Обучение приемам игры на деревянных ложках
консультация

Ложки были и остаются одним из наиболее самобытных и популярных у русского народа ударных инструментов. На них играли веселые и шуточные песни. Скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучание бубенцами, привязанными к ручкам ложек. В настоящее время этот музыкальный инструмент - обя­зательный атрибут фольклорных и инстру­ментальных ансамблей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_priemam_igry_na_derevyannyh_lozhkah.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение приемам игры на деревянных ложках.

Махмутова Евгения Владимировна

                                                                                      музыкальный руководитель МАДОУ № 313

Ложки были и остаются одним из наиболее самобытных и популярных у русского народа ударных инструментов. На них играли веселые и шуточные песни. Скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучание бубенцами, привязанными к ручкам ложек. В настоящее время этот музыкальный инструмент - обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей.

Приемы игры на ложках.

«Щелчок» – кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.
«Маятник» – это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном. 
«Мячики» – обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. 
«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары.
«Плечики» – ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.
«Коленочки» – ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.
«Качели» – ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. 
«Дуга» – на счет «один» – удар ложками по колену. На счет «два» – удар ложками по локтю левой руки. 
«Линеечка» – ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу.
«Солнышко» – ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право, получается круг.
«Круг» – ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги.
Приёмы игры на трех ложках.
«Лошадка»
 – в левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.
На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.
На счет «два» – сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.
На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.
На счет «четыре» – кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.
«Форшлаги» – скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.

 

 

     Деревянные ложки особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на ложках не требует длительного времени и специальной подготовки.

     При игре на ложках главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творить чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.

     Ложки следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.

      Развитие мышц кистей рук, координации движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.

     Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем дети начнут играть на трещотке (прием игры «Волна»), с ними проводится игра-разминка «Шофер»: они имитируют движения рук шофера, крутящего руль автомобиля. Или перед тем как дети заиграют на коробочке, им предлагается, меняя руки, «побарабанить» по своим коленкам.

    

Приемы игры на двух  ложках

           

    Ударяют одной ложкой о другую.

Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

    «Маятник»   - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника.    Ударяют    тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

     «Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;

      «Трещотка» самый  распространенный  исполнительский  прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

      «Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

      «Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

       «Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево,  вправо. На сет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;

      «Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;

      «Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;

       «Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

       «Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);

       «Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;

       «Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

 

Приёмы игры на трёх ложках

 

  В левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.

     На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.

     На счет «два» - сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

      На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют  скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.

     На счет «четыре» - кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

  «Форшлаги» - скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.

  «Тремоло» - частые легкие удары ложкой правой руки между двумя ложками левой руки. Тремоло можно выполнить с постепенным нарастанием силы звучания. Руки движутся от уровня колен до уровня левого плеча – «горка». В исходном положении левая ладонь с двумя ложками опущена вниз. В процессе звучания музыкального  предложения ладонь с ложками постепенно как бы раскрывается и движется по «горке» у уровня левого плеча. В конце предложения левая ладонь с ложками обращена вверх и выполняет удар третьей ложкой по этим двум.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра на деревянных ложках.

Игра на деревянных ложках....

Способы и приемы игры на деревянных ложках

Искусство игры на русских народных инструментах имеет многовековую историю. На протяжении многих столетий в народе бытовали различные ударные, духовые и струнные инструменты, и играли на низ везде: в ...

Ритмические игры с деревянными ложками.

Материал для развития чувства ритма...

Приёмы игры на деревянных ложках. Слайд-презентация (фото и описание)

Подробное описание приёмов игры на ложках с фотографиями....

Проект долгосрочный творческо- информационный «Ложки расписные, да звонкие такие!» Тема: «Искусство игры на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной русской культуре»»

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о...

Методика обучения игре на деревянных ложках

В данной публикации рассматриваются различные способы использования деревянных ложек на музыкальных занятиях в ДОУ...