Система методического сопровождения педагогов в современных условиях развития дошкольного образования
консультация

Анна Александровна Чушкина

Статья посвящена проблеме внедрения современных методических методов и приемов в практику дошкольных учреждений, Обосновывается необходимость повышения педагогической компетентности воспитателей на основе их методического сопровождения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Морокова О.И.,

 Чушкина А.А.,

Аннотация. Статья посвящена проблеме внедрения современных методических методов и приемов в практику дошкольных учреждений, Обосновывается необходимость повышения педагогической компетентности воспитателей на основе их методического сопровождения.

Ключевые слова: дошкольное образование, педагогическая компетентность, образовательная среда, методическое сопровождение педагогов.

Как показал анализ практической деятельности педагогов дошкольного образования, они, в большинстве своем, не всегда готовы к новому виду организации педагогического процесса и проектированию. Причина – отсутствие у некоторых из них «опыта нелинейного построения педагогического процесса и личностно-ориентированного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса» [1, с. 142]. К сожалению, в некоторых дошкольных учреждениях все еще реализуется такая методическая деятельность, при которой приоритетными оказываются общие образовательные задачи, а не практическая помощь в повышении компетентности каждого педагога.

Главной фигурой в «формировании нового содержания образования является личность педагога, готового включиться в инновационную деятельность» [3, с. 102]. При этом педагогическая практика показывает, что не все педагоги подготовлены к внедрению позитивных инноваций в дошкольное образование.

Методом сопровождения подразумевается «возможность практического воплощения процесса сопровождения, в основе которого находится единство четырех функций: диагностика сути проблемы, информация о сущности проблемы и путях её решения, консультирование на стадии принятия решений и формирование плана решения проблемы, основная помощь на этапе осуществлении плана» [6, с. 54].

Процесс сопровождения организовывается с учетом основных принципов:

- рекомендательный характер даваемых советов;

- преимущество интересов сопровождаемого;

- непрерывность и междисциплинарность сопровождения;

- готовность к автономизации.

Система ДО в России в приоритетах своего развития видит, прежде всего, открытость, вариативность, ориентированность на предоставление качественных образовательных услуг. В этой ситуации на первый план выходят проблемы «обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности в детском саду, его взаимодействия с семьями и начальной школой, значительную роль играет эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности ребенка дошкольника» [5, с. 14]. В настоящее время в РФ реализуется система внедрения ФГОС ДО, которые, в свою очередь, оказывают существенное влияние на деятельность педагогов, методических работников и всего ОУ в целом. При осуществлении данного процесса методическая деятельность приобретает все большее значимое влияние. Под методической работой понимают «систему взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов» [2, с. 5]. В состав методической работы входят следующие направления:

‒ методическое сопровождение;

‒ методическое обеспечение.

Реализуя приоритетные направления, конкретное ДОУ вынуждено изменить режим своей деятельности, при этом оно испытывает дополнительные сопутствующие трудности. Так как помимо традиционной работы, которая осуществляется в режиме функционирования, еще должно внедрять программу развития.

Такие же изменения коснулись и МАДОУ «ЦРР-д/с № 28 «Журавлик» г. Губкин. Чтобы облегчить задачу управления в двух отмеченных режимах, мы приняли решение организовать такую работу через образованные центры, которые должны способствовать качественному переустройству содержательного компонента деятельности ДОУ.

Во-первых, организовали нормативно-правовые условия, позволяющие педагогам однозначно трактовать приоритеты в организации инновационной деятельности и повышении собственной квалификации. В этот пакет нормативных документов были включены не только документы федерального, регионального и муниципального уровней, но и локальные документы ДОУ, в которых находят свое отражение содержание и основные векторы повышения квалификации наших педагогов.

Это следующие локальные акты ДОУ: Устав, Лицензия на образовательную деятельность, Программа развития, Основная общеобразовательная программа ДОУ (ООПДО). Кроме того, были разработаны положения:  Положение о творческой группе, По разработке ООПДО, Положение о комплексно-тематическом планировании, Положение о наставничестве. Разработанные  документы, как показала практика, позволили внести ясность и упорядоченность в организацию и осуществление различных аспектов повышения квалификации педагогов в ДОУ.

Отметим, что вовлечение педагогов в процесс управления способствует эффективному повышению их профессионального мастерства, развитию инновационной деятельности ДОУ. Во-вторых, создали центры – своего рода добровольное объединение педагогов, которые заинтересованы в совместной партнерской деятельности и которые желают участвовать в разработке конкретного направления. Такие Центры дают возможность молодым, начинающим педагогам, показать себя в педагогической деятельности.

Для решения задач по повышению уровня профессиональной компетенции использовались различные формы повышения педагогического мастерства:

1) педсовет «Качество педагогического планирования образовательной работы в ДОУ»;

2) консультации: «Проектирование компонентов образовательной деятельности на основе комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса», «Организация  мониторинга в ДОУ», «Комплексное  сопровождение ребенка в условиях ФГОС»;

3) семинар по планированию воспитательно-образовательной деятельности в группах ДОУ в условиях ФГОС.

Также была разработана и обоснована система требований к содержанию педагогического портфолио. Портфолио  формируем с каждым педагогом. Содержание варьируется в зависимости от возраста и уровня квалификации педагога, специфики группы, в которой он работает. Наличие такого информационного банка не только способствует росту интеллектуального потенциала, но и стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности, способствует повышению квалификации, учит презентовать свою деятельность.

В особую структуру системы методического сопровождения входит  «Школа молодого специалиста», являющаяся начальной ступенью повышения квалификации молодых педагогов.

В настоящее время основной задачей руководителя ДОУ становится определение стратегии внутрифирменного профессионального развития педагогов. Проектирование внутрифирменного повышения квалификации, повышения профессиональной компетентности каждого педагога ДОУ, на наш взгляд, позволит спроектировать индивидуальную «дорожную карту» педагога. Кроме того, это позволит получать качественные и доступные услуги в системе непрерывного, дополнительного профессионального образования.

Однако, при анализе существующей методической работы были выявлены небольшие проблемы: неумение педагога осознать или определить свои творческие возможности и найти применение им в работе с детьми; творческое раскрытие педагога, и в нахождение применения его творческого потенциала в общей работе всего детского сада; нехватка знаний и умений педагога методически грамотно обобщить опыт по изучаемой проблеме. И в связи с этим, в нашем учреждении была предложены мероприятия по методическому сопровождению формирования системы психолого-педагогических и методических знаний педагога.

Организационно-методическое сопровождение формирования системы психолого-педагогических и методических знаний педагога

п/п

Тема

Оценка сформированности знаний педагога

1

Современные образовательные технологии воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста

Круглый стол «Современные образовательные технологии воспитания»

2

Технология организационно-методического сопровождения профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организации

Разработка образовательных проектов по вопросам организационно-методического сопровождения профессионального развития педагогов в условиях дошкольной организации Создание портфолио.

Презентация проектов

В заключении хотелось бы обратить внимание, что овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу только при целенаправленном индивидуально-психологическом самообразовании и  саморазвитии на основе интеграции имеющегося опыта, теоретических знаний и практических умений. Именно осознанная профессиональная деятельность является источником педагогического мастерства – единства общекультурных, деловых свойств личности и профессиональной компетентности педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абибуллаева, Э.А. Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях / Э. А. Абибуллаева // Молодой ученый. – 2018. – № 12. – С. 142-145.
  2. Белая, К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. – 2014. – № 3. – С. 4-13.
  3. Веретенникова, В.Б. Структурно-функциональная модель образователь-ного процесса в современной системе дошкольного образования / В. Б. Веретенникова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 7. – С. 102-111.  
  4. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современной дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие / сост. И. М. Гриневич, А. А. Чуприна, М. А. Тоторкулова, Н. Ю. Москвитина, Г. В. Гриневич, О. А. Матяжова. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2018. – 86 с.
  5. Петунин, О.В. Профессиональный стандарт педагога как ориентир профессионального развития учителя / О. В. Петунин, Л. Е. Шмакова // Инновации в образовании. – 2016. – № 4. – С. 14-21.
  6. Шестакова, Т.П. Нетрадиционные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетенции воспитателей ДОУ / Т. П. Шестакова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 7. – С. 54-56.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Новые формы методической поддержки педагогов на современном этапе развития образования"

Сеогдня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт...

Презентация к докладу по теме: «СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ ДОО В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Презентация к докладу по теме: "Современные требования к педагогу ДОО в условиях модернизации дошкольного образования" для выступления на семинаре-практикуме в рамках методического объединен...

Доклад. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ...

Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно ФГОС в дошкольном образовании

методическое сопровождение педагогов в ДОУ согласно ФГОС в ДО...

Доклад на августовской педагогической конференции «Современные условия развития дошкольной образовательной организации как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС ДО»

  Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требован...

Анкета для выявления готовности педагогов к деятельности в современных условиях развития дошкольного образования

Развитие содержания дошкольного образования в современных условиях требует внесение изменений в работу каждого педагогического коллектива дошкольной образовательной организации. Не все педагоги и спец...

Профессиональное мастерство педагога в современных условиях развития образования

В статье изложены этапы становления профессионального мастерства, современные требования к образованию в стране, а также к личности педагога....