ИННОВАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕК
проект (подготовительная группа)

Юрьева Елена Александровна

В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. В настоящее время тема «Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ» актуальна. С развитием современной информационной технологии, система «ребенок и компьютер» быстро превращается в проблему, которая касается всех членов общества. Воздействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено дошкольным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество требует знаний работы с компьютером. Практически у каждого ребёнка есть дома компьютер, они на них играют, но при этом не знают: ни его непосредственного предназначения, ни технику безопасности при работе с ПК. Именно поэтому данный проект актуален.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ИКТ проект100 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННО -  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕК

Тема: «Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста через внедрение ИКТ            технологий»

Паспорт проекта:

Педагогическая  деятельность: воспитательно-образовательная.

Аудитория: дети старших, подготовительных  групп.

Тип проекта: образовательный, долгосрочный.

Актуальность:

В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.

В настоящее время тема «Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ» актуальна. С развитием современной информационной технологии, система «ребенок и компьютер» быстро превращается в проблему, которая касается всех членов общества. Воздействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено дошкольным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество требует знаний работы с компьютером.

Практически у каждого ребёнка  есть дома компьютер, они на них играют, но при этом не знают: ни его непосредственного предназначения, ни технику безопасности при работе с ПК. Именно поэтому данный проект актуален.

Основная идея заключается в гармоничном соединении ИКТ с традиционными средствами развития ребенка. Информационные технологии выступают в качестве средства формирования ведущих сфер личности ребенка: социально-нравственной, эмоционально-экспрессивной, познавательной, художественно-эстетической, активизации психических процессов,  раскрытия творческих способностей.  

Проблемные вопросы проекта: Как преподать информацию детям?

Цель проекта:

1. Практическая: знакомство детей с компьютером как средством для игр, работы;

2. Педагогическая: Совершенствование  познавательных  процессов  у  детей  старшего дошкольного  возраста  путём  внедрения компьютерно-информационных технологий в  образовательную  деятельность.

     

Задачи проекта:

  1. Создание условий для внедрения ИКТ в образовательный процесс;
  2. Совершенствовать   у детей старшего дошкольного возраста   познавательно-речевое, психологическое и эмоциональное развитие;
  3.  Познакомить с компьютером как с современным инструментом для обработки информации, с правилами поведения и правильной работы за компьютером;
  4. Формировать начальные навыки работы за компьютером, познакомить с клавиатурой и манипулятором «мышь»;

Гипотеза:

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства на непосредственно образовательной деятельности или в совместной деятельности взрослого с ребенком.

Планируемый результат:

  1. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса средствами ИКТ.
  2. Овладение детьми основами ИКТ.
  3. Разработка программно-методического сопровождения ИКТ в формировании у детей  старшего дошкольного возраста  познавательных процессов.

Ресурсное обеспечение проекта:

Нормативно-правовые  и  методическое:

  1. разработка  локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ (приказов, положений, правил, функционалов).
  2. внедрение системы методических консультаций, рекомендаций.

Кадровые:

  1. привлечение необходимых специалистов извне;
  2. формирование творческих групп.

Материально-технические:

  1. оснащение ДОУ оргтехническими средствами: мультимедийным проектором,  экраном, ноутбуком.

Финансовые:

  1. план финансово-хозяйственной деятельности;
  2. спонсорская и благотворительная помощь.

Содержание работы по использованию компьютерных программ и техника безопасности при работе с ними

Занятия на компьютере должны быть комплексными. Они включают в себя 3 этапа.

I этап - подготовительный.

Идет погружение ребенка в сюжет непосредственно образовательной деятельности, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.

II этап - основной.

Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу:

1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.

2 способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.

3 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.

4 способ. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно "читают" схемы.

III этап - заключительный.

Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

НОД проводится по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в первой половине дня.

Продолжительность каждого этапа НОД:

1 этап - 3-5 минут,

2 этап - 10-15 минут,

3 этап - 4-5 минут.

После каждой НОД проветривание помещения.

НОД построена на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи..

Гигиенические нормы и рекомендации при организации НОД:

Максимальная одноразовая  длительность работы не должна быть более указанной ниже:

Для детей 6 лет 1 -2 групп здоровья      15 минут в день

Для детей  6 лет 3 группы здоровья       10 минут в день

Для детей 5 лет  1 – 2 группы здоровья   10 минут в день

Для детей 5 лет 3 группы здоровья          7 минут в день

В течение одного дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера.

Рекомендуемое время для НОД с использованием компьютера:

- первая половина дня – оптимальна

- вторая половина дня – допустима, однако занятие следует проводить в период второго подъёма суточной работоспособности, в интервале  от 15 ч.30 мин. до 16ч.30мин., после дневного сна и полдника.

Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей

6 лет – 2 раза в неделю.

рекомендуемые дни недели для НОД с компьютером:  

вторник, среда,

четверг – оптимальные;

понедельник – допустимый.

В пятницу заниматься на компьютере  нежелательно, происходит резкое снижение работоспособности в силу накопившейся недельной усталости.

Недопустимо проводить НОД с компьютером во время, отведённое для прогулок и дневного отдыха.

Использованию компьютера в работе с родителями:

- на родительских собраниях, где можно показать в презентации фото различных видов деятельности детей, видеоматериалы и проводить различные консультации с наглядностью.

- консультации специалистов для родителей

Для определения готовности детей к работе на компьютере проводится диагностика с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Она позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Диагностика проводится 2 раза в год.

В начале и конце  года определяется общий уровень развития ребенка по основным образовательным областям:

  1. «Социализация»: 

- изучение умения сохранять цель в условиях затруднения успеха;

- изучение самоконтроля.

- изучение умения подчинять свои действия определенному правилу,

- слушать и точно выполнять указания взрослого;

- изучение целенаправленности деятельности

    2) «Познание», «Коммуникация»:

  • оценка уровня общего психического развития;
  • изучение объема развития речи, изучение грамматического строя речи;
  • изучение речи дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми;
  • изучение коммуникативных умений;
  • изучение зрительной и слуховой памяти;
  • изучение оригинальности воображения;
  • изучение словесно-логического, наглядно-схематического мышления;
  • изучение умственной работоспособности.

   3) «Физическое развитие», «Безопасность», «Здоровье»:

  • изучение скорости движений и уровня развития координации кисти;
  • изучение координации движений, взаимодействия руки и глаз.
  • изучение целенаправленности деятельности.

В течении каждой непосредственно образовательной деятельности определяется уровень знаний, психических процессов, эмоционально-волевых качеств, уделяется больше внимания робким, неуверенным, застенчивым детям. Корректируется индивидуальная работа с ребенком в группе, предлагается ряд консультаций для родителей, включающих вопросы дополнительных занятий дома, а также рекомендации по разучиванию и проведению упражнений для глаз и пальчиковой гимнастики в домашней обстановке.

Исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые в ДОУ, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

1.дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины  (68%)

2.глубже постигаются понятия числа и множества (76%)

3.быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве (82%)

4.тренируется эффективность внимания и память (63%)

5.раньше овладевают чтением и письмом (76%)

6.активно пополняется словарный запас (89%)

7.развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз (62%) 8.уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора  (76%)

9.воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность(81%)

10.развивается воображение и творческие способности (87%)

11.развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления (75%)

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом условием при подготовке детей к обучению школе. Так, как одной из важнейших характеристик компьютерных игр является обучающая функция. Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить себе не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, но получит обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются столь важные операции мышления, как обобщения классификация компьютерные игры повышают самооценку дошкольников. Так как достижения детей не остаются незамеченными им самим и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, осваиваются наглядно-действенные операции мышления.

    Работа с родителями – еще одно поле деятельности для педагога, и здесь компьютер может оказать неоценимую роль. Создание презентаций « Моя семья» и дальнейший показ на родительских собраниях помогают ближе познакомиться с семьями воспитанников, узнать их интересы, увлечения, воспитывают гордость за сою семью. Мы фотографируем детей на занятиях, во время игровой деятельности, на прогулке, на всех мероприятиях. Создаем фотогалереи и размещаем в детском саду и на сайте.

Использование компьютера в работе с родителями:

- на родительских собраниях, где можно показать в презентации фото различных видов деятельности детей, видеоматериалы и проводить различные консультации с наглядностью.

- консультации специалистов для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт старшего воспитателя по теме «Инновационные подходы в оздоровлении дошкольников и формировании у них потребности в здоровом образе жизни в условиях ДОУ»

Поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности.Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры в дош...

Инновационный проект "Создание единого языкового пространства "Детский сад и семья", лауреат городского конкурса инновационных продуктов «Современная майкопская школа: вызовы и перспективы», 2012г.

Проект направлен на создание условий, поиск новых форм взаимодействия с родителями и социумом  для коммуникативного развития детей дошкольного возраста...

Инновационный проект (размещение собственного инновационного опыта)

« Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду

Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт  реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...

Инновационный проект на тему: «Инновационные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста».

«На свете есть много различных профессий,И в каждой есть прелесть своя.Но нет благородней, нужней и чудеснейЧем та, кем работаю я!!!»...

Инновационный проект "Защита прав детей в дошкольной образовательной организации как инновационный ресурс сохранения самоценности Детства"

В данном проекте, рассматривается вопрос по защите прав детсва и его реализация в рамках ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Профессия воспитателя – одна из самых сложных и ответственных.  Найти подход к каждому ребёнку, познакомить его с окружающим миром, помочь раскрыть его способности, найти общий язык со сверс...