КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ И БЕЗОПАСНОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
материал

Современные условия требуют от общества особенного внимания к тому, чтобы у подрастающего поколения формировалось позитивное отношение к здоровому образу жизни. Важной задачей является воспитание осознанной потребности заботиться как о собственном здоровье, так и о сохранении здоровья окружающих ребёнка людей. Инновационная кейс-технология нацелена на формирование у младших дошкольников необходимых культурно-гигиенических навыков и умений, а также на развитие способности определять наличие проблемы и способов её решения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pashkevich_l.m._statya.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ СПОСОБ   ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ И БЕЗОПАСНОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Современные условия требуют от общества особенного внимания к тому, чтобы у подрастающего поколения формировалось позитивное отношение к здоровому образу жизни. Важной задачей является воспитание осознанной потребности заботиться как о собственном здоровье, так и о сохранении здоровья окружающих ребёнка людей. Инновационная кейс-технология нацелена на формирование у младших дошкольников необходимых культурно-гигиенических навыков и умений, а также на развитие способности определять наличие проблемы и способов её решения.

Дошкольное образование реализует целый ряд технологий, которые нацелены на привитие детям полезных привычек и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни. Реализовывая уже разработанные технологии, не стоит забывать о поиске новых, более эффективных путей достижения цели. Инновационные формы способны вывести существующий уровень дошкольного образования на более качественный уровень, развить его. В этом заключается необходимость постоянного поиска, разработки и внедрения в практику современных форм, методов и технологий. Перед каждым педагогом стоит задача, опираясь на уже известные и проверенные на практике методы, находиться в постоянном поиске нового, расширять пространство своего педагогического творчества, проявлять активность и инициативу, использовать развивающие инновации, опираясь на достижения современной педагогики, а также на собственные убеждения, подкреплённые практикой [1].

Среди других инновационных методов, которые способны результативно формировать у дошкольников активные навыки и умения, а также стремление к познанию в определённой педагогом области знаний, выделяются кейс-технологии.  Кейс-технологии – это такие интерактивные технологии, целью которых является краткосрочное обучение, основанное на изучении и анализе предложенной реальной либо вымышленной ситуации. При этом у детей происходит формирование представлений, появляются новые умения и качества. Разбирая конкретное событие или случай в процессе деловой игры, дети взаимодействуют между собой и воспитателем. Активное участие всех участников образовательного процесса увеличивает количество вариантов предложенных способов решения проблемы, даёт возможность глубже разобраться в ситуации или обнаружить причины, вызвавшие проблему. Происходит отбор более эффективного способа для разрешения поставленной задачи, в процессе которого дети обучаются работе с информацией. Реальный фактический материал, приближенность к реальной жизненной ситуации делает кейсы ценным опытом для детей, которые могут столкнуться с подобной ситуацией в дальнейшем. Подобная технология предназначена для того, чтобы параллельно с развитием способности анализировать проблемы и находить способы решения у дошкольников формировались такие качества, как критическое мышление, стремление удовлетворить познавательные потребности, ответственность, навыки общения, инициативность, творческий подход, потребность и умение включаться в командную работу, способность решать задачи различной сложности индивидуально или в коллективе. Эффективным использование данного метода может быть на любом этапе образовательного процесса, в том числе при изучении нового материала, закреплении пройденного или на стадии обобщения, а также для применения полученных в процессе работы знаний на практике.

Воспитатели, которые работают по технологии кейс-метода, с целью наибольшей эффективности работы должны придерживаться комплекса принципов:

1. Индивидуальный подход, который предусматривает внимание к потребностям каждого ребёнка, его особенностям и познавательным интересам. Возможности у детей разные, опираясь на них, они дополняют суждения, созданные совместной коллективной работой.

2. Вариативность как принцип реализуется через использование материала разной сложности, информативности и направленности, а также различных способов обработки предоставленных материалов, что ведёт к свободе выбора каждого участника процесса.

3. Прагматизм заключается в значительно более низком уровне сложности предложенной в кейсе проблемы по отношению к невыдуманным событиям, встреча с которыми вероятна в будущей жизни дошкольников. Это облегчает использование детьми багажа знаний и представлений, чтобы в дальнейшем усвоенные способности и умения могли им пригодиться [2].

Использование метода в работе с дошкольниками позволяет усовершенствовать образовательный процесс, в том числе оно гарантированно улучшает результативность работы по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни. На этапе дошкольного обучения особенно важно привить дошкольникам любовь к физическим упражнениям, выработать привычку к чистоте и осознанное соблюдение норм гигиены, проведение оздоровительных процедур, стремление узнать больше о связи между комплексом окружающих человека условий жизни и состоянием его здоровья [4].

В младших группах уместно пользоваться кейс-технологиями для того чтобы дать детям первичные элементарные знания о здоровом образе жизни и помочь сделать первые шаги в овладении культурно-гигиеническими навыками. С этой целью применяются фото-кейсы, кейс-иллюстрации, кейс-проигрывание ролей.

Среди существующих форм работы с использованием названого инновационного метода для дошкольников более доступными являются кейс-иллюстрации, с которых и рекомендуется начинать подобную деятельность. Это использование картинок, которые не просто иллюстрируют рассказ или стихотворение, но в обязательном порядке содержат проблемный вопрос, на него следует отреагировать, предложив свой ответ или решение. Старшая группа дошкольников способна сделать вывод о наличии проблемы, предложить возможные решения, не ожидая подсказки воспитателя. Младшую группу педагог должен направить, предложив проблему. Он строит беседу с дошкольниками, обсуждая сюжет, предлагая высказать своё видение, назвать способы выхода из проблемной ситуации [5].

Фото-кейс состоит из:

1. Сюжетной фотографии, изображающей возможную в жизни проблемную ситуацию, требующую разрешения.

2. Сопровождающего снимок текста, описывающего детали события. Данный текст должен помочь найти и определить лучший из возможных способов разрешения проблемной ситуации.

Ещё одним из вариантов работы с детьми является кейс-проигрывание ролей. Дети с удовольствием участвуют в знакомой им сюжетно-ролевой игре. Для того чтобы она стала ролевым проектированием, должна быть названа проблема, которую необходимо решить, основываясь на известной информации, предоставленной заранее.

Все кейс-технологии направлены на поиск оптимальных способов решения проблем, которые устанавливает связь между игрой и практической реальной жизнью каждого дошкольника, что, в конечном счете, ведёт к осознанному выбору безопасного и здорового образа жизни, уверенному следованию его принципам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Будем здоровы! Практический материал по формированию представлений о здоровом и безопасном образе жизни в ДОУ. часть III "Безопасность"

Материалы, представленные в пособии, систематизированы в соответствии с разделами программы «Будем здоровы!» по формирования представлений о здоровом и...

Будем здоровы! Практический материал для реализации задач формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у детей в ДОУ. часть I "Чистота-залог здоровья"

Материалы, представленные в пособии, систематизированы в соответствии с разделами программы «Будем здоровы!» по формирования представлений о здоровом и безоп...

Будем здоровы! Практический материал для реализации задач формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у детей в ДОУ. часть II "Факторы здоровья"

Материалы, представленные в пособии, систематизированы по разделам программы «Будем здоровы!» по формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у ...

Формирование представлений о здоровом и безопасном образе жизни у детей дошкольного возраста

Задача приобщения дошкольников к здоровому и безопасному образу жизни актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом спос...

План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 3-4 лет второй младшей группы № 1 «Сказка» на 2020-2021 уч.г.

План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 3-4 лет второй младшей группы № 1 «Сказка» на 2020-2021 уч.г....

«План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 3-4 лет воспитателя второй младшей группы № 1 «Белочки» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска на

laquo;План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 3-4 летвоспитателя второй младшей группы № 1 «Белочки» муниципального бюджетного дошкольного образо...

" Кейс-технология как инновационный способ формирования представлений о здоровом образе жизни младших дошкольников"

В современных условиях важно обеспечить формирование положительного отношения детей к здоровому образу жизни, воспитывать потребность заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Использование и...