Проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе "Веселые пальчики"
проект (младшая группа)

Светлана Владимировна Нищева

Проект

по развитию мелкой моторики

в первой младшей группе

                                              "Веселые пальчики"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gruppa_kapitoshki.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Кизильский детский сад №3»

Проект

по развитию мелкой моторики

в первой младшей группе

"Капитошки"

"Веселые пальчики"

Подготовила: Нищева Светлана Владимировна.

2023-2024г.

Проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе

"Веселые пальчики"

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В. А. Сухомлинский

Актуальность проекта

Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Язык дети познают, используя специфически детские способы обследования (игры со звуками рифмами; словотворчество). Этот закономерный процесс чрезвычайно полезен для всего хода речевого развития.

Известно и то, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)

Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Продолжительность проекта: 2023-2024 учебный год.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: 2, 5 - 3 года.

Цель проекта:

Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи проекта:

  1. совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;
  2. развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
  3. развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности;
  4. содействовать развитию умения детей мастерить из разных видов материала (пластилина, салфеток, бумаги, различных круп, пуговиц и т.д.);
  5. способствовать развитию воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;

#1089;оздавать эмоционально – комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;

Подготовительный этап:

- Выбор темы, постановка целей и задач;

- Написание перспективного плана;

- Знакомство с содержанием проекта;

- Сбор литературного материала;

- Подбор материала для игр.

Основной этап:

- Картотека игр на развитие мелкой моторики;

- Массаж рук с помощью подручных предметов;

- Упражнения пальчиковой гимнастики;

- Художественное творчество;

- Проведение дидактических игр и подвижных игр;

- Консультации для родителей.

Заключительный этап:

  • презентация опыта для сотрудников детского сада;
  • оформление проектной деятельности;
  • подведение итогов по теме проектной деятельности.
  • Картотека игр по развитию мелкой моторики рук.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Октябрь-ноябрь.

- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с пробками», «Карандаш»

- Игры с водой «Рыбалка»

- Лепка «Блинчики», «Колечки для пирамидки», «Погремушки», «Тарелочка»

- П/игра «Солнышко и дождик»

- Упражнения пальчиковой гимнастики: «Вышли пальчики гулять», «Пальчики здороваются», «Снег, снег», «Птички в гнезде», «Дом»

- Д/и «Большие и маленькие мячики», «Разноцветная мозаика», «Золушка», «Сортируем макароны», «Веселый клоун», «Сортируем пробки по цвету»

- П/игра «Зайка серенький сидит…», «Медвежата»

- Игры с прищепками «Елочка», «Снеговик», «Снежинка», «Тучка», «Солнышко»

- Рисование «Снежные комочки», «Нарядное платье», «Спрячь Мышонка»

- Консультация для родителей: «Пальчиками играем – стихи повторяем»

Декабрь-январь.

- Массаж рук с помощью ребристых мячей

- Упражнения пальчиковой гимнастики «Семья», «Бочка и птичка», «Жили-были зайчики»

- Лабиринты «Лабиринт для карандаша»

-Пальчиковые игры: «Сорока-белобока», «Мы капусту рубим, рубим…», «Семья», «Дом»

-Д/и «Соты», «Вкладыши», «Кубики», «Пирамидки», «Веселая гусеничка», «Волшебные замочки»

-Игры с разными видами конструкторов (игольчатый, «лего» и др.)

-П/игра «Ловим мыльные пузыри», «Дождик»

-Игры с прищепками «Тучка», «Солнышко», «Морковка», «Ежик», «Подсолнух»

-Массаж рук с помощью ребристых мячей.

-Игры с крупой (фасоль, горох) «Найди шарик», «Найди игрушку»

-Лепка «Пушистые тучки», «Зернышки для курочки», «Заборчик для петушка», «Покормим курочку»

-Рисование «Дождик», «Осенние листочки», «Дорисуй ежику колючки»

-Консультация для родителей «Что такое мелкая моторика», «Игры и упражнения для развития мелкой моторики».

Февраль-март.

- Игры с бумагой (разрывание, смятие, разглаживание)

- П/игры: «На лесной полянке…», «Самолеты…»

-Массаж рук с помощью подручных предметов «Грецкий орех», «Упражнения с желудем»

Лепка: «Гусеница», «Солнышко», «Бублик для Маши»

Рисование: «Расческа», «Цветочная поляна», Раскрась картинку

Консультация для родителей «Пока мама на кухне».

- Д/и «Попробуй расстегни», «Веселые пуговицы», «Волшебные шнурки», «Крутится?» (запускание маленького волчка, «Собери картинку», «Божья коровка»

- «Дорисуй ежику колючки»

- Игры с водой «Достань, что скажу», «Рыбалка»

- Пальчиковые игры «Пальчики у нас попляшут», «Этот пальчик хочет спать…», «На двери весит замок», «Пчелка», «Ладушки-ладошки»

- Шнуровка «Узоры»

- Игры с прищепками «Елочка», «Разложи по цвету», «Закрепи по цвету», «Божья коровка», «Рыбка»

Апрель-май.

- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с карандашом»

- Лабиринты

- Игры с прищепками «Рыбки», «Овощи»

- Пальчиковые игры: «Кораблик», «Я пеку, пеку, пеку…», Мылом мылю я носки…», «В гости», «Ножки»

-Пальчиковая гимнастика «Яблочко», «Кораблик»

- Д/и «Найди варежку такую же по цвету», «Волшебный мешочек», «Бусы для любимой мамочки», «Волшебный цветок», «Воздушные шары», «Бусы», «Найди варежку такую же по цвету»

- Игры с клубочками

- П/игры: «Вышла курочка гулять…», «Найди и собери»

- Игры с прищепками «Цветок», «Ежик», «Сушка белья»

- - Массаж рук с помощью массажного шарика «Су-Джок»

- Игры с песком «Печенье», «Нарисуй картинку»

- Лепка «Блинчики», «Бусы», «Цветы»

- Рисование: «Капель», «Клубочки для котят», «Покорми птичек»

- Консультация для родителей: «Развитие речи через пальчиковые игры»

Заключение:

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

  • тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
  • отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в новые игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
  • возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память.

Практика подтверждает выводы специалистов о том, насколько эмоционально значимы игры на развитие мелкой моторики, как положительно они влияют на развитие речи и внимания, оптико-пространственного восприятия, мышления, на формирование коммуникативных умений.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями даёт хороший результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мы...

Проект по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста «Ловкие пальчики»

Проект по развитию мелкой моторики у малышей через использование различных упражнений....

Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Веселые пальчики»

В проекте, в который входит актуальность проблемы, способов решения, взаимодействия по данной теме с детьми и их родителями.Расширить знания родителей о развитии мелкой моторики и координации движений...

Проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Веселые пальчики»

Тип проекта: игровой, творческий, практический.Продолжительность проекта:4 недели.Участники проекта:дети, воспитатели, родители.Возраст детей:2 – 2,5 года. Актуальность выбранной темы:...

Педагогический проект «Весёлые пальчики» по развитию мелкой моторики в первой младшей группе.

laquo;Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее движения,ярче тво...

Проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе "Веселые пальчики"

Мелкая моторика – это скоординированные движения кистей рук и мелких мышц пальцев. Чтобы стимулировать развитие речи у ребенка, важно развивать мелкую моторику или движения пальцев рук. Это...