статья "Наставничество как инструмент повышения качества профессионального образования"
статья

 Павлова Елена Федоровна

В данной статье рассматривается модель - реверсивного наставничества и его роль при решении  проблем, возникающих в профессиональной деятельности.

Ключевые слова:  инструмент,  наставничество, программа,  поддержка, модель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Наставничество как инструмент повышения качества профессионального образования

Е.Ф. Павлова, воспитатель

МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»

пгт. Тяжинский, Тяжинский муниципальный округ, Кемеровская область elena1972rus@bk.ru

Наставничество как инструмент повышения качества профессионального образования

В данной статье рассматривается модель - реверсивного наставничества и его роль при решении  проблем, возникающих в профессиональной деятельности.

Ключевые слова:  инструмент,  наставничество, программа,  поддержка, модель

      Наставничество в дошкольных образовательных организациях является неотъемлемой частью образовательной, воспитательной деятельности, эффективным инструментом профессионального роста педагогов, развития кадрового потенциала, способствует  повышению профессиональной компетентности молодого педагога, быстро адаптироваться к работе в дошкольной организации, избежать неуверенности в собственных силах, наладить коммуникацию со всеми участниками образовательных отношений.

     Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Технология наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи знаний, а это важно в современном мире.

     Исследования и разработки по проблеме наставничества имеют несколько этапов. В советский период разработаны проблемы наставничества на производстве (С. Я. Батышев, А. А. Вайсбург, Н.М. Таланчук и др.). В постсоветский период активно разрабатывались вопросы повышения квалификации (В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, В. И. Загвязинский и др.), образования взрослых (Е.М. Дорожкин, С. И. Змеев, А. А. Кузнецов). В современный период рассматриваются проблемы наставничества во внутрифирменном (С. В. Бродский), корпоративном (А. Р. Масалимова) образовании, вопросы педагогических компетенций наставников и мастеров производственного обучения (И. И. Соколова)  В 2021 году было принято решение, согласно которому 2023-й объявлен Годом педагога и наставника. Учреждение Года педагога и наставника приурочено к двухсотлетию со дня рождения К. Д. Ушинского, который входит в число родоначальников отечественной педагогической науки. В середине XIX в. К. Д. Ушинский установил прямую зависимость профессиональной адаптации личности от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника.

    Эффективность практики наставничества заключается в том, что перечень   методических мероприятий образует систему, имеющую цель, структуру, специально сформированные, функционирующие связи и взаимосвязи между компонентами, и обязательно продуктом ее деятельности являются показатели профессионального роста педагога, развития его творческого потенциала, а также, в конечном счете, рост уровня профессиональных и личностных компетенций наставляемого. На сегодняшний день модели организации наставнических пар разнообразны и нацелены на результат.  В МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»  действует одна  из таких моделей - реверсивное наставничество. Эта модель взаимодействия двух педагогов по многофункциональным вопросам педагогической деятельности. Высококвалифицированный специалист консультирует менее опытного педагога по вопросам образовательного процесса, в свою очередь, он становится подопечным более молодого педагога  по вопросам, в которых тот испытывает трудности.   Работа в ДОО включает действия по формированию базы наставников из числа педагогов, имеющих опыт работы в ДОО, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы. Разработаны критерии для отбора наставников  в соответствии с запросами наставляемых. Далее происходит организация работы наставнических пар. Главная задача – закрепление продуктивных отношений в наставнической паре так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон. Начиная работу,  разработали SWOT-анализ формы наставничества «педагог-педагог», выявили сильные и слабые стороны  наставника  и наставляемого педагогов.

Сильные стороны

Слабые стороны

Наставник

Знания в области методики воспитания

 и развития детей дошкольного возраста

по реализации основной образовательной

программы ДОУ в соответствии с

ФГОС ДО;

Профессиональное выгорание

высшая квалификационная категории

стабильно высокие результаты образовательной деятельности

  высокий уровень коммуникативной культуры

знание интерактивных форм и

методов обучения, критериев технологичности;

Наставляемый педагог

обладает компетенциями в сфере информационно-коммуникационных технологий

недостаточно высокий уровень владения методикой воспитания и развития детей дошкольного возраста

 педагог разбирается в новинках лучше опытных коллег

затруднение в работе по теме самообразования

много идей

слабое представление в вопросах оформления документации

 

      Для устранения выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон  составлена краткосрочная персонализированная программа наставничества «Педагог- педагог», которая  включает  описание форм и видов наставничества,  направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, а также индивидуальный план развития наставляемого.

        В период наставнической деятельности разделен на  3 этапа: адаптация, основной (проектирование), контроль и оценка. При внедрении модели реверсивного наставничества наставник определяет круг обязанностей и полномочий подопечного, а также выявляет недостатки в его навыках и умениях с целью разработки программы адаптации, корректирует профессиональные навыки наставляемого, помогает ему построить собственную программу самосовершенствования, проверяет уровень профессиональной. Педагог-наставник должен быть личным примером, раскрытию профессионального потенциала наставляемого педагога, привлекать его к участию в конкурсах профессионального мастерства, вебинарах, способствовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Наставляемый педагог будет  выполнять план профессионального становления, постоянно работать над повышением профессионального мастерства,  уровнем образования в области ИКТ-технологий, овладевать практическими навыками по выявленным проблемам; учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним, совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.

        В результате наставническая деятельность в формате реверсивного наставничества поможет  установить взаимодействие между разными поколениями педагогов, наставляемый педагог получит необходимые профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного профессионального становления и развития.  Обе стороны научаться работать и обучаться по-новому, толерантно воспринимая социальные, возрастные и коммуникативные особенности друг друга.

Список литературы

1.Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401 "О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника" http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012022062700033.

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

3. Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (Министерство просвещения Российской Федерации письмо от 23 января 2020 г. N МР-42/02 о направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций) http://rgkript.ru/wp-content/uploads/2022/02/Pismo-Minprosveshheniya-23.01.2020-MR-42.pdf

4. Сурьянинова, Т. А. Наставничество — эстафета знаний и опыта. Модель организации наставничества, реализуемая в дошкольном учреждении / Т. А. Сурьянинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29.1 (476.1). — С. 34-39. — URL: https://moluch.ru/archive/476/104989/ (дата обращения: 03.10.2023).

5. Баранова С. В. Основные положения духовно-нравственного наставничества / С.В. Баранова – Текст: непосредственный // Новая реальность — Москва, 2011. — 176 c.

6. Вагин И. О. Наставничество / И. О. Вагин – Текст: непосредственный // Студия АРДИС - Москва, 2014. — 692 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая этика, профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества дошкольного образования.

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундЭффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без ад...

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 Приморского района Санкт - Петербурга Семинар «Внутренний и внешний аудит педагога в условиях профстандарте» «Профессиональный стандарт – инструмент повышения качества образова

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 Приморского района Санкт - Петербурга Семинар«Внутренний и внешний аудит педагога в условиях профстандарте&raq...

Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников как необходимого условия повышения качества современного образования

Презентация на тему: "Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников как необходимого условия повышения качества современного образования"...

Материалы конкурса «Золотая медаль выставки «Учебная Сибирь-2021» Номинация 4 «Внедрение современных управленческих практик как инструмента повышения качества дошкольного образования» Финансовая грамотность для дошкольников.

Материалы конкурса «Золотая медаль выставки  «Учебная Сибирь-2021»Номинация 4«Внедрение современных управленческих практик как инструмента повышения качества дошкольного о...

Наставничество как инструмент повышения качества моего образования

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28901780","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"text-align: center;"}}]]В год наставника и педагога в наш детский сад пришли 4 молоды...