презентация к ВКР выступлению на тему Исследование процесса формирования трудовых умений у детей 5-6 лет
презентация к уроку (старшая группа)

Мазитова Светлана Айратовна

презентация 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_1.pptx111.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследование процесса формирования трудовых умений детей 5-6 лет Выполнила: Мазитова Светлана Айратовна Руководитель: доцент, канд. пед. наук Тюстина Гульнара Гумаровна Нижневартовск, 2023

Слайд 2

Актуальность В Федеральной образовательной программе дошкольного образования в области «Содержание образовательной деятельности в сфере трудового воспитания» прописаны конкретные задачи и содержание работы по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей на каждый дошкольный возраст. «Цель трудового воспитания – формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребенка к труду. Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания. Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям.

Слайд 3

Цель и задачи исследования Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект педагогической технологии по формированию трудовых умений у детей старшей группы детского сада. Задачи исследования: 1. Проанализировать проблему трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической науке. 2. Охарактеризовать сущность трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста. 3. Определить критерии, показатели и уровень сформированности трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста. 4. Методически обосновать проект педагогической технологии по формирования трудовых умений у детей старшей группы детского сада.

Слайд 4

Объект и предмет исследования Объект исследования: трудовое воспитание дошкольников. Предмет исследования: формирование трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 5

Гипотеза исследования процесс формирования трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста может быть более результативным, если: уточнено понятие «трудовое воспитание», «трудовые умения»; разработан проект педагогической технологии по формированию трудовых умений на основе исходного уровня их сформированности.

Слайд 6

Основные определения По мнению Логиновой В.И. трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться. Ушинский К.Д. говорил: « Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Как отмечает Платонов К.К., трудовые умения – это способность человека к эффективному выполнению определенной деятельности на основе комплекса знаний, который реализуется в трудовой деятельности

Слайд 7

Констатирующий этап эксперимента Цель экспериментального исследования – выявить исходный уровень сформированности трудовых умений детей старшего дошкольного возраста. Исходя из цели исследования, были определены задачи: 1. Определить критерии и показатели сформированности трудовых умений у старших дошкольников. 2. Подобрать диагностические задания с целью изучения уровня сформированности трудовых умений у детей 5-6 лет и провести констатирующий этап эксперимента. 3. Проанализировать полученные результаты и разработать проект педагогической технологии по формированию трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 8

Критерии и показатели трудовых умений у детей 5-6 лет (Р.С. Буре) Критерии Показатели Когнитивный Представления о труде и трудовой деятельности: о процессе самообслуживания и хозяйственно-бытовом труде (убрать игрушки, вытереть пыль, ухаживать за растениями в уголке природы и на участке); о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека (знакомство с видами труда взрослых и с их профессиями и трудовыми процессами); о важной роли современной техники в труде Деятельностный Умения формулировать цель труда, умение выделять предмет труда, составлять план выполнения действий трудовой деятельности, умение отобрать необходимое оборудование, осуществлять самоконтроль проделанной работы и её коррекцию; соблюдать правила техники безопасности в ручном труде Личностный Наличие у детей сформированного чувства бережливого и разумного поведения в процессе трудовой деятельности; выполнение трудовых заданий с желанием, творческим подходом и проявлением инициативы; наличие чувства благодарности и уважения к взрослым за заботу и труд; желания выполнить трудовые поручения и задания добросовестно и аккуратно.

Слайд 9

Уровни сформированности трудовых умений у детей 5-6 лет Уровень Характеристика уровня Высокий (7-9 баллов) Ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен. Ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми. Развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны. Средний (4-6 балла) Труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности. Ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника. Высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично. Низкий (0-3 балла) Результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий. Ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом». Беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

Слайд 10

Уровни сформированности трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста

Слайд 11

Проект технологии по формированию трудовых умений у детей 5-6 лет Целевой модуль Цель: повысить уровень сформированности трудовых умений Проект технологии направлен на решение следующих задач: 1) Развить трудовые и специальные умения (умение удерживать цель труда; планировать и осуществлять трудовой процесс поэтапно до получения результата и оценки качества; умение использовать различные материалы и инструменты; владеть специальными действиями самоконтроля). 2) Формировать правильное отношение к трудовой деятельности, а именно репродуктивный или творческий характер деятельности; результативность и самостоятельность в достижении результата. 3) Применять владение элементами культуры труда (экономное расходование материала, умение поддерживать порядок на рабочем месте, уборка рабочего места после окончания работы и др.). Содержательный модуль I блок – «Я люблю трудиться, мне без дела не сидится» II блок - «Путешествие в мир Профессий»

Слайд 12

Процессуально- деятельностный модуль Этапы технологии: I этап – ознакомительно-репродуктивный. Данный этап направлен на привлечение внимания детей к объекту труда, мотивация, постановка трудовой задачи, распределение обязанностей, планирование деятельности, подготовка оборудования (в зависимости от возраста). II этап – когнитивный. Данный этап направлен на формирование умения планировать и осуществлять трудовой процесс поэтапно до получения результата и оценки качества, умения использовать различные материалы и инструменты. III этап – творческий. Данный этап направлен на развитие у ребенка заинтересованности в результативности и проявлении самостоятельности в достижении результата. Участники образовательного процесса: старшие дошкольники, воспитатели, родители. Методы и приемы: словесные, наглядные, практические. Формы работы: групповые, индивидуальные Диагностико - результативный модуль Результат: повышение уровня сформированности у детей 5-6 лет трудовых умений Диагностические методы: диагностические задания и наблюдение за их выполнением.

Слайд 13

Содержание I блока «Я люблю трудиться, мне без дела не сидится» Название блока Содержание I блок «Я люблю трудиться, мне без дела не сидится» пособия «Выжигай-ка», «Волшебные клубочки», « Вышивалка », « Мастерилка »; дидактическая игра «Как готовить»; альбом с моделями трудового процесса, правилами поведения на кухне; книга со стихами и пословицами о труде и профессиях; зоны дежурных по столовой и уголку природы; инструменты и оборудование для выполнения элементарных трудовых процессов (стирка кукольной одежды, мытье чайной посуды, чистка одежды, вытирание пыли).

Слайд 14

Содержание II блока «Путешествие в мир Профессий» Название блока Содержание II блок «Путешествие в мир Профессий» дидактические игры: «Кому что нужно для работы?», «Кто что делает?», «Что лишнее?»; разрезное лото «Профессии»; детские рисунки на тему «Профессия моей мечты»; интервью с детьми на тему «Кем вы хотите стать?»; видеозапись мультфильма «Кем быть?» (режиссер – Д. Бабиченко , 1948); стихи о профессиях

Слайд 15

Результаты исследования С помощью разработанной педагогической технологии по формированию трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста к концу её реализации появятся трудовые и специальные умения (умение удерживать цель труда; планировать и осуществлять трудовой процесс поэтапно до получения результата и оценки качества и т.д.); сформируется правильное отношение к трудовой деятельности, а именно репродуктивный или творческий характер деятельности; результативность и самостоятельность в достижении результата .

Слайд 16

Исследование процесса формирования трудовых умений детей 5-6 лет Выполнила: Мазитова Светлана Айратовна Руководитель: доцент, канд. пед. наук Тюстина Гульнара Гумаровна Нижневартовск, 2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ УХОДА ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

Анализ литературы по вопросам экологического и трудового воспитания дошкольников позволил сделать следующий вывод: Чтобы любить природу,  надо  ее  знать,  а  чтобы  знат...

Статья по трудовому воспитанию детей в средней группе. Тема: «Формирование трудовых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста средствами экологии»

Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста является одной из важнейш их задач нашего общества. Его истоки лежат в раннем детстве, когда ребенок впервые начинает испытывать пот...

Статья Формирование трудовых умений дошкольников в процессе экологического образования

Формирование трудовых умений дошкольников в процессе экологического образования...

«Формирование трудовых умений и навыков в процессе хозяйственно-бытового труда».

Данная работа посвящена трудовому воспитанию дошкольников. Содержит следующие вопросы:1.     Содержание хозяйственно бытового труда2.     Хозяйственно-бытовой т...

Программа по формированию трудовых умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе режимных моментов

Программа направлена на формирование положительного отношения к труду через ознакомление с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности....