует формированию таких личностных качеств, как уверенность в себе, умение радоваться своим успехам и успехам товарищей, проявляются лидерские качества, формируется уважительное отношение к различным видам труда,  а так же это позволяет дошкольникам в дальнейшем самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать своё профессиональное будущее.

Библиографический список

  1. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / Изд-во «Николаев», 2004.
  2. Пасечникова Т.В., Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие – Самара : Изд-во ЦПО, 2013.
  3. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя профориентация дошкольников

Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...

Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики....

Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"

Рекомендации  по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере  «железнодорожные профессии»...

Материал (сюжетно-дидактическая игра и беседа) по ранней профориентации дошкольников на примере «Железнодорожные профессии»

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для детей старшей группы “КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОЕЗДЕ”  БЕСЕДА С РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ с детьми старшего дошкольного возраста на тему “БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПАССАЖИРОМ...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".

В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...

Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...

Ранняя профориентация дошкольников у детей раннего возраста

Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы....