Консультация "Летбук, как современный инструмент компетентного педагога ДОУ"
консультация

Мурзина Ольга Николаевна

Консультация для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_letbuk.docx95.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад компенсирующего вида № 450

Летбук, как современный инструмент компетентного педагога ДОУ

C:\Users\impule\Desktop\Downloads\

Консультация для педагогов

Учитель- логопед

Мурзина Ольга Николаевна

Ноябрь, 2022 г.

Мотивация к обучению у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования, особенно актуальна для наших воспитанников с ОНР. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста, поэтому мотивация должна быть максимально эффективной в детском саду.

Мы (в нашей группе) пытаемся строить свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная и речевая мотивация детей, ребёнок учился планировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, умел отстаивать свое мнение.

Помимо традиционных методов и приемов на занятиях в нашей группе используем и современные технологии – например, ИКТ (в занятия включаем презентации, компьютерные игры, слайд-шоу), интегрированные занятия, проекты…

Каждый педагог постоянно находится в поиске новых форм, технологий, которые позволяют раскрыть возможности детей.

Удачной находкой, на наш взгляд, является ЛЭПБУК! В переводе с английского – «книга на коленях».

Это папка, сделанная из картона с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, гармошками, конвертами, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, в любой форме и на любую тему.

В нашей педагогической практике это не просто интересное пособие, это - наглядно-практический метод обучения!

«Лэпбук» - это отличный способ закрепить или обобщить определенную тему, повторить пройденный материал, (ведь дети потом еще не раз будут возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденное). Его, также можно использовать и при освоении детьми нового содержания, как мотивацию – привлечь внимание к новой теме, заинтересовать с помощью необычной книжки (лэпбука).

Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности и непосредственного общения взрослых и детей, поэтому мы привлекаем к сотрудничеству и родителей наших воспитанников!

Содержание его зависит от возраста детей и от поставленных задач по той или иной теме. Работая над темой можно затронуть практически все образовательные области! (Развитие словаря и связной речи, развитие фантазии и творческих способностей, развитие мелкой моторики, и т.д.…)

С помощью лэпбука можно исследовать любую тему, предмет, свойство, явление и т.д.

Применяя данную технологию (лэпбук), мы пришли к выводу, что лэпбук можно использовать в логопедической практике.

В процессе «работы» с лэпбуком, возникают не просто партнерские взаимоотношения, а живое эмоциональное общение детей с педагогом.

У детей с речевыми недостатками наблюдается снижение познавательной активности, метод проектирования помогает нам повысить желание детей узнавать что-то новое об окружающем и мотивирует их на дальнейшую деятельность. В своей работе мы активно используем проектную деятельность и вовлекаем в неё не только детей, но и их родителей. Педагоги и родители обеспечивают поддержку: организационную (экскурсии, походы, прогулки); техническую (картинки, фото); информационную (сбор информации для лэпбука); мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).

Работая с взрослыми, дети занимаются поиском, сбором информации, оформлением своей работы, учатся делать всю работу сообща, максимально хорошо, тем более что работа над созданием лэпбука (от его проектирования до воплощения в жизнь) трудоемка как по времени, так и по содержанию. Родителей к работе с папкой очень часто привлекают сами дети, когда просят сделать какую-то игру или карман для лэпбука, найти нужную картинку или стишок. Совместно мы оформляем лэпбуки для детей по лексическим темам.

Создание лэпбука содержит все этапы проекта: целеполагание (выбор темы),

разработка лэпбука (составление плана), выполнение (практическая часть), подведение итогов.

В результате работы над созданием лэпбука, у детей развиваются универсальные умения, такие как: умение планировать предстоящую деятельность; договариваться со сверстниками; распределять обязанности; искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать; принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения; используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Лэпбук хорошо подходит для занятий в подгруппах, где одновременно заняты несколько детей. Можно выбрать игры под силу каждому (одним – кармашки с карточками, другим - «вертушку» с картинками, третьим – задания, подразумевающие умение читать и т.д.).

Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, закреплению правильного звукопроизношения, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая детям не только знания, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.

Лэпбуки помогают в закреплении пройденного материала, понятии и запоминании содержания книги, проведении исследовательского проекта, приобщая к процессам детей (поиск информации, ее сортировке и анализе). Такое средство обучения – одно из направлений партнерской деятельности взрослого и ребенка, приравнивающее их друг к другу. Содержание зависит от темы, требующей изучения, освоения. В целом лэпбук включает не только обучающие моменты, но еще и воспитательный процесс, помогающий понять потребности детей и помочь создать условия для самостоятельного освоения мира. «Наколенная книга» может составляться взрослыми (родителями, педагогами, воспитателями) и должна включать следующие моменты: Прочность. В руках детей бумажная интерактивная папка быстро превратится в тряпочку, поэтому лучше ее делать из прочных материалов. Эстетичность. Она обязана быть яркой, красочной, привлекающей внимание, иначе дети не захотят играть. Информативность. Излагайте сведения, закладываемые в лэпбук на понятном ребенку языке, полностью раскрывая тему. Доступность. Дети могут самостоятельно выбирать понравившийся раздел. Подписи, длинные тексты с описанием, рекомендации и инструкции усложнят игру, подавят интерес к книжке. Вариативность. Все разделы темы, входящие в это средство обучения, нужно делать в разных вариантах, предполагающие разные способы освоения информации. Возможность использовать эту коллективную книжку одновременно несколькими людьми, включая взрослого.

Эта книжка-папка имеет формат А4 в сложенном состоянии и формат А3 в раскрытом. Они делятся на группы по способу преподнесения информации, структурированности и содержанию.

Различают такие виды лэпбуков: Энциклопедические. Сведения преподносятся по типу энциклопедии. Сказочные, мультипликационные. Такие лэпбуки делаются на основе сказки, мультфильма, содержат фигурку любимого героя, позволяющую играть с ним, придумывать разные истории, проигрывать сценки. Тематические. Включают песни, стихи, сказки, картинки – все, что нравится ребенку по конкретно заданной теме. Школьные. Содержат сведения относительно школьных предметов. Это прекрасный способ закрепить материал, подготовиться к контрольной работе.

Технология лэпбук для дошкольников.

По сравнению со старшими детьми, дошкольникам трудно воспринимать информацию на слух, особенно, когда ее много. «Наколенные книги» помогают сделать занятия яркими, эмоциональными и увлекательными при помощи визуального, тактильного восприятия. Лэпбук для детей дошкольного возраста способствует развитию памяти, творческих способностей, коммуникативных навыков. С помощью творческого задания дети с удовольствием изучают тему, повторяют пройденное, систематизируют полученные сведения. Благодаря своей красочности, папка содействует воспитанию в ребенке художественно-эстетических навыков, приобщая к сфере искусства.

Технология создания лэпбука по дошкольному образованию состоит из следующих этапов: Выбор темы. Она может быть какой угодно. Обратите внимание, что деткам младшей группы детского сада информацию можно подавать в глобальном виде, например, общие сведения о животных. Ребятам постарше нужна конкретика, то есть лэпбук нужно составлять о каком-то одном животном. Составление плана. Определитесь с тем, какие моменты, факты вы хотите осветить, раскрыть. Создание макета. Нарисуйте уменьшенную копию будущей книжки-раскладушки в подробностях. Поклейка лэпбука. Темы для лэпбука Один из важных моментов в создании папки lapbook является определение тематики занятия. Она может быть абсолютно любой, в зависимости от того, чему вы хотите обучить ребенка. Лэпбук для малышей часто является обзорным, ознакомительным, содержащим общие аспекты и понятия. Детям школьного возраста делают тематическую папку, помогающую наглядно освоить, закрепить темы конкретных предметов. Дидактический материал, содержащийся в них, обязан включать полноценную информацию, быть максимально полезным в изучении урока

Соорудить любой лэпбук можно самостоятельно. Для этого ознакомьтесь с технологией ее создания, определитесь с тематикой и запаситесь необходимыми материалами, инструментами. Первый раз воспользуйтесь готовыми шаблонами, предоставленными в электронном виде в интернете, но потом пробуйте делать все сами, привлекая к увлекательному процессу детей. Приступая к созданию познавательного дидактического бумажного лэпбука, приготовьте такие материалы: Картонную папку. Купите или сделайте самостоятельно из ватмана. Цветную бумагу, картон, разные куски ткани. Ножницы, клей. Скотч, степлер, нитки. Карточки, картинки, изображения животных, людей и т.д. Вырежьте их, нарисуйте или распечатайте на цветном принтере. Карандаши, краски, фломастеры, маркеры.

Разнообразить свою интерактивную «наколенную книгу», сделать ее интереснее, возможно благодаря разным идеям по оригинальному созданию тематических зон. Например, задействуйте конверты разных размеров и форм, можно взять упаковку для дисков или сделать их своими руками. Очень необычно выглядят книжки-гармошки, разрезные блокноты, карточки-разделители и открывающиеся окошки. Однако больше всего детям нравятся вращающиеся детали и элементы с множеством открываний.
Данная методика и техника обучения подходит для закрепления или обобщения и повторения, когда дети в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но создавая лэпбук, им вместе с взрослыми приходится детализировать информацию по центральной теме лэпбука, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обновление профессиональной компетентности педагога в современных условиях

Изменения содержания дошкольного образования, а также процесса управления дошкольной образовательной организацией в настоящее время обусловлены новой нормативной  базой: Федеральны...

"Профессиональная компетентность педагога во взаимодействии с родителями как необходимое условие повышения качества образования на современном этапе"

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагог...

Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном этапе развития образования

Шагая в ногу со временем, современная педагогика предъявляет высокие требования к профессиональным и личным качествам воспитателя. Человек, работающий с детьми, непременно должен любить детей, быть до...

Семинар для педагогов дошкольных образовательных организаций "ИКТ-компетентность педагога - залог успеха в условиях возрастающих потребностей современного информационного общества".

Семинар-практикум направлен на знакомство педагогов-практиков с алгоритмом работы по созданию персонального сайта на базе интернет-площадки WIX конструктора сайтов. ...

Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов как одно из направлений профессиональных компетенций педагогов в ДОО с использованием современных образовательных технологий развития.

Данный материал о информационно-коммуникационной компетентности педагогов ДОО предназначен для воспитателей, а также других сотрудников детских садов, использующих их в воспитательном процессе. Ч...

Консультация для педагогов "Профессионализм и компетентность педагога как ресурс развития современного образования"

Двадцать первый век -век глобализации интернета,передовых технологий ,инноваций предъявляющих высокие требования к профессионализму и компетенции современного педагога....