Программы
рабочая программа (подготовительная группа)

Будаева Ирина Зугдыровна

Рабочие программы подготовительной группы 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Методы и формы\1 ИК 2023\программа дошкольник титул.jpg

Рабочая программа составлена на основе программы

«Преемственность. Подготовка к школе»

Авторы Федосова Н. А., Комарова Т. С.

Пояснительная записка

Рабочая программа по подготовке к школе детей 5,5-7 лет   разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2016), рекомендованной Министерством образования РФ.

        Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

        Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

        Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

        Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

        Основные задачи: развитие личностных качеств; сохранение и укрепление здоровья;  формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.

Общая характеристика программы

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.

Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

Программа состоит из следующих курсов:

Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.

Курс «От рисунка к букве» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук,формирование графических навыков,развитие координации движений, и таких процессов, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
Место занятий в учебном плане

        Программа  предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: ««От слова к букве»», «Математические ступеньки», «От рисунка к букве». Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 25 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 36 недель.

Ценностные ориентиры

        На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.

        Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:

физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;

знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.

Планируемые результаты освоения программы

В ходе освоения содержания программы «Преемственность. Подготовка к школе»предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Предметные результаты.

Ребенок научится:

  • распознавать первый звук в словах;
  • внимательно слушать литературные произведения;
  • называть персонажей, основные события;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
  • пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
  • составлять элементарный рассказ по серии картинок;
  • обсуждать нравственные стороны поступков людей;
  • участвовать в коллективных разговорах;
  • использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
  • различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
  • считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
  • определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
  • ориентироваться в пространстве;
  • ориентироваться в тетради в клетку;
  • выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.

Ребенок получит возможность научиться:

  • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
  • различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
  • различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные песенки, потешки);
  • устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
  • присчитывать и отсчитывать по одному, по два.

Пояснительная записка к курсу «От слова к букве»

Общая характеристика курса

Рабочая программа для дошкольников (в рамках дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе) разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы Н.А.Федосовой «Речевое развитие. От слова к букве», утверждённой в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Курс «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи.

Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.

Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям:

-развитие связной речи;

-подготовка к обучению чтения;

-подготовка к обучению письму.

 

      Обучение строится на игровой деятельностии носит практическийхарактер.

      Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.

Содержание

  Развитие и совершенствование устной речи.Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребёнка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевлённых предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевлённых — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе), слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.

Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов.

Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать словарь точными  названиями  качеств  (материал,   форма,   цвет,   размер).

Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы.

Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.

Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, упражнения для губ, упражнения для языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.

Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.

Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей чёткому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.

Планируемые результаты:

—  правильно произносить все звуки;

—  проводить классификацию звуков по их произношению;

—  проводить классификацию печатных букв по их элементам;

—  соблюдать орфоэпические нормы произношения;

—  составлять  рассказы,   сказки   по   картине,   по   серии картин;

—  пересказывать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям;

—  соблюдать элементарные гигиенические правила;

—  уметь ориентироваться на странице тетради.

Место курса «От слова к букве» в учебном плане

Рабочая программана изучение курса «От слова к букве»  рассчитана на 72 занятия (2 занятия в неделю; 36 учебных недель).

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Всего занятий

1

Добуквенный период 13

Осенние странички.

5

2

Зимние странички.

3

3

Весенние странички.

2

4

Летние странички.

3

5

Гласные и согласные звуки и буквы.

6

6

Двузначные гласные  

7

7

Звонкие, глухие, шипящие согласные

44

8

Обобщение.

2

Всего

72 занятия

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Программа

Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2016

Учебник

Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2016.

Дидактические средства для учащихся

Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2022.

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержaнию обучения (по возможности).

Календарно – тематическое планирование занятия

по курсу «От слова к букве»

Автор Н. А. Федосовой, 72 часа

№ ЗАНЯТИЯ

Дата

КОЛ-ВО ЧАСОВ

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Осенние странички. 5 ч.

