педагогический словарь
материал

Мазитова Светлана Айратовна

пед.словарь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glosariy_na_10_semestr_1.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ) ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ особенности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие и воспитание ребенка. К воспитательному потенциалу семьи относятся: -социально-культурный фактор – своеобразие нравственно-психологического в семье, социальные ценности семьи, личное и педагогическая культура ее членов; - социально-экономический фактор – материальные возможности, которые используются для развития и воспитания детей; - технико-гигиенический фактор – место и условия проживания семьи; - демографический фактор – структура и состав семьи; - социально-педагогический фактор – использование социально-педагогических возможностей семьи в воспитании детей.  Источник: Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ способ проведения социологического опроса как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого.

Источник: Исследовательская деятельность

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ междисциплинарный метод, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ То же, что метод интервью в педагогике. Вспомогательный метод исследования с помощью интервью. Протекает в форме беседы, при этом ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее подготовленные) вопросы. И. – важный источник информации по исследуемой проблеме.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ

выработка тактики и стратегии взаимодействия. Организация совместной деятельности людей. Основные виды И. о. — кооперация и конкуренция. Источник: Педагогический словарь

ОБУЧЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЕ (англ. Inter – взаимный, act – действовать) – это обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта или получения знаний. Организация О. и. предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации. С развитием информационно-коммуникационных технологий О. и. значительно расширилось и стало более доступным. Наиболее прогрессивные возможности для О. и. предоставляют аппаратно-программные средства мультимедиа. Одна из целей О. и. состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Интерактивные формы обучения наиболее эффективны при организации самостоятельной работы учащихся, обеспечивают познавательную деятельность обучаемых при работе с электронными учебниками, в дистанционных курсах и т. д. (Педагогический энциклопедический словарь [Электронныйресурс]. – Режим доступа: http://www.Dictionary.fio.ru). В. П. Козыренко Источник: Глоссарий современного образования.

КОНЦЕПЦИЯ (лат. conceptio – понимание) – система взглядов, принципов в какой-либо области; общий замысел, основная идея труда, произведения. Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

СОТРУДНИЧЕСТВО совместная деятельность педагога с учениками, их родителями, общественностью, осуществляемая при ведущей роли педагога и направленная на решение учебновоспитательных задач. Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Взаимодействие с родителями- объединение общей цели и интересов с целью развития в ребенке гормональной и здоровой личности. (ФГОС)

ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЕ СООБЩЕСТВО сложившая в процессе внеурочного общения и совместной деятельности относительно устойчивая система связей и отношений между детьми и взрослыми (педагогами, родителями). Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов

ПОЗИЦИЯ СУБЪЕКТНАЯ

(социального педагога) – проявление личностной позиции и своеобразия в профессиональной деятельности. Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ конструирование и осуществление образовательного процесса, исходя из целей развития и расширения возможностей человека на основе его запросов и интересов, выраженных через индивидуальный и коллективный (социальный) заказ на развитую свободную, конкурентоспособную личность как основной продукт образования. Источник: Педагогический словарь 2008 г.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ одна из основных форм связи школы с семьями учащихся и пропаганды педагогических знаний среди родителей, это школа воспитания родителей, формирующая общественное мнение, родительский коллектив. Р. с. – это источник педагогической информации для родителей. Обсуждает и формулирует заказ родителей школе, определяет конкретные показатели ожидаемых результатов ее работы, утверждает перспективный план, основные направления деятельности родителей в школе, вносит предложения в перспективный план развития школы, формирует органы самоуправления родителей в школе, рассматривает и утверждает вспомогательные документы, регламентирующие деятельность ответственных и уполномоченных родителями лиц, решает вопросы, связанные с участием родителей в управлении школой, взаимодействием с органами самоуправления педагогов и учащихся, с советом школы, высказывает отношение родителей к принимаемым в школе ее Уставу, законам, положениям, кодексам, инструкциям и др. Заслушивает отчеты и информации о работе школьного родительского комитета, дает им оценку, вносит предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе, других сфер ее деятельности (Классный руководитель. – 1999. – № 5. – С. 6). Л. А. Артеменко. Источник: Глоссарий современного образования.

АНКЕТИРОВАНИЕ метод педагогического исследования, массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников (анкет).

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Круглый стол - одна из форм учебной дискуссии, беседа, в которой «на равных» участвует вся небольшая группа учащихся (обычно около пяти человек), и происходит обмен мнениями как между ними, так и с «аудиторией» (остальной частью учебной группы). Источник: Профессиональное образование. Словарь

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА уровень владения специалистом искусством социальнопедагогической деятельности (педагогическими технологиями и методами, средствами и приемами, педагогической техникой их реализации). Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ДОМАШНЕЕ ВОСПИТАНИЕ

естественный процесс влияния на ребенка и его развитие условий семьи, домашнего окружения, родителей и близких. Домашнее воспитание – это и результат влияния на ребенка всех факторов семьи и дома. Оно осуществляется «натурально» всем укладом семейной жизни, изустной передачей семейного опыта, через взаимоотношения родителей, домашней обстановкой, семейным архивом, отношением к ребенку, духовно-нравственной обстановкой, связью семьи с внешним миром, семейными и национальными традициями, обычаями и культурой. Домашнее воспитание всегда национально ориентировано, конфессионально, культурологично и естественно. Особенностью его является глубина, прочность и преемственность. Вместе с тем, оно замкнуто миром семьи, отчего дети, воспитанные в добропорядочных отношениях семейной заботы сильно отличаются от «детсадовских» сверстников, тяжело переносят невнимание к себе и даже мелкие обиды. Таких детей называют «домашними». Домашнее воспитание в нашем отечестве осуществляют чаще всего сами родители, бабушки и дедушки, редко к нему причастны няни, и совсем утрачен опыт гувернерства. Духовно-нравственные основы в ребенка закладываются в семье, религиозное воспитание – тоже. Домашнее воспитание первично по отношению к воспитанию общественному и тем более государственному. В семье формируются образовательные потребности и семейные ожидания, определяющие судьбу ребенка. Частью домашнего воспитания является домашнее образование.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНОЕ

воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами), направленное на формирование представлений о жизненных целях и ценностях, правилах, нормах и привычках поведения, критериях оценки добра и зла. Повседневное общение по воспитанию самостоятельности, дисциплинированности, передаче опыта семейной жизни.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

единство учебно-воспитательных, учебнопознавательных и самообразовательных процессов.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный комплексно-тематический план психолого-педагогической работы во второй младшей группе, составленный на основе ФГТ по формированию словаря

Предлагается примерный комплексно-тематический план психолого-педагогической работы во второй младшей группе по формированию словаря, составленный на основе ФГТ. Этот план дает возможность планировать...

Консультация для воспитателей "Словарь педагогических терминов"

Консультация для воспитателей "Словарь педагогических терминов"...

Описание педагогического опыта по теме: «Расширение словаря у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений»

Цель: теоретически обоснование и практическое подтверждение влияния лексических упражнений на развитие словаря детей дошкольного возраста....

Комплекс педагогических мероприятий по формированию словаря старших дошкольников.

Примерный комплекс мероприятий по формированию словаря старших дошкольников в процессе формирования осознанного отношения к собственной безопасности....

Педагогическая деятельность воспитателя по расширению словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы

В статье представлен опыт работы с художественной литературой для решения задачи обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста...

Педагогическая деятельность воспитателя по расширению словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы

В статье представлен материал по формированию и расширению словарного запаса дошкольников в процессе использования художественной литературы...