Творческий проект "Маленькая страна"
методическая разработка

Таджибова Эльвира Асратовна

Совершенствование воспитательно-образовательного процесса через преобразование развивающей предметно-просьтранственнорй среды.

          Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены, заинтересованы процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. При этом:

-   формируется обстановка и предоставляются детям интересные, увлекательные для них материалы;

-   детям обеспечивается система интересов развивающего характера;

-   поддерживается в детях самостоятельность, естественная  любознательность,

    инициатива, активность в освоении окружающей действительности;

          На основе такого подхода дети:                                                    

- активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др.

  видов детской деятельности;

- проходят через закономерные стадии развития;

- обеспечены социальным взаимодействием направленным на эмоциональное и

  когнитивное развитие;

- неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.

           Таким образом, построение развивающей среды с учетом перечисленных  выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызовет  у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогатит  новыми впечатлениями и знаниями, побудит  к активной творческой деятельности, поспособствует интеллектуальному развитию.

          При проектировании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей, для успешной реализации целей и задач основной общеобразовательной и адаптированной образовательной  программ   дошкольного образования необходимо обеспечить интегративный подход к организации развивающих центров активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Творческий проект 68.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад г.п.Рощино»

Выборгский район

Проект

по созданию развивающей предметно-пространственной
среды в ДОУ в соответствии с ФГОС к
условиям реализации ООПДОУ и АОПДОУ

«Маленькая страна»

Разработчик проекта:

Педагог-психолог Таджибова Э.А.

Эл.почта- Телефон -89214100444

Пояснительная записка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад г.п. Рощино» (филиал на ул. Детская 12) был сдан в эксплуатацию в 2015 году. Проектная мощность здания рассчитана на 155 мест и бассейн. В трёхэтажном здании детского сада расположены: восемь групповых помещений для детей разного возраста; бассейн; спортивный зал; музыкальный зал; методический кабинет; кабинет педагога-психолога; три кабинета учителей-логопедов; кабинет учителя-дефектолога; два лестничных марша; служебные помещения (медицинский блок, пищеблок, прачечная, подсобные помещения). Внутренняя отделка стен и полов соответствуют требованиям пожарной и санитарной безопасности. Территория детского сада имеет ограждение, восемь прогулочных участков, зелёную зону с деревьями и кустарниками, метеостанцию. По периметру здания проложена асфальтированная дорожка.

Учреждение посещают 150 детей в возрасте от до 8 лет. В настоящее время функционируют 8 возрастных групп. В связи с введением в практику работы ФОП был проведён анализ предметно-развивающей среды, существующих условий для деятельности детей в учреждении, который показал некоторые недостатки. Созданная несколько лет назад развивающая среда в ДОУ отвечает не всем требованиям ФГОС, не всегда учитываются психолого-педагогические принципы её построения, страдает качественный и количественный состав предметной и игровой среды. Также выявлена проблема неэффективности существующей среды в группах детского сада: присутствует некоторая перенасыщенность в одном из направлений (наглядные пособия, материалы и оборудование для ручного труда, конструктивной деятельности) и недостаточность в другом (физкультурное оборудование, детская художественная литература, оборудование для экспериментирования, центре уединения), то есть наличие дисбаланса в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми. Есть небольшие нарушения в отношении доступности расположения игрового оборудования.

Таким образом, возникает противоречие: В детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям ФГОС и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести. Построение развивающей предметно-пространственной среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Цель проекта: Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей на уровне самостоятельности в конкретно заданных условиях МБДОУ «Детский сад г.п. Рощино».

Задачи проекта:

Этапы реализации проекта:

I этап – организационный 2023-2024 учебный год (первое полугодие).

Разработка проекта, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий.

На данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ РППС, материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и т.д. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.

Задачи:

  1. Изучение проблем и постановка цели проекта;
  2. Изучение санитарно-технических норм и требований;

3 Составление плана и схемы проекта;

4. Обзор литературы по организации РППС в ДОУ; изучение литературы на тему: «Современные требования к созданию РППС в ДОУ»;

5. Обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта;

6. Разработка дизайн - проекта оформления помещения группы как единого пространства.

II этап – практическая реализация проекта 2023-2024 учебный год (второе полугодие).

На этом этапе вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проекта для деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ.

Задачи:

  1. Модернизация среды группы, создание компонентов единого индивидуализированного пространства с учётом мнения детей, педагогов и родителей, которые будут менять её в соответствии со своими потребностями, интересами, целями, и задачами взаимодействия;
  2. Оптимизация игрового пространства; рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности с учётом интеграции образовательных областей;
  3. Последовательное изменение РППС в соответствии с возрастом детей;
  4. Оформление центра сюжетно-ролевых игр «Мы играем»;
  5. Создание центра по детскому экспериментированию: «Юные исследователи»;
  6. Создание РППС по развитию речи детей, оформление центра «Будем говорить правильно»;
  7. Пополнение групповой библиотеки «Здравствуй, книжка! »;
  8. Переоборудование физкультурно-оздоровительного центра «Мы - спортсмены»;
  9. Оборудование центра сенсомоторного развития «Мир под рукой»;
  10. Оформление уголков дежурства «Маленькие помощники»;
  11. Создать возможность детям находить удобное место для индивидуальной деятельности, уединения «Мой маленький домик»;
  12. Модернизация театрального уголка, пополнение театрального центра различными видами театра «Играем в театр»;
  13. Опрос родителей «Что окружает, то развивает»;
  14. Оформление центра развивающих игр «Эрудиты»;
  15. Оформление уголка краеведения «Мой край»;
  16. Оформление центра безопасности « ПДД и ОБЖ»;
  17. Модернизация игрового центра с крупными и мелкими конструкциями (блоки, домики, тоннели) для лёгкого изменения игрового пространства и конструирования «Маленькие строители»
  18. Оформление участка; изготовление и установка стационарных кормушек для птиц;
  19. Проведение конкурса детских работ на тему «Моя особенная группа»;
  20. Модернизация и оборудование центра творчества «Талантливые пальчики»;
  21. Оформление декоративных стендов для детских работ «Наше творчество»;
  22. Модернизация и пополнение музыкального центра «Мир музыки и звуков»;
  23. Модернизация и пополнение мини-музея «Русская изба»;
  24. Дизайн и оборудование материалов для организации закаливания детей: «тропы здоровья», массажёры, сухой бассейн и т. п.;
  25. Провести конкурс на самый лучший участок детского сада (самый лучший развивающий центр в группе);
  26. Изучение опыта работы по модернизации РППС в других ДОУ посредством Интернет-ресурсов;

III этап - завершающий 2023-2024 (второе полугодие) 2024-2025 (первое полугодие)

Подводятся итоги проекта «Маленькая страна». Творческие отчеты реализации проекта происходят на семинарах, мастер-классах, практикумах, дискуссиях. Итоги творческого проекта оформляются в виде мультимедийных презентаций по заданной теме.

Задачи:

1. Завершение создания РППС в ДОУ, отвечающей современным требованиям;

2. Подведение итогов – определение задач для новых проектов;

3. Изготовление фотоколлажа «Было - стало» по РППС в ДОУ;

4. Презентация проекта.

IV этап - защита проекта.

Требования к созданию предметно-развивающей среды:

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна обеспечивать реализацию ООП ДОУ и АОП ДОУ. Оборудование помещений МБДОУ «Детский сад г.п. Рощино» (филиал по ул. Детская 12) должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Необходимо избавляться от загромождения пространства малофункциональными и не сочетаемыми друг с другом предметами. РППС должна удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребёнка, развития его творчества, с учётом возрастных особенностей. В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

Нормативно-правовой базой для отбора оборудования, учебно-методических и игровых материалов явились:

Для того чтобы развивающая предметно-пространственная среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования необходимо чтобы педагоги придерживались следующих принципов:

Таким образом, в ДОУ построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечит воспитанникам чувство психологической защищенности, поможет формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызовет у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогатит новыми впечатлениями и знаниями, побудит к активной творческой деятельности, способствующей интеллектуальному развитию.

Направления деятельности МБДОУ «Детский сад г.п.Рощино» по созданию развивающей предметно- пространственной среды.

Материально-техническое оснащение:

-Согласно СанПиН , утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от № 26; Требования к оборудованию и его размещению в помещениях дошкольных организаций;

-Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей, учитывать гигиенические и педагогические требования;

-В дошкольном учреждении используют игрушки, безвредные для здоровья детей и отвечающие гигиеническим требованиям к товарам детского ассортимента, могут быть подвергнуты влажной обработке и дезинфекции.

Для пополнения РППС необходимо:

Содержание деятельности педагогов и детей в ходе реализации проекта.

На этапе формирования РППС в ДОУ необходимо организовать большую многоплановую и творческую деятельность всех педагогов в соответствии с планом реализации проекта "Маленькая страна". Работа начинается с изучения методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов, требований ФГОС к среде ДОУ.

