Физическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями.
консультация

Третьякова Елена Сергеевна

В статье рассматриваются основные задачи и возможные целевые ориентиры физического развития детей с интеллектуальными нарушениями раннего и дошкольного возраста, основные направления работы, формирование представлений о здоровом образе жизни у детей от 6 д 8 лет..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskoe_razvitie.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация « Физическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями»

В статье рассматриваются основные задачи и возможные целевые ориентиры   физического развития детей с интеллектуальными нарушениями  раннего и дошкольного возраста, основные направления работы по физическому воспитанию, а так же формирование представлений о здоровом образе жизни у детей   от 6-ти до 7 (8-ми) лет в соответствии с « Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Физическая  культура детей с интеллектуальными нарушениямии занимает одно из ведущих мест в воспитании ребенка. К моменту поступления в школу дети овладевают определенным запасом двигательных навыков и умений, которые позволяют им адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешному усвоению школьной программы не только на начальных но и на последующих этапах обучения. 

В ФАОП описание образовательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представлено в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях.

 

Основные задачи и целевые ориентиры   физического развития детей с интеллектуальными нарушениями  раннего и дошкольного возраста.

Физическое развитие обучающихся до 1-го года  

В области физического развития основными задачами образовательной деятельности являются:

создавать условия для удержания ребенком игрушек в одной руке, затем удержание игрушек двумя руками;

развивать у ребенка действия для захватывания разнообразных игрушек рукой и удерживать их в руке, рассматривая их;

создавать условия для перекладывания игрушек из одной руки в другую, рассматривать их;

развивать у ребенка манипулятивные действия с разнообразными игрушками;

создать условия для развития действия с игрушками: бросания, закрывания, нажимания;

создавать условия для развития прямостояния: удерживания головки, используя специальные упражнения и приемы активизации;

создавать условия для овладения переворотами с живота на спинку и со спинки на живот, используя специальные упражнений и приемы активизации;

создавать условия для овладения ползанием: формирование координированного взаимодействия в движениях рук и ног;

создавать условия для овладения навыком сидения, совершенствовать этот навык после 9-и месяцев;

создавать условия для укрепления ног: учить опираться на ножки, пружинить на ножках, используя игровые приемы (катание на большом мяче);

создавать условия для положительного отношения к воде, учить удерживаться в воде на руках педагогического работника.

Ориентиры развития к концу первого года жизни ребенка.

Дети могут научиться:

уметь удерживать игрушку в руке, перекладывать игрушку из одной руки в другую;

уметь передвигаться в пространстве путем ползания;

уметь самостоятельно сидеть.

Физическое развитие обучающихся от 1-го года до 2-х лет.

Основными задачами образовательной деятельности являются:

продолжать совершенствовать навык ползания и перелазания: учить проползать через ворота, обруч;

продолжать укреплять умения у обучающихся опираться на ножки в процессе игровых приемов;

создавать условия для овладения детьми прямохождением: учить ходить по прямой дорожке вместе с педагогическим работником;

создавать условия для совершенствования у обучающихся навыка самостоятельной ходьбы;

учить ходить по прямой дорожке, перешагивая через незначительное препятствие (ручеек, канавку, палку);

совершенствовать умения обучающихся удерживать предмет (игрушку) одной рукой непродолжительное время и бросать его в цель (мячик);

формировать умения удерживать предметы (игрушки) двумя руками, производить с ними некоторые действия (мячи, рули, обручи);

продолжать формировать положительное отношение к пребыванию ребенка в воде, создавать условия для выполнения действий бросания и хватания игрушек в воде, удерживаться в воде при использовании вспомогательных средств (круга, пояса) при поддержке педагогического работника;

 Физическое развитие обучающихся от 2-х лет до 3-х лет.

 Основными задачами образовательной деятельности являются:

совершенствовать самостоятельную ходьбу, перешагивая через незначительное препятствие;

учить перелазить через бревно, проползать через обруч;

совершенствовать навыки бросания;

создавать условия для овладения умениями бегать;

учить ходить по лесенке вверх с педагогическим работником, а затем и самостоятельно;

формировать интерес к подвижным играм с детьми (малая группа 3-4 ребенка);

совершенствовать положительное отношение к пребыванию ребенка в воде, создавать условия для выполнения действий бросания и хватания игрушек в воде, удерживаться в воде при использовании вспомогательных средств (круга, пояса) при поддержке педагогического работника.

Дети могут научиться:

самостоятельно ходить, перешагивая через незначительное препятствие;

уметь проползти через обруч;

проявлять положительное отношение к пребыванию в воде вместе с педагогическим работником;

проявлять интерес к подвижным играм.

Основные направления работы по физическому воспитанию:

1. Метание основывается на развитии хватательных движений и действий ребенка. Общеизвестно, что в онтогенезе развития движений хватание развивается раньше прямостояния. Развитие руки стимулирует формирование остальных двигательных функций организма, активизируя всю психическую деятельность ребенка. Даже глубоко умственно отсталый ребенок может схватывать предметы, удерживать их непродолжительное время и бросать, выполняя движение "от плеча", поэтому в программе данный вид занятий стоит на первом месте. В процессе метания движение выполняется как одной рукой, так и двумя руками. При этом стимулируется выделение ведущей руки и формируется согласованность совместных действий обеих рук. Все это имеет особое значение для коррекции отклонений в познавательной сфере обучающихся с умственной отсталостью.

2. Построение направлено на организацию деятельности обучающихся в процессе физического воспитания. В ходе построения обучающиеся учатся слышать педагогического работника и подчинять свое поведение требованиям его инструкции. Наряду с этим умственно отсталый ребенок учится адекватно вести себя, ориентироваться в ситуации и участвовать в совместных действиях с другими детьми.

3. Ходьба направлена на развитие основных движений ребенка, формирование умения правильно держать корпус, соблюдать ритм ходьбы, на совершенствование согласованных движений рук и ног, формирование слухо-двигательной и зрительно-двигательной координации. В процессе ходьбы развивается целенаправленность в деятельности ребенка.

4. Бег способствует совершенствованию основных движений ребенка, позволяет ему овладеть навыком согласованного управления всеми действиями корпуса, формирует легкость и изящество при быстром перемещении ребенка.

Совместный бег в группе обучающихся закрепляет навыки совместных действий, эмоционального отклика на них и предпосылок коммуникативной деятельности.

Правильная организация бега обучающихся позволяет формировать у них адекватные формы поведения в коллективе обучающихся и желание участвовать в совместной деятельности.

5. Прыжки направлены на развитие основных движений ребенка, тренировку внутренних органов и систем детского организма. Прыжки создают большую нагрузку на неокрепший организм ребенка. Физиологами доказано, что для безопасного выполнения прыжков необходимо наличие у ребенка развитого брюшного пресса и S-образного изгиба позвоночника. Поэтому прыжки нужно вводить постепенно и очень осторожно. Обучающихся начинают учить прыжкам со спрыгивания, с поддержкой педагогического работника. Прыжки подготавливают тело ребенка к выполнению заданий на равновесие, которые очень сложны для умственно отсталого дошкольника. Для совершенствования навыков в прыжках ребенок должен проявить волевые качества своей личности, сосредоточиться и собраться с силами. Кроме того, в процессе выполнения прыжков у обучающихся начинают закладываться основы саморегуляции и самоорганизации своей деятельности.

6. Ползание, лазание, перелазание направлены на развитие и совершенствование двигательных навыков, укрепление мышц спины, брюшного пресса, позвоночника. Эти движения, в свою очередь, оказывает положительное влияние на формирование координированного взаимодействия в движениях рук и ног; на укрепление внутренних органов и систем. При этом являются одним из важнейших направлений работы, имеющей высокую коррекционную значимость как для физического, так и психического развития ребенка. Общеизвестно, что многие умственно отсталые обучающиеся в своем развитии минуют этап ползания. Поэтому одна из задач физического воспитания - восполнить этот пробел в их развитии.

7. Общеразвивающие упражнения способствуют развитию интереса к движениям, совершенствованию физических качеств и двигательных способностей; развивают гибкость и подвижность в суставах; укрепляют функционирование вестибулярного аппарата. Физические упражнения обеспечивают активную деятельность внутренних органов и систем, укрепляют мышечную систему в целом. В общеразвивающих упражнениях выделяются следующие группы движений:

упражнения без предметов;

упражнения с предметами;

упражнения, направленные на формирование правильной осанки;

упражнения для развития равновесия.

8. Подвижные игры закрепляют сформированные умения и навыки, стимулируют подвижность, активность обучающихся, развивают способность к сотрудничеству с педагогическим работником и другими детьми. Подвижные игры создают условия для формирования у обучающихся ориентировки в пространстве, умения согласовывать свои движения с движениями других играющих обучающихся. Обучающиеся учатся находить свое место в колонне, в кругу, действовать по сигналу, быстро перемещаться по залу или на игровой площадке. Совместные действия обучающихся создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности.

Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности обучающихся на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь, что благотворно влияет на общее состояние здоровья. Также в процессе подвижных игр создаются условия для развития психических процессов и личностных качеств обучающихся, у них формируются умения адекватно действовать в коллективе детей.

В данный раздел включено обучение плаванию, поскольку оно оказывает колоссальное стимулирующее воздействие на растущий организм ребенка. Физические свойства водной среды, в частности, плотность воды, оказывают специфическое влияние на функции кровообращения, дыхания, кожные рецепторы. Плавание закаливает, тренирует вестибулярный аппарат. Занятия в воде необходимо сочетать с общеразвивающими упражнениями и подвижными играми на суше.

 Основными задачами образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста являются:

формировать у обучающихся интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям с другими детьми;

укреплять состояние здоровья обучающихся;

формировать правильную осанку у каждого ребенка;

формировать у обучающихся потребность в разных видах двигательной деятельности;

развивать у обучающихся движения, двигательные качества, физической и умственной работоспособности;

тренировать у обучающихся сердечно-сосудистую и дыхательную системы, закаливать организм;

создавать условия в группе для эффективной профилактики простудных и инфекционных заболеваний;

осуществлять систему коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие психических процессов и личностных качеств обучающихся, предупреждать возникновения вторичных отклонений в психофизическом развитии ребенка;

учить обучающихся выполнять движения и действия по подражанию действиям педагогического работника;

учить обучающихся выполнять действия по образцу и речевой инструкции;

учить обучающихся внимательно смотреть на педагогического работника, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит;

учить обучающихся выполнять движения и действия по подражанию педагогическому работнику;

учить обучающихся тихо входить в спортивный зал и строится в шеренгу по опорному знаку - стена, веревка, лента, палка;

учить обучающихся ходить стайкой за воспитателем;

учить обучающихся ходить друг за другом, держась за веревку рукой;

учить обучающихся ходить по "дорожке" и "следам";

учить переворачиваться из одного положения в другое: лежа на спине, в положение, лежа на животе и обратно;

воспитывать у обучающихся интерес к участию в подвижных играх;

учить обучающихся спрыгивать с высоты (с гимнастической доски - высота 10-15 см);

учить обучающихся ползать по ковровой дорожке, доске, по наклонной доске, залезать на горку с поддержкой педагогического работника и самостоятельно спускать с нее;

учить обучающихся подползать под веревку, под скамейку;

учить обучающихся удерживаться на перекладине с поддержкой педагогического работника;

формировать у обучающихся интерес к движениям в воде, учить не бояться воды и спокойно входить в бассейн, окунаться спокойно в воду.

 Основными задачами образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста являются:

учить обучающихся выполнять инструкцию педагогического работника, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит;

учить обучающихся выполнять движения и действия по подражанию, показу и речевой инструкции педагогического работника;

формировать у обучающихся интерес к участию в подвижных играх, знать правила некоторых подвижных игр;

учить обучающихся бросать мяч в цель двумя руками;

учить обучающихся ловить мяч среднего размера;

учить обучающихся строиться и ходить в шеренге по опорному знаку - веревка, лента, палки;

учить обучающихся ходить по "дорожке" и "следам";

учить обучающихся бегать вслед за воспитателем;

учить обучающихся прыгать на двух ногах на месте, передвигаться прыжками;

учить обучающихся ползать по гимнастической скамейке;

формировать у обучающихся умение подползать под скамейку;

учить обучающихся переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе;

учить обучающихся подтягиваться на перекладине.

продолжать формировать у обучающихся интерес к движениям в воде, окунаться в воду, выполнять некоторые упражнения и действия в воде по показу, плавать, используя пенопластовую доску;

Основными задачами образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста являются:

учить обучающихся выполнять упражнения по показу, по подражанию и отдельные задания по речевой инструкции (руки вверх, вперед, в стороны, руки за голову, на плечи);

учить обучающихся ловить и бросать мячи большого и среднего размера;

учить обучающихся передавать друг другу один большой мяч, стоя в кругу;

учить обучающихся метать в цель мешочек с песком;

учить обучающихся ползать по гимнастической скамейке на четвереньках;

учить обучающихся подлезать и подползать через скамейки, ворота, различные конструкции;

формировать у обучающихся умение удерживаться и лазить вверх и вниз по гимнастической стенке;

учить обучающихся ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны либо вперед;

учить обучающихся ходить на носках с перешагиванием через палки;

учить обучающихся ходить, наступая на кубы, "кирпичики", ходить, высоко поднимая колени "как цапля";

формировать у обучающихся желание участвовать в коллективных подвижных играх, самостоятельно принимать участие в них, проявлять инициативу при выборе игры;

учить обучающихся бегать змейкой, прыгать "лягушкой";

учить обучающихся передвигаться прыжками вперед;

учить обучающихся выполнять скрестные движения руками;

учить обучающихся держаться самостоятельно на воде, демонстрируя некоторые действия (прыгать, передвигаться, бросать мяч);

учить обучающихся выполнять по речевой инструкции ряд последовательных движений без предметов и с предметами;

учить обучающихся попадать в цель с расстояния 5 метров;

продолжать учить обучающихся бросать и ловить мячи разного размера;

учить обучающихся находить свое место в шеренге по сигналу;

учить обучающихся ходить на носках, на пятках и внутренних сводах стоп;

учить обучающихся согласовывать темп ходьбы со звуковыми сигналами;

продолжать учить обучающихся перестраиваться в колонну и парами, в соответствии со звуковыми сигналами;

учить обучающихся ходить по наклонной гимнастической доске;

учить обучающихся лазить вверх и вниз по шведской стенке, перелазить на соседний пролет стенки;

продолжать обучающихся учить езде на велосипеде;

учить обучающихся ходить и бегать с изменением направления - змейкой, по диагонали;

закрепить умение у обучающихся прыгать на двух ногах и на одной ноге;

продолжать обучить выполнению комплекса упражнений утренней зарядки и разминки в течение дня;

формировать у обучающихся желание участвовать в знакомой подвижной игре, предлагать другим детям участвовать в играх;

продолжать учить обучающихся держаться на воде и плавать;

разучить с детьми комплекс разминочных движений и подготовительных упражнений для плавания;

продолжать учить обучающихся плавать: выполнять гребковые движения руками в сочетании с движениями ногами;

уточнить представления каждого ребенка о своей внешности, половой принадлежности и основных отличительных чертах внешнего строения;

воспитывать у обучающихся потребность в выполнении гигиенических навыков;

обращать внимание обучающихся на приятные ощущения от наличия чистых рук, волос, тела, белья, одежды;

закрепить представление обучающихся о режиме дня, необходимости и полезности его соблюдения.