1

Осенние странички. Стихотворение «Осень». Игра: «Слова-разные». Звуковой анализ слов (зонт, лес).

2

Составление рассказа на тему: «Осень». Стихотворение «Опустел скворечник». Игра: «Какие слова бывают». Звуковой анализ слов (лист, туча).

3

Составление рассказа на тему: «Как мы играем». Стихотворение «В центре нашего двора». Звуковой анализ слов (игра, игла).

4

Составление рассказа на тему: « Что растёт в саду? А на огороде?  Игры: «Найди лишний предмет». Звуковой анализ слов (репа, сад).

5

Знакомство со сказкой «Мужик и медведь, с рассказом: « Осенняя рыбалка».

Зимние странички. 3 ч.

6

Зимние странички. Составление рассказа по рисунку. Стихотворение «Белый снег, пушистый». Звуковой анализ слова (зима).

7

Знакомство с авторской сказкой П. Бажова, «Серебряное копытце»;  

8

Знакомство с рассказом : «Зимовье». Звуковой анализ слова (волк), с рассказом Е. Чарушина: «Заяц».

Весенние странички. 2 ч.

9

Весенние странички.  Знакомство со стихотворением А.Плещеева «Весна». Отгадывание загадки. Звуковой анализ слов (весна, лужи).

10

Знакомство с народными сказками: «Лисичка-сестричка и серый волк», «КотофейКотофеевич»

Летние странички. 3 ч.

11

Летние странички. Знакомство со стихотворением , Сурикова «Лето». Составление рассказа по картинке. Отгадывание загадок о лете.

12

Составление рассказа «Дети в лесу». Знакомство со стихотворением Я. Акима «Песенка в лесу»,  с рассказом В. Бианки: «Купание медвежат».

13

Знакомство с рассказом  Э. Мошковской «Суслик, который хотел быть похожим на Человека.

Гласные и согласные звуки и буквы. 6 ч.

14

Гласные и согласные звуки.Гласный звук (О). Отгадывание загадок. Разучивание скороговорки.

15

Гласный звук [а], буква А (а). Знакомство с заглавной буквой «А». Разучивание скороговорки.

16

Гласный звук (У). Разучивание скороговорки. Придумай загадку об улитке.

17

Гласный звук (ы). Составление сказки о мышонке. Звуковой анализ слова «крыша», «тыква». Разучивание скороговорки.

18

Гласный звук (И). Печатание буквы. Игра: «Где спряталась буква И ?».  Разучивание скороговорки.

19

Гласный звук (Э). Печатание буквы. Игра: «Где спряталась буква Э».  Разучивание скороговорки.

               Двузначные гласные  7 ч.

20

21

Гласная двузначная буква (Я). Печатание буквы. Игра: «Где спряталась буква Я?».  Разучивание скороговорки.

22

23

Гласная двузначная буква (Ю). Печатание буквы. Игра: «Где спряталась буква (Ю)?».   Разучивание скороговорки.

24

25

Гласная двузначная буква (Е). БукваЕ

(е) в начале слова.

 Звуковой анализ слова «ели».      

 Соотношение звуков и букв в словах  

с йотированными гласными.

Составление  рассказа «Дети в лесу». Печатание буквы. Игра: «Где спряталась буква (Е)?».   Разучивание скороговорки.

26

Гласная двузначная буква (Ё). Печатание буквы. Игра: «Где спряталась буква (Ё) ?».   Разучивание скороговорки.

Звонкие, глухие, шипящие согласные. 44 ч.

27

28

Согласные звуки ( л, л*), Буквы Л, л. Игра: « Найди на рисунке Л. Разучивание скороговорки.

29

30

Согласные звуки ( м, м*), Буквы  М, м. Игра: « Найди на рисунке М»,  «Доскажи словечко».

31

32

Согласные звуки ( н, н*), Буквы  Н, н. Игра: « Найди на рисунке Н»,  «Доскажи словечко». Разучивание скороговорки.

33

34

Согласные звуки ( р, р*), Буквы  Р, р. Игра: « Найди на рисунке Р»,  «Доскажи словечко». Разучивание скороговорки.

35

Чтение слогов и слов с изученными буквами

36-37

Согласные звуки ( в, в*), Буквы  В, в. Игра: « Найди на рисункеВ»,  «Доскажи словечко». Разучивание скороговорки.

38

39

Согласные звуки ( Ф, ф*), Буквы  Ф, ф.

40

41

Согласные звуки ( З, з*), Буквы  З, з.

42

43

Согласные звуки ( С, с*), Буквы  С, с. Игра: « Где спряталась буква С».

44

45

Согласный звук  [Ш, ш] , Буквы  Ш, ш.

46

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Сравнение звуков  [ж- ш]  

47

48

Согласные звуки  [Б, б*] , Буквы  Б, б.

49

50

Согласные звуки  [П, п*] , Буквы  П, п.

51

52

Согласные звуки  [Д, д*] , Буквы  Д, д.

53

54

Согласные звуки  [Т, т*] , Буквы  Т, т.

55

56

Знакомство с буквой Г (г).

57

58

Согласные звуки  [К, к*] , Буквы  К, к.

59

60

Согласные звуки  [Х, х*] , Буквы  Х, х.

Игра «Найди на рисунках букву Х. Разучивание скороговорки.

61

62

Согласный звук  [ц] , Буквы  Ц, ц.

Игра «Найди на рисунках букву Ц. Разучивание скороговорки. Беседа «Откуда пришли цифры».

63

64

Согласный звук  [щ*] , Буквы  Щ, щ.

Игра «Найди на рисунках букву Щ. Разучивание скороговорки.

65

66

Согласный звук  [ч*] , Буквы  Ч, ч.

Игра «Найди на рисунках букву Ч. Разучивание скороговорки.

67

68

Звук  [й] , Буквы  И, й. Диктант. Чтение сказки «Что вы знаете о йогах?»

69

70

Буквы твёрдый знак  [ъ ], мягкий знак

[ь ], Знакомство с авторской сказкой: В. Бианки, «Хвосты». Письмо печатных букв.  

Обобщение. 2ч.

71

72

Чтение слогов и слов с изученными буквами

Пояснительная записка к курсу «Математические ступеньки»

Рабочая программа по математике для дошкольников (в рамках дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе) разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Основными целями обучения математике являются:

- математическое развитие младших школьников;

- формирование системы начальных математических знаний;

-воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей:

— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

— развитие пространственного воображения;

— развитие математической речи;

— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

— развитие познавательных способностей;

— воспитание стремления к расширению математических знаний;

— формирование критичности мышления;

— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Общая характеристика курса

Рабочая программа "Математические ступеньки" направлена на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.

Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.

Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

В курсе «Математические ступеньки» реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

Место курса «Математические ступеньки» в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 72 занятия (2 занятия в неделю, 36 учебных недель).

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять

избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и

анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

— Приобретение начального опыта применения математических знаний для

решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Всего занятий

1

Доцифровой период

16

2

Цифровой период

20

3

Сложение и вычитание чисел в пределах 10

27

4

Простые задачи

9

Всего

72 часа

Содержание программы

Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.

Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились. Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг. Содержательно-логические задания на развитие:

— внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;

— воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;

— памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;

— мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Программа

Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2016

Учебник

Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2016

Дидактические средства для учащихся

Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2016.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержaнию обучения (по возможности).

