Итоговое занятие в подготовительной к школе группе по лексической теме «Насекомые»
материал (подготовительная группа)

Усова Марина Васильевна

Развитие всех сторон устной речи через лексическую тему «Насекомые».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад №15»

Итоговое занятие в подготовительной к школе группе по лексической теме «Насекомые»

Подготовила: учитель-логопед Усова М. В.

г. Зима, 2023 г.

Итоговое занятие в подготовительной к школе группе по лексической теме «Насекомые»

Цель: развитие всех сторон устной речи через лексическую тему «Насекомые».

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

- расширять и активизировать словарь по теме «Насекомые»;

- закреплять умение на ощупь определять букву;

- закреплять навыки звукового и слогового анализа;

- закреплять навыки звуко - буквенного анализа и синтеза;

- закреплять умение составлять предложения.

Коррекционно-развивающие:

- способствовать развитию речевого слуха, фонематического восприятия, памяти, общей и мелкой моторики; развивать умение разгадывать изографы.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность. Воспитывать интерес к насекомым, умение работать в подгруппе.

Оборудование: ёмкости с сыпучими материалами, изографа, набор для составления звуковых схем слов, набор для составления схем предложений, карточки с изображением насекомых, карандаши, мелки, музыка.

Методы и приёмы:

Технология проблемного обучения (проблемная ситуация: пчела Майя дает задания детям на цветах, с помощью которых они попадут на цветочную поляну).

Здоровье сберегающие технологии (пальчиковая гимнастика («Пчёлка») и физ. минута («Кузнечик»)).

Метод поощрительного, словесного стимулирования (похвала, одобрение).

Предварительная работа:

Беседа на тему «Насекомые»

Заучивание физ. минутки «Кузнечик»

Заучивание пальчиковой гимнастики «Пчела».

Заучивание загадок про насекомых.

Организационный момент:

- Говорим всегда красиво, смело и неторопливо, ясно, чётко говорим, потому что не спешим!!! (Все вместе)

Объявление темы занятия:

Логопед: Ребята, скоро наступит лето, и многие из вас будут отдыхать на природе: в лесу, на лужайках, у реки, кто-то может займется огородом. Там вы можете встретить вот таких существ: есть голова, на голове усики, глаза, хоботок или челюсти, есть туловище, состоящее из грудки и брюшка, 6 лапок, могут быть крылья и жало. Кто же это? (Ответы детей). Правильно, это насекомые.

Логопед: К нам в гости прилетела пчела Майя, которая приготовила для вас задания и разместила их на цветах. Мы будем выполнять задания и переворачивать цветы. Если все задания будут выполнены, мы с вами окажемся на цветочной поляне, где много разных цветов и насекомых. Вы готовы выполнять задания? Как вы думаете у нас получится?

Тогда вот первое задание от Майи.

1 задание (цветок № 1. Загадки)

Логопед: Ребята, загадывают загадки про насекомых.

Тащит целый воз еды, у него полно друзей.

Тот работник … (Муравей)

• С утра жужжу цветы бужу

Кружу, кружу и мёд вожу. (Пчела)

• Всех жуков она милей, спинка алая на ней

На спинке кружочки - черненькие точки. (Божья коровка)

• Ходит ходок, через потолок.

Всем надоедает, над едой летает. (Муха)

• На ромашку у ворот приземлился вертолёт

Серебристые глаза. Кто же это… (Стрекоза)

• На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

• Не жужжу, когда сижу, не жужжу когда хожу

Не жужжу когда тружусь, а жужжу когда кружусь. (Жук)

Дети отгадывают загадки.

Логопед: Правильно, ребята. Молодцы! Вы очень много знаете насекомых.

А вот и второй цветок с заданием.

2 задание (цветок № 2. Определи на ощупь).

В ёмкости насыпана разная сыпучая смесь, на дне буквы из магнитной азбуки (Бабочка). Слушайте задание: нужно по одному определить букву на ощупь, не вытаскивая из крупы, потом командой собрать слово.

Логопед: Давайте составим звуковую схему этого слова. Дети выходят к доске по очереди и составляют звуковую схему слова по одному звуку. При этом дают характеристику каждого звука.

Логопед: Сколько звуков в этом слове? (Ответы детей)

Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились. Сейчас следующий цветок с заданием.

3 задание (цветок № 3. Раздели слова на слоги).

Жук, муха, пчела, комар, муравей, кузнечик. (разместить насекомых по домам).

Логопед: Ребята, а сейчас выполним динамическую игру «Кузнечик».

Поднимайте плечики
раз-два, раз-два
Прыгайте кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок,

Сели, травушку покушали
Тишину послушали
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.

Отдохнули, вот и следующее задание.

4 задание (цветок № 4. Изографа)

Логопед: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на этот цветок, в его лепестках спрятались буквы (изографа). Вам нужно узнать и назвать эти буквы. Я их запишу на доске, чтобы вы составили из них слово – название насекомого (Комар) – (ком, рак, кар, мак).

И с этим заданием вы тоже справились, посмотрите, а что это лежит на столах?

5 задание (цветок № 5. Раскрась насекомое)

На столах лежат картинки с изображением насекомых, вам надо раскрасить их. Для этого у вас есть выбор, кто чем будет раскрашивать (карандаши, фломастеры или мелки).

Прежде, чем приступить к работе мы выполним пальчиковую гимнастику:

«Пчела»

Прилетела к нам вчера –

Полосатая пчела

А за нею шмель – шмелёк

И весёлый мотылёк

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза,

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

6 задание (цветок № 6. Предложения)

Логопед: Пришло время заключительного задания. Каждый из вас составит одно предложение о насекомом, которого он раскрасил. Постарайтесь не повторять друг за другом. После того, как вы составите предложение, выложите его схему (Дети выкладывают схемы предложений и определяют, сколько слов в составленном предложении).

Логопед: Все задания вы выполнили, все цветы мы перевернули. Вы молодцы! Вот у нас и получилась цветочная поляна. Пчела Майя благодарит вас за работу. Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? Что вам понравилось больше всего на занятии? Что было для вас трудным? (Дети отвечают на вопросы).

А сейчас, ребята, нам пора возвращаться в детский сад, там вы поделитесь со своими друзьями знаниями, которые получили сегодня на мероприятии и вместе с ними нарисуете насекомых.

Самоанализ занятия

Вашему вниманию было представлено логопедическое занятие в подготовительной к школе группе комбинированной направленности на тему: «Насекомые», которое разработано в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, с интеграцией образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое, социально- коммуникативное и познавательное.

Для проведения занятия было приготовлено оборудование и весь наглядный демонстрационный материал.

В процессе занятия реализовывались цель и задачи:

Цель: развитие всех сторон устной речи через лексическую тему «Насекомые».

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

- расширять и активизировать словарь по теме «Насекомые»;

- закреплять умение на ощупь определять букву;

- закреплять навыки звукового и слогового анализа;

- закреплять навыки звуко - буквенного анализа и синтеза;

- закреплять умение составлять предложения.

Коррекционно-развивающие:

- способствовать развитию речевого слуха, фонематического восприятия, памяти, общей и мелкой моторики; развивать умение разгадывать изографы.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность. Воспитывать интерес к насекомым, умение работать в подгруппе.

Оборудование: ёмкости с сыпучими материалами, изографа, набор для составления звуковых схем слов, набор для составления схем предложений, карточки с изображением насекомых, карандаши, мелки, музыка.

Методы и приёмы:

Технология проблемного обучения (проблемная ситуация: пчела Майя дает задания детям на цветах, с помощью которых они попадут на цветочную поляну).

Здоровье сберегающие технологии (пальчиковая гимнастика («Пчёлка») и физ. минута («Кузнечик»)).

Метод поощрительного, словесного стимулирования (похвала, одобрение). Предварительная работа:

Беседа на тему «Насекомые»

Заучивание физ. минутки «Кузнечик»

Заучивание пальчиковой гимнастики «Пчела»

Заучивание загадок про насекомых

Для проведения данного занятия были соблюдены санитарно-гигиенические требования: проветривание и влажная уборка. Были созданы комфортные условия для детей: организация пространства с учетом размещения и перемещения, наличие демонстрационных и наглядных материалов.

Структура запланированного занятия соответствовала поставленным задачам. Занятие состояло из трех взаимосвязанных частей (организационной, основной, заключительной).

Первая часть была направлена на мотивацию детей: обозначение проблемной ситуации – необходимо выполнить задания которые приготовила пчела Майя, тогда дети попадут на цветочную поляну. На данном этапе получилось вызвать интерес детей для дальнейшей деятельности.

Во второй части использовала методы: наглядный (применение демонстрационного материала); словесный (побуждала детей к полным ответам на поставленные вопросы); двигательная деятельность (дети активно ориентировались по моему указанию, выполняли физ. минутку под музыку).

На протяжении всего занятия прослеживалась интеграция образовательных областей:

- Социально-коммуникативное развитие (дети вели диалог с учителем - логопедом, следовали моим инструкциям, были готовы для совместной деятельности);

- Речевое развитие (дети активно отвечали на вопросы, запомнили пальчиковую гимнастику и рассказали её достаточно выразительно, загадывали загадки о насекомых, составляли предложения о насекомых);

- Художественно-эстетическое развитие (использование музыкального сопровождения для создания приятного музыкального фона, раскрашивание насекомых);

- Познавательное развитие (дети закрепили знания и умения, отгадывали загадки, искали на ощупь буквы, разгадывали буквы и составляли из них слово, выполняли звуковой анализ слов, делили слова на слоги);

- Физическое развитие (пальчиковая гимнастика («Пчёлка») и физ. минута («Кузнечик»)).

Третья часть заключительная (рефлексивно-оценочная). Дети ответили на вопросы, какие задания выполнили, чтобы попасть на цветочную поляну? У детей вызвало трудности составление предложения, составление слов.

Активность детей была высокая. Устойчивое внимание. Развивались все психические процессы: память, воображение, мышление и активизировалась речь, что очень важно. На протяжении всего занятия прослеживалась связь с лексической темой. Положительное значение имел метод поощрительного, словесного стимулирования (похвала, одобрение).

Я удовлетворена участием детей в данном мероприятии. Считаю, что данное занятие достигло запланированной цели через реализацию поставленных задач и использование методов и приёмов.

Проект занятия

Представляю вашему вниманию логопедическое занятие в подготовительной к школе группе комбинированной направленности на тему: «Насекомые», которое разработано в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, с интеграцией образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и познавательное.

Для проведения занятия было приготовлено оборудование и весь наглядный демонстрационный материал.

В процессе занятия реализовывались цель и задачи:

Цель: развитие всех сторон устной речи через лексическую тему «Насекомые».

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

- расширять и активизировать словарь по теме «Насекомые»;

- закреплять умение на ощупь определять букву;

- закреплять навыки звукового и слогового анализа;

- закреплять навыки звуко - буквенного анализа и синтеза;

- закреплять умение составлять предложения;

Коррекционно-развивающие:

- способствовать развитию речевого слуха, фонематического восприятия, памяти, общей и мелкой моторики; развивать умение разгадывать изографы.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность. Воспитывать интерес к насекомым, умение работать в подгруппе.

Оборудование: ёмкости с сыпучими материалами, изографа, набор для составления звуковых схем слов, набор для составления схем предложений, карточки с изображением насекомых, карандаши, мелки, музыка.

Методы и приёмы:

Технология проблемного обучения (проблемная ситуация: пчела Майя дает задания детям на цветах, с помощью которых они попадут на цветочную поляну).

Здоровье сберегающие технологии (пальчиковая гимнастика («Пчёлка») и физ. минута («Кузнечик»)).

Метод поощрительного, словесного стимулирования (похвала, одобрение).

Предварительная работа:

Беседа на тему «Насекомые»

Заучивание физ. минутки «Кузнечик»

Заучивание пальчиковой гимнастики «Пчела»

Заучивание загадок про насекомых.

Виды детской деятельности:

- игровая (пчелка Майя);

- коммуникативная (дети будут вести диалог с учителем - логопедом, следовать моим инструкциям, будут готовы для совместной деятельности, ответы на вопросы, расскажут пальчиковую гимнастику, загадают загадки о насекомых, составят предложения о насекомых);

- изобразительная (раскрасят насекомых);

- Познавательно-исследовательская (дети закрепят знания и умения, отгадают загадки, отыщут на ощупь буквы, разгадают буквы и составят из них слово, выполнят звуковой анализ слов, разделят слова на слоги);

- двигательная (пальчиковая гимнастика («Пчёлка») и физ. минута («Кузнечик»)).

Данную группу посещает 27 детей, из них 17 детей имеют речевое заключение ОНР.

На занятие взяла подгруппу из 6 человек со средним уровнем развития, имеющих речевое заключение ОНР (III ур).

Основными этапами построения логопедического занятия являются: организационный момент, т.е. привлечение внимания детей, игровая мотивация, сообщение темы занятия через постановку проблемной ситуации, пальчиковая гимнастика, физ. минутка, наличие практических действий, итог.

Структура коррекционного занятия в независимости от цели и задач представлена в виде трех частей: вводная часть, основная, заключительная часть.

На протяжении всего занятия предполагаю соблюдение выполнения цели и задач: коррекционно-обучающей, коррекционно-развивающей, коррекционно-воспитательной.

При проведении занятия буду использовать следующие моменты ФГОС:

  1. Наличие проблемной ситуации: выполнение заданий от пчелы Майи.
  2. Практический этап: выполнение заданий по теме.
  3. Динамичность занятия в соответствии с направленностью работы.

Дети расширят и активизируют словарь по теме «Насекомые», определят буквы на ощупь и составят из них слово, выполнят звуко - буквенный анализ слова (бабочка), узнают недописанные буквы и составят слово, составят предложение про насекомое и выложат схему предложения. У детей могут возникнуть трудности при составлении предложения, при составлении слова из букв.

Литература:

  1. Алябъева, Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие [Текст] / Е. А. Алябъева. – М.: - ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
  2. Борисова, Е. А. Пальчиковые игры для детей [Текст] / Е. А. Борисова //

Логопед. – 2006. - №1. – С. 66-74.

  1. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г. А. Волкова. – М.: Просвещение, 1985. – 191 с.