 К концу дошкольного возраста дети могут научиться:

выполнять по речевой инструкции ряд последовательных движений без предметов и с предметами;

попадать в цель с расстояния 5 метров;

бросать и ловить мяч;

находить свое место в шеренге по сигналу;

ходить на носках, на пятках и внутренних сводах стоп;

согласовывать темп ходьбы со звуковыми сигналами;

перестраиваться в колонну и парами, в соответствии со звуковыми сигналами;

ходить по наклонной гимнастической доске;

лазить вверх и вниз по гимнастической стенке, перелазить на соседний пролет стенки;

ездить на велосипеде (трех или двухколесном);

ходить и бегать с изменением направления - змейкой, по диагонали;

прыгать на двух ногах и на одной ноге;

знать и выполнять комплекс упражнений утренней зарядки, для разминки в течение дня;

самостоятельно участвовать в знакомой подвижной игре;

выполнять комплекс разминочных и подготовительных движений;

держаться на воде, выполнять гребковые движения руками в сочетании с движениями ногами;

соблюдать правила гигиены в повседневной жизни.

 Формирование представлений о здоровом образе жизни.

 Основными задачами образовательной деятельности с детьми от 6-ти до 7 (8-ми) лет являются: формировать у обучающихся представление о человеке как о целостном разумном существе, у которого есть душа, тело, мысли, чувства;

уточнить представления каждого ребенка о своей внешности, половой принадлежности и основных отличительных чертах внешнего строения;

воспитывать у обучающихся потребность в выполнении гигиенических навыков;

обращать внимание обучающихся на приятные ощущения от наличия чистых рук, волос, тела, белья, одежды;

закрепить представление обучающихся о режиме дня, необходимости и полезности его соблюдения;

обучать обучающихся приемам самомассажа и укрепления здоровья через воздействие на биологически активные точки своего организма;

познакомить обучающихся с ролью подвижных игр и специальных упражнений для снятия усталости и напряжения;

познакомить обучающихся со значением солнца, света, чистого воздуха и воды и их влиянием на жизнь и здоровье человека;

познакомить обучающихся с месторасположением и основным назначением позвоночника в жизни человека, обучать правилам соблюдения правильной осанки и приемам расслабления позвоночника в позиции лежа и сидя;

познакомить обучающихся с приемами правильного дыхания и с элементарными дыхательными упражнениями;

познакомить обучающихся с правилами ухода за своими зубами, со связью здорового полноценного питания со здоровыми зубами и деснами, с основами рационального питания.

К концу дошкольного возраста дети могут научиться:

выполнять основные гигиенические навыки;

владеть навыками повседневного ухода за своими зубами (чистить утром и вечером, полоскать после еды);

выполнять комплекс утренней зарядки;

показывать месторасположение позвоночника и сердца;

выполнять элементарные дыхательные упражнения под контролем педагогического работника;

перечислить по просьбе педагогического работника полезные продукты для здоровья человека;

иметь элементарные представления о роли солнца, света, чистого воздуха и воды для жизни и здоровья человека;

выполнять 3-4 упражнения для снятия напряжения с глаз;

использовать приемы самомассажа пальцев рук, кистей и стоп;

перечислить правила безопасного поведения дома и на улице;

иметь представление о необходимости заботливого и внимательного отношения к своему здоровью.

Источники: «Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Л.И Пензулаева « Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет» М. Просвещение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие двигательной памяти детей с интеллектуальными нарушениями на занятиях по физическому развитию

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений или систем движений. Важность этого вида памяти в том, что она служит основой для форматирования практических и т...

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Данный презентационный материал является консультацией для воспитателей о роли пальчиковых игр в развитии детей с ОВЗ....

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 5-7 ЛЕТ

АДАПТИРОВАННАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ  ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 5-7 ЛЕТДошкольники с тяжелыми нарушениями речи отстают от нормально развивающихся детей в...

«Эстетическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями».

laquo;Эстетическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями», раскрывая смысл каждого аспекта эстетического развития:...

Эстетическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями.

В статье рассматриваются составляющие эстетического развития детей с интеллектуальными нарушениями: музыкальное воспитание и театрализованная деятельность, ознакомление с художественной литературой, э...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 5-7 ЛЕТ.

АДАПТИРОВАННАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ  ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 5-7 ЛЕТ....

Консультация на тему: "Особенности математического развития детей с интеллектуальными нарушениями"

Для интеллектуального и личностного развития дошкольника с интеллектуальной недостаточностью формирование элементарных математических представлений является столь же значимо в данный сензитивный перио...