"Влияние загадок на речевое развитие ребёнка дошкольника"
консультация (средняя группа)

Чимова Елена Николаевна

"Влияние загадок на речевое развитие ребёнка дошкольника"

13.10.2021

"Влияние загадок на речевое развитие ребёнка дошкольника" 
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в
предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные
признаки предметов или явлений. Загадки не спутаешь ни со скороговоркой,
ни со считалочкой.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее
развитие речи детей. Загадки способствуют формированию образности речи
детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь, помогают увидеть вторичные значения слов,
формируют представления о переносном значении слова, помогают усвоить
звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться
на языковой форме и анализировать ее.
Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Ведь загадка
указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только
загадываемому предмету. Она основана на сходстве и отрицании сходства
между предметами. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о
связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об
особенностях каждого предмета и явления.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению,
формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Загадки - являются отличным приемом дидактического воздействия на детей.
В своей работе можно предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении.
Но загадки можно использовать не только в начале, а также и в процессе
деятельности и в ее завершении. Загадка может служить при этом
своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая
закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает
конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета
или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и
красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном
и том же.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой
словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос,
т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет
речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны.
Наиболее важны из них:
•воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
•стимуляция умственной активности;
•развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
•расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
•развитие сенсорной сферы.
По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой
для решения, загадки можно условно разделить на три группы.
 К загадкам первого уровня сложности относят:
•загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления
(величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);
•загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-
отгадка.
 Например: 

 _Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч.
(Арбуз)_ 

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении
признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное
количество признаков позволяет производить необходимые умственные
операции и успешно решать логическую задачу.
 Загадки второго уровня сложности включают:
•загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2
признакам нужно восстановить целостный образ предмета. _Например: Голубая простыня весь свет одевает (Небо);
•загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на
сравнении предметов или явлений. Например: Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Ветер). 
Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с
указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по
ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно
при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.
 Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Например: Под одной крышей четыре братца живут (Стол). 
Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры,
выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд
далеких друг от друга.
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное
отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с
предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание
педагогом способа использования загадок, характер и манера их
преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей
и возможностей дошкольников.
Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их
небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми
ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное
воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты
питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и
свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается,
повадки и т.д.). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные
загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.
Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая
тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о
явлениях природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки
может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете.
Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными
метафорами.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать
загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода,
орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т.д. Детям
предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение,
исключение, сопоставление и др.
Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети
с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше
эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с
большим желанием.
В работе с загадками не настолько важно, как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки.
Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого
воображения, образного мышления.
Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и
подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их
загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать
предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и
зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.
Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при
отгадывании загадки, а предварительное ознакомление детей с предметами
и явлениями, о которых пойдет речь, является главным условием,
обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки.
Воспитателю также необходимо знать основные ошибки детей при
отгадывании загадок. Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца,
не запоминают всех подробностей. У младших дошкольников внимание
часто привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо
знакомый и рвется нить внимания. Дети выделяют сразу несколько
второстепенных объектов, но пропускают главный признак. Дети осознанно
пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как
им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Влияние загадок на речевое развитие ребёнка дошкольника"

13.10.2021

"Влияние загадок на речевое развитие ребёнка дошкольника" 
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в
предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные
признаки предметов или явлений. Загадки не спутаешь ни со скороговоркой,
ни со считалочкой.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее
развитие речи детей. Загадки способствуют формированию образности речи
детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь, помогают увидеть вторичные значения слов,
формируют представления о переносном значении слова, помогают усвоить
звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться
на языковой форме и анализировать ее.
Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Ведь загадка
указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только
загадываемому предмету. Она основана на сходстве и отрицании сходства
между предметами. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о
связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об
особенностях каждого предмета и явления.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению,
формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Загадки - являются отличным приемом дидактического воздействия на детей.
В своей работе можно предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении.
Но загадки можно использовать не только в начале, а также и в процессе
деятельности и в ее завершении. Загадка может служить при этом
своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая
закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает
конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета
или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и
красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном
и том же.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой
словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос,
т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет
речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны.
Наиболее важны из них:
•воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
•стимуляция умственной активности;
•развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
•расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
•развитие сенсорной сферы.
По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой
для решения, загадки можно условно разделить на три группы.
 К загадкам первого уровня сложности относят:
•загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления
(величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);
•загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-
отгадка.
 Например: 

 _Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч.
(Арбуз)_ 

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении
признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное
количество признаков позволяет производить необходимые умственные
операции и успешно решать логическую задачу.
 Загадки второго уровня сложности включают:
•загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2
признакам нужно восстановить целостный образ предмета. _Например: Голубая простыня весь свет одевает (Небо);
•загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на
сравнении предметов или явлений. Например: Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Ветер). 
Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с
указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по
ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно
при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.
 Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Например: Под одной крышей четыре братца живут (Стол). 
Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры,
выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд
далеких друг от друга.
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное
отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с
предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание
педагогом способа использования загадок, характер и манера их
преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей
и возможностей дошкольников.
Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их
небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми
ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное
воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты
питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и
свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается,
повадки и т.д.). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные
загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.
Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая
тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о
явлениях природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки
может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете.
Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными
метафорами.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать
загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода,
орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т.д. Детям
предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение,
исключение, сопоставление и др.
Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети
с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше
эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с
большим желанием.
В работе с загадками не настолько важно, как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки.
Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого
воображения, образного мышления.
Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и
подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их
загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать
предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и
зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.
Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при
отгадывании загадки, а предварительное ознакомление детей с предметами
и явлениями, о которых пойдет речь, является главным условием,
обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки.
Воспитателю также необходимо знать основные ошибки детей при
отгадывании загадок. Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца,
не запоминают всех подробностей. У младших дошкольников внимание
часто привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо
знакомый и рвется нить внимания. Дети выделяют сразу несколько
второстепенных объектов, но пропускают главный признак. Дети осознанно
пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как
им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние семьи на речевое развитие ребёнка – дошкольника.

Семья является одним из наеболее важных факторов , сила влияния семьи связана с авторитетом родителей....

«Влияние загадок на речевое развитие дошкольника»

Влияние загадки на всестороннее развитие ребенка....

«Влияние загадок на речевое развитие дошкольников»

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой впредельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерныепризнаки предметов или явлений. Загадки не спутаешь ни со...

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формир...