В ходе реализации проекта педагогам придётся выступать в качестве дизайнеров, декораторов, кукольников, портных, художников, конструкторов, психологов, мастеровых. Найти удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство детского сада. Зонирование помещений продумать и решить таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах. Для этого в рамках группового пространства необходимо будет сформировать разные центры.

Подобрать с учетом санитарных и психолого-педагогических требований мебель и игровое оборудование в каждой группе установить так, что ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий исходя из эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе разно-уровневая: всевозможные диванчики, пуфики и мягкие модули, которые легко передвигаются. Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использованное пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и привнести "изюминку" в интерьер каждого помещения.

Игровые и развивающие центры в рамках группового пространства

  1. Центра сюжетно-ролевых игр «Мы играем»;
  2. Центра детского экспериментирования «Юные исследователи»;
  3. Центр по развитию речи детей «Будем говорить правильно»;
  4. Групповая библиотека «Здравствуй, книжка!»;
  5. Центр физкультурно-оздоровительный «Мы - спортсмены»;
  6. Центр сенсомоторного развития «Мир под рукой»
  7. Уголок дежурства «Маленькие помощники»;
  8. Центр уединения «Мой маленький домик»;
  9. Театральный центр «Играем в театр»;
  10. Центр развивающих игр «Эрудиты»;
  11. Уголок краеведения «Мой край»;
  12. Центр безопасности « ПДД и ОБЖ»;
  13. Игрового центра с крупными и мелкими конструкциями (блоки, домики, тоннели) для лёгкого изменения игрового пространства и конструирования «Маленькие строители»;
  14. Центр творчества «Талантливые пальчики»;
  15. Декоративные стенды для детских работ «Наше творчество»;
  16. Центр музыкального развития «Мир музыки и звуков»;
  17. Мини-музей «Русская изба»;

Игра – отражение опыта дошкольника. Она представляет собой глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения почерпнутого ребенком из окружающей его среды. В игре дети стараются подражать взрослым. Представленные в центре сюжетно-ролевых игр «Мы играем» игрушки должны максимально приближать дошкольников к предметам, окружающим их в быту (например, кухня, кровать, гардероб, гладильная доска, столик, кресло, игрушки, уголок ряженья). Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании РППС необходимо чтобы учитывались интересы мальчиков и девочек, подбирались необходимые атрибуты для полоролевых игр. Атрибутика для старших дошкольников более детализирована. Большая часть оборудования должна храниться в коробках, на которых есть надпись и картинка для узнавания игры. Дети самостоятельно определяют, какую игру выбрать.

Особое внимание в ДОУ уделяется эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса.

Созданный с целью гармоничного развития детей физкультурно-оздоровительный центр «Мы – спортсмены» должен располагаться вдали от играющих воспитанников. Для обеспечения оздоровительного и развивающего эффекта использовать имеющиеся подручные материалы, смекалка, изобретательность, фантазия и "золотые" руки педагогов. Силами воспитателей совместно с родителями и детьми может быть изготовлено нетрадиционное оборудование: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, гантели, наполненные фасолью, гречкой.

Большое внимание необходимо уделить воспитанию у дошкольников чувства патриотизма. В старших группах центральное место при организации РППС должно быть отведено центру краеведения, где дети могут ознакомиться с национальной культурой, традициями и обычаями своего народа, узнать историю родного посёлка. В центре могут быть представлены куклы в национальных костюмах, сшитые руками воспитателей и родителей, тематические альбомы, дидактические игры, образцы национальных орнаментов, портреты знаменитых людей.

При оформлении необходимо учитывать мнение воспитанников, и использовать работы, изготовленные ими под руководством педагогов в ходе совместной деятельности. Включение дошкольников в общий процесс способствует развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая создавалась при их непосредственном участии, при этом дети чувствуют себя комфортно, не боятся что-то разбить или уронить.

Оформлению холлов и коридоров ДОУ.

При организации РППС в групповом помещении, раздевалках, коридорах, холлах, на территории детского сада необходимо постараться учесть все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития, показатели здоровья дошкольников, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-волевой сферы. Модернизация РППС дошкольного образовательного учреждения поможет реализовать задачи ООП и АОП ДО и обеспечит целостность педагогического процесса, создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного развития каждого ребенка. Таким образом, мы сможем создать творческую атмосферу в работе педагогов, обеспечить комфортное пребывание детей, родителей, сотрудников в детском саду.

Предполагаемый результат проекта

Таким образом, всего за год, коллектив сумеет сделать так, чтобы РППС стала соответствовать всем требованиям нормативных документов ФГОС.

Ожидается, что в проекте примут участие 80 – 90 % сотрудников ДОУ. В ходе его реализации заметно повысится уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. К созданию предметной среды могут быть привлечены не менее 25% родителей, что поможет налаживанию взаимодействия с ними.

Преимущество созданной среды в том, что появится возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Ожидается, что воспитанники меньше будут конфликтовать между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Планируется, что значительно возрастет продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети смогут создать и выполнить много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и т. д.

Учебно-методическое оснащение:

Рабочий план реализации проекта "Маленькая страна"

Наименование мероприятия

Исполнитель

Сроки реализации

I- этап- Организационный

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна.

Педагог-психолог, старший воспитатель, творческая группа

Сентябрь 2023г.

Разработка проекта "Маленькая страна». Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.

Педагог-психолог

Октябрь 2023г.

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: ФГОС к РППС ДОУ, ООПДОУ и АОП ДОУ.

Заведующий ДОУ, педагог-психолог

Октябрь 2023г.

Общее собрание коллектива: определение цели и задач проекта; создание творческой группы.

Педагог-психолог, ст. воспитатель

Октябрь 2023г.

Изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.

Педагог-психолог, Творческая группа

Октябрь-декабрь 2023г.

Разработка рекомендаций по созданию РППС в ДОУ согласно возрастным особенностям.

Педагог-психолог, Творческая группа

Декабрь 2023 г.

Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности.

Педагог-психолог, Творческая группа

Январь 2024 г.

Отбор лучших разработок для внедрения и публикации.

Педагог-психолог, Творческая группа

Январь 2024 г.

II-этап- практическая реализация проекта

Обучающий семинар для педагогов ДОУ по теме "Принципы построения РППС в детском саду".

Педагог-психолог

Январь 2024г.

Консультации на темы:

"Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения";

"Эстетические требования, предъявляемые к оформлению группы";

"Комнатные растения в интерьере группового помещения";

Педагог-психолог

Февраль-2024г.

Анкетирование педагогов и специалистов: изучение их отношения к данной проблеме. Наличие у участников процесса четкого представления о необходимости внесения изменений в организацию и содержание деятельности.

Педагог-психолог

Февраль 2024г.

Семинар-практикум от узких специалистов ДОУ (логопед, психолог, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель) на тему содержания развивающих центров в возрастных группах.

Педагог-психолог и специалисты ДОУ

Март 2024г.

Организация выставки методической литературы, искусствоведческой литературы и пособий по созданию развивающей среды в ДОУ (фотоматериалов, чертежей, публикаций из журналов по вопросам эстетического оформления помещений).

Педагог-психолог

Март 2024г.

Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков.

Заведующий ДОУ,

Педагог-психолог

Апрель 2024г.

Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения развивающей среды.

Творческая группа,

воспитатели

Педагог-психолог

Апрель 2024г.

Проведение мероприятия для родителей на тему: «Моя группа»

Педагог-психолог, Воспитатели и дети

Май 2024г.

Декоративное оформление коридоров и холлов детского сада: информационные, познавательно-развивающие стенды и стенды достижений.

Педагог-психолог, Творческая группа

Июнь 2024г.

III Завершающий этап

Создание ландшафтного дизайна детского сада.

Педагог-психолог, Творческая группа

Июнь 2024г.

Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию РППС в ДОУ.

Заведующий ДОУ,

Педагог-психолог

Сентябрь 2024г.

IV –этап защита проекта

Итоговая презентация "Маленькая страна": на сайтах, в средствах массовой информации.

Творческая группа

Педагог-психолог

Октябрь-ноябрь 2024г.

Совершенствование воспитательно-образовательного процесса:

Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены, заинтересованы процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. При этом:

- формируется обстановка и предоставляются детям интересные, увлекательные для них материалы;

- детям обеспечивается система интересов развивающего характера;

- поддерживается в детях самостоятельность, естественная любознательность,

инициатива, активность в освоении окружающей действительности;

На основе такого подхода дети:

- активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др.

видов детской деятельности;

- проходят через закономерные стадии развития;

- обеспечены социальным взаимодействием направленным на эмоциональное и

когнитивное развитие;

- неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.

Таким образом, построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызовет у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогатит новыми впечатлениями и знаниями, побудит к активной творческой деятельности, поспособствует интеллектуальному развитию.

При проектировании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей, для успешной реализации целей и задач основной общеобразовательной и адаптированной образовательной программ дошкольного образования необходимо обеспечить интегративный подход к организации развивающих центров активности детей.

