статья "Наставничество как инструмент повышения качества профессионального образования"
статья
В данной статье рассматривается модель - реверсивного наставничества и его роль при решении проблем, возникающих в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: инструмент, наставничество, программа, поддержка, модель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Наставничество как инструмент повышения качества профессионального образования
Е.Ф. Павлова, воспитатель
МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»
пгт. Тяжинский, Тяжинский муниципальный округ, Кемеровская область elena1972rus@bk.ru
Наставничество как инструмент повышения качества профессионального образования
В данной статье рассматривается модель - реверсивного наставничества и его роль при решении проблем, возникающих в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: инструмент, наставничество, программа, поддержка, модель
Наставничество в дошкольных образовательных организациях является неотъемлемой частью образовательной, воспитательной деятельности, эффективным инструментом профессионального роста педагогов, развития кадрового потенциала, способствует повышению профессиональной компетентности молодого педагога, быстро адаптироваться к работе в дошкольной организации, избежать неуверенности в собственных силах, наладить коммуникацию со всеми участниками образовательных отношений.
Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Технология наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи знаний, а это важно в современном мире.
Исследования и разработки по проблеме наставничества имеют несколько этапов. В советский период разработаны проблемы наставничества на производстве (С. Я. Батышев, А. А. Вайсбург, Н.М. Таланчук и др.). В постсоветский период активно разрабатывались вопросы повышения квалификации (В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, В. И. Загвязинский и др.), образования взрослых (Е.М. Дорожкин, С. И. Змеев, А. А. Кузнецов). В современный период рассматриваются проблемы наставничества во внутрифирменном (С. В. Бродский), корпоративном (А. Р. Масалимова) образовании, вопросы педагогических компетенций наставников и мастеров производственного обучения (И. И. Соколова) В 2021 году было принято решение, согласно которому 2023-й объявлен Годом педагога и наставника. Учреждение Года педагога и наставника приурочено к двухсотлетию со дня рождения К. Д. Ушинского, который входит в число родоначальников отечественной педагогической науки. В середине XIX в. К. Д. Ушинский установил прямую зависимость профессиональной адаптации личности от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника.
Эффективность практики наставничества заключается в том, что перечень методических мероприятий образует систему, имеющую цель, структуру, специально сформированные, функционирующие связи и взаимосвязи между компонентами, и обязательно продуктом ее деятельности являются показатели профессионального роста педагога, развития его творческого потенциала, а также, в конечном счете, рост уровня профессиональных и личностных компетенций наставляемого. На сегодняшний день модели организации наставнических пар разнообразны и нацелены на результат. В МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик» действует одна из таких моделей - реверсивное наставничество. Эта модель взаимодействия двух педагогов по многофункциональным вопросам педагогической деятельности. Высококвалифицированный специалист консультирует менее опытного педагога по вопросам образовательного процесса, в свою очередь, он становится подопечным более молодого педагога по вопросам, в которых тот испытывает трудности. Работа в ДОО включает действия по формированию базы наставников из числа педагогов, имеющих опыт работы в ДОО, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы. Разработаны критерии для отбора наставников в соответствии с запросами наставляемых. Далее происходит организация работы наставнических пар. Главная задача – закрепление продуктивных отношений в наставнической паре так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон. Начиная работу, разработали SWOT-анализ формы наставничества «педагог-педагог», выявили сильные и слабые стороны наставника и наставляемого педагогов.
Сильные стороны | Слабые стороны |
Наставник | |
Знания в области методики воспитания и развития детей дошкольного возраста по реализации основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО; | Профессиональное выгорание |
высшая квалификационная категории | |
стабильно высокие результаты образовательной деятельности | |
высокий уровень коммуникативной культуры | |
знание интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; | |
Наставляемый педагог | |
обладает компетенциями в сфере информационно-коммуникационных технологий | недостаточно высокий уровень владения методикой воспитания и развития детей дошкольного возраста |
педагог разбирается в новинках лучше опытных коллег | затруднение в работе по теме самообразования |
много идей | слабое представление в вопросах оформления документации |
Для устранения выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон составлена краткосрочная персонализированная программа наставничества «Педагог- педагог», которая включает описание форм и видов наставничества, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, а также индивидуальный план развития наставляемого.
В период наставнической деятельности разделен на 3 этапа: адаптация, основной (проектирование), контроль и оценка. При внедрении модели реверсивного наставничества наставник определяет круг обязанностей и полномочий подопечного, а также выявляет недостатки в его навыках и умениях с целью разработки программы адаптации, корректирует профессиональные навыки наставляемого, помогает ему построить собственную программу самосовершенствования, проверяет уровень профессиональной. Педагог-наставник должен быть личным примером, раскрытию профессионального потенциала наставляемого педагога, привлекать его к участию в конкурсах профессионального мастерства, вебинарах, способствовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Наставляемый педагог будет выполнять план профессионального становления, постоянно работать над повышением профессионального мастерства, уровнем образования в области ИКТ-технологий, овладевать практическими навыками по выявленным проблемам; учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним, совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.
В результате наставническая деятельность в формате реверсивного наставничества поможет установить взаимодействие между разными поколениями педагогов, наставляемый педагог получит необходимые профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного профессионального становления и развития. Обе стороны научаться работать и обучаться по-новому, толерантно воспринимая социальные, возрастные и коммуникативные особенности друг друга.
Список литературы
1.Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401 "О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника" http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012022062700033.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
3. Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (Министерство просвещения Российской Федерации письмо от 23 января 2020 г. N МР-42/02 о направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций) http://rgkript.ru/wp-content/uploads/2022/02/Pismo-Minprosveshheniya-23.01.2020-MR-42.pdf
4. Сурьянинова, Т. А. Наставничество — эстафета знаний и опыта. Модель организации наставничества, реализуемая в дошкольном учреждении / Т. А. Сурьянинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29.1 (476.1). — С. 34-39. — URL: https://moluch.ru/archive/476/104989/ (дата обращения: 03.10.2023).
5. Баранова С. В. Основные положения духовно-нравственного наставничества / С.В. Баранова – Текст: непосредственный // Новая реальность — Москва, 2011. — 176 c.
6. Вагин И. О. Наставничество / И. О. Вагин – Текст: непосредственный // Студия АРДИС - Москва, 2014. — 692 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая этика, профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества дошкольного образования.
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундЭффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без ад...
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 Приморского района Санкт - Петербурга Семинар «Внутренний и внешний аудит педагога в условиях профстандарте» «Профессиональный стандарт – инструмент повышения качества образова
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 Приморского района Санкт - Петербурга Семинар«Внутренний и внешний аудит педагога в условиях профстандарте&raq...
Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников как необходимого условия повышения качества современного образования
Презентация на тему: "Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников как необходимого условия повышения качества современного образования"...
Материалы конкурса «Золотая медаль выставки «Учебная Сибирь-2021» Номинация 4 «Внедрение современных управленческих практик как инструмента повышения качества дошкольного образования» Финансовая грамотность для дошкольников.
Материалы конкурса «Золотая медаль выставки «Учебная Сибирь-2021»Номинация 4«Внедрение современных управленческих практик как инструмента повышения качества дошкольного о...
Публикация из опыта работы: «Наставничество как инструмент обеспечения качества дошкольного образования и повышения профессионального мастерства педагогов ДОО».
Публикация содержит информацию о том , как в ДОО систематизирована работа по наставничеству....
Наставничество как инструмент повышения качества моего образования
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28901780","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"text-align: center;"}}]]В год наставника и педагога в наш детский сад пришли 4 молоды...