Проект «Арт – терапия как здоровьесберегающая технология в экологическом образовании дошкольника»
проект (подготовительная группа)

Шашкова Людмила Николаевна

Здоровье - одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 23»

МБДОУ «Детский сад № 23»

Проект

«Арт – терапия как здоровьесберегающая технология в экологическом образовании дошкольника»

                                                           Составила:

                                                             воспитатель

                                                                   Шашкова Л. Н.

Проект «Арт – терапия как здоровьесберегающая технология в экологическом образовании дошкольника»

Тип проекта: информационно – творческий

Вид проекта: долгосрочный

Возраст детей: 5-7 лет

Участники проекта: воспитатели, воспитанники подготовительной группы.

Цель: формирование научно - познавательного, эмоционально – нравственного практически – деятельного отношения к окружающей среде и своему здоровью через использование художественного творчества.

Задачи

для детей:

• формировать представление детей о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его укреплению и сохранению;

• развивать у ребенка потребность в саморазвитии;

• развить самоуважение, повысить самооценку, способствовать решению психических проблем (тревожность, страхи, гиперактивность агрессивность);

• учить детей использовать приемлемый выход агрессивности и других негативных чувств через лепку, рисование, музыку.

для родителей:

• объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах применении арт-терапии в повседневной жизни ребенка;

• привлечь к участию в мероприятиях направленных на сохранение и укрепление здоровья детей;

• создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.

для педагогов:

• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;

• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их в уверенность в собственных педагогических возможностях.

Условия реализации:

• интерес детей к познавательной деятельности;

• дифференцированный подход;

•разработка интегрированных занятий, целенаправленных наблюдений экспериментальных лабораторий, опытных участков;

• заинтересованность родителей результатами проекта.

Ожидаемые результаты:

для детей:

• у детей сформируются представления о здоровом образе жизни;

• занятия будут разнообразными по форме организации;

• будет осуществляться индивидуальный подход к детям;

• в группах будет создан эмоционально-положительный микроклимат;

• музыка будет использоваться как компонент здоровьесберегающей среды;

• цветовой потенциал будет использован как фактор здоровьесбережения;

• позитивная динамика в улучшении здоровья детей.

для родителей:

• родители будут вовлечены в единое

пространство творческой группы ДОУ «Художественно –эстетического развития», будут активно принимать участие в педсоветах, оздоровительных и спортивных мероприятиях;

• примут участие в фольклорных, спортивных праздниках.

для педагогов:

• повысится компетентность педагогов;

• реализация основной цели проекта;

• ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта будут одинаково относится к проблеме «человек – образ жизни – образование - здоровье»;

• когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.

Актуальность

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота с гармоничной полнотой всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

В. А. Сухомлинский

Здоровье - одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости.

Одной из причин частых и длительных заболеваний детей — неблагополучие окружающей среды. Повышенное содержание различных чужеродных веществ в воздухе, воде, продуктах питания сопровождается накоплением их в организме, что приводит, в конечном счете, к снижению иммунной защиты. Воспитывать экологическую культуру нужно с детства. В дошкольном возрасте ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм необходимо формировать первые представления об экологии воспитывать бережное отношение и любовь ко всему живому.

Одной из здоровьесберегающих технологий в экологическом образовании является арт – терапия. Арт – терапия – направление, использующее художественное творчество, это «лечение искусством». Важное условие развития ребёнка – использование нетрадиционного рисования. Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивать творческие способности. Ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, воплотив их с помощью разнообразных нетрадиционных материалов. Рисовать можно поролоном, зубными щётками, ватными палочками, свечками, ниточками и т. д. Используют разные приёмы рисования: пальцами, ладошками, выдуванием (с помощью трубочек).

Таким образом, арт – терапия, применяемая в экологической работе с детьми, - здоровьесберегающая технология, которая проявляется через систему изобразительного творчества.

Использование здоровьесберегающих технологий в организации экологического образования способствует сохранению и развитию физического, психического и нравственного здоровья детей, формирует способность к творчеству и обеспечивает высокий потенциал развития каждого ребёнка.

Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Мнение великого педагога я разделяю целиком и полностью и уверена, что основным критерием здоровья ребенка является гармония его с самим собой и окружающей средой, а также способность понимать чужие чувства и свои.

Но в современном обществе родители (законные представители) несовершеннолетних, как правило, хотят дать детям больше знаний. А чрезмерное интеллектуальное развитие связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. В результате, современные дети умеют читать, писать, считать, но реже восхищаются, удивляются и сопереживают.

Так как же помочь нашим детям укрепить и сохранить здоровье не только физическое, но и психическое?

Пытаясь ответить на этот вопрос, я познакомилась с несколькими здоровьесберегающими методиками и приемами, (методикаВ. Ф. Базарного, методика использования кукольного театра, театрально-игровые методики, но особое внимание привлекстремительно набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества, когда заботиться об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива можно посредством использования в работе арт-терапии.

Я тоже решила апробировать эту методику при работе с детьми подготовительной группы. Для начала выяснила, арт-терапия – это что такое?

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение, т. е. буквально означает «лечение искусством». Представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного искусства и творчества. Считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами и педагогами.

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива, средствами художественной деятельности.

В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арт-терапией носят скорее спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.

В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Арт-терапия развивает творческие возможности и является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения.

Задачи арт-терапии :

• диагностика психологических проблем;

• наименее болезненный вывод наружу подавленных мыслей и чувств;

• адекватный с точки зрения общества выход агрессии и других негативных проявлений человека;

• обучение концентрации на ощущениях и чувствах;

• облегчение установления социальных контактов;

• развитие речевой и познавательной активности;

• развитие творческих способностей;

• стимулирование креативного мышления;

• развитие самоконтроля;

• развитие уверенности в себе;

• развитие личности, а именно воспитательные моменты, касающиеся вежливости, благодарности, понимания, помощи и т. д.

Каждый из видов арт-терапии имеет свои методики, которые базируются на «переключении» активности полушарий головного мозга.

Левое полушарие – это своеобразный цензор, разум, сознание, которое подчас не пропускает наружу искренние чувства, подавляя их.

Правое - активизируется во время творческой деятельности, запускает бессознательные процессы, открывающие путь к выражению подлинных переживаний. В результате арт-терапевтических занятий полушария начинают «дружно» работать вместе, и работа эта направлена на осознание и исправление внутренних, бессознательных проблем: страхов, комплексов, «зажимов» и т. д.

Существует множество разновидностей арт-терапии, основанных на работе с разными видами искусства. Я применяю лишь некоторые из них:

• изотерапия (все, что связано с изобразительным искусством: рисование, живопись, лепка и т. д.) – 2-4 занятия в месяц по 30 мин.,

• цветотерапия (технология воздействия цветом. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе, снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка,

• песочная терапия (кинетический песок – это инновационный песок, который идеально подходит как для учебно-развивающего процесса, так и для терапевтических целей. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство – 4 занятия в месяц по 30-35 мин.,

• музыкотерапия (в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других техно-логий; для снятия напряжения, повышение эмоционального настроя и пр.,

• библиотерапия или сказкотерапия (работа со словом – сочинение сказок, стихов и т. д.) – 2-4 занятия в месяц по 30 мин.

Данные виды работы я использую только второй месяц, два раза в неделю, во второй половине дня. Но уже вижу, что состояние свободного творчества дает детям эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, доставляет им огромное удовольствие! В художественном творчестве (рисуя, сочиняя какие-то истории, слушая музыку или играя песочком) ребята воплощают свои эмоции, чувства, надежды, забывают о страхах, сомнениях и конфликтах.

Арт-терапия действительно развивает творческие возможности детей и является хорошим способом социальной адаптации. Это особенно важно для маленьких людей, которым еще сложно иногда выразить свои мысли в словах.

И немаловажный факт, что для упражнений детской арт-терапией нужно немногое: доступные изобразительные средства, удобное место и правильный настрой. «Лечение искусством» привлекательно, понятно и безопасно.

Таким образом, применяя арт – терапию, я чуточку приближаю детей к Здоровью в широком понимании этого слова - физической, социальной и психологической гармонии человека. А также воспитываю в них доброжелательное отношение к людям, природе и, наконец к самому себе.

«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Показания для проведения детской арт-терапии:

• упрямство;

• агрессия;

• страхи; тики, заикание, навязчивости и др.;

• частая смена настроения;

• задержки речевого и психического развития;

• кризисные ситуации;

• трудности в ДОУ, общении со сверстниками и/или взрослыми;

• возбудимости или апатичности;

• изменение места жительства;

• подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации;

• потери родительского контроля над ребенком, непослушании.

• застенчивости и неуверенности в себе;

• агрессивность;

• гиперактивность;

Основные принципы занятий арт-терапией:

1. Желание ребенка — основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.

2. Поощрение и благодарность ребенку.

3. Педагог должен быть готов к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и предлагает ему варианты ответов.

4. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия, рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.

5. Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.

6. На многих занятиях педагог рассказывает о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т. е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка.

7. Главное — получать удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и черкания играют роль исцеления!

Суть здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

- формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;

- организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:  

- закладывание фундамента хорошего физического здоровья;

- повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;

- проведение профилактической оздоровительной работы;

- ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;

- мотивация детей на здоровый образ жизни;

- формирование полезных привычек;

- формирование валеологических навыков;

- формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;

- воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

- медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);

- физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)

- валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);

- валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);

- здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

Картотека здоровьесберегающих технологий.

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки.

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

- смене вида деятельности;

- предупреждении утомляемости;

- снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;

- активизации кровообращения;

- активизации мышления;

- повышении интереса детей к ходу занятия;

- создании положительного эмоционального фона.  

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика.

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

- улучшить работу внутренних органов;

- активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;

- тренировать дыхательный аппарата;

- осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;

- повысить защитные механизмы организма;

- восстановить душевное равновесие, успокоиться;

- развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

- осязательных ощущений;

- координации движений пальцев и рук;

- творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

- массаж;

- действия с предметами или материалами;

- пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз.

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

- снятия напряжения;

- предупреждения утомления;

- тренировки глазных мышц;

- укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика.

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

- проведение психофизической разрядки;

- развитие познавательных психических процессов;

- нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;

- коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

- этюдов с использованием мимики и пантомимы;

- этюдов на изображение эмоций или качеств характера;

- этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика.

Ритмопластика - это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

- восполнение «двигательного дефицита»;

- развитие двигательной сферы детей;

- укрепление мышечного корсета;

- совершенствование познавательных процессов;

- формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия.

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

- проявить эмоции, переживания, фантазию;

- самовыразиться;

- снять психоэмоциональное напряжение;

- избавиться от страхов;

- стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия.

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

- улучшение самочувствия и настроения детей;

- профилактика простудных заболеваний;

- решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

*фитотерапию;

*цветотерапию;

*музыкотерапию;

*витаминотерапию;

*физиотерапию;

*гелиотерапию;

*песочную терапию.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.

Этапы проекта:

• подготовительный;

• методический;

• практический;

• аналитический (заключительный).

Подготовительный этап.

• выявление проблемы, формирование цели и задач проекта;

• ознакомление с методами и приемами арт-терапии;

• анкетирование-привлечение родителей и педагогов к участию в проекте;

• планирование деятельности по арт-терапии в режиме дня, содержания предметно-развивающей среды;

• определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры, атрибуты и т. д.)

Методический этап.

• разработка проекта;

• составление папок передвижек и заданий;

• разработка ООД;

• составление консультаций для родителей и педагогов;

• выпуск буклетов и тематических газет о методах арт - терапии.

Практический этап.

Непосредственная реализация проекта:

• организация деятельности с детьми; (приложение)

• организация совместных мероприятий с родителями и педагогами;

Работа с родителями.

-консультация для родителей «Система здоровьесбережения в ДОУ»;

- памятка для родителей по формировании здорового образа жизни детей;

- консультация «Здоровый образ жизни в семье»

- консультация для родителей «Арт – терапия для дошкольников»

Аналитический (заключительный) этап.

• подведение итогов реализации проекта (анализ результатов деятельности по применению арт- терапии, выводы, рефлексия проводимых мероприятий, направленных на здоровье детей);

• анкетирование для родителей;

• планирование работы исходя из потребностей родителей, детей, на основании результатов, проделанной работы;

Обеспечение:

• музыкальные диски со звуками природы;

• пакет рекомендаций для родителей и воспитателей;

• подбор методической литературы;

• папки передвижки, стенгазеты, буклеты;

учебные пособия: конспекты ООД, картотеки дидактических игр;

• пальчиковый театр, маски, костюмы.

Приложение - Цикл ООД по практическому применению элементов здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании старших дошкольников.

  1. Игра-викторина «Распускаются цветы небывалой красоты»

Цель: Расширить представления о мире цветов.

Задачи:

Образовательные:

- пополнить знания воспитанников новыми сведениями о цветах, окружающих нас (комнатные, садовые, полевые).

Воспитательные:

- воспитывать интерес к разнообразию цветов, желание охранять их.  

- воспитывать культуру общения с товарищами по игре;

Развивающие:

  - развивать эстетическое восприятие окружающего мира, стремление замечать прекрасное в окружающей нас природе.

Предварительная работа:

Наблюдения за цветущими растениями в помещении, на клумбах, на лугу; посев семян однолетних цветов (космея, календула), наблюдения и уход за ними; уход за комнатными растениями; отгадывание загадок о цветах, чтение интересных сведений о цветах.

Материалы и оборудование:

Комнатные цветы в горшках, 2 вазы с букетами полевых и садовых цветов, искусственные цветы, бумажные салфетки с изображением цветов (нарциссы, тюльпаны, подснежники); конфеты «ромашки» и «ирисы»; открытки и картинки с изображением цветов; материал для оформления букетов.

Ход занятия

I Организационный момент

Дети входят в помещение, по предложению воспитателя садятся на стулья, которые стоят вокруг стола. На столе стоят 2 горшка с красиво цветущими комнатными растениями (герань и бальзамин) и 2 вазы: в одной букет полевых цветов, в другой – садовых.

Кроме того, на столе лежат открытки, картинки, бумажные салфетки с изображением цветов, а также искусственные цветы.

  Воспитатель: Мы с вами собрались, чтобы поиграть. Наша игра-викторина называется «Распускаются цветы небывалой красоты». Из названия игры вы поняли, что говорить мы будем о цветах. Но у нас не просто игра, а игра-викторина. Викторина - это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Это значит, что я буду вам задавать вопросы, а вы будете отвечать на них.   За правильные ответы в конце игры вас ждет сюрприз.

II Основная часть

Воспитатель: Я вам буду загадывать загадки про цветы, а вы попытаетесь их отгадать:

           Белым шариком пушистым

           Я красуюсь в поле чистом.                  

            Дунул легкий ветерок -

            И остался стебелек. (Одуванчик)

             Колосится в поле рожь.

             Там, во ржи, цветок найдешь.

             Ярко-синий и пушистый;

             Только жаль, что не душистый. (Василек)

             Выросли звоночки в ряд,

             Жалко только – не звенят.

             Синие бутончики – это …(колокольчики)      

     

Мы сплетем веночки летом                   Пробивается росток,

Для Оксаны, Маши, Светы,                   Удивительный цветок.

Для Аленки, двух Наташек,                   Из-под снега вырастает.

Все веночки из…(ромашек).                  Солнце глянет – расцветает

                                                                                  (подснежник)

Ежик в рощице у кочек                          Тот, кому уже семь лет,

 говорит Мишутке:                                  Скажет: «Школа, здравствуй!»

«Видишь синие цветочки?»                   У меня в руках букет -

Это…(незабудки)                                     Праздничные…(астры)

Справка: Астра, по преданию, выросла из пылинки, упавшей со звезды. Греческое слово «астра» означает «звезда». Словно тонкие лучи, расходятся ее лепестки во все стороны. Астры бывают голубые, розовые, темно-красные.

Посмотрите картинки с изображением этих замечательных цветов.

А теперь найдите астры среди живых цветов. Какого они цвета?

 (белые, синие).

 Воспитатель: Хорошо. Продолжим отгадывать загадки про цветы.

   Посмотрите – у ограды                  Вот колючие кусты,

   Расцвела царица сада.                    Лучше их не трогай ты.

   Не тюльпан и не мимоза,               Родственник красотки розы,

   А в шипах красотка …(роза)        Затаил в шипах угрозу.

                                                             Хоть не кактус, не терновник,

                                                             Но колюч в саду…(шиповник)

   Он чуть-чуть похож на розу,         Разукрашиваем летом

   Но не занозишь занозу.                  Клумбы, парки, цветники

   Распустился летом он.                    Мы своим морковным цветом,

   Что за куст такой?...(пион)             А зовемся…(ноготки)

Воспитатель:  А как еще по-другому называют ноготки? (календула).

Правильно. Эти цветы мы с вами посеяли на клумбе, ухаживаем за ними и, надеюсь, скоро увидим их цветущими.

Воспитатель: Все цветы по месту произрастания можно разделить на 3 большие группы: комнатные, садовые и полевые. Посмотрите внимательно на цветы, которые стоят на столе и скажите, какие из них можно назвать комнатными? (герань, бальзамин)

Воспитатель: Правильно, эти цветы выращивают в комнате (в помещении). Как вы думаете, почему их выращивают только в помещении?

(потому что зимой на улице они замерзнут, погибнут).

Воспитатель: Верно. А какие цветы называют садовыми?

(цветы, которые люди выращивают в саду, на клумбах).

Воспитатель: Посмотрите на картинки, назовите знакомые вам садовые цветы (тюльпаны, петуньи, розы, астры, календула, бархатцы, флоксы, георгины).

 Воспитатель: Хорошо. А полевые цветы, почему так называются?

 (потому что они растут в поле).

Да, они растут в поле.  Какие полевые цветы вы знаете? (варианты ответов). Назовите, опираясь на картинки  (ромашки, васильки, одуванчики, незабудки, подснежники, ландыши).

Выполним гимнастику для глаз.

Не поворачивая головы, только глазами находите те, цветы, которые я назову.

Влево смотрим – незабудки,

Вправо – ландыши в цвету.

Вниз – ромашки, розы, астры.

Вверх – календулу найду.

Воспитатель: Итак, повторим еще раз: по месту произрастания цветы бывают … (комнатные, садовые, полевые).  

Воспитатель: Перед вами на столе в двух вазах стоят цветы. Скажите, как называются срезанные или сорванные цветы, подобранные друг к другу, обычно для того, чтобы подарить кому-нибудь или поставить в вазу?

(букет).  

Воспитатель: Правильно. А теперь внимательно посмотрите на 2 букета, подумайте и скажите, какой из них состоит только из полевых цветов, а какой – из садовых? (дети рассматривают и называют).  

Воспитатель: Обратите внимание: и в том,  и в другом букете есть одинаковые цветы – ромашки. Почему, как вы думаете?  

(Потому, что ромашки бывают садовые и полевые).

Воспитатель: Да, верно. Садовые ромашки крупнее, а полевые более мелкие. Давайте подготовим наши пальчики к работе и сделаем

Пальчиковую гимнастику «Цветы»

Цветы

        Действия пальчиками

Наши красные цветки        согнутые в локтях руки соединяем и поднимаем перед собой, ладошки складываем ковшиком

Распускают лепестки.        пальцы расставляем в стороны

Ветерок чуть дышит,        шевелим пальчиками

Лепестки колышет.        

Наши красные цветки        снова соединяем пальчики в «бутон»

Закрывают лепестки.        

Головками качают,        качаем из стороны в сторону соединенными вместе кистями рук

И тихо засыпают.        соединенные кисти рук подкладываем под голову

Воспитатель: Вот, руки разогрелись и готовы к работе. А сейчас вы сами попробуете составить букеты. Подбирать цветы для букета можно по разным признакам: по размеру цветков, по сочетанию цвета, например, белый и красный цвет, синий и желтый,  или можно в букет собрать одинаковые цветы, например, только ромашки или только одуванчики. Главное, чтобы ваш букет вам нравился, чтобы вам приятно было на него смотреть. И пусть ваши букетики будут небольшие, чтобы всем хватило цветов. Цветы для своих букетов берите из тех, что стоят на столе.

   Практическая работа

Дети составляют букеты. Воспитатель наблюдает за работой, дает положительную оценку, находя что-то хорошее в каждом букете, помогает оформлять букеты.

Воспитатель: Все хорошо справились с заданием. Посмотрите, какие чудесные букеты получились, у всех разные. Вам нравятся наши букеты? (нравятся, очень нравятся).  

Воспитатель: Теперь послушайте последнюю загадку. Наверное, она для вас трудная, но интересная. Если не сможете отгадать, я вам помогу.

      Я травянистое растение,

      С цветком сиреневого цвета,

      Но переставьте ударение,

      И превращаюсь я в конфету. (Ирис)

Воспитатель: Это цветок ирис и конфета ирис. В словаре русского языка, который объясняет значение слов, написано: «Ирис – многолетнее травянистое растение с крупными яркими цветками. Ирис – сорт конфет в виде вязких кубиков шоколадного цвета». Ирис – это весенний цветок, он уже отцвел, поэтому я могу показать вам его только на картинке. А конфеты ирис выглядят вот так: (показ конфет в прозрачной упаковке).

Воспитатель: Сейчас устроим короткий «мозговой штурм». Соберитесь, слушайте внимательно:

- Какому цветку все народы во все времена  отдавали свое предпочтение? (Розе).

 - Какой цветок означает «звезда» и символизирует радость? (Астра).

 -  Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, василек, лилия, маргаритка, иван-да-марья).

Воспитатель: Молодцы, отлично справились с заданием!

В некоторых странах определенные цветы стали национальным символом. В Голландии – это тюльпан, в Японии – хризантема. А какой цветок – символ нашей страны России? (Ромашка).

Воспитатель: 8 июля, в нашей стране отмечался замечательный праздник: День семьи, любви и верности. В этот день люди дарят друг другу ромашки как символ семьи, любви и верности, поэтому ромашка стала национальным цветком нашей страны.  

III Заключительная часть

Рефлексия

Воспитатель: Вот и подходит к концу наша викторина. О чем мы с вами сегодня говорили? (о цветах, разгадывали загадки про цветы).

Воспитатель: Что нового вы узнали?

(что цветы бывают комнатные, садовые, полевые; у некоторых цветов человеческие имена; астра – это «звезда»…(и другие ответы).

Воспитатель: Наша игра называлась «викторина». А кто запомнил, что такое викторина? (варианты ответов).   Викторина - это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой.  Наша  викторина была на тему: «Распускаются цветы небывалой красоты» и говорили мы о цветах.

- Сейчас я вам дам последнее маленькое задание: выкладываю перед вами салфетки. Посмотрите, какие рисунки изображены на салфетках?

(цветы нарциссы, тюльпаны, подснежники).

Воспитатель: Правильно. Это первые весенние цветы.  А теперь на салфетки я кладу конфеты. Вспомните, как называются эти конфеты без фантиков?

(ирисы).   А что изображено на фантиках других конфет? (ромашки).  

- Верно, ромашки. А ромашки являются символом чего?

(любви, верности, нашей страны). Вам понравилась игра-викторина?  

- Конфеты и салфетки оставьте себе: это вам вознаграждение за игру, а букеты вы подарите своим мамам. Спасибо вам за активное участие в игре.

2. Виртуальное путешествие «Деревья нашего края»

Цель: Расширить представления о деревьях нашего края.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать учить отгадывать загадки.

Учить выделять характерные особенности деревьев.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе, желание охранять ее.

Развивающие:

Корректировать слуховое внимание, наблюдательность, глазомер.

Коррекция мелкой моторики при рисовании.

Материалы и оборудование: картинки деревьев, части дерева из картона, цветные карандаши, белая бумага, шаблоны листьев, два ведра, мяч, одеяло. Костюм Лесовичка. Магнитофон с записью «Звуки природы».

Предварительная работа:

наблюдение за деревьями во время прогулки,

рассматривание сюжетных картинок,

рисование деревьев,

сбор листьев для гербария,

конструирование из природного материала.

Ход занятия

I Организационный момент

Налаживание дисциплины, нацеливание на занятие. Воспитатель прикрепляет каждому участнику большой березовый бумажный лист.

Воспитатель: Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло ваших рук. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на меня.

II Основная часть.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где можно укрыться  в знойный, жаркий день? (В беседке,  под   зонтиком,  в лесу.)  

Воспитатель: Почему в лесу?  (Потому  что там тень и влажность  от деревьев.)

Воспитатель: Тогда я  приглашаю вас в виртуальное путешествию по лесу.

(Входит персонаж в костюме старичка - Лесовика)

Лесовичок: Здравствуйте. Узнали меня? (Гном, дед, лесовик…)

Лесовичок: Давайте  знакомиться.  Я старичок - Лесовичок.

Лесовичок: Почему меня называют так?  (Потому что вы лесной житель,  маленького        роста,  добрый…)

Лесовичок: Я очень люблю играть.  И вы,   наверное,  любите. Давайте поиграем, загадки отгадаем:

Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что под плод мой мелок (дуб)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, глядя ее, клюют  (рябина)

Никто не пугает,

А она вся дрожит (осина)

В белом сарафане                          

Стала на поляне

Летели синицы

Сели на косицы (береза)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед

А меня все обижают

Шкурку тонкую сдирают (липа)

Воспитатель: О чем были эти загадки? (о деревьях)

Воспитатель: Ребята, расскажите Лесовичку из каких частей состоит дерево? Перечислите части дерева. (У дерева есть корни, ствол, ветки, листья)

Игра малой подвижности «Собери дерево по частям»

Игроки делятся на 2 команды Задание: чья команда быстрее и правильнее соберет дерево по частям.

- Ствол дерева покрыт корой, через корни дерево получает пищу из земли. Кора защищает ствол дерева от лучей солнца, вредителей насекомых и людей.

Лесовичок  - Какой это лист у вас прикреплен? (березовый)

Воспитатель показывает иллюстрацию «Березовая роща»

Воспитатель: Белоствольная береза символ нашей страны, она быстро растет, поэтому ее используют для озеленения городских скверов. Воздух в березовых рощах чистый. Березовые дрова - отличное топливо. Березовый веник - отличное оздоровительное средство для любителей бани. Береза - настоящая аптека: настой березовых листьев помогает при заболеваниях почек, экземах, лишаях, при ревматизме. Чай из березовых почек оказывает хороший эффект при болях в суставах. Березовый деготь входит в состав многих мазей.

Лесовичок - Вот, молодцы, вы много о деревьях знаете! А сможете ли вы ласково назвать березу, ведь она вас слышит, и приносит всем много пользы.

Игра с мячом «Назови ласково березу»

Воспитатель бросает мяч, дети должны поймать его, бросить обратно и сказать, какой они представляют березу. (Стройная, русская, кудрявая, белоствольная, тонкая, зеленая).

Дидактическая игра «С какого дерева лист»

Участникам раздаются вырезанные листья разных деревьев  (тополя, ивы, осины, дуба, березы, липы, клена). Воспитанники должны найти картинку с изображением дерева и приложить к ней лист.

Подвижная игра «Собери быстрее».

Дети делятся на 2 команды. Ставятся 2 ведра, в которые собирают вырезанные листья из картона - 30 штук. Та команда, которая быстрее справится с заданием – побеждает.

Релаксация под музыку «Звуки природы»

Воспитатель стелет на полу одеяло и предлагает детям удобно лечь на него и расслабиться.

Воспитатель: А сейчас  представьте, что перед вами не только  высокие деревья, но и много ароматных ярких цветов, под ногами мягкая зеленая трава  с капельками росы,  и вы чувствуете, как ваши ноги  ступают по  росе, ваше тело окутывает  прохлада, дует нежный ветерок,   и  вам хочется  подольше  находиться  в  моем лесу, среди такой красоты.       Вздохните  поглубже   свежий   воздух.   Может, вы что-то слышите, какие- то  звуки?  Может,   это   шумят деревья  или поют птицы,   а  может,    вы  слышите,  как  звучит  тишина.   Вы можете закрыть  глаза   и  почувствуйте,  как  в  вас  входят   новые силы,  как  вам хорошо. Вы можете закрыть  глаза,  чтобы лучше    почувствовать  красоту природы.

Воспитатель: Ребята, а сейчас подойдите все ко мне, вставайте в круг, мы поиграем в игру «Приятные слова».

А теперь мы улыбнёмся

Крепко за руки возьмёмся

И друг, другу на прощанье

мы подарим обещанье:

Будем мы с деревьями дружить

охранять их и любить!

III Заключительная часть.

Воспитатель: Предлагаю вам вспомнить, что сегодня было у нас на занятии? Чем мы сегодня занимались? (Различали деревья, бегали на скорость, отгадывали загадки, собирали листья)

Воспитатель: Какие деревья вы запомнили? (дуб, липа, клен, береза, тополь, осина)

Лесовичок: Спасибо, ребята! Я был рад знакомству с вами! Надеюсь, вы меня не забудете, и будете заботливы к окружающей вас природе! До свидания.

  1. Экскурсия по территории детского сада «Незнайка в лесу»

Цель: Формировать представление о взаимосвязи деревьев и птиц в природе.

Задачи:

Образовательные:

- Углубить знания о деревьях и кустарниках (березе и шиповнике),

 выяснить, какие деревья называют плодовыми;

- Расширить представления о птицах нашего края, какую пользу природе приносят птицы;

- Обогащать словарный запас.

Воспитательные:

- Прививать любовь и бережное отношение к природе;

- Воспитывать интерес и желание охранять при¬роду.

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес к природе;

- Развивать мышление, внимание, речь;

Подготовительная работа:

- Беседы о зимующих и перелетных птицах.  

- Чтение стихов и книг о природе.

- Рисование и раскрашивание растений, деревьев, птиц.

Материалы:

Картинки птиц, чайник с водой, одноразовые стаканчики,

Ход экскурсии

I Организационный момент

Воспитатель: Есть люди, которые любят проводить свое свободное время на природе. С рюкзаком за плечами они отправляются в лес, в горы, плывут по реке, узнавая много нового и интересного.

Воспитатель: Как называют таких людей? (туристы).

Воспитатель: Сегодня мы тоже отправимся на экскурсию, по территории детского сада, как туристы. Сделаем несколько остановок, поближе рассмотрим и поговорим о деревьях, кустарниках и птицах нашего края. С нами отправится любопытный Незнайка, он все хочет знать.

Воспитатель: Расскажем, Незнайке о деревьях, кустарниках и птицах на нашем участке? (Да).

II Основная часть

Воспитатель читает стихотворение:

Я люблю побродить по зеленой стране,

Здесь друзей заводить очень нравиться мне.

В той стране – благодать, удивительный свет,

Вот бы нам разгадать, в чем тут главный секрет?

Беседа – рассматривание  деревьев

Отгадайте загадку:

Кто носит деревянную рубашку? (деревья)

Воспитатель: Посмотрите, сколько разных деревьев растет на территории нашего детского сада. Вы знаете их названия?

Незнайка: Я знаю! (называет неправильно деревья, ребята его поправляют - береза, клен, рябина, липа, осина, ясень…).

Воспитатель читает стихотворение:

Березонька – беляночка, красавица лесов

Проснулась спозаранку от птичьих голосов.

К воде пошла умылася, обсохла под лучом,

Над речкой наклонилася березовым плечом.

С березой рядом рощица, семья ее подруг.

И так узнать ей хочется, что нового вокруг.     (В. Боков)

Воспитатель: Береза – символ России, самое распространенное дерево наших лесов. Не все знают, что березы у нас в России бывают двух видов: повисшая и пушистая. Их можно различить по внешнему виду -  у повисшей березы ветки пониклые, «плакучие», ствол старых деревьев у основания, почерневший, с потрескавшейся корой. Эту березу называют еще «бородавчатой» из-за того, что на коре тонких побегов светлые железки – «бородавочки». У пушистой березы бородавок нет, ее ветки короче и отходят вверх и в стороны. Ствол всегда белый от основания. Немного отличаются у нее и листья. Растет она в сырых местах.

Воспитатель: Береза ценное лекарственное растение.

Незнайка: Чем же она так ценится?

Воспитатель: Издавна на Руси лечились березовым соком. Березовыми вениками парились в бане. Чай из березовых почек очень полезен для здоровья. Любят березу и за ее внешний вид. Полюбуйтесь, она действительно, как в сарафане.

Незнайка:  А это, что за дерево? (показывает на столб). Какой у него интересный ровный ствол.

Воспитатель: Это не дерево, а столб. Ребята объясните Незнайке, как вы определяете, что перед вами деревья? (Деревья относятся к живой природе. Они растут, питаются через корни в земле растворенными минеральными веществами. У всех деревьев есть ствол, он покрыт вместо кожи – корой. От ствола отходят в разные стороны ветки с листьями, это крона дерева).

Подвижная игра «Домик у дерева»

С помощью считалки выбирается водящий. Все участники игры становятся у деревьев. По сигналу ведущего начинают перебегать от дерева к дереву. Задача водящего – занять дерево без игрока. Тот, чье место занято, становится водящим.

Воспитатель: Как легко дышится в лесу среди деревьев! Давайте сделаем дыхательную гимнастику, подышим свежим воздухом.

Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики:

- воздух набирать через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным и плавным;

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

Упражнение «Каша кипит»

Исходное положение: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.  

«Ныряльщики за жемчугом»

Воспитатель: Представьте, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина.  Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. В положении стоя сделайте два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закройте рот, зажмите пальцами нос и присядьте до желания сделать выдох.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Отлично справились с упражнениями.

Беседа - рассматривание кустарников

Воспитатель: Оглянитесь вокруг, кроме деревьев здесь растут и кустарники.

Незнайка: Чем же кустарники отличаются от деревьев?

Воспитатель: Кустарник не имеет единого ствола, у него много стволовых веток. Давайте найдем и сравним дерево и кустарник.

Незнайка: Посмотрите, это кустарник или дерево? (кустарник).

Незнайка: А как он называется? (шиповник).

Воспитатель: Это куст шиповника, назвали его так, потому что весь куст покрыт острыми шипами, его еще называют дикой розой.

Незнайка: А что это за шишечки на нем? (это плоды шиповника).

Воспитатель: Посмотрите, какой формы и цветом у шиповника плоды? (ярко оранжевого или красного цвета, круглые или овальные).

Воспитатель: Внутри плодов шиповника спрятаны мелкие косточки - семена. Человек спешит заготовить на зиму этот ценнейший витаминный продукт, хотя его очень трудно собирать. Почему? (шипы очень острые, царапают руки и рвут одежду).

Воспитатель: Шиповник очень древний кустарник, плоды его используют в пищу, из них готовят лекарство, добывают краски. Шиповник богат витаминами, он помогает человеку быть бодрым и здоровым. Красивые цветы и плоды во все времена служили украшением. У славянских народов шиповник – это символ красоты, молодости, любви.

Воспитатель: Деревья и кустарники бывают плодовые и не плодовые. Плодовые деревья, плоды которых можно употреблять в пищу. Вот, например яблоня – (плодовое дерево), а береза – нет.

Игра «Плодовое - не плодовое»

Воспитатель называет дерево или кустарник, если его плоды съедобны, то хлопнуть в ладоши. Если съесть нельзя – присесть на корточки.

(Груша, вишня, клен, осина, малина, слива, сосна, яблоня, крыжовник, ясень…)

Незнайка: А давайте сломаем ветки березы и шиповника и принесем их в комнаты.

Воспитатель: Что ты, Незнайка, нельзя ломать ветки деревьев!        

Незнайка: Почему нельзя?

Воспитатель: Ребята объясните Незнайке, почему нельзя ломать деревьев и кустарников. (Деревьям больно, они могут погибнуть, птицам негде будет жить…)

Воспитатель: Мы должны беречь деревья, не рвать листочки, не ломать ветки. Поднимите голову вверх, посмотрите, что вы видите? (небо, кроны деревьев, летящих птиц).

Воспитатель читает стихотворение:

О чем кричат среди ветвей

В саду весеннем птицы?

Они других пугают: «Эй,

Не смейте здесь селиться!

Мы здесь уже проспали ночь

И вам кричим все вместе:

Скорее выметайтесь прочь

И больше к нам не лезьте!

Тут мы поем, здесь наш приют,

Здесь жили наши предки.

Не видите? Мы строим тут,

Уже учли все ветки!

Мы снимем гусениц с ветвей,

И сад наш не завянет.

Мы высидим певцов-детей...

Да кто там грубиянит?

Кто это рвется к нам в кусты?

Назад! Не принимаем!

Мы вам повыдернем хвосты

И крылья обломаем!»      Перевод П. Шубина

Незнайка: Для чего нужны птицы?

Воспитатель: ребята, а вы знаете, для чего в природе нужны птицы? (птицы защищают деревья от всяких насекомых, лечат их от жучков, червячков, которые разрушают кору деревьев).

Воспитатель: Молодцы, дети, но подробнее про птиц мы поговорим на следующем занятии.

Питьевой режим

Незнайка: Ой, как пить хочется!

- Всем живым организмам для жизни нужна вода, - деревьям, животным, птицам и человеку. У нас есть стаканчики и питьевая вода, кто хочет, подходите пить воду.

III Заключительная часть

Незнайка: Я столько нового узнал.

Воспитатель: Ну, давай проверим, что ты узнал. А вы, ребята, помогайте ему отвечать.

Воспитатель: Для чего нужны деревья человеку? (Для строительства, для питания, для изготовления различных предметов. Деревья очищают воздух, дают нам кислород для дыхания).

Воспитатель: Без растений и деревьев погибнет все живое на планете. Дышать будет нечем, так как не будет кислорода, если вырубят все деревья. Без птиц погибнет весь урожай от вредителей насекомых, их некому будет склевывать. Все в природе взаимосвязано. Давайте любить, охранять и бережно относиться к природе.

Незнайка: Сколько в лесу интересного! Как много я еще не знаю. Можно я приду к вам еще раз, и вы мне расскажете про зверей, насекомых, рыб?

Воспитатель: Приходи обязательно, мы обо всем тебе расскажем. До свидания, Незнайка.

  1. Занятие «Такие разные насекомые»

Цель: Обобщить знания о многообразии насекомых.

Задачи:

Образовательные:

Упражнять в различении и назывании насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела).

Уточнить представления о пользе насекомых.

Воспитательные:

Воспитывать интерес, бережное отношение к насекомым.

Развивающие:

Развивать зрительную память.

Обогащать словарный запас по теме.

Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

Материалы и оборудование: Предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Фланелеграф, цветы из бумаги, дидактические игры: «Разложи по группам», «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом». Сюжетные картинки, на которых показано превращение гусеницы в бабочку. Стол, покрытый зеленой тканью, письмо, игрушки насекомых (пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха, паук). Магнитофон с записью «Летний день», большой зонт.

Предварительная работа:

Чтение художественных произведений из книги «Лесная мозаика»

В. Зотова: «Кузнечик», «Майский жук».

Подвижные игры с элементами драматизации «Ласточка и мошки» и «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики».

Наблюдение за насекомыми в весенне - летний период на прогулках.

Ход занятия

I Организационный момент

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся  в гости к маленьким жителям  лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

  Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

  Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на нем лежат цветы и письмо.  

Воспитатель: Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? (Читает  письмо)

- «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук  заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»

Воспитатель: Ребята, с насекомыми что-то случилось, вы готовы помочь?

II Основная часть

Воспитатель читает стихотворение:

Однажды над насекомыми

Пронёсся злой паук.

На полянке разноцветной

Он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали,

Трудился        муравей.

И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,

И доброту возьми,

И этим насекомым  

Скорее  помоги!

Воспитатель: А чтобы помочь насекомым, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам. (Воспитатель берет волшебный  цветок и произносит слова)

Воспитатель:  Закройте все глаза и повторяйте за мной: «Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!».  

Воспитатель:  Вот мы  с вами превратились в насекомых и летим на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь.

- А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

Загадки:

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Воспитатель:  Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

Сок цветов душистых пьет,

 Дарит нам и воск, и мед.

 Людям всем она мила

 А зовут ее... (пчела).

Воспитатель:  Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом  (муравей).

Воспитатель:  Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

Она ярка, красива,

 Изящна, легкокрыла.

 Сама похожа на цветок

  И любит пить цветочный сок (бабочка).

Воспитатель:  Какие слова  вам подсказали, что это бабочка?

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки  (божья коровка).

Воспитатель:  А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

Воспитатель:  Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках? (насекомые).

- Что общее у всех насекомых? (у всех насекомых по 6 лапок).

- А паук – это насекомое? (нет, не насекомое).

Воспитатель:  Все пауки являются хищниками, питаются преимущественно насекомыми. Пауки ловят добычу при помощи паутины. Поймав добычу, паук убивает её ядом и впрыскивает в неё пищеварительные соки. По истечении некоторого времени (обычно нескольких часов) паук высасывает образовавшийся питательный раствор.

Воспитатель:  Назовите насекомых, которые относятся к хищным? (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

Воспитатель:  Почему их называют хищниками? (потому что они охотятся за другими насекомыми.)

Воспитатель:  Назовите полезных насекомых? (бабочка, пчела, муравей.)

Воспитатель:  Какую пользу приносят  пчелы, бабочки, муравьи? (пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск, муравьи разносят по лесу семена многих растений, бабочки опыляют цветы).

Воспитатель:  Назовите вредных насекомых? (муха – разносит микробы, гусеница – ест листья растений).

Воспитатель:  Молодцы все загадки отгадали, и  мы  спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдемте дальше.

Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка (идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

   По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (останавливаются и приседают.)

 - Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен! (идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

    Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу, (останавливаются, трясут одной ногой),

    Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).

5. И потопаю потом, (топают ногами)

- Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель: Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.

(садятся возле фланелеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.)

Игра  «4 лишний»

Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.

Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.

Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.

Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.    

- Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.

Игра «Разложи бабочек на группы»

Воспитатель: Посмотрите,  какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить бабочек по группам.

Воспитатель:  По какому признаку  можно разложить бабочек? (по форме, по цвету, по величине) Дети выполняют задание.

Воспитатель:  Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются игрушки кузнечика и жука).

Воспитатель: Продолжим  путешествие.  

 Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

 Появляется гусеница (игрушка):

- Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.

Воспитатель: Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.

- Что сначала откладывает бабочка?    (Бабочка откладывает яйца).

- Кто появляется из яйца?                     (Из яйца появляется гусеница)

- Что делает гусеница?                          (Она питается листьями и растет.)

- В кого она превращается?                  (Гусеница превращается в куколку)

- Кто выходит из куколки?                      (Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать).

Воспитатель: Предлагаю вам рассказать, как гусеница  превращается в  бабочку  по  картинкам.  

Рассказы по цепочке:

Бабочка отложила яички на цветке.

Потом появилась   гусеница.        

Гусеница питалась листьями и росла.        

Потом гусеница превратилась в куколку.          

 Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

Подвижная игра «Бабочки и дождик»

По сигналу воспитателя (звучит музыка «Летний день») игроки (бабочки) летают, кружатся. Музыка затихает, воспитатель трясет бубном, будто идет дождь. Все «бабочки» прячутся под большой зонт.

III Итог занятия

Воспитатель: Вот и подошло наше  путешествие  к концу, какие вы все  молодцы,  что помогли насекомым.  Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

Посмотрите, какая полянка стала красивая. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться домой.

(Воспитатель  берет волшебный цветок и произносит слова)

Воспитатель:  Закройте глаза и повторяйте за мной:

-  Ты цветочек, помоги и в людей нас преврати! (дети открывают глаза).

Воспитатель: Вам понравилось быть насекомыми?

- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему? (варианты ответов)

Воспитатель:  Какая игра вам больше всего понравилась?

Воспитатель:  Вы все сегодня были молодцы, спасибо вам за помощь.

  1. Путешествие по станциям «Человек и природа»

Цель: формировать представление о взаимосвязи человека и природы

Задачи:

Образовательные:

- Дать представления о лекарственных растениях;

- Выяснить, какие дары дает человеку лес;

- Обобщить знания о животных леса

Воспитательные:

- Прививать любовь и бережное отношение к природе;

- Воспитывать уважительное отношение ко всему живому.

Развивающие:

- Развивать наблюдательность, умение обобщать и выделять основные признаки и особенности насекомых.

Материалы и оборудование: три стола с атрибутами станций, картинки насекомых, птиц, диких животных, даров леса. Магнитофон с записью «Звуки леса»

Предварительная работа:

Чтение рассказов В. Бианки, Е. Чарушина, К Чуковского «Айболит».

Рассматривание иллюстраций о природе и животных, раскрашивание и рисование деревьев и животных

Подвижные и дидактические игры о животных и растениях.

Ход занятия

I Организационный момент

Воспитатель: Отгадайте загадку.

На Земле он всех сильней,

Потому что всех умней (Человек)

Воспитатель: Правильно, это человек. И тема нашего занятия «Человек и природа».

II Основная часть

Воспитатель: С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. В древности первобытные люди полностью зависели от окружающей среды. Не понимая сути происходящих природных явлений, люди возводили их в ранг богов. Так, и огонь, и вода, и земля, и деревья, и воздух, и гром с молнией считались божествами. Чтобы умилостивить их, люди совершали ритуальные жертвоприношения. Но шло время, люди научились добывать огонь, строить жилища, создавать орудия труда. Человек не только завоевывал свое место среди других племен, но и вознамерился подчинить саму природу.

Провозгласив себя царем среди всех живых существ, человек забыл, что сам является частью природы, венцом ее творения. Нужно помнить о том, что человек и природа — одна большая семья и должны жить дружно.

Воспитатель: Чтобы это понять, мы отправимся в путешествие «Природа и мы»

Становитесь паровозиком друг за другом, держите руки на поясе у впереди стоящего соседа и поехали («Ту-ту!», дети во главе с воспитателем передвигаются к первому столу).

Воспитатель: Первая остановка на нашем пути: «Айболит». Ребята, вспомните, кто такой Айболит? (Лечит он больных зверей).

Воспитатель: Он лечил зверей разными настойками, пилюлями, мазями. Многие лекарственные средства изготавливают из лекарственных растений, которые растут на нашей солнечной поляне. А какие – мы сейчас и узнаем.

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук (подорожник)

Летом рад я свежей ягоде медвежьей,

А сушеная в запас, лечит от простуды нас (малина)

Воспитатель: А какие еще растения используют для лечения простуды? (Мать-и-мачеха, душица, липа)

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Я на розу так похож,

Разве что не так хорош.

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды (шиповник)

Воспитатель: Шиповник богат витамином С. На каждую болезнь, есть своя лекарственная трава. Самая лучшая аптека – это Природа. Но запомните, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, а дети могут только помогать!

Воспитатель: Поехали дальше. («Ту-ту!» дети во главе с воспитателем передвигаются ко второму столу).

Следующая остановка  «Дары леса».

Воспитатель: Подумайте и скажите, какие дары преподносит нам лес? (Лес нам дарит ягоды, грибы, орехи)

Воспитатель: Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и скажите, что лишнее.

Дидактическая игра «4-й лишний».

Орехи, ягоды, морковь, грибы.

Клюква, голубика, земляника, крыжовник.

Мухомор, лисички, подберезовик, подосиновик.

- Лишний мухомор, потому что он ядовитый гриб, а остальные съедобные.

Воспитатель: Можно уничтожать мухоморы? (Нет. Мухоморы – лекарство для лосей).

Физкультминутка «Прогулка в лесу».

Воспитатель показывает движения, дети повторяют.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крылышками махали.

На нос села пчела,

Посмотрите вниз, друзья.

Мы листочки приподняли,

В ладошку ягоды собрали.

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали!

Воспитатель: Наш путь продолжается. Поехали дальше. («Ту-ту!» дети во главе с воспитателем передвигаются к третьему столу).

Остановка «Музыка в лесу».

Дети садятся на покрывало, располагаются удобно, закрыв глаза. Воспитатель включает несколько отрывков записей «Звуки леса».

Воспитатель: открывайте глаза, вставайте. Что можно услышать в лесу? (Шелест листвы, журчание ручьев, пение птиц…).

Воспитатель: Наш лес тоже наполнен трелями разных птиц, а каких – давайте отгадаем.

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит (дятел)

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и … (совы)

Гнездо не строит никогда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает (кукушка)

Воспитатель: Следующая остановка «Животные леса».

Воспитатель: Вспомните, какие животные живут в лесу? Слушайте друг друга внимательно, не повторяйтесь  (дети называют животных леса)

Воспитатель: Кто из лесных зверей меняет шубки! (Заяц, белка, лиса).

- Кто впадает в зимнюю спячку? (Еж, медведь, барсук).

Воспитатель: А сейчас проверим, знаете ли вы детенышей диких животных.

Дидактическая игра с мячом «Кто у кого»

У зайца – (зайчата), у ежа – (ежата), у стрижа - … и т.д.

Воспитатель: Молодцы, ни разу не ошиблись.

Подвижная игра «У медведя во бору»

По считалке выбирается водящий – медведь. Остальные игроки проговаривают слова и двигаются к медвежьей «берлоге»

«У медведя во бору, грибы, ягоды беру.

А медведь не спит, он на нас рычит»

Медведь выбегает и догоняет игроков. Кого догнал, тот становится медведем. Игра продолжается.

Воспитатель: Мы с вами ребята знатоки природы, поэтому должны охранять природу, сейчас я проверю, знаете ли вы правила поведения в природе.

Давайте отдохнем и  поиграем в игру «Да – нет»:

Мы природу охраняем (Да)

Всех зверят оберегаем (Да)

Мусор мы кругом бросаем (нет)

И деревья мы ломаем (нет)

Птицам делаем кормушки (Да)

Ловим разных мы зверушек (Нет)

Речки чистим берега (да)

Мы природе ведь друзья (Да)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете,  как помогать природе и как воздействовать на нее, не нанося вред.

III Заключительная часть

Воспитатель: Замечательный писатель М. Пришвин сказал: «Все прекрасное на Земле – от солнца, а все хорошее – от человека». Будем беречь и любить все то, что нас окружает. Запомните вы тоже – частица природы. Заболеет лес или река и нам будет плохо. Не обижайте ни дерева, ни кошки, ни муравья. Не обижайте и друг друга.

Воспитатель: На этом наше путешествие в лес закончилось. На каких остановках мы побывали? («Айболит», «Дары леса», «Животные леса», «Музыка в лесу»).

Воспитатель: На какой остановке вам понравилось больше всего?

Литература

1.Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в подготовительной группе  

   детского сада» Изд. ТЦ « Учитель» Воронеж 2009 г.;

2. Воронкевич  О. А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт-Петербург;  

     «Детство - Пресс»  2004г.

3. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с

    растениями, М. «Просвещение» 2003г.

4.Зверев А.Т. «Экологические игры» Издательство «Оникс 21 век», Москва

   2001 г.

5. Иллюстрированная энциклопедия школьника: «Живой мир». – Москва,

    ЭКСМО, 2012 г.

6. Кобзева Т.Г., Холодова И.А. « Организация деятельности детей на

    прогулке»   Волгоград, Издательство « Учитель» 2013г.

7. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир в котором я живу. Методическое

   пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром М. ТЦ «Сфера» 2005г.

8. Лаптева Г. Прямоносова Е. «Лучшие развивающие прогулки круглый год»

    Издательство «Речь» 2012 г.

9. Морозова И. Пушкарева М.А  КРО «Ознакомление с окружающим миром»  

    Издательство «Мозаика – синтез» 2011г.

10. Молодов Л.П. Игровые экологические занятия с детьми, Минск «Асар»

    2009г.

11. Павленко И.Н. Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с

    окружающим   миром в ДОУ» Творческий центр «Сфера» Москва 2006 г.

12. Русаков А.  Прогулки с детьми и изучение всего на свете. СПб «Речь»

      2011г.

13. «1000 загадок» Издательство АСТ, Полиграфиздат  2011г.

14. Шалаева Г. «Все обо всем». Издательство «Слово» 1994 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном образовании дошкольников»

Если говорить о использовании здоровьесберегающих технологиях в музыкальной деятельности, то можно утверждать, что если будут учитываться возрастные особенности дошкольников, их личные интересы, потре...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

"Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоров...

Статья "Методика песочной терапии как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании"

Методика песочной терапии является одной из приоритетных здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья. Игры с песком развивают восприятие, мышление...