Образовательные области

Примерные центры активности

Физическое развитие

-Центр физического развития

«Мы – спортсмены»

Социально-коммуникативное развитие

- Центр сюжетно-ролевых игр «Мы играем»

-Центр уединения «Мой маленький домик»

- Центр «ПДД и ОБЖ»

- Центр «Маленькие помощники»

-Центр краеведения «Мой край»

Познавательное развитие

- Центр сенсорного развития «Мир под рукой»

- Центр конструктивной деятельности «Маленькие строители»

-Центр экспериментирования «Юные исследователи»

- Центр развивающих игр «Эрудиты»

Речевое развитие

-Центр речевого развития

«Будем говорить правильно»

- Центр «Здравствуй, книжка!»

Художественно-эстетическое развитие

- Центр художественно-эстетической деятельности «Талантливые пальчики»

-Центр сюжетно-ролевых игр «Мы играем»

Центр музыкально-театрализованной деятельности «Мир музыки и звуков»

-Мини-музей «Русская изба»

Особенности организации РППС в группах с учётом запланированной работы.

Младший дошкольный возраст.

Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научит взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников и не позволять себе увлекаться различными «школьными» технологиями, а это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

В ДОУ организация предметно-развивающей среды в группах имеет свою специфику: в группах раннего возраста «Бусинки» и «Ромашки», создать больше открытого пространства, зон с сенсорной направленностью и есть игровую зону для развития основных движений.

Средний дошкольный возраст.

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Важно наладить разумный двигательный режим, создавать условия для организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий, музыкально-ритмических упражнений. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Важной задачей укрепления и умножения здоровья ребёнка является организация здорового образа жизни, что предполагает удовлетворение важнейших жизненных потребностей ребёнка, создание условий для его полноценной жизнедеятельности, правильного режима активности и отдыха. Пятилетние дошкольники интенсивно растут, поэтому важен контроль за соответствием высоты мебели росту детей. РППС группы должна формироваться с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаться так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

В ДОУ организация развивающей предметно-пространственной среды имеет свою специфику в группе среднего возраста «Улыбка», необходимо оборудовать центры для занимательных развивающих игр, уголок дежурства, а также разные виды театров. Группу оснастить дидактическими и техническими средствами обучения.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. РППС организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволит детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. необходимо широко использовать материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

В ДОУ организация РППС в группах имеет свою специфику: в группах более старшего возраста «Колокольчики», «Дружная семейка», «Фантазёры» оборудовать центры для занимательных, развивающих игр, опытно-экспериментальной работы.

Во всех групповых помещениях создать условия для необходимого баланса совместной с педагогом и родителями и индивидуальной деятельности детей.

И наконец, предметная среда не должна быть самоцелью, было бы не правильно думать, что можно воссоздать идеальную РППС. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста. Таким образом, создавая РППС, необходимо помнить: она должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции, но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка; необходимо гибкое и вариативное использование пространства.

Развивающая предметно-пространственная среда:

- должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка;

-дизайн детского сада ориентирован на безопасность и возраст детей;

- элементы декора должны быть легко сменяемыми;

- организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы;

-пространство группового помещения должно быть полифункционально; цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами;

-при создании развивающего пространства в групповом помещении нужно учитывать ведущую роль игровой деятельности;

-РППС группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий игровой проект "В стране вообразилии"

Проект способствует развитию речевого творчества детей, фантазии, воображения детей и чувства юмора. Помогает преодолеть трудности в формировании умений составлять сложные предложения, выявлять ...

Творческий проект младшей логопедической группы "Новый год. Страна снеговиков"

Цель  проекта - развитие творческой, всесторонне развитой личности ребенка....

Музыкально-творческое занятие «страна фантазии»

Музыкально-творческое занятие «страна фантазии» для детей старшего возраста.  Цель: Развитие  творческой  активности  детей, потребности  в  творческом...

Программа творческой мастерской "Страна фантазеров"

Этот материал поможет педагогам дополнительного образования в планировании работы кружков по художественно-эстетическому развитию....

Творческий проект «ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЕКТЕ «ПУГОВИЧНАЯ СТРАНА»

Творческий проект  «ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЕКТЕ «ПУГОВИЧНАЯ СТРАНА»...

Познавательно творческий проект "Страна безопасности"

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению на игровых площадках и в пом...

Творческий проект ко дню Защитника Отечества. Создание выставки совместных творческих работ «Мы гордимся нашей страной».

Данный проект, рассчитан на детей 3-5 лет, родителей, воспитателей ДОУ, музыкальных руководителей. 23 февраля - это праздник мужества, отваги, самоотверженности. В этот день мы чествуем тех, кто герои...