Календарно – тематическое планирование

занятия по курсу «Математические ступеньки»

Автор С.И. Волкова, 72 часа

№ ЗАНЯТИЯ

Дата

КОЛ-ВО ЧАСОВ

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Доцифровой период (16ч)

1

Пространственные представления вверху, внизу, между, слева, справа

2

Понятия «Больше, меньше, столько же»

3-4

 Понятия «Длинее-короче», «выше-ниже»

5-6

Зрительно-пространственная ориентация на листе, в клетке

7-8

Знакомство с геометрическими фигурами (треугольник)

9-10

Знакомство с геометрическими фигурами (круг)

11-12

Знакомство с геометрическими фигурами (четырехугольник)

13-14

Знакомство с геометрическими фигурами (прямоугольник)

15-16

Знакомство с геометрическими фигурами (квадрат)

Цифровой период (20ч)

17

18

19

Число и цифра 1.

Число и цифра 2.

Число и цифра 3

20-21

Число и цифра 4.

Число и цифра 5

22-23

Закрепление состава чисел 1-5

24

25

26

27

Число и цифра 6.

Число и цифра 7.

Число и цифра 8.

Число и цифра 9.

28-29

Закрепление состава чисел 6-9

30

Число и цифра 0. Обратный счет.

31-32

Закрепление состава чисел 1-9

33-34

Временные представления. Год.

Временные представления. Месяц.

35-36

Временные представления. Дни недели, Временные представления. Сутки

Сложение и вычитание

чисел в пределах 10 (27ч)

37-38

Действие «сложение». Конкретный смысл сложения.

39-40

Сложение вида +1

41-42

Сложение вида +2

43-44

Сложение вида +3

45-46

Сложение вида +4

47-48

Сложение в пределах 10

49-50

Действие «вычитание». Конкретный смысл вычитания.

51-52

Вычитание вида -1

53-54

Вычитание вида -2

55-56

Вычитание вида -3

57-58

Вычитание вида -4

59-60

Вычитание в пределах 10

61-63

Сложение и вычитание в пределах 10

Простые задачи (9ч)

64-65

Решение простых задач  на сложение с опорой на наглядность.

Задания на внимание

66-67

Решение простых задач  на вычитание с опорой на наглядность.

Задания на внимание

68-69

Составление и решение простых задач. Сравнение чисел.

70

Игра «Путешествие в страну чисел» Повторение

71-72

Закрепление изученного. Задания на внимание.

Пояснительная записка к курсу «От рисунка к букве»

Рабочая программа по обучение письму для дошкольников (в рамках дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе) разработана на основе программы

 Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы Н.А.Федосовой «Я готовлюсь к письму», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

Подготовка к письму «Я готовлюсь к письму»предполагает работу по комплекту пособий Н. Федосовой «Я готовлюсь к письму», который дополняет программу «От слова к букве». Комплект состоит из 2 тетрадей: "От рисунка к букве", «Мои первые буквы". Курс предназначен для подготовки детей дошкольного возраста к письму и к восприятию форм букв. Работая по ним, дети приобретают навыки работы в открытом и ограниченном пространстве, учатся штриховать, обводить предложенный образец по намеченному контуру. Задания в тетрадях знакомят ребенка с конфигурацией печатных букв русского алфавита, развивают мелкую моторику, координацию движений, аналитические способности, формируют графические навыки детей.

Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
      
Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
     При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.

            Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
      Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
      Обучение строится на
игровой деятельности и носит практический характер.
      Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают
речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.
      
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
      
Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.

        Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др

Задачи подготовки к обучению письму:

  • готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев;
  • знакомить с правилами письма - с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо;
  • знакомить с контуром предмета и его особенностями;
  • знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой;
  • моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.

Планируемые результаты:  

Соблюдать элементарные гигиенические правила.

Ориентироваться на странице тетради.

Отличать буквы от звука.

Отличать заглавные и строчные буквы.

Отличать прописных букв от печатных.

Печатать буквы

Перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д.

Ориентироваться на странице тетради

Знать конфигурацию печатных букв.

Место курса «От рисунка к букве» в учебном плане

Рабочая программана изучение курса «От слова к букве»  рассчитана на 72 занятия (2 занятия в неделю; 36 учебных недель).

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Всего занятий

1

Добуквенный период

13

2

Гласные и согласные звуки и буквы.

6

3

Двузначные гласные  

7

4

 Звонкие, глухие, шипящие согласные

44

5

Обобщение

2

Всего

72 часа

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Программа

Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2016

Учебник

Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2016.

Дидактические средства для учащихся

Федосова Н.А. «От рисунка к букве», «Мои первые буквы: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2016.

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержaнию обучения (по возможности).

Календарно- тематическое планирование занятий

по курсу «От рисунка к букве»

Автор ФедосоваН.А, 72часа

№ ЗАНЯ

ТИЯ

Дата

КОЛ-ВО ЧАСОВ

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

1

Добуквенный период 13ч

Правила посадки. Расположение тетради при письме. Умение держать ручку. Раскрашивание узора «Петушок»

2

Раскрашивание    пространства    около    контура.

3-4

Контур предметов. Обведение контура предметов по

нанесенным  точкам.  

5-6

Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы,

овалы.

7

Письмо наклонных палочек. Узор «Кит». Раскрашивание     пространства     около    контура.  

8

Контур  предмета  и  раскрашивание  его  внутри.

9

Письмо прямых линий. Узор «Снеговик»

10

Прямая наклонная линия. Узор «Мишка».

11

Обведение по контуру предметов в рабочей строке.

12

Рабочая строка, надстрочные и подстрочные линии.

13

Работа    в    рабочей    строке    (дорисовывание

элементов)

Гласные и согласные звуки и буквы.6ч

14

Письмо печатной буквы Аа.

15

 Овал. Линия с закруглением внизу или вверху. Конструирование буквы О.Письмо печатной буквыОо.

16

Длинная линия с закруглением внизу.  Конструирование буквыы.Письмо печатной буквы

17

Линия с закруглением внизу и петлей. Конструирование буквы У,у.Письмо печатной буквы Уу.

18-19

Прямая линия с петлей внизу. Узор «Цветок». Конструирование букв Э,э.

Письмо печатнойбуквЭэ.

Двузначные гласные  7ч

20-21

Конструирование букв Я,я,Письмо печатной буквы Яя.

22-23

Конструирование букв Ю,ю.Письмо печатной буквы Юю.

24-25

Конструирование букв Е,е,Письмо печатной буквы Ее.

26

Конструирование букв Ёё.Письмо печатной буквы Ёё.

Звонкие, глухие, шипящие согласные 44ч

27-28

Конструирование буквы  Л,л.Письмо печатной буквы Лл.

29-30

Конструирование буквы М,м.Письмо печатной буквы Мм.

31-32

Конструирование букв Н,н .Р,р .Письмо печатных букв:Нн,Рр.

33-34

Конструирование букв Н,нР,р .Письмо печатных букв:Нн,Рр.

35

Написание изученных звонких и глухих согласных

36-37

38-39

Конструирование букв В,в ; Ф,ф .Письмо печатных букв: В,в ; Ф,ф .

40-41

42-43

Конструирование букв :З,з ; С,с.Письмо печатных букв:З,з ; С,с.

44-45

46-47

Конструирование букв :Ж,ж ; Ш,ш . Письмо печатных букв:Ж,ж; Ш,ш

48-49

50-51

Конструирование букв :Б,б ; П,п.Письмо печатных букв:Б,б ; П,п.

52-53

54-55

Конструирование букв :Д,д, ; Т,т .Письмо печатных букв:Д,д, ; Т,т .

56-57

58-59

Конструирование букв :Г,г, ; К,к.Письмо печатных букв:Г,г, ; К,к.

60-61

Конструирование букв :Х,х.Письмо печатной буквы Хх.

62-63

Конструирование букв :Ц,цПисьмо печатной буквы Ц,ц.

64-65

66-67

Конструирование букв: Щщ, Чч,Письмо печатных букв Щщ, Чч

68-69

Конструирование букв6 ь,ъ. Письмо печатных букв ъ,ь

Обобщение.2ч

70-72

Закрепление написания изученных букв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...