Самообразование на тему "Нетрадиционное рисование"
материал (средняя группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План по самообразованию по теме:

«Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Период работы по теме: 2022-2023 учебный год

 

 

                                               Воспитатель:

                                                Старший воспитатель:

 

 

Актуальность темы:

 

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский.

 

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Необходимо пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, С. В. Погодина и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе, можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать). За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики). Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные       ладошки,       различные печатки, трафареты. Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия". Техника монотипия от греч. «моно» - один и «typos» - отпечаток, оттиск, касание, образ. Монотипия – это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально – положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

 

Распределение техники по возрастным группам.

1.С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

рисование пальчиками,

оттиск печатками из картофеля,

рисование ладошками.

2. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

тычок жесткой полусухой кистью,

печать поролоном,

печать пробками,

восковые мелки + акварель,

свеча + акварель,

отпечатки листьев,

рисунки из ладошки,

рисование ватными палочками,

волшебные веревочки,

рисование мыльными пузырями,

граттаж (от французского qratter-скрести, царапать – это способ процарапывания заостренным предметом грунтованного листа. Известен, как «Цап-царап»),

пластилинография (это вид лепки, который заключается в создании на плотной горизонтальной основе объемных фигур и композиций),

скомканной бумагой.

3.В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

кляксография с трубочкой,

монотипия пейзажная,

печать по трафарету,

монотипия предметная,

восковая живопись (энкаустика – это техника рисования, в которой обычные краски заменяет расплавленный цветной воск).

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

 

 

 

Цель:

- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

 

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования.

- Способствовать развитию мелкой моторики рук (координацию движения руки и глаз)

Развивающие:

- Формировать творческое мышление, интерес к художественному творчеству.

- Развивать фантазию, воображение, художественный вкус.

- Развивать познавательные чувства: радость, удивление, сомнение.

Воспитательные:

- Воспитывать внимание, аккуратность.

- Воспитывать трудолюбие, начатое дело доводить до конца.

 

Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой:

1. Изучение литературы по теме;

2. Проведения различных мероприятий;

3. Обобщение результатов;

4. Работа с родителями: консультации, беседы, выставки совместных работ.

Ожидаемый результат:

С помощью этой работы воспитатель получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует:

 - развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению  цветовосприятия;

 - концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

 -расширение и обогащение художественного опыта.

 -формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

   -сформируются навыки трудовой деятельности

   -активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

    -умение находить новые способы для художественного изображения;

   -умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Данный способ  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы по теме самообразования: Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста

Период работы по теме: 2022-2023 уч.год

СЕНТЯБРЬ

 

 

Тема занятия

 Техника

Программное содержание  

Оборудование

1.

«Укрась платочек»

Оттиск пробкой, рисование пальчиками

Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками Развивать чувство композиции, ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

квадрат 20+20 см, гуашь желтого, красного, зеленого, синего цвета

2.

«Цветочек»

Работа поролоновым тампоном

Учить рисовать  цветы поролоновым тампоном для передачи формы лепестков, закреплять умение работать с гуашью, Воспитывать аккурат-ность при работе с красками.

 

Поролоновые тампоны круглой формы, гуашь красного, жел-того, оранжевого цвета, альбомный лист

3.

«Осень наступила»

Пальчиковая живопись, рисование ватной палочкой

Учить рисовать в технике «пальчиковая живопись» тучи округлых форм, работать поролоновым тампоном  для тонирования половинки альбом-ного листа (земля).Закреплять умение работать гуашью, салфеткой, ватной палочкой для изображения капелек.

Развивать моторику рук, речь, в работе аккуратность, знания о цвете. Воспитывать позитивное настроение, желание вместе с взрослым создать красивую осеннюю картину, интерес к изобразительным материалам.

щетинистая кисть, ватная палочка, гуашь (зелёная, жёлтая, синяя, красная), салфетка, аль-бомный лист с тонированным небом , осенняя дождливая кар-тина, кукла – Осень,шум дождя

4.

«Осенние листочки»

Печатание листьями

Учить делать оттиск осеннего листа.Развивать аккуратность, умение работать гуашью, водой, кистью, салфеткой; покрывать краской весь осенний лист соответствующими цветами, составлять композицию на альбомном листе.

Обогащать словарь.

Воспитывать чувство цвета, красоты, удовлетворения от работы.

Осенние листочки тополя, берёзы, осины, рябины; гуашь, вода, кисть, салфетка, альбомный лист, половинка альбомного листа для оттиска, волшебная шка-тулка от Осени

 

 

ОКТЯБРЬ

Тема занятия

 Техника

 Программное содержание  

Оборудование

1.

«Картошка»

Печатки из картошки, рисование ватными палочками

Учить рисовать картошку с помощью печаток из картошки.

Закреплять умение рисовать ватными палочками, внутри изображения, в ограниченном пространстве («глазки»).

Развивать речь, аккуратность в работе, внимание, точность движений, умение ориентироваться на альбомном листе, знания о цвете.

Воспитывать  интерес к изобразительной деятельности, удовольствие от работы.

картофель, гуашь (коричневая), печатки картофельные, ватная палочка, салфетка, альбомный лист в виде мешка, персонаж – крот

2.

«Улитка»

Рисование восковыми мелками по контуру

Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

восковые мелки, альбомный лист

3.

Заготовки на зиму

Рисование по трафарету

Учить изображать ягодки(вишня, виноград, смородина, клубника), подбирая соответству-ющую краску, отличая, красный и тёмно- красный, синий и тёмно - синий цвет. Закреплять навык аккуратной работы. Развивать речь, образное мышление, умение работать поролоновым тампоном, «пальчиковой

живописью», ориентироваться на листе, моторику рук. Воспитывать радость от рисования, самостоя-тельность, желание рассказать о рисунке.

гуашь (красная, тёмно- красная, зелёная, тёмно - синяя), картинки ягод, варенье, персонаж мишка – сластёна, альбомный лист в виде баночки, тампоны

4.

«Овощи в корзинке »

Печатание поролоновым тампоном.

Учить рисовать овощи (огурец, кабачок, морковь, свёкла, лук) с помощью поролонового тампона, гуаши и кисти.

Развивать речь, аккуратность в работе, образное мышление, умение подбирать необходимую краску к овощу.

Воспитывать старание, усидчивость, желание поделиться своими впечатлениями от рисунка.

гуашь (зелёная, красная, жёлтая, оранжевая), палитра, вода, кисть, поролоновый тампон, альбомный лист с корзинкой, картинки овощей с карточками цветов, персонаж зайка

 

                                                               НОЯБРЬ

 

Тема занятия

Техника

Программное содержание  

Оборудование

1.

 «Картина»

 

Рисование по «мокрому фону»

Учить изображать небо в технике «по мокрому фону», используя синюю, серую краску, воду. Закреплять навык аккуратной работы с изобразительным ма-териалом, в технике «примакивания» изображать листву на земле. Развивать речь, умение знать и подбирать осенние краски, работать щетинистой, тонкой кистью, ориентироваться на листе, выполнять точные движения по месту. Воспитывать  интерес к рисованию, чувство красоты от природы.

Альбомные листы А4, акварель синего, черного, белого цвета, палитра, кисти, непроливайки.

2.

 «Деревья и ёлочки в осеннем лесу»

 

Рисование ватной палочкой

Учить изображать обобщённый образ лиственного дерева, ёлочку. Развивать умение аккуратно работать ватной палочкой, гуашью, кистью, ориентироваться на листе, подбирать нужный цвет к деталям.

Обогащать словарь: вверх, вниз, высокое, низкое. Воспитывать интерес к рисованию, творчество, активность в работе

лист А3 с прошлого занятия, гуашь (коричневая, зелёная), салфетка, ватная палочка, кисть, вода, образцы деревьев, картины пейзажей, веточки с деревьев

3.

«Осенняя листва на деревьях»

 

Прием набивка салфеткой

Учить изображать осен-нюю листву приёмом «набивка салфеткой», сминать салфетку, содержать рабочий  стол в чистоте.Закреплять умение аккуратно работать гуашью. Развивать ориентировку на листе, чувство цвета, моторику рук.

салфетки, лист А3 с прошлого занятия, гуашь (жёлтая, красная, оранжевая), картины осенней природы, листья с деревьев

4.

«Лесные животные»

Работа печатками

Учить работать печатками и тушью, создавать законченную композицию картины, располагая животных на картине. Закреплять умение сохранять рабочее место чистым.

Развивать моторику рук, внимание, аккуратность, ориентировку на листе.

Воспитывать интерес к работе с печатками, дружелюбие в работе с товарищами, желание создать красивую осеннюю выставку.

тушь (чёрная, красная, синяя), осенние листочки для опечаток (бумажн.), салфетки, пластилин, печатки, картинки лесных животных, картины осеннего пейзажа с животными

                                    

                                                           ДЕКАБРЬ

 

Тема занятия

  Техника

Программное содержание  

Оборудование

1.

«Ах, какая ёлочка - зелёная иголочка!»

 

Рисование ватной палочкой

Учить рисовать ёлочку, прорисовывая иголочки ватной палочкой, смешивать зелёный цвет, пользоваться палитрой.

Закреплять умение изображать ёлку, ориентироваться, рисовать крупно на всём листе.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, аккуратность, точность прорисовки, умение пользоваться изобра-зительным материалом.

Воспитывать нетороп-ливость в работе, старание, чувство красоты.

палитра, гуашь (жёлтая, синя, коричневая), кисть, ватная палочка, вода, салфетка, персонаж – зайка,  картинка ёлочки, образцы, веточка ели с иголками,  тонированный альбомный лист

2.

 «Белый снег пушистый…»

 

Прием «набивка салфеткой»

Учить изображать пушистый снег на всём листе, ёлке. Закреплять умение пользоваться в изображении приёмом «набивка салфеткой», знания о цвете.

Развивать ориентировку на листе, аккуратность в работе, рабочем месте, моторику рук.

Воспитывать чувство прекрасного, желание работать самостоятельно.

салфетки, зубная паста, альбомный лист с прошлого занятия, осенние картины со снегом, образцы, письмо от ёлочки

3.

«Горка»

Печатание тампоном из поролона

Учить рисовать горку горизонтальной, верти-кальной и диагональной прямой, закрашивать её.

Закреплять знания о белом цвете, снеге, умение тонировать поролоном землю.

Развивать моторику рук, внимание, точность движения, аккуратность в работе с кистью, водой, губкой. Воспитывать положительные эмоции от работы, желание обыграть рисунок.

гуашь белая, кисть, губка, вода, образец, картинка горки, картина зимних забав зимой, тонированный лист (небо), вырезанные саночки из цветной бумаги, пластилин, поролоновый тампон

4.

«Дерево в инее» (подарок)

 

Рисование ватной палочкой

 Учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя  «манную» краску.

Закреплять навык работы кистью, умение изображать «голое» дерево с помощью ватной палочки. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество.

Воспитывать чувство красоты, желание помочь - украсить дерево.

«манная» краска (клей ПВА, манка), гуашь коричневая, кисть, ватная палочка, салфетка, альбомный лист в синих тонах, образец, картины деревьев в инее

 

 

ЯНВАРЬ

 

Тема занятия

Техника

Программное содержание  

Оборудование

2

«Снеговик»

трафарет

Учить изображать снеговика из округлых форм с помощью трафарета и губковых тампонов, дополнять рисунок деталями из природного, бросового материала, дорисовками ватной палочкой.

Закреплять навык аккуратной работы губкой, гуашью.

Развивать образное мышление, воображение, внимание, точность движений, моторику рук.

Обогащать словарь (снег, снежная земля, снеговик, снежная баба, снегурочка) Воспитывать дружелюбие, сочувствие, желание помочь, старание.

губковые тампоны, природный материал (веточки), гуашь белая, ватные палочки, картинка снеговика, образец, картина зимних забав, персонаж – снегурочка, альбомный тонированный лист

3

«Домик»

 

трафарет

Учить изображать домик с помощью мелков из разных прямых линий, закрашивать плотно и ровно, метель с помощью разведённой акварели и щетинистой кисти.Закреплять навык аккуратной работы кисточкой, каранда-шами, опрятности  на  столе. Развивать творчество, моторику рук, речь, воображение.

Воспитывать интерес к рисованию, желание работать самостоятельно.

альбомный лист с изображением лесного зверя, разведённая синяя акварель, щетинистая кисть, мелки, зимние картины, домик (наглядность), образец, письмо из леса, запись ветра

4

«Снежок»

Рисование свечой, акварель

Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Альбомный лист, свеча, акварель синего цвета, салфетки.

 

ФЕВРАЛЬ

 

Тема занятия

 Техника

 Программное содержание  

Оборудование

1.

 «Снегирь»

 

Рисование по трафарету

Учить изображать птицу – снегиря, используя трафарет; рябинку, используя «пальчиковую живопись». Закреплять умение работать пороло-новым тампоном.

Развивать речь, аккуратность умение дорисовать деталь кистью, внимание, ориен-тировку на листе, точность действий руки. Воспитывать чувство красоты, старание, положительные эмоции от творчества.

трафареты, гуашь, поролоновый тампон, кисть, салфетки, картинки птиц, ягодки с рябины, тонированный альбомный лист с изображением ветки рябины, образец

2.

«Пушистый зайка»

«набивка» щетинистой кистью

Учить рисовать  зайку, дорисовывая кистью к круглой голове удлинённое тело, изображая шерсть в технике «набивка» щетинистой кистью.

Закреплять умение дорисовывать детали пальчиком.

Развивать творчество, аккуратность в работе, моторику и силу рук, внимание, ориентировку.

Воспитывать старание, желание помочь.

щетинистая кисть, гуашь (белая, чёрная), тонированный  лист, тонкая кисть, зайка – игрушка, картинка, образец, салфетка

3.

«Автомобиль»

трафарет 

Учить дорисовать машине детали: окна, колёса, двери, закрашивать аккуратно внутри контура. Закреплять умение рисовать мелками, фломастерами; тонировать дорогу щетинистой кистью и коричневой разведенной акварелью.

Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, аккуратность в работе, внимание.

Обогащать словарь словами, обозначающими части легковой машины.

альбомный лист с контурным изображением автомобиля, мелки, картинки машин, щетинистая кисть, разведённая коричневая акварель, образец

4.

«Весёлый и грустный  мишка»

«симметричная монотипия»

Учить рисовать медведя в технике «симметричная монотипия», рисовать быстро, смешивать коричневую краску.

Закреплять умения в работе с палитрой, водой. Развивать речь, навык работы гуашью, губковым тампоном, умение дорисовать детали ватной палочкой.

Воспитывать желание сделать подарок папе, чувство радости.

альбомный тонированный лист, гуашь (красная, зелёная), кисть, ватная палочка, палитра, картинка и игрушка животного, образец

 

                                                                      МАРТ

 

Тема занятия

 Техника

Программное содержание  

Оборудование

1.

Жар - птица

Рисование ладонью

Учить рисовать сказочную птицу с помощью ладони и гуаши. Закреплять умение пользоваться гуашью, кистью, салфеткой.

Развивать моторику рук, образное мышление, аккуратность, внимание.

Обогащать словарь словами, обозначающими оттенки красного цвета.

Воспитывать творчество, радость игр с красками, чувство красоты, желание порадовать маму.

гуашь, альбомный тонированный лист, ватные палочки, салфетки, образец, картинка жар птицы, сюрприз, музыка

2.

«Кот Матроскин»

Рисование ватной палочкой

Учить дорисовывать детали у кота, полоски на теле с помощью ватной палочки, смешивать оранжевый цвет, дорисовать композицию.

Закреплять умение пользоваться палитрой, гуашью, водой при смешивании красок.

Развивать внимание, цветовосприятие, аккуратность, ориентировку при рисовании в контуре, точность движений.

Воспитывать творчество, самостоятельность, желание помочь.

альбомный лист изображением тела и головы кота, палитра, гуашь (красная, жёлтая, серая), картинка персонажа – кота, образец, ватные палочки

3.

«Пес Дружок»

Рисование ладонью

Учить изображать собаку, используя ладонь своей руки, гуашь коричневую, создавать композицию на листе. Закреплять умение смешивать коричневую краску.

Развивать аккуратность в работе, моторику рук, умения  в работе с палитрой, мышление.

Воспитывать уважение к животным, умение отгадывать загадки и изображать отгадки.

тонированный альбомный лист с изображением будки, гуашь (зелёная, красная, чёрная, жёлтая), кисть, палитра, вода, салфетка, ватная палочка, образец, сюрприз

4.

«Золотая рыбка»

 

Рисование по трафарету

Учить изображать  рыбку по трафарету, с помощью поролонового тампона, ватной палочки. Закреплять умение тонировать разведённой акварелью и щетинистой кистью (воду в аквариуме)

Развивать навык аккуратной работы гуашью, умение дорисовывать детали с помощью печаток (камушки из овощей).

Воспитывать  интерес к творчеству, желание обыграть рисунок, поселив рыбок в аквариум.

трафареты рыбок, тампоны, альбомные листы в виде аквариума с водорослями (мелки), ножницы для взрослых, скотч, гуашь, разведённая акварель, картинки рыбок, образец, загадка

 

                                                                АПРЕЛЬ

 

Тема занятия

Техника

 Программное содержание  

Оборудование

1.

«Далекое небо»

Техника «граттаж»

Учить изображать звёзды, используя технику «граттаж», процарапывать  карандашом.

Развивать силу и моторику рук, речь, внимание, аккуратность  на рабочем столе, ориентировку на альбомном листе, умение изображать на всём листе

Воспитывать терпение, любознательность, творчество.

готовые листы с тонированным «граттажем», карандаш, картинки о космосе, звёздах, образец, сюрприз

2.

«Самолёт»

 

«пальчиковая живопись»

Учить изображать самолёт, используя «пальчиковую живопись», для облаков – вату, ПВА. Закреплять умение тонировать небо поролоновым тампоном и разведённой аква-релью. Развивать моторику рук, речь, внимание, аккуратность в работе, точность движений руки, ориентировку на листе,  наблюдательность.

Воспитывать удовольствие от работы изобразительными материалами, желание обыграть рисунок.

салфетки, гуашь, разведённая синяя акварель, поролоновые тампоны, образец, картинки самолёта

3.

«Плывет, плывет кораблик»

Рисование парафином

Учить изображать море с помощью парафина, разведённой акварели, зубной щётки. Закреплять умение тонировать половину листа. Развивать речь, моторику рук, речь, внимание,

Аккуратность, умение на листе ориентироваться, понимать положение неба, земли, закрашивать карандашами, не выезжая за край.

Воспитывать творчество, желание обыграть свой рисунок корабликом  из оригами.

парафин, разведённая акварель, зубная щётка, тонированный на половину альбомный лист, кораблик из оригами, картина с морем, образец, шум моря

4.

«Звонкие сосульки»

Рисование ватной палочкой

Учить рисовать сосульки, заострённых форм, смешивать фиолетовый цвет. Закреплять умение пользоваться палитрой, водой, кистью. Развивать цветовосприятие,  речь, умение ориентироваться на листе, точно действовать кистью, внимательно проводить линии.

Воспитывать любознательность, старание, положительные эмоции.

палитра, гуашь (белая, синяя, красная), тонированный лист с изображением крыши дома, кисть, вода, салфетка, картинки сосулек, образец

 

                                                                       МАЙ

 

Тема занятия

Техника

Программное содержание  

Оборудование

1.

«Бабочка красавица»

Техника «симметричная монотипия»

Учить рисовать бабочку, используя технику «симметричная монотипия». Закреплять умение смешивать зелёный, коричневый, оранжевый цвет. пользоваться палитрой.

Развивать внимание, аккуратность, ориентировку на листе.

Обогащать словарь.

Воспитывать творчество.

палитра, гуашь (синяя, жёлтая, красная), кисть, вода, салфетка, картинка бабочек, информация  о насекомых, загадка

2.

«Первый подснежник»

«пальчиковая живопись»

Учить смешивать голубой цвет и изображать подснежник с помощью «пальчиковой живописи».

Закреплять умение пользоваться палитрой, смешивать зелёную краску и отпечатывать листочки печатками из овощей. Развивать цветовосприятие, моторику рук, речь, умение пользоваться салфетками, ватными палочками, создавать композицию на листе, ориентируясь по подготовленным деталям.

Обогащать словарь названиями цветов.

Воспитывать чувство красоты, желание порадовать  солнышко.

персонаж – солнышко, салфетки, гуашь (белая, синяя, жёлтая), образец, картинка, ватные палочки, палитра, кисть, вода, альбомный лист с «солнечным светом»

3.

«Весенняя веточка»

примакивание

Учить смешивать светло- зелёный цвет и изображать листочки к веточкам в технике «примакивание».

Закреплять умение работать с палитрой и гуашью, сохранять рабочее место чистым.

Развивать цветовосприятие, ориентировку на листе в соответствии с нарисованными заранее деталями, точность движений кистью, моторику рук, речь, внимание. Обогащать словарь названиями цветов. Воспитывать самостоятельность, чувство красоты.

тонированный альбомный лист с нарисованными веточками, гуашь (синяя., жёлтая, белая), кисть, салфетка, палитра, вода, картинка, веточки проросшие

4.

«Радуга»

Рисование ватной палочкой

Учить рисовать радугу  из цветных полосок. Закреплять умение смешивать цвета, пользоваться палитрой.

Развивать цветовосприятие, точность действий при нанесении полосок радуги, ориентировку на листе, умение дорисовать композицию.

Обогащать словарь названиями цветов.

Воспитывать любознательность, положительные эмоции от работы с красками, чувство красоты.

 

тонированный альбомный лист, гуашь (белая, синяя, жёлтая, красная), образец, картинки, сюрприз

 

 

Заключение

Включать рисование нетрадиционными способами на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

        Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

        Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…

       А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Перспектива:

Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования, организация выставок работ, консультации и совместная деятельность с родителями.

 

 

Список литературы:

  1. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.
  2. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
  3. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.
  4. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
  5. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
  7. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  8. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
  9. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2
  10. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon img20231023_04434883_compressed.pdf2.3 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи»

Цель: дать понятия о русском народном творчестве: познакомить детей с элементами дымковской росписи и народным творчеством.Задачи:Познакомить детей с народными игрушками.Вызвать интерес к русско...

Планирование по самообразованию "Нетрадиционные методы рисования "

календарное планирование по теме самообразования "Нетрадиционные методы рисования "...

План по самообразованию "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"

План работы по самообразованиюВоспитатель: Радионова Наталья АлексеевнаМБДОУ детский сад комбинированного вида №42Тема: Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возрастаЦель:Использование...

Материал по самообразованию "Нетрадиционные техники рисования"

Отчет по самообразованию на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»...

План по самообразованию на тему: «Рисование нетрадиционными техниками» (средняя группа) на 2015 – 2016 учебный год.

В данном документе представлен материал по самообразованию на тему: "Нетрадиционная техника рисования". Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений....

Тема . Самообразование. Нетрадиционные техники рисования. Старшая группа

Обеспечение речевого благополучия дошкольников на этапе к подготовке к обучению в школе. Совершенствовать речевую культуру через ознакомления с рисованием...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Моя тема самообразования «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».Она родилась из «проблемы», которая вызывал...