Статья "Воспитание культурных навыков и пример взрослых для детей"
консультация

Шестакова Наталья Михайловна

 Какими бы внешними данными не обладал ребёнок, но если он не знаком со словом «пожалуйста», не умеет себя вести, перебивает разговор взрослых, то такой ребёнок производит неприятное впечатление. О таком ребёнке говорят – невоспитан.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание культурных навыков и пример взрослых для детей»

«Понятие о культуре очень широко-

от умывания лица до последних

высот человеческой мысли»

М. И. Калинин.

Программа воспитания в детском саду предусматривает у детей формирования культуры поведения. Так, например, детей учат быть приветливыми, вежливыми, здороваться и прощаться, называть взрослых по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор старших не перебивать говорящего, оказывать услугу взрослому. Воспитывать заботливое отношение друг к другу, уважать труд взрослых, иметь уважение к маленьким, стремление сделать для них что-то приятное: помочь застегнуть пуговицу, завязать шнурок, утешить плачущего.

За этим рекомендациями кроется широкая программа культурного воспитания детей.

Культура поведения человека, тесно связано с нравственностью, с чувством уважения к человеку, к законам человеческого общества. Хочешь, чтобы уважали тебя, -уважай других, веди себя так, чтобы не вызвать у людей осуждения, неприязни.

А. С. Макаренко указывал: «Культурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку ещё очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое – как говорить. Возраст от колыбели до школы – один из самых решающих периодов в развитии человеческих качеств. И не напрасно народная мудрость глоссит «Учи дитя, когда оно поперёк лавки лежит». Формирование культуры поведения не может идти в отрыве от воспитания ребёнка в целом, от формирования нравственной основы личности.

Поэтому, если мы требуем от детей внешне приличных форм приветливо, здороваться, обращаться с просьбой со словом «пожалуйста» то этим самим мы влияем на внутренний мир ребёнка. (Воспитываем у него нравственные качества, как доброта, уважительность).

Одним из качеств культурного поведения является вежливость. (Это умение говорить спасибо, пожалуйста, умение пропустить, посадить старшего, умение вежливо обращаться, выслушать).

Вежливость делает человека приветливым, привлекательны, вызывает чувство симпатии. Кому не лестно, если молодой человек или молодая женщина уступит место старшему, или откроет дверь для вас, так как у вас обе руки заняты, да ещё приветливо скажет «входите, пожалуйста» и так далее. И не зря о вежливости говорят так: «Вежливость ничего не стоит - но высоко ценится». Без неё невозможно представить себе нормальные отношения людей. (Мальчик сказал на девочку «Не гавкай»). При разговоре узнаём, что так папа говорил на маму, а бывает ещё и, хлеща. О какой культуре поведение думают родители в таких семьях.

Вежливость должна основываться на чувствах искренности, доброжелательности, уважения к окружающим.

Нельзя, например, считать ребёнка вежливым, только потому, что он говорит «спасибо», обращается к воспитателю со словом «пожалуйста». Надо присмотреться, а как он поступает со своими сверстниками, как он ведёт себя с родителями, или наоборот, если он дома вежлив в обращении со всеми, а как он относится к другим людям, вежлив ли только по вашей подсказке или по собственному побуждению. Ведь благодарить, здороваться, прощаться можно по-разному – угрюмо сухо, по обязанности, небрежно, а можно тепло с чувством признательности.

Есть родители, я уже не говорю о детях, потому что дети копируют нас, мамы, папы, дедушки, так приветливо доброжелательно здороваются, чувствуешь признательность, уважение к себе.

А есть и такие родители, от детей требуют: «Скажи воспитателю до свидания, а сам уходит, не попрощавшись, или буркнет сухо, как будто мимо бросит это слово.

Вежливость должна воспитываться на чувствах уважения, признательности, доброты, - всё это в первую очередь должно исходить от нас взрослых, тогда и детям легче будет прививать эти качества.

Нельзя не сказать ещё об одном качестве культурного поведения – это предупредительность.

Предупредительность нельзя сравнивать с угодливостью. Воспитывая предупредительность, мы воспитываем такие нравственные качества, как заботливость, умение прийти на помощь к окружающим вас людям. Воспитывая у детей предупредительность в детском саду, учим детей догадываться: например, ребёнок должен помочь донести игрушки, подать уроненную вещь, поставить и убрать стул, пропустить в дверях воспитателя, девочек, старших и так далее.

Ведь мы знаем, что дети во многом повторяют нас. И если у вас в семье старшие предупредительны к младшим, то эти качества воспитываются и у ваших детей. «Лучше раз скажи, а десять раз примером покажи». Хорошо, если папа маме предложил стул, или открыл дверь, уступил бабушке кресло, помог донести тяжёлую сумку, проводил гостя до калитки, помог гостю раздеться, предложил стул. Если в семье воспитывается предупредительность, таких детей легче воспитывать в детском саду, таким детям быстрее приживаются навыки культурного поведения.

Скромность, ещё одно качество культурного поведения – это признак высокой внутренней культуры человека, целая черта личности. Скромность воспитывается с малых лет жизни. Формировать у детей сдержанность, умение жить в коллективе, считаясь с интересами товарищей, не причинять неудобство окружающим, поступать хорошо не для похвалы, а потому что иначе быть не может – эти качества одно из непременных условий нравственности.

Пример взрослых – это главное условие воспитания воспитанности у детей.

Трудно потребовать воспитанности у детей, если родители не имеют в этом никакого понятия.

Почему ребёнок должен уступить место в автобусе, пропустить старшего в двери, говорить «пожалуйста», спасибо, извиняться, если взрослые и не думают поступать так на глазах у детей. (Да ещё можешь услышать, ничего постоишь, я ребёнку билет купила).

Пример взрослых – добрая улыбка при встрече со знакомыми, услуга, любезность, добрые слова – гораздо приятнее для глаза детей, нежели грубость, неуважительность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание положительного отношения детей к труду через пример взрослых и сверстников

На примере взрослых и сверстников у детей появляется мотивация к разным видам труда: самообслуживание, труд взрослых, труд в природе, ручной труд....

Консультация для родителей Тема: «Значение авторитета родителей и влияние примера взрослых на детей в различных видах деятельности».

Консультация раскрывает формирование авторитета родителей, как одно из важных условий семейного воспитания....

статья на тему: Организация моментов радости, связанными с культурно-гигиеническими навыками и навыками здорового образа жизни для детей раннего возраста.

В статье указан материал о организации моментов радости, связанными с культурно-гигиеническими навыками и навыками здорового образа жизни для детей раннего возраста....

Всеобуч «Личный пример взрослых в воспитании культурного поведения детей»

Вашему вниманию представляю разработку всеобуча "Личный пример взрослых в воспитании культурного поведения детей"...

Опыт работы «Пример взрослых при формировании нравственного чувства к культурному наследию мордовского народа»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину- задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа. Все мы зна...

Речевой досуг как творческий итог совместной читательской деятельности взрослых и детей (на примере произведения Яна Экхольма «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.»)

Развтие речи - одна из главных задач воспитания и обучения дошкольников. Вашему вниманию представлен опыт проектной деятельности по организации речевых досугов для детей 5-6 лет. Надеюсь, данная работ...