Проект «Арт – терапия как здоровьесберегающая технология в экологическом образовании дошкольника»
проект по обж (средняя группа)

Порткина Светлана Александровна

ОО «Познавательное развитие» (Мир природы)

 (средняя группа)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_art_terapiya.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 41 присмотра и оздоровления»

Проект

«Арт – терапия как здоровьесберегающая технология в экологическом образовании дошкольника»

ОО «Познавательное развитие» (Мир природы)

 (средняя группа)

                                                           Составила:

                                                             воспитатель

                                                                   Порткина С.А.

г. Саранск 2019 - 2020уч.г.

Проект «Арт – терапия как здоровьесберегающая технология в экологическом образовании дошкольника»

Тип проекта: информационно – творческий

Вид проекта:краткосрочный (апрель – июнь)

Возраст детей: 4-5 лет

Участники проекта: воспитатель, воспитанники средней  группы.

Цель:

формирование научно - познавательного, эмоционально – нравственного практически – деятельного отношения к окружающей среде и своему здоровью через использование художественного творчества.

Задачи:

- предоставить детям возможность свободно выражать чувства, в том числе агрессивные, в безопасной, социально доступной форме;

- формировать умение понимать значение факторов окружающей среды для здоровья людей, заботится о чистоте двора, участка детского сада, группы;

- развивать и усиливать внимание детей к своим чувствам, развивать наблюдательность, развивать воображение, развивать сенсорные способности.

Ожидаемые результаты:

- снижение тревожности и агрессивности у детей;

- развитие познавательного интереса детей к окружающей природе;

- умение детей видеть и чувствовать красоту и уникальность окружающего мира.

Актуальность

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота с гармоничной полнотой всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

В. А. Сухомлинский

Здоровье - одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости.

Одной из причин частых и длительных заболеваний детей — неблагополучие окружающей среды. Повышенное содержание различных чужеродных веществ в воздухе, воде, продуктах питания сопровождается накоплением их в организме, что приводит, в конечном счете, к снижению иммунной защиты. Воспитывать экологическую культуру нужно с детства. В дошкольном возрасте ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм необходимо формировать первые представления об экологии воспитывать бережное отношение и любовь ко всему живому.

Одной из здоровьесберегающих технологий в экологическом образовании является арт – терапия. Арт – терапия – направление, использующее художественное творчество, это «лечение искусством». Важное условие развития ребёнка – использование нетрадиционного рисования. Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивать творческие способности. Ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, воплотив их с помощью разнообразных нетрадиционных материалов. Рисовать можно поролоном, зубными щётками, ватными палочками, свечками, ниточками и т. д. Используют разные приёмы рисования: пальцами, ладошками, выдуванием (с помощью трубочек).

Таким образом, арт – терапия, применяемая в экологической работе с детьми, - здоровьесберегающая технология, которая проявляется через систему изобразительного творчества.

Использование здоровьесберегающих технологий в организации экологического образования способствует сохранению и развитию физического, психического и нравственного здоровья детей, формирует способность к творчеству и обеспечивает высокий потенциал развития каждого ребёнка.

Этапы проекта:

Подготовительный этап.

1. Разработка проекта

Цель: Определение целей и задач проекта, выбор форм работы с детьми.

2.Знакомство детей с приемами атр – терапии  (изо – терапии, цвето – терапии, музыкатерапии)

Цель:Показать детям различные виды нетрадиционных способов рисования.

3. Чтение экологических сказок: «Ёжик», «Медведь», «Муравейник», «История маленького лягушонка», «Всё живое нуждается в воде».

Цель:Учить различать и называть диких животных, уточнять представление о том, чем они питаются, учить правилам поведения в лесу; развивать внимание, усидчивость; воспитывать отношение к объектам природы, трудолюбие, желание помогать.

4.Подвижные игры:

«Воробушки и автомобиль»,«Птички в гнёздышках»

Цель:Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Цель:Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Приучать детей быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

5. Рассматривание иллюстраций

«Насекомые», «Птицы».

Цель:Расширять представление детей о насекомых и птицах. Учить узнавать их на картинках. Воспитывать бережное отношение к ним.

6.Разгадывание загадок о насекомых, птицах, деревьях.

Цель: Развивать логическое мышление, речь, внимание; память.

Продолжать развивать умение отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку;

Основной этап.

1. Рассматривание наглядно –дидактического пособия: деревья и листья. уточнить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья, их высоте и толщине. Закрепить знания детей о деревьях упражнять в различении листьев по цвету, величине, форме.

2.Рисование ладошками«Бабочки»

Рисование пальчиками «Идёт дождик кап-кап -кап»

Цель: Продолжать знакомить детей с техникой нетрадиционного рисования – «рисование ладошками».

- воспитывать аккуратность.

- развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук.

- развивать фантазию, эстетическое восприятие, воспитывать бережное отношение к природе.

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиком;

- учить рисовать из тучек дождик, передавая его характер; правильно располагать элементы на рисунка на листе;

- развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие

- воспитывать аккуратность

3.Дидактические игры:

«Собери цветок»,«Кто, что ест»,«Что сначала – что потом?»

Цель: Развивать у детей внимательность, настойчивость, усидчивость, закрепить названия весенних цветов (ландыш, одуванчик, тюльпан, нарцисс, подснежник)

Цель: Закрепить знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, память, внимание, воспитывать желание заботится о домашних животных.

Закрепить знания детей о развитии и роста животных.

4.Рисование тычком «Веточка сирени»

Цель: Приобщать детей к изобразительному искусству, развивать творческие способности и познавательную активность детей.

-Учить детей рисовать сирень краской тычком клеевой кистью.

- Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей

- Расширять представление детей о цветах и способах их изображения.

- Учить располагать изображение на листе с учетом его пропорций

5. Рисование печатками из пластилина «Ваза с розами» Изготовление розы из пластилина

Цель: - Развитие мелкой моторики рук

- Формирование творческих способностей детей

Работа с родителями:

- консультация для родителей «Система здоровьесбережения в ДОУ»;

- памятка для родителей по формировании здорового образа жизни детей;

- консультация «Здоровый образ жизни в семье»

- консультация для родителей «Арт – терапия для дошкольников»

Заключительный этап.

1.Коллективная работа: нетрадиционное рисование пальчиком «Русская берёзка».

2. Выставка детских работ.

3. Картотека дидактических игр и упражнений экологической направленности

Приложение № 1 (загадки о насекомых)

Приложение № 2 (загадки о птицах)

Приложение № 3 (загадки о деревьях)

Приложение № 4 (цветы)

Приложение №1

Загадки про насекомых

У кого вся спинка в точках?

Кто пасётся на листочках?

Кого мы просим

Подняться в небо

И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка)

Побежали по дорожке

Чьи — то маленькие ножки!

А на ножках, посмотри,-

Груза больше раза в три!

И почти не вижу я

Под поклажей …. (Муравьи)

Пролетела мимо уха

Вроде муха, но не муха

Эта муха не жужжала

У нее, ребята, жало

Коль ужалит, будет «ай»

Кто же это отгадай!

— Муха с жалом? – Чудеса!

Знают все это – (Оса!)

На цветок пахучий

Сел цветок летучий. (Бабочка)

Ходит ходок через потолок,

Всем надоедает, здоровью угрожает.

А как осень придёт,

Ещё и кусаться начнёт. (Муха)

Он сети, как рыбак, готовит,

А рыбы никогда не ловит. (Паук)

Красно-бурый, жёсткокрылый.

Хоть вредитель — с виду милый.

Начиная майский лёт,

Он гудит как самолёт. (Майский жук)

Кто в каждый встреченный цветок

Свой опускает хоботок,

А после в улей

Мчится пулей

И что-то прячет в уголок? (Пчела)

Разрешенья не спросил,

Подлетел — и укусил! (Комар)

Музыкальный кроха очень!

Всё надкрыльями стрекочет.

И не только на опушке,

Но за печкою в избушке. (Сверчок)

Прыгает пружинка —

Зелёная спинка —

С травы на былинку,

С ветки на тропинку. (Кузнечик)

Яркий мини вертолет

Отправляется в полёт.

Но зачем ему глаза?

Да он просто … (Стрекоза)

Может в яблоко залезть,

А потом его же съесть:

Все, что вкусно, выедает

И обратно выползает. (Гусеница)

Жу-жу, жу-жу,

Я на ветке сижу,

Букву Ж всегда твержу.

Зная твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом. (Жук)

Летит мохнатенький,

Летит за сладеньким. (Шмель)

Не солнце, не огонь, не лампочка,

А ночью светится. (Светлячок)

Приложение №2

Загадки про птиц

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

Квохчет, квохчет, детей созывает,

Всех под крыло собирает. (Курица с цыплятами)

Не ездок, а со шпорами,

Не будильник, а всех будит. (Петух)

Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами - стук,

Как зовут его -. (Индюк)

Верещунья белобока,

А зовут ее. (сорока).

Каждый вечер спать ложусь,

В комнате один я не боюсь.

Засыпаю сладко я,

Под пенье птицы - (соловья).

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это. (Cнегири)

Кто на елке, на суку

Счет ведет: ку-ку, ку-ку? (Кукушка)

Днем спит, ночью летает. (Сова)

На шесте - дворец, во дворце - певец. (Скворец)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

Дорогу к дому он найдет

И весточку нам принесет. (Голубь)

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой! (Дятел)

Стали братья на ходули,

Ищут корму по пути.

На бегу ли, на ходу ли —

Им с ходулей не сойти. (Журавли)

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Птичка в клеточке сидит

И с тобою говорит,

Ей секрет не доверяй,

Разболтает… (попугай).

Приложение №3

Загадки о деревьях

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

Зимой и летом -

Одним цветом. (Ель)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная! (Елка)

Весной одевается,

Осенью раздевается. (Лес)

Ах, не трогайте меня!

Обожгу и без огня. (Крапива)

Летом вырастают,

А осенью опадают. (Листья)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня же обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

Приложение №4 «Цветы»

Подвижные игры

Физминутка «Мы – цветы»

1.        Распрямили стебли, вытянули ветки (руки).

2.        Расправили листочки, пошелестели листочками (пальцы).

3.        Гимнастика для стебля: наклоны туловища вправо-влево; вперёд-назад.

4.        Гимнастика для корней: вытянули правую ногу – повращали ступнёй; вытянули левую ногу – повращали.

5.        Моем листья, стебли под дождём: подняли руки вверх, растопырили пальцы, подставили ладошки дождю, кружимся.

«Живая клумба»

Все играющие разбиваются на три команды:

6.        Золотые шары;

7.        Ноготки;

8.        Бархатцы.

Дети – цветы на клумбе. В центре растут золотые шары – самые высокие. Дети поднимают руки вверх и вращаются вокруг себя. Второй круг – ноготки, они идут хороводом вокруг золотых шаров. Третий круг – дети-бархатцы приседают на корточки, эти цветы самые низкие.

Подул ветер, цветы ожили и зашевелились: золотые шары – кружатся, ноготки идут по кругу в одну сторону, бархатцы – в другую.

«Волшебная палочка»

«Волшебной палочкой» дотронуться до цветка (игрушка или иллюстрация), назвать его, описать его (цвет, величина, форма, где растёт, когда цветёт, где применяется).

«Любимый цветок»

Нарисовать любимый цветок или взять иллюстрацию и потанцевать с ним под музыку «Вальс цветов».

«Найди своё место»

Два ведущих. Один берёт в руки полевые цветы, другой – садовые. Дети-цветы под музыку танцуют. По окончании музыки дети бегут и образуют круг у своего ведущего.

Игра на внимание «Какой цветок»

Ведущий показывает открытки с цветами. Если это полевой цветок, дети поднимают одну руку. Если садовый – две руки.

Пальчиковая гимнастика

«Алые цветы»

Наши красные цветки

Открывают лепестки.        Разжать пальцы.

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.        Пошевелить пальчиками.

