Педагогическая песочница - как средство успешной адаптации детей к детскому саду.
методическая разработка (младшая группа)

Куприяненко (Артемьева) Анна Евгеньевна
Одним из эффективных средств адаптации является «Песочная» терапия.
Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из – за отсутствия активной речи. Песочная терапия может оказаться полезной для установления взаимопонимания со сверстниками, взрослыми и новой средой пребывания в период адаптации. Так же песочная терапия стабилизирует психоэмоциональное состояние ребенка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_pesochnitsa_1.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая песочница - как средство успешной адаптации детей к детскому саду.

Возможности применения педагогической песочницы  до конца не раскрыты и поистине безграничны. Песочницей в работе могут пользоваться психолог, педагог, организовавший изостудию, воспитатели. Можно с уверенностью сказать, что песочница представляет собой новый,  интерактивный и недорогой психолого-педагогический ресурс.

В настоящее время этот способ общения с миром и самим собой на бессознательно-символическом уровне, повышающий уверенность в себе и открывающий новые пути развития, применяется в работе с представителями различных возрастных групп. Педагогическая песочница многофункциональна. Она позволяет одновременно решать задачи воспитания, обучения, развития и коррекции детей. Кроме того, увлекательная атмосфера, возникающая в процессе работы в песочнице, создаёт доверительные отношения между ребёнком и педагогом.

Так при поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

Таким образом, важная задача педагогов, помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему.

Одним из эффективных средств адаптации является «Песочная» терапия.

Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из – за отсутствия активной речи. Песочная терапия может оказаться полезной для установления взаимопонимания со сверстниками, взрослыми и новой средой пребывания в период адаптации. Так же песочная терапия стабилизирует психоэмоциональное состояние ребенка.

А вот и песочница…

Для работы используется ящик, дно и борта которого окрашены в приятный небесно-голубой цвет, символизирующий небо и воду. Допускается и нежно- зеленый цвет, который успокаивающе действует на большинство людей. Размер стандартного ящика – 50*70*8 см. Однако в ДОУ могут использоваться ящики и других размеров. Например, для организации групповых занятий разумно иметь большую песочницу размером 100*140*10- 12 см. В индивидуальной работе оправдана малая песочница размером 25*35*5 см. Для обеспечения безопасности при изготовления ящика используются только неопасные материалы, соединение рекомендуется пазово-шпоночное, без гвоздей.  Для устойчивости и удобства снизу можно установить  опору, но не ножки. Если для работы с песком нет отдельного помещения, и ящик находится в группе, рекомендуется закрывать его крышкой. В этом случае ящик превращается в столик или постамент, что экономит место в помещении группы.

Этот удивительный песок…

Песок может иметь добавки в виде глины, мела, ракушечника и быть без них. Удивительно наблюдать, как изменяются тактильные ощущения в зависимости от добавок. Например, глина заметно добавляет тяжести, ракушечник – сухости и т.д. Приобрести песок лучше сертифицированный в зоомагазинах. Конечно, можно применять и местный песок, продезинфицировав его должным образом. За ним необходимо ухаживать. СанПиН не дают указаний насчет того, как обрабатывать песок. Поэтому его можно промывать, высушивать и прокаливать при температуре 80-90 С. В любом случае, несмотря на крайне осторожное и экономное использование, запасы песка необходимо будет периодически пополнять.

Об игрушках….

Для занятий необходим поднос с игрушками.  В вашей коллекции игрушек должны быть:

-  люди,

-животные.

- растения, предметы социализации (транспортные средства, посуда), «волшебные» предметы.

Можно собирать человечков из наборов ЛЕГО или киндер-сюрпризов. Украсят вашу коллекцию игрушки с различными эмоциональными выражениями. В наборах ЛЕГО представлены, в том числе, люди различных национальностей, что позволяет расширять представления о мире и сформировать толерантность.

Отдельную группу игрушек составляют монстры. Их роль прекрасно выполняют фигурки вымерших динозавров, большие насекомые, а также актуальные для нынешнего поколения детей страшилы, например, покемоны, бакуганы и т.д. В качестве монстров у части детей выступают реальные хищники, поэтому запаситесь всеми видами кошачьих. Вообще же запросы этой группы прекрасно удовлетворяют наборы «Зоопарк».

В группу игрушек «Растения» входят любые деревья, кустарники, деревянные, пластмассовые, бумажные, в том числе сделанные своими руками.

Из киндер-сюрпризов можно взять и различные виды посуды, одежды. Также в коллекции игрушек должны  быть различные постройки, мосты, символы, знаки.

Группа игрушек, с которой в детском саду точно не возникнет проблем, - «волшебные» предметы. Наконец, сломанная бижутерия, испорченные пуговицы, сувенирные сокровища, камешки, ракушки, кусочки коры, а также плоды – шишки, желуди, каштаны и др. смогут послужить делу воспитания и образования. Именно эти сокровища и выполняют роль эзотерических предметов, символизирующих тайные знания.

 Многое можно сделать своими руками, в том числе ландшафты. А чтобы показать реку, море или любой другой водоем, вполне достаточно сделать в толще песка контур и разгрести песок до появления голубого дна. «Море» или «океан» получаются, если отодвинуть песок от любого борта песочницы, а река представляется в виде более или менее тонкой извилистой голубой полоски. Если же вы хотите сделать гору, надо ладонями сформировать не песке возвышение.

Организация работы с детьми в педагогической песочнице

Начать работу необходимо с ознакомления с песком, песочницей и правилами поведения. Количество детей зависит от размера ящика. Не следует забывать о том, что потребуется место для символической фигурки.

Опыт освоения пространства песочницы носит ярко выраженный социальный характер. В ходе занятий проявляются «лидеры», «агрессоры», «серые кардиналы», ощущается эмоциональный климат данной группы.

При работе в песочнице  необходимо следовать правилам, которые формулирует ритуальный персонаж. Им может быть любая игрушка. Ритуальный персонаж – хранитель, руководитель некой Песочной страны, поэтому обладает определенными правами. Правила излагаются в виде просьб, а не приказов, которые тяжело воспринимаются детьми и мешают установлению легких доверительных отношений. Правила должны быть простыми, понятными, по возможности не содержать частицу не и их не должно быть много.:

- «Я долго собирала песчинки и прошу вас беречь их. Давайте стряхивать их с рук и игрушек обратно в песочницу».

-«Я люблю, когда в моей песочнице живут дружно и дети и игрушки. Чужие постройки тоже бережем, как и свои».

- «Со стола можно брать каждый раз только одну игрушку или предмет, чтобы всем хватило».

- «По окончанию работы каждый убирает за собой игрушки и предметы, разглаживает песок: ему ведь тоже надо отдохнуть».

Сначала правила сообщаются ритуальным персонажем, но затем их  повторяют сами дети.

В случае нарушения правил хранитель Песочной страны может закрыть песочницу.

Есть свой кодекс поведения и у символической ритуальной фигурки. Она может располагаться на бортике песочницы, парить над поверхностью песка, вплотную приближаться к предметам  и постройкам, зависать на уровне глаз персонажа, но никогда не опускаться на поверхность песка. Это развивает в ребенке неприкосновенности его личной территории.

Занятие в песочнице условно можно разделить на три части: вводную (ритуал входа), основную и заключительную (ритуал выхода).

Ритуал входа _ своего рода организационный момент – позволяет ввести ребенка в учебную задачу, настроить на решение образовательных задач. Здесь же целесообразно вспомнить правила поведения в песочнице. Продолжительность вводной части не превышает 5-7 минут.

Основная часть занимает больше времени: дети знакомятся с игровым сюжетом или выполняют задания.

В основной части функции педагога выполняет ритуальный персонаж, который дистанцирует взрослого от группы детей. Для этого педагогу достаточно выдвинуть ритуальную фигурку и слегка изменить голос. Такая смена ведущего благотворно влияет на детей, позволяет раскрепоститься, погрузившись в сказочную атмосферу. В отличие от педагога, символическая фигурка может подсказать забытое или ключевое слово, задать вспомогательный вопрос и обязательно найдет возможность похвалить ребенка, если не за результат, то за совершенные усилия.

Ритуал выхода по времени сравним с водной частью. Он завершает занятие. Здесь подводятся итоги, происходит финальное обсуждение темы. Ритуальный персонаж благодарит детей за проведенное время, выполненные задания и прощается с ними. После ритуала выхода педагог , который снова активирован, может попросить детей рассказать о занятии, а также инициировать уборку песочнице.

Таким образом, песочная терапия – прекрасный способ установления контакта с детьми, переживающими процесс адаптации к дошкольному учреждению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность как средство успешной адаптации ребенка к детскому саду

Рисование – одно из самых больших удовольствий ребенка. Оно приносит малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. А поскольку изоб...

Психолого-педагогические рекомендации для родителей по успешной адаптации детей к детскому саду

Разработанные рекомендации для родителей детей средней группы, как нужно поддержать ребенка при поступлении в детский сад....

Онлайн - марафон для родителей – как эффективное средство дистанционной работы по успешной адаптации детей в детском саду.

Опыт проведения онлайн-марафона для успешной адаптации детей раннего возраста в детском саду....

Коммуникативная игра как средство успешной адаптации детей в детском саду

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям....

«Развивающая среда «Фиолетовый лес» - как эффективное средство успешной адаптации детей к детскому саду.

Хочу поделиться своим опытом работы по использованию игр Вячеслава Воскобовича в период адаптации....