Статья "Методика песочной терапии как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании"
статья на тему

Бабаева Светлана Ивановна

Методика песочной терапии является одной из приоритетных здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья. Игры с песком развивают восприятие, мышление, память, внимание, речь, а также творческое мышление, воображение и фантазию, воспитывают чувство успешности и уверенности в себе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_babaeva_svetlana_ivanovna.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.24

МЕТОДИКА ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Бабаева С.И.

Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29»,

г. Воронеж, Россия

Аннотация: Методика песочной терапии является одной из приоритетных здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья. Игры с песком развивают восприятие, мышление, память, внимание, речь, а также творческое мышление, воображение и фантазию, воспитывают чувство успешности и уверенности в себе.

Ключевые слова: песочная терапия, игры с песком, здоровьесберегающие технологии, виды песочниц.

         Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Поэтому именно на этом этапе важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Физическое здоровье неразрывно связано с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности является применение здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья. Одной из таких технологий в дошкольных учреждениях является песочная терапия. Данная методика начала применяться в конце 1920 года психотерапевтами Анной Фрейд и Эриком Эриксоном. Юнг разработал технику активного воображения, которая считается теоретическим фундаментом терапии. После изучения этой методики Дорой Кальф была разработана юнгианская «Песочная терапия», которая применялась в работе как с детьми, так и со взрослыми.

Популярность использования песка в психотерапии, искусстве, педагогике продиктована свойствами материала и его доступностью. Песок-универсальный инструмент для психологов, воспитателей и педагогов любого направления.

Существуют ситуации, при которых детям просто необходимы занятия с песком. Это психосоматические заболевания, повышенная тревожность, агрессивность, замкнутость ребенка, невроз или стресс как следствие сложных семейных или социальных конфликтов. Также песочная терапия просто необходима для детей с особыми потребностями.
Игра с песком – это своеобразная самотерапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является хозяином в ящике с песком, и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения.

Чем же полезны игры с песком?

Игры с песком (пересыпание, просеивание, просто тактильный контакт) помогают расслабиться и успокоиться.

Игры с песком способствуют самовыражению и развитию творческих способностей. Песочный «лист» всегда можно «переписать», если что-то не получилось с первого раза. В этом он выгодно отличается от бумаги с красками. Поэтому многие дети с удовольствием рисуют на песке.

Игры с песком дают возможность высказать свои чувства. В песочнице малыш может безопасно выразить и прожить свои эмоции и чувства, вылить в нее волнительные переживания. Не каждый ребенок может, умеет и хочет делиться своими чувствами вербально, с помощью речи.

Игры с песком развивают мелкую моторику ребенка, его образное мышление, внимание, фантазию. И это как раз то, к чему стремятся педагоги, придумывая различные занятия с детьми.

Игры с песком помогают развивать речь ребенка, поэтому активно используются учителями-логопедами. В игре малыш учится говорить, ребенок постарше – описывать свои картины на песке, пересказывать, говорить связно и последовательно.

Специалисты отмечают, что игры с песком способствуют диагностике проблем ребенка. Методика песочной терапии помогает педагогам увидеть ответы на многие вопросы касательно внутреннего мира ребенка, раскрыть истинные причины тревог, страхов, конфликтов. И опять же песок способен помочь в решении данных проблем.

Также песок является замечательной средой для развивающих игр. Для этих целей в песочнице проводятся занятия, на которых дети учатся писать, читать, считать, сортировать, различать цвета и формы, перебирать. Все это легко обыгрывается в сказочной форме и проходит ненавязчиво и весело.

Наконец, песочную терапию можно использовать как простое успокаивающее средство для гиперактивных детей. Плюсом песочной терапии является то, что здесь не требуется точности линий и схожести образов – это свободное искусство и поэтому переживания, стрессы у детей при играх в песке почти исключены.

Наряду с высокой эффективностью метода песочная терапия имеет и противопоказания. Не рекомендуется она в случаях, когда уровень тревожности ребёнка очень высок, у ребенка астма или аллергия на пыль и мелкие частицы, когда у ребёнка кожные заболевания или порезы на руках.

В процессе воспитательно-образовательной деятельности для игр с песком используются различные виды песочниц.

Например, в дошкольных учреждениях широко используются световые столы «Мультиколор». Рисование кварцевым песком на них позитивно влияют на психоэмоциональное самочувствие, развивают фантазию, усидчивость, мелкую моторику, помогают преодолеть страхи и раскрыть творческий потенциал, способствуют развитию сразу двух полушарий мозга.

Рисование песком на стекле состоит из двух основных техник. Первой является рисование, о котором потом говорят «светлым по темному». Для него готовят фон: равномерно насыпают на стол песок, а затем рисуют по нему, раздвигая песчинки и оставляя светлые линии. Обратная этому техника – рисование «темным по светлому». На чистую поверхность наносятся различные элементы с помощью заполнения песком. Обе эти техники легко совмещаются и комбинируются.

Достаточно распространена также тактильная игра «Рисуем на песке» и прозрачные пластиковые столы для игр с водой и песком.

Когда дети начинают играть в песок, они чувствуют его притягательное волшебное воздействие. Они сгребают песок руками, делают из него узоры. В отличие от песочницы, в которой ребенок сидит или стоит на коленях, лоток с песком располагается на столе напротив ребенка. Ограничительная рамка дает ребенку чувство надежности, во время работы он может ходить вокруг лотка или работать в одном положении.

Интерактивная песочница — это уникальное оборудование, позволяющее раскрыть внутренние резервы и природные способности дошкольников. Работа интерактивной песочницы построена на технологиях дополненной реальности, благодаря чему обычный песок превращается в волшебную вселенную. Перед пользователями открываются живописные пейзажи, которые он может перекроить в одно мгновение. Интерактивная песочница является помощником в образовательном процессе. Она позволяет в режиме реального времени продемонстрировать процессы эволюции земной поверхности, которая происходила в течение многих миллионов лет, увидеть ледниковый период и извержения вулкана. Также с её помощью можно изучать цвета, формы, цифры и буквы, размеры предметов, группировать их по нескольким сенсорным признакам и даже управлять различными объектами, например, кораблями или танками.

Таким образом, методика песочной терапии является эффективной здоровьесберегающей технологией, активно использующейся педагогами в процессе развивающей и коррекционной работы с дошкольниками.

Список использованных источников:

  1. Юнг К. Г. Аналитическая психология: теория и практика: Тавистокские лекции / Пер. с нем. В. Зеленского. - СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2007. - 240 с.
  2. Гранина И.В. Песочная терапия в психотерапии / И.В. Гранина. – Екатеринбург, 2002. – 65с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко. - СПб.: Издательство «Речь», 2003. - 400 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. - СПб.: Издательство «Речь», 2005. - 340 с.
  5. Мешавкина Т.Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками / Т.Ф. Мешавкина. – Екатеринбург, 2003. – 78 с.
  6. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
  7. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Издательство «Речь», 2005. - 340 с.
  8. Иванова С. С. Здоровьесберегающая среда в ДОУ как фактор внедрения ФГОС ДО / Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). -СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 14-16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия. Раздел здоровьесберегающие технологии

что такое песочная терапия и как ее использовать?...

«Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ».

Выступление на семенаре " Здоровьесберегающие технологии"...

Буклет «Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ»

Песок – один из первых материалов, который ребенок использует в самостоятельной деятельности, в познании мира: в песочнице, на пляже, в специальной ёмкости. Игра с песком – ...

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка как вид здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников-актуальная тема для разговора во все времена.  Это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство &nda...

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДОУ

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образов...

Проект «Арт – терапия как здоровьесберегающая технология в экологическом образовании дошкольника»

Здоровье - одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости....