Статья на тему: "Нейропсихология как здоровьесберегающая технология"
статья

Григорьева Любовь Сергеевна

Статья в сборнике ОГУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grigoreva_l.s._statya.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Нейропсихология как здоровьесберегающая технология

Григорьева Л.С., педагог-психолог 1 квалификационной категории

 МДОУ «ЦРР «Тополек» - детский сад «12»,

г. Железногорск Курская область

Актуальность вопросов использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ возрастает год от года. Среди эффективных форм и методов работы объективно считается совершенствовать, в рамках внедрения ФГОС, исследования здоровьесберегающих технологий в теоретическом и особенно в практическом плане: посещение ДОУ. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.

Для себя я отметила, что актуальной проблемой в нашей стране является обеспечение психического и психологического здоровья молодого поколения.

В последние годы на свет появляется все меньше детей с первой группой здоровья. Наблюдается рост заболеваемости различными нервно-психическими расстройствами. Нейропсихология детского возраста выступает одной из дисциплин, разрабатывающих научные и прикладные аспекты здоровьесберегающих технологий для детей.
Психологическое здоровье ребенка-дошкольника характеризуется развитием психических процессов, умственной работоспособностью, преобладанием положительных эмоций над отрицательными, адекватной самооценкой, уровнем зрелости процессов возбуждения и торможения, уверенностью в себе и своих силах.

Нейропсихологическая коррекция представляет собой наиболее эффективный на сегодняшний день метод без медикаментозной помощи и коррекции в детском возрасте, при отдельных видах психических нарушений таких, как гиперактивности, синдроме дефицита внимания, задержке развития и т. д... Она не имеет побочных действий. Если подход грамотный, то и результативность окажется высокой.

В детском возрасте применяют две методики коррекции:

  • двигательную;
  • когнитивную.

Первый метод способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей. Второй на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей в учебе.

В детском саду каждый специалист использует в своей работе здоровьесберегающие технологии. На занятиях педагога-психолога используются физминутки, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, игротерапия, песочная терапия. При работе с различными возрастными категориями детей стоить отметить, что у ряда воспитанников встречаются трудности сосредоточения и переключения внимания, некоторое снижение слухоречевой памяти, двигательная недостаточность, трудности при рисовании, вырезании, конструировании, негрубые речевые отклонения и особенности эмоциональной сферы.

Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия. Нейропсихологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. При подготовке детей к школе необходимо уделять большое внимание развитию мозолистого тела (межполушарных связей). Ведь нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до семи лет, у мальчиков до восьми – восьми с половиной лет.
Я разработала комплекс дидактических игр для межполушарного взаимодействия, такие как: «Тропинки», «Классики», «Ладошки», «Перчатки», «Развивашка», «Пальчики», «Кирпичики».

Для работы с самыми маленькими, используем тетради с нейротестами, разработчик – Людмила Максименко. С помощью нейротетрадей можно оценить уровень развития ребенка, тренировать внимание и отрабатывать навыки.

Для работы с болеем старшим возрастом, есть нейротетради Анастасии Сунцовой «Учимся быть внимательными». Для развития усидчивости, распределения внимания, улучшения смекалки, тренировки логики. «Влево-вправо» - ориентируемся в пространстве, определяем расположение предметов, развиваем глазомер, изучаем направления. С помощью нейротетради Светланы Корепановой «Играем и запоминаем» тренируем память, стимулируем сообразительность, развиваем концентрацию, улучшаем наблюдательность. Екатерина Белозерова разработала нейротетрадь «Думаем и анализируем». Целью является: развитие мышления, обобщение информации, учение сравнивать, изучение классификации. Для развития межполушарных связей, формирования цветовосприятия, тренировки ловкости и улучшения моторики используем нейротетрадь «Рисуем двумя руками» Жанны Троицкой.

Все нейропсихологические упражнения для детей проводятся в строгой последовательности и под присмотром взрослого. Тогда они способствуют активации высших психологических функций: эмоций, восприятия, внимания, памяти, мышления. Таким образом малыш учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в обучении и саморегуляции.

Комплексы упражнений для развития межполушарного взаимодействия:

Муха (для детей 5-6 лет)

Нужно взять листок бумаги и расчертить его на 16 клеток (4 на 4). Отдельно нарисовать муху и вырезать ее (можно использовать предмет, который будет ее символизировать. например, пуговицу).  Поставить муху на произвольную клетку и приказывать ей двигаться в определенном направлении.

После нескольких таких приказаний (клеточка вверх, две вниз и т.д.) спросить у ребенка, где муха находится сейчас. Если прозвучал правильный ответ, передвинуть ее на соответствующую клетку, если нет, повторить и продемонстрировать ее движение.

 «Сомни листочек»

(для детей 6-7 лет)

Одновременно двумя руками ребенок сминает два листочка бумаги, а потом разглаживает их. Упражнение выполняется на весу. Чем быстрее ребенок это делает, тем лучше. Чем меньше размер листочков бумаги, тем сложнее выполнять упражнение.

«Молчу-шепчу-кричу»

(для детей 5-6 лет)

Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.

«Замочек» (для детей 6-7 лет)

Ребенок складывает руки в замок и крутит большие пальцы вокруг друг друга то в одну сторону, то в другую. Упражнение выполняется максимально быстро. Ребенок должен сосредоточенно смотреть на большие пальцы.

«Прикосновения»

(для детей 5-7 лет)

Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.

«Воздушный шарик»

 (для детей 6-7 лет)

Ребенок стоит (или сидит). Руки лежат на животе. По команде взрослого «вдох» ребенок делает глубокий вдох носиком (рот закрыт) и надувает живот, как воздушный шарик, затем вовремя команды «выдох» ребенок делает шумный выдох, через рот, одновременно с выдохом втягивает живот.

 «Кулак-палец» (для детей 6-7 лет)

Ребенок сидит или стоит. Во время команды взрослого «вдох» ребенок делает вдох через нос (рот закрыт), одновременно поворачивая большие пальцы рук вверх. Во время команды взрослого «выдох» ребенок делает выдох через широко открытый рот, одновременно поворачивая большие пальцы вниз. Дыхание медленное и глубокое. Двигаются только кисти рук.

 «Кулак-ладонь» (для детей 6-7 лет)

Ребенок стоит, ноги на ширине плеч. Голова прямо, глаза смотрят вперед. Руки вытянуты в стороны, ладонь одной руки «смотрит вниз», пальцы смотрят в сторону, ладонь другой руки сжата в кулак. Во время команды взрослого «вдох» ребенок одновременно разжимает кулак одной руки, ладонь «смотрит» в пол, а ладонь другой руки сжимает в кулак. Во время команды взрослого «выдох»  ребенок одновременно меняет положение кулака и ладони. Подышать, быстро меняя положение кулака и ладони попеременно.

«Кулак – ребро - ладонь»

(для детей 5-7 лет»

Сжать ладошку в кулак, разжать и поставить выпрямленную руку на ребро, распрямить ладошку полностью и положить на стол. Выполняется по очереди каждой рукой. Минимум 8-10 подходов.

Список литературы:

  1. [Балашова, Е. Ю. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах / Е.Ю. Балашова, М.С. Ковязина. - М.: Генезис, 2012. - 240 c.]
  2. [Глозман, Ж. М. Детская нейропсихология : учеб, пособие / Ж. М. Глозман. — Саратов : Вузовское образование, 2019. – 249 c.]
  3. [Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб.  заведений. —  М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.]

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Природный материал, используемый в здоровьесберегающей технологиии в работе с детьми дошкольного возраста "

В материале рассказывается о том, как обыкновенная шишка может стать замечательным массажным, оздоровительным, профилактическим, тонизирующим и обучающим средством...

Статья "Методика песочной терапии как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании"

Методика песочной терапии является одной из приоритетных здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья. Игры с песком развивают восприятие, мышление...

Статья на тему :«Использование современных здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС до в средней группе»

Здоровье детей – будущее нашей страны, ее национальной безопасности. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно построить здание потребности в...

СТАТЬЯ " МИНИ ВОЛЕЙБОЛ КАК ФАКТОР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ"

Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив очень ценным чувством - чувством «мышечной радости» которое он испытывает, двигаясь. Огромную потребность в движении дети обы...

СТАТЬЯ "ТЕАТРОТЕРАПИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ВИД ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"

В статье раскрывается понятие театротерапии, как здоровьесберегающей технологии, ее составляющие элементы, такие как: дыхательные и пальчиковые гимнастики, сказкотерапия, театральная ритмопластика, ло...

СТАТЬЯ ТЕАТРОТЕРАПИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ВИД ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье раскрывается понятие театротерапии, как здоровьесберегающей технологии, ее составляющие элементы, такие как: дыхательные и пальчиковые гимнастики, сказкотерапия, театральная ритмопластика, ло...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Использование классической музыки в здоровьесберегающих технологиях»

Эта тема была выбрана не случайно, т. к. сейчас наши дети живут и развиваются в непростых условиях современного музыкального социума. Современную рок – музыку, которая звучит повсюду (хотим мы э...