Наши красные цветки

Закрывают лепестки.        Пальцы сжать в кулачок.

Головой качают,

Тихо засыпают.        Покачивание кулачками.

«Клумба»

Клумба посреди двора выросла вчера.        Имитирует движения: копают землю.

Там сажает детвора цветики с утра.        Сажают цветы.

И ромашки, и вьюнок        Поливают.

Собирай в букет, дружок.         Срывают, нюхают,

 дарят друг другу.

«Игра в цветы»

Роза

Зовут меня Розой,

Примите меня.

Я очень душиста,

И цветом нежна.

По цвету и имя

Такое мне дали.

И даже царицей за пышность прозвали.

Репей

Репей я колючий

Ко всем пристаю.

Расту при дороге,

У стенки стою.

Задеть меня платьем

Прохожий боится.

Нельзя ли хоть с вами

Репью подружиться?

Лилия

Я – лилия; с вами

Я буду дружна;

Кротка и скромна я

И очень стройна.

Люблю, наклонившись,

В ручей поглядеться…

Позвольте мне с вами

В кругу повертеться!

Игра «Доскажи словечко»

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался…(стебелёк).

Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший ….. (одуванчик).

Я – травянистое растение.

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение

И превращусь я в конфету. (Ирис).

Все знакомы с нами

Яркими, как пламя.

Мы, однофамильцы,

С мелкими гвоздями.

Полюбуйтесь дикими

Алыми ….(гвоздиками).

На лугу растёт ромашка,

Лютик едкий, клевер…(кашка).

Весёлые вопросы

•        На каких полях не растут цветы? (На полях шляпы).

•        На каком цветке гадают о любви?

•        Какой цветок искал отец для своей дочери?

•        Какой цветок выполнял желания девочки?

•        На какой цветок садится птичка во время проливного дождя?

•        Как сорвать цветок, чтобы не спугнуть бабочку?

•        Из какого цветка выросла девочка?

•        Какие маленькие человечки живут в цветах?

•        На листке какого цветка отправилась девочка в путешествие от жениха?

•        В каком городе жили маленькие человечки и как их звали? (Цветочный город; малыши-коротыши).

Цветочные часы

Эти цветы раскрываются утром:        Эти цветы закрываются днём:

Одуванчик – 6 часов        Осот полевой – 12 часов

Колокольчик крапиволистный – 7 часов        Ослинник двулетний – 13 часов

Лютик едкий – 8 часов        Ястребинка волосистая – 14 часов

Вьюнок полевой – 9 часов        Цикорий – 15 часов

Кислица – 10 часов        Крокус – 16 часов

Сон-трава – 11 часов        Фиалка – 17 часов

Великие о цветах

«Цветы могут склоняться в нашу сторону, но говорят они с небом и Богом». Г. Бичер.

«Если хочешь пользоваться плодами, не рви цветов». Г.Бон

«Из одного цветка не сделаешь венка». Д.Герберт

«Чем выше цветы поднимаются к солнцу, тем глубже идут корни в землю, на которой они растут». Ф.Гримм

«Там, где вырождаются цветы, не может жить человек». Наполеон I

«Больше всего цветов человек получает тогда, когда уже не может насладиться их красотой и запахом». Э.Севрус

«Конечно, я бы мог обойтись и без цветов, но они помогают мне сохранить уважение к самому себе, ибо доказывают, что я не скован по рукам и ногам будничными заботами. Они – свидетельство моей свободы». Р.Тагор

«В быстро вянущих лепестках цветка больше жизни, чем в грузных тысячелетних глыбах гранита». Л.Фейербах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном образовании дошкольников»

Если говорить о использовании здоровьесберегающих технологиях в музыкальной деятельности, то можно утверждать, что если будут учитываться возрастные особенности дошкольников, их личные интересы, потре...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

"Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоров...

Статья "Методика песочной терапии как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании"

Методика песочной терапии является одной из приоритетных здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья. Игры с песком развивают восприятие, мышление...

Проект «Арт – терапия как здоровьесберегающая технология в экологическом образовании дошкольника»

Здоровье - одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости....