Долгосрочный проект в средней группе "Осень разноцветная"
проект (средняя группа)

Смирнова Надежда Александровна

Познавательно - исследовательская деятельность по изучению природы в осенне - зимний период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx40.57 КБ

Предварительный просмотр:

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/03/28/proekt_ogorod_na_okne_smirnova_n.a._2021.docx_image1.jpg

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 53 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Долгосрочный проект  в средней группе детского сада

«Осень разноцветная»

Автор проекта:

Воспитатель 1 кв. категории

Смирнова Н.А,

Санкт – Петербург

2023 год

Тип проекта:,  творческо-исследовательский.

Вид  проекта: долгосрочный ( с 5 сентября по 30 ноября)

Участники проекта: воспитанники средней группы ,воспитатели, родители

Цель проекта: познавательно-исследовательская деятельность по изучению природы в осенний период времени.

Задачи проекта:

- расширить представления об изменениях в природе осенью;

- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой

природы;

- привлечь внимание к окружающей природе и её объектам;

- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- способствовать творческому выражению своих впечатлений в создании декоративных композиций и рисунков;

- пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;

- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.

- привлекать родителей к жизни группы, содействовать сближению родителей и детей над решением общей задачи.

Разработка проекта:

 1. Подбор методической литературы

2.  Выбор форм работы с детьми и родителями

3.  Выбор основных мероприятий

4.  Определение объема и содержания работы для внедрения проекта

5. Определение и формулировка ожидаемых результатов

Образовательные области

Вид деятельности: формы и методы

Познавательное развитие

  «Витамины осени», «Овощи – лекари».

РЭМП

«Пересчитай листики», «Каких грибков больше?», «Чего больше – фруктов или овощей»

Речевое развитие

«Рассматривание фруктов и овощей», «Рассматривание альбома «Дары леса»», рассматривание сюжетных картинок по теме «Осень»

Словесные игры: «Один – много», «Хорошо – плохо», «Подбери признак», «Назови ласково»

Игры с речевым сопровождением: «Листья», «Дождик»

Отгадывание загадок

Работа в уголке природы – рассматривание иллюстраций осенней природы, обсуждение примет ранней и поздней осени, закрепление понятия «золотая» осень, Упражнение детей в составлении предложений об осени из нескольких слов и сложных предложений.

Социально – коммуникативное развитие

С-р игра «Магазин»,  «Семья»

Игра – драматизация по сказке «Репка»

Настольные игры: домино «Овощи – фрукты», «Лото»

Д/и «Что где растет», «Какое время года», «Овощи и фрукты», «Северные ягоды», «Что изменилось», «Что за птица», «С какого дерева листок», «Чудесный мешочек», «Что лишнее?», «Что дерево рассказывает о себе».

Работа по составлению разрезных картинок из 4 – 8 частей по теме «Осенний урожай» и «Времена года»

Художественно – эстетическое развитие

НОД:

 Рисование -  «Золотая осень», «Сказочное дерево»

Коллективная аппликация «Осеннее дерево»

Лепка: «Овощи и фрукты для игры в магазин

Изготовление макета «Кто живет в осеннем лесу»

Раскраски: «Овощи»,  «Фрукты», «Грибы»,

Музыка: пение -  «Осень, осень наступила» музыка и слова  С. Насауленко; «Тише, тише, тишина, в гости осень к нам пришла» музыка и слова Е. Скрипкиной ;  «Кап-кап, тук-тук-тук» сл. Н. Соколова, муз. М. Парцхаладзе

Танец- «Танец с осенними листьями» муз.А.Филиппенко

Игра с пением: «Огородная – хороводная» муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой.

Заучивание стихотворных форм  про осень.

Чтение детям: Ю. Тувим  «Овощи», Н. Сладков «Осень на пороге», Г. Снегирев «Как птицы и звери к осени готовятся», В. Сутеев «Под грибом», Г. Юдин «Как варить компот», Р.Н.С. «Мужик и медведь», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», А. Барто «Осенью», А. Майков «Осенние листья по ветру кружат»,шотланская песенка «Зайка – трусишка» в переводе И. Токмаковой , Е. Фартутдинова  «Сказка о том, почему помидор стал красным».

Инсценировка «Осенняя сказка».

Музыкальное развлечение «Осенний праздник»

Физическое развитие

(здоровье)

п/и: «Гуси – лебеди», «Огуречик – огуречик», «У медведя во бору», «Листопад»

беседа «Прогулка для здоровья»

Пальчиковая гимнастика: «Осень», «Осенние листья», «Вышел дождик погулять», «1,2,3,4,5, в лес идем гулять», «Хозяйка однажды с базара пришла», «Мы капусту рубим – рубим…», «Осенний букет»

Взаимодействие с семьей

Приобретение раскрасок по теме «Осень»

Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родной природе»

Папка –передвижка «Осень»

Выставка совместного детско – родительского творчества «Дары осени»

Подведение итогов:

Презентация для родителей «Странички нашего проекта».

Итог: У детей сформировался интерес к осенней природе, к дарам осени. Расширился кругозор и увеличился словарный запас. Дети научились делать простейшие причинно – следственные выводы.

Список литературы

1.        Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации  – Волгоград: Учитель, 2011

2.        Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2001

3.        Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001

4.        Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.», М. 2005г.

5.        Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.

6.        Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.

7.        «Формирование целостной картины мира» под ред. О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеевой, М. 2015 г.

8.        Т.А. Шорыгина «Овощи. Какие они? Знакомство с окружающим миром». М. 2009 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Словесные игры:

Игра «Один – много»

Цель: образование от единственного числа существительных множественное число.

лужа — лужи                           Лист — листья        

дерево — деревья                  Ветка — ветки        

туча — тучи                            Птица — птицы

цветок — цветы                      Дождь — дожди

Луковица — луковицы            Огурец — огурцы

Морковка — морковки            Свёкла — свёклы

Кабачок — кабачки                  Кочан — кочаны

Горошина — горошины           Стручок —стручки

Яблоко – яблоки                       Груша – груши

Вишня – вишни                         Лимон – лимоны

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: развитие словаря детей, умение делать простое умозаключение.

Ход: Девочки будут говорить, когда осень - это хорошо, а мальчики - когда осень - это плохо.

Хорошо - поспевают овощи и фрукты; желтеют листья, все становится золотым; можно бегать по опавшим листья, они весело шуршат под ногами; дети идут в школу и встречаются со своими друзьями и т. д.

Плохо - идет противный дождик; мама не пускает гулять; на улице грязь и т. д.

«Подбери признак».

Цель: образование относительных прилагательных.

—Листья  осенью  (какие?)  — желтые,  красные,  багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

  • Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.
  • Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
  • Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.

«Назови ласково

Задачи: Учить детей образовать существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.

     Яблоко — яблочко

Апельсин — апельсинчик

Лимон — лимончик

Слива — сливка

Мандарин — мандаринчик

    Ананас — ананасик

Вишня — вишенка

Помидор — помидорчик

Огурец — огурчик

Морковь — морковочка

Репа — репочка

Редиска — редисочка

Свёкла — свеколочка

Чеснок — чесночек

Лук — луковичка

Перец — перчик

Баклажан - баклажанчик

Игры с речевым сопровождением:

«Листья»

Листья осенние тихо  кружатся,                    (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся        (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят,                    (Движения руками вправо-влево.)

 Будто опять закружиться  хотят.              (Поднимаются, кружатся.)

«Дождик»

Приплыли тучи дождевые:

 Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:        

- Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождь неугомонный

 Льет, льет, льет.

 Дети  стоят, вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз.

Дидактические игры:

«Что где растет»

Задачи:  дополнить знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания, активизировать в речи соответствующие понятия, учить правильно использовать предлоги, рассказывая о том, где растут овощи и фрукты («на огороде», «в саду»).

 «Какое время года?»

Задачи. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, сопоставлять и анализировать элементы описания, развивать слуховое восприятие, внимание.

«Овощи и фрукты»

Задачи. Учить детей группировать овощи и фрукты, развивать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

«Северные ягоды»

Задачи: знакомить детей с осенними дарами северного леса, учить сравнивать их внешний вид, формировать понятие «ягоды»

Игра «Что изменилось?»

Задачи: образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Для игры можно использовать иллюстрации овощей и фруктов, муляжи и т.д.

Показать картинку, например, с изображением яблока.

—Хорошо запомните картинку. Закройте глаза.
Вместо картинки с яблоком кладется картинка с изображением вишни.

—Откройте глаза. Что пропало? (Яблоко.) Что появилось? (Вишня.)

Нет (чего?) — яблок, груш, бананов, апельсинов, лимонов, вишен, слив…

2 вариант:

Задачи: развивать зрительное восприятие и память детей, упражнять в использовании различных способов запоминания пространственного расположения предметов, учить ребят отвечать на вопрос «Что изменилось?», используя характеристики пространственного взаиморасположения предметов.

«С какого дерева листок»

Задачи: развивать зрительное восприятие и память детей, умение сопоставлять и сравнивать предметы по форме, цвету, величине, активизировать в речи названия деревьев.

«Чудесный мешочек»

Задачи: развивать у детей тактильные ощущения, формировать умение анализировать их, определять предмет на ощупь. Активизировать в речи детей понятия, связанные с характеристиками предметов, учить использовать конструкции предположения.

«Что лишнее?»

Задачи:  Учить детей выбирать среди предметов те, которые не могут быть включены в заданные группы, отвечать на вопросы, поясняя свой выбор..

Груша, яблоко, помидор, персик (помидор)
Гранат, апельсин, банан, яблоко (банан)        

Капуста, тыква, киви, кабачок (киви)        

Абрикос, лимон, банан, персик (лимон)

Помидор, редька, лук, репа (помидор)

Картофель, морковь, яблоко, перец (яблоко) 

Салат, редис, капуста, лук (лук) 

Груша, чеснок, апельсин, яблоко (чеснок) 

Клюква, малина, груша, рябина (груша) 

Киви, банан, груша, брусника (брусника)

Редька, лук, баклажан, черника (черника) 

«Что дерево рассказывает о себе».

Задачи: Учить детей составлять описание знакомых деревьев, называя основные части растений, их характерные признаки, учить выделять изменения, происходящие с деревом осенью.

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Задачи: учить детей зрительно делить изображение предмета на части, составлять предмет из частей, определять не тформу отрезанной части картинки, пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки.

Пальчиковая гимнастика:

Пальчиковая гимнастика «Осень».

Ветер по лесу летал,                            Плавные, волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал:                         Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.                 Укладывают ладони на коленки  

Н.Нищеева

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,              (Загибают пальчики, начиная с  большого.)

Будем листья собирать.                     (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы,                                  (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

 Маме осенний букет отнесем.         («Шагают» по столу средним и указательным  

                                                             пальчиками.) 

Н.Нищева

"Вышел дождик погулять".

Раз, два, три, четыре, пять,        Удары по коленям пальцами обеих рук. Левая   — начиная с

                                                       мизинца, правая — с большого пальца.
Вышел дождик погулять.            
Беспорядочные удары. 
Шел неспешно по  привычке,    
"Шагают" средним и указательным пальцами.
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:          
Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками.
"По газону не ходить!"
Дождь вздохнул тихонько:"Ох!"
Часто и ритмично бьют в ладоши. 
И ушел. Газон засох.                    
Ритмичные хлопки по коленям. 

«1,2,3,4,5, в лес идем гулять»

Раз, два, три, четыре, пять       (пальчики обеих рук "здороваются", начиная с

                                                         больших пальцев)

В лес идем гулять.                       (обе руки "идут" указательными и средними

                                                          пальцами по столу)

За черникой,                                 (загибать пальчики,начиная с большого)

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем

"Хозяйка однажды с базара пришла".

Хозяйка однажды с базара пришла,            "Шагают" пальчиками. 
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох,          
Загибают по одному пальнику.
Петрушку и свеклу. Ох!..                              
Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе —
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? Горох?    
Загибают по одному пальчику.
Петрушка иль свекла? Ох!..                          
Хлопок.
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, горох,          
Загибают по одному пальчику. 
Петрушку и свеклу. Ох!..                              
Хлопок.
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке            
Ладони складывают крест накрест. 
Картошка, капуста, морковка, горох,        
Загибают по одному пальчику. 
Петрушка и свекла. Ох!..                            
Хлопок.
И суп овощной оказался неплох!              
"Едят" суп.
                                                                                      Ю. Тувим

 «Мы капусту рубим – рубим…»

Мы капусту рубим, рубим,          (имитация движений)

Мы капусту режем, режем,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем!  

Подвижные игры:

«Гуси – гуси»

Цель игры. Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы речь их была выразительной.

Ход игры. При помощи считалки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка — в другом, волк — в стороне.

 Слова хозяйки гусей:
 Гуси! Гуси!
 Есть хотите?
 Ну, летите!
 Почему?
 
 Ну, летите как хотите,
 Только крылья сберегите!

Ответы гусей:
Га-га-га!
Да-да-да!
Нам нельзя!
Серый волк под горой,
Не пускает нас домой!

 Слова хозяйки гусей:
 Гуси! Гуси!
 Есть хотите?
 Ну, летите!
 Почему?
 
 Ну, летите как хотите,
 Только крылья сберегите!

Ответы гусей:
Га-га-га!
Да-да-да!
Нам нельзя!
Серый волк под горой,
Не пускает нас домой!

Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе.

« Огуречик, огуречик…»

 Задачи:  упражнять в беге врассыпную, умение действовать по сигналу.

 Ход:  На одном конце зала- ловишка , на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на 2-х ногах.

Ловишка:  «Огуречик, огуречик,

                     Не ходи на тот конечик.

                     Там мышка живет,

                     Тебе хвостик отгрызет»

Дети убегают на свои места, а ловишка догоняет.

«У медведя во бору»

 Задачи: развивать умение двигаться в соответствии с текстом.

Ход: За чертой, на расстоянии 2-3-х шагов место для медведя. На противоположном конце площадки обозначен дом детей.

Ведущий говорит: « Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирают грибы, ягоды, т.е имитируют соответствующие движения и говорят:

                                    «У медведя во бору

                                    Грибы, ягоды беру,

                                    А медведь сидит

                                     И на нас рычит.»

Медведь с рычанием ловит детей, дети убегают.

«Листопад»

По группе на полу лежат 3—4 обруча — это лужи. Рядом с каждым из них  картинка дерева: березы, дуба, рябины, клена. У детей листья этих деревьев.

                Листопад, листопад,               поочередно взмах руками,

                Листья желтые летят,               обеими руками,

            Под ногами шелестят               приседают,

            И летят, летят, летят...            покружиться и присесть.

По сигналу дети — «листики» летают, кто где хочет, по другому сигналу должны собраться у своего дерева, чья команда быстрее. «Вы с какого дерева? (С клена.) Значит, вы какие листочки? (Кленовые.)». Далее «листики» опять летают, ложатся на землю, «засыпают».  Картинки деревьев меняются местами.

ПАСПОРТ ДОЛГОСРОЧНОГО

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

«ОСЕНЬ РАЗНОЦВЕТНАЯ»

Воспитатели: Смирнова Н.А., Порохння А.Д. 

Цель проекта: познавательно-исследовательская деятельность по изучению природы в осенний период времени.

Срок реализации проекта: с 5 сентября 2023г по 30 ноября 2023 г

Участники проекта: воспитанники средней группы , воспитатели, родители

Задачи проекта:

- расширить представления об изменениях в природе осенью;

- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой

природы;

- привлечь внимание к окружающей природе и её объектам;

- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- способствовать творческому выражению своих впечатлений в создании декоративных композиций и рисунков;

- пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;

- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.

- привлекать родителей к жизни группы, содействовать сближению родителей и детей над решением общей задачи.

Предполагаемый результат проекта: У детей сформируется интерес к осенней природе, к дарам осени. Расширится кругозор и увеличится словарный запас. Дети научатся делать простейшие причинно – следственные выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект в средней и старшей группе по экологии "Чудо-дерево".

Долгосрочный проект в средней и старшей группе по экологии "Чудо-дерево"....

Долгосрочный проект в средней группе « Как жили люди на Руси »

В наше неспокойное время, полное противоречий и  тревог, когда привычными стали слова « безнравственность », « бездуховность », мы, воспитатели задумываемся о том, какими вырастут наши дети. С ра...

Долгосрочный проект в средней группе "В поисках невидимки"

Детское экспериментирование-это важнейший вид поисковой деятельности и позволяет ребёнку моделировать в своём сознании карту мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвя...

Долгосрочный проект для средней группы "Красавица берёзка"

Проект направлен на формирование представления детей о самом почитаемом дереве в России –  берёзе. В ходе проекта дети знакомятся с рассказами,  стихами, песнями, загадками о берёзе...

Долгосрочный проект в средней группе: "Природа глазами детей!"

Долгосрочный проект в средней группе: "Природа глазами детей!"...