Методы ТРИЗ
методическая разработка по развитию речи

Перечень методов и приемов ТРИЗ, адаптированные для детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название метода

Цель

Характеристика

Примеры адаптации для дошкольников

Метод мозгового штурма

Учить давать большое  количество  идей, в том числе самых фантастических      в   рамках   заданной  темы и найти одну наиболее удачную.

Это   построенный особым   образом  коллективный  метод  или  поиск  нетрадиционных  путей решения  проблемы.

Как уберечь продукты от мышей?

Я- друг героя и ему помогу.

Метод «Синектика»

Развивать у детей творческого мышления, памяти.

Этот метод предлагает поставить себя на
место кого (чего) – либо. Метод работает как метод эмпатии, дети представляют себя каким – то конкретным предметом или явлением.

Эмпатия: Изобрази будильник

Прямая аналогия: Вертолет-аналогия стрекозы.

Фантастическая аналогия: Нарисуй радость.

Метод фокальных объектов

Учить выявлять  все возможные варианты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.

Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

Игра «Изобретатели» предлагает малышам сконструировать предметы мебели, технические приспособления, необычные здания, придумать несуществующее фантастическое животное.

Метод «Системный анализ»

Определять  роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому  элементу.

Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой.

Почему  идёт дождь, падают снежинки, появляется радуга, летают птички и бабочки, растут деревья и цветы и т. д

Метод морфологического анализа

Выявить  все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.

Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта. Для работы используется морфологическая таблица.

Фантастическое животное: животное  с  головой  зайца, туловище  крокодила, хвостом  лисы  и  ногами  жирафа.

Метод «Золотая рыбка»

Разделить  ситуации на составляющие (реальную и фантастическую),  с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

 Метод снимает слои реальности и выявляет ту центральную идею, которая легла в основу необъяснимого фантастического процесса, явления, события. Не рекомендуется для детей младше 6 лет.

Сказка Пушкина А.С. «Золотая рыбка»

Былины о Илье Муромце

Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками)

Помочь  решить проблему знакомства детей с явлениями в неживой природе.

Все предметы и вещества состоят из множества МЧ. В зависимости от состояния вещества МЧ ведут себя по-разному: МЧ твердого вещества крепко держатся за руки, МЧ жидкого вещества- стоят рядом, МЧ газообразного вещества- бегут.

Сосулька зимой не тает. Почему? МЧ льда холодно, и они крепко держатся друг за друга. Но вот пришла весна, стало солнце пригревать. МЧ перестали держаться за руки – они лишь касаются друг друга. Лед превратился в  воду. Солнце греет сильнее, МЧ  разбежались. Вода исчезла, превратилась в пар, т. е. испарилась.

Методы и приемы ТРИЗ, адаптированные для детей дошкольного возраста



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе с применением технологии ТРИЗ.

Пересказ «Зимовка зверей»

Составила: Рыжкова Н.А.

Цель: Продолжать осваивать правила пересказа, используя технологию  ТРИЗ.

Задачи: Совершенствовать грамматический строй речи, развивать логическое мышление, развивать умение содержательно, связно и последовательно излагать свои мысли, обогащать словарь детей, формировать способности детей к театральному творчеству.

1 этап. Организационный.

Дети заходят в группу, приветствуют гостей. Встают паровозиком.

В: Ребята, сейчас я буду каждому из вас задавать загадку, кто её отгадает, тот проходит на стульчик.

2 этап. Мотивационный.

Воспитатель: задаёт детям загадки про животных (диких и домашних)

Д: Ответы детей.

Дети отгадав все загадки, сели на стулья.

В: Ребята, вы уже догадались о ком мы сегодня будем говорить?

Д: О диких и домашних животных.

В: Правильно

3 этап. Подготовительный.

Дыхательная гимнастика, игры на развитие мелкой моторики, массаж лица, артикуляционная гимнастика.

4 этап. Основной.

В: Ребята, что мы ещё знаем о животных?

Д: Что все животные делятся на группы по признакам:

1). По месту обитания.

2). По способу питания.

3). По образу жизни.

В: Я предлагаю вам заполнить морфологическую таблицу на интерактивной доске. Выбирайте дорожку с понравившимся вам животным. (Даём полные ответы).

В: Сейчас мы переходим к пересказу текста «Зимовка зверей» с помощью алгоритма.

Работа по алгоритму.

Первое правило: выразительное чтение педагогом текста. Дети внимательно прослушав текст, самостоятельно вспоминают первое правило — внимательно слушать- выставляется первая карточка с анализатором УХО.

Второе правило: Схематизация.

Чтобы запомнить сказку надо её представить. Выставляется карточка с анализатором ГЛАЗА. Дети с помощью педагога восстанавливают последовательность действий героев. Читая текст педагог выставляет, заранее подготовленные карточки с изображением героев.

Третье правило: Разыгрывание сказки в диалоге точно по тексту. Выставляется карточка с изображением МАСКИ. В проигрывании сказки дети закрепляют последовательность событий близко к прочитанному. Каждому ребёнку раздаю шапочку на голову в соответствии с ролью.

Четвёртое правило: Самостоятельный пересказ сказки «Зимовка зверей» взрослым. (взрослые записывают текст за ребёнком). Выставляется карточка с анализатором РОТ.

Дети самостоятельно передают содержание сказки.

5 этап. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...

ТРИЗ. Применение методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиск...

«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»

laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...

«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»

laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...

Заседание творческой группы. "Применение ТРИЗ в коммуникативной развитии дошкольников". Выступление: "Методы ТРИЗ" (13.08.2021